Введение 3
Глава 1. Проблема развития стрессоустойчивости
старшеклассников на этапе подготовки к основной аттестации 8
1.1Проблема стрессоустойчивости в современной зарубежной и отечественной психологии 8
1.2. Особенности стрессоустойчивости у старшеклассников 20
1.3 Анализ подходов к развитию стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к основной аттестации 38
Вывод по первой главе 47
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей по развитию стрессоустойчивости на этапе подготовки к основной аттестации 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2. Психолого-педагогическая программа развития стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к итоговой аттестации 54
2.3 Анализ полученных результатов 61
Выводы по второй главе: 68
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5 83
Актуальность нашей темы исследования, понятна, каждому жителю мегаполиса, ведь ритм жизни современного человека буквально, пронизан ежедневным шумом, стрессами и агрессивным поведением со стороны окружающих нас людей. Хочется отметить, что среди населения за последние пять лет наблюдается неуклонный рост таких стресс обусловленных заболеваний, как тревожные, депрессивные и психосоматические расстройства. Наиболее подвержены стрессу обучающиеся, все не смотря, на сложные экзамен ОГЭ, им необходимо справляться с не понимаем со стороны сверстников, а также непростые отношения с учителями и родителями.
Для подростков, которых можно отнести к девятиклассникам, существует несколько стадий личностных вариантов. Отметим существенную особенность этого периода - личностную нестабильность. Она выражается в эмоциональной тревожности, неуравновешенности, частых колебаниях самооценки и противоречивых чувствах. Все эти показатели свидетельствуют о низком сопротивлении давлению. Нынешняя ситуация в образовании сложилась так, что в начале девятого класса учеников учили идее: "ты не сдашь важные государственные экзамены и в дальнейшем будешь закрыт для тебя. «.. По сути, сдача экзамена становится смыслом студенческой жизни. Высокие психоэмоциональные нагрузки, подростковые переживания повышают давление.
Актуальность этого вопроса заставила задуматься о том, насколько современный студент готов выдерживать стрессы; нет никаких причин снижать его успеваемость при прохождении ОГЭ.
Множество зарубежных ученых такие, как Р. Лазарус и Г. Селье, Л.Л. Китаев-Смык, С. Фолькман, Ю.С. Савенко, Э. Фромм занимались проблематикой стресса и стрессоустойчивости. В третьей стадии теории о стрессе Г. Селье стрессоустойчивость рассматривалась им как «адаптационная энергия».
В отечественной психологии данную проблему исследовали:
Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Н. И. Вебер, Р. М. Грановская, И. А. Джидарьян, О. А. Карабанова, Т. Л. Крюкова, Л. А. Китаев-Смык, А. Е. Личко, О. В. Лозгачева, А. Б. Леонова, В. В. Собольников и др. Отечественные авторы понимали под стрессоустойчивостью совокупность компонентов личности, которая обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности.
Проблема стрессоустойчивости в подростковом возрасте рассматривалась в трудах таких ученых, как Л. И. Божович, А.И. Жуков, А.И. Захаров, А.Г. Здравомыслова, В.А. Иванникова, Д.А. Леонтьева, С.С. Либих, М.С. Лебединский, Л. Е. Личко ,В.Н. Мясищев, A.M. Прихожан, B. E. Рожнов, М. Ю. Чибисова и др. Данный возрастной период сопровождается поиском идентичности, личностным и профессиональным самоопределением, всё это можетвызвать стресс у старшеклассников, так же, к перечисленным трудностям добавляется проблема сдачи первых экзаменов. Именно экзаменационный стресс является одним из главных причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников.
Одной из причин формирования стрессоустойчивости является активность. Л. С. Выготский отмечал, что учебная деятельность — это система признания способностей ученика. Однако для того, чтобы организовать деятельность посредством обучения, подростку желательно усвоить ценности, включиться в воспитание отношений, а также овладеть социальными нормами и приобрести опыт общения между людьми. Именно поэтому важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы он снижал конфликтогенность учебной деятельности и одновременно решал проблему формирования стрессоустойчивости.
Для того чтобы справиться с проблемами, учащиеся средней школы должны уметь управлять своей умственной деятельностью и развивать чувство спокойствия. Для успешного развития стрессоустойчивости важно проводить регулярные психолого-педагогические занятия, которые будут состоять из комплексного подхода и использования различных видов психологической поддержки (групповая, индивидуальная консультация выпускников, составление рекомендаций, частные консультации родителей девятиклассников).
С учётом значимости выявленной проблемы излагается тема исследования: «Формирование стрессоустойчивости обучающихся в период сдачи ОГЭ».
Цель исследования: разработать и апробировать программу формирования стрессоустойчивости у старшеклассников на этапе подготовки к основному государственному экзамену.
Объект исследования: уровень стрессоустойчивости старшеклассников.
Предмет исследования: динамика стрессоустойчивости старшеклассников в процессе реализации психолого-педагогической программы на этапе подготовки к основному государственному экзамену.
Задачи исследования:
1. Изучить на основе научной теории проблемы стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить особенности стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к сдаче основного государственной аттестации.
3. Проанализировать различные подходы по развитию стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к сдаче ОГЭ
4. Создать психолого -педагогическую программу для развития стрессоустойчивости у старшеклассников на начальном этапе подготовки к основному государственной аттестации.
5. Апробировать психолого-педагогическую программу для подтверждения или опровержения гипотезы о целенаправленном формировании стрессоустойчивости.
Гипотезой исследования является нашего исследование является предположение, что целенаправленное формирование стрессоустойчивости возможно в процессе реализации психолого-педагогической программы.
Методы исследования:
• теоретические: синтез, анализ, классификация, обобщение;
• эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, математическая и графическая обработка информации, методика «Прогноз» и Методика изучения стрессоустойчивости Холмса и Раге.
Теоретическая значимость заключается в анализе стрессоустойчивости в зарубежной и отечественной психологии, особенностях стрессоустойчивости у старшеклассников через психологические и педагогические подходы к росту стрессоустойчивости у старшеклассников в важный период подготовки к основной аттестации.
Практическая значимость состоит разработать и апробировать программу формирования стрессоустойчивости у старшеклассников на этапе подготовки к основному государственному экзамену. Результаты исследования могут быть использованы для индивидуальной и групповой работы, направленной в введение психолого-педагогических подходов к росту стрессоустойчивости старшеклассников на начальном этапе подготовки к основной аттестации.
Во введении аргументирована актуальность исследования, а также предмет, объект, цель, задачи и теоретические и эмпирические методы исследования.
В первой главе «Проблема развития стрессоустойчивости старшеклассников на этапе подготовки к основной аттестации», рассматриваются: проблемы стрессоустойчивости в зарубежной и отечественной психологии, особенности стрессоустойчивости у старшеклассников и психолого-педагогические подходы.
Во второй главе «Эмпирическое исследование особенностей по развитию стрессоустойчивости на этапе подготовки к основной аттестации» дан анализ методов исследований обучающихся 9 классов в МАОУ-Гимназии №45 по воспитанию стрессоустойчивости на этапе подготовки к основной аттестации ; приведена апробация и анализ программы по развитию стрессоустойчивости старшеклассников .
В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия №45 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, включает библиографию из 51 наименования и 3 приложений. Объем работы составляет 88 страниц. В работе результаты исследования отражены в 6 диаграммах и 2 таблицах.
1. В теоретической части-мы изучили особенности, виды стрессов и группы стрессоустойчивости мы пришли к выводу, что стресс оказывает не только разрушительное действие. В допустимых пределах, он помогает тренировать нервную систему и способствует активизации внутренних сил человека.
Проанализировали литературу по данной теме, выявили, что существуют разные типы стрессоустойчивости и стрессотренируемости.
Анализ теоретических и практических научных разработок показывает, что сила нервной системы, его стрессоустойчивость - тренируемые функции человека, развивая которые можно повышать свой жизненный потенциал.
2. Стрессоустойчивость у старшеклассников будет повышаться за счет развития самого себя, поэтому при отправке мяча, ведь от этого зависит успешность, надежность, продуктивность и конечный результат действий диктатора. активность; уверенность в себе, ведь чем больше у подростка боязнь неудачи, и тем больше вероятность его ошибок, а рефлексия от этого является важным показателем личностного роста обучающегося.
Важное особенности стрессоустойчивости в этом возрасти - сформированная саморегуляция. Она характеризуется умениями человека вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться, способность снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.
3. Проанализировав подходы по данной теме, мы выяснили, что существуют различные способы, стрессоустойчивость и стрессотренируемости. Одна из примеров, это созданная нами психолого-педагогическая программа.
4. Мы отметили существенный рост уровня стрессоустойчивости в экспериментальной группе, так как практически все участники группы отметили у себя низкий уровень тревожности и эмоциональную стабильность. Можно сделать вывод о том, что программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период итоговой аттестации способна эффективно повышать стрессоустойчивость старшеклассников перед предстоящими экзаменами.
5. Выводы по эмпирической части показали, что ученики старших классов освоили навыки самоконтроля и самоорганизации, а также уровень тревоги относительно предстоящего экзамена значительно снизилась. В контрольной группе существенных изменений не произошло. По методике изучения стрессоустойчивости Холмса и Ранге, так же можно наблюдать статистически значимых изменений. Как можно заметить, повышение стрессоустойчивости старшеклассников. Это свидетельствует о том, что участники этой программы могут более эффективно подготавливаться к предстоящим экзаменам и вовремя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что программа развития стрессоустойчивости старшеклассников в период окончательного аттестации позволяет эффективно формировать устойчивость к стрессам для школьников старших классов.
Наша Гипотеза исследования что процесс своевременного выявления уровня стрессоустойчивости предполагает возможным изменением учащимся наиболее эффективно подготовиться к сдаче основных экзаменов частично подтвердилась.
Таким образом, разработанная нами программа развития стрессоустойчивости в период сдачи ОГЭ старших укрепляются положительные изменения в этом вопросе. Эта программа поможет специалистам по психологической работе с проблемами, которые мы рассмотрим, проблемы, поможет родителям старших подростков и самих детей в этой возрастной группе. Что позволит в полной мере, комплексно подготовить стрессоустойчивость старшеклассников к важному этапу жизни - сдаче Основного государственного экзамена.
1. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка- метод психической саморегуляции. - М., 2012.- 105 с.
2. Берстева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социальной активности // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем [Текст]: сб. науч. Статей / сост. Ю.В. Братчикова / Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2013.
3. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014.- С.74.
4. Бонкало С.В. Жизненная позиция подростков как основа их саморазвития и самореализации. М., 2012. С. 37 - 38.
5. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи. М., 2011. С.131-136.
6. Вергунова В.М., Лейфа А.В. - Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2011. - 104с.
7. Водяха С.А. Психологическое благополучие в образовательном пространстве // Актуальные проблемы психологии личности [Текст]: сб. науч. Статей / сост. Н.Н. Васягина / Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2013.
8. Гумель Е.Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс].
9. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Леонидова И. С. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 151155.
10. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - Спб.: Речь, 2011. - с. 256
Издательство: Феникс, 2011. - 214 стр.
12.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. «Логос», М., 2000. 384 с
13. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2013. 113 с.
14. Климов Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ, 2000. 115 с.
15. Коврова М.Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде.// Журнал «Психология и писхопрофилактика».из-во Костромского ГПУ.-Кострома. 2011.-С.25-28...