Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феноменология и динамика стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Работа №46273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ДИНАМИКИ СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТЕСТАЦИИ 6
1.1 Психологический стресс и копинг - стратегии 6
1.2 Влияние свойств личности на формирование стресса 18
1.3 Влияние экзаменационного стресса на продуктивность
жизнедеятельности обучающихся в период подготовки к итоговому государственному экзамену 24
1.4 Феноменология и динамика стрессовых переживаний в период
подготовки к итоговым экзаменам 37
1.5 Физиологические и психоэмоциональные основания стресса 40
Выводы по первой главе 46
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ 51
2.1 Методики и процедура эмпирического исследования 51
2.2 Обработка и интерпретация результатов 59
2.3 Анализ результатов исследования 68
2.4 Психолого педагогические рекомендации по развитию
стрессоустойчивости в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 75
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89

Стрессовые переживания у подростков частое явление. Помимо «подростковых» проблем, вызванными пубертатным периодом, возникает ситуация, от которой будет существенно определяться будущая жизнь. Данная ситуация является итоговыми экзаменами общего образования, к которым начинают готовить за долгое время. Тем самым мы встречаем такой феномен, как прогрессия стрессового состояния у подростков. Суть стресса в том, чтобы организм быстрее приспосабливался к новой ситуации, находил единственное верное решение. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом.
Стресс - ситуация очень тяжелая даже для взрослого, а для неокрепшего и еще неопытного подростка - это ситуация тяжелая вдвойне. В течение очень долгого времени в России вопросы борьбы со стрессом замалчивались, а о стрессе у детей даже не упоминалось. В настоящее время начали появляться публикации о стрессах у детей, и в большинстве случаев они касаются стрессовых переживаний у детей школьного возраста. Причины, особенности протекания и помощь подросткам при стрессе перед экзаменами является в настоящее время вопросом малоизученным.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только необходимостью четкого понимания структуры и течения процесса стрессовых переживаний у подростков, но и необходимостью разработки рекомендаций.
Цель исследования: анализ феноменологии и динамики стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к итоговой государственной аттестации.
Объект исследования: учащиеся старших классов от 15 до 18 лет в период подготовки к итоговым экзаменам.
Предметом исследования: проявление стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Гипотеза исследования: ученики 11 -ых классов в период подготовки к ЕГЭ, более подвержены стрессовым переживаниям, чем ученики 9-ых классов в период подготовки к ОГЭ.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
• определить особенности возникновения, протекания стрессовых
процессов у старшеклассников;
• проанализировать основные причины появления стресса у подростков
и способы выхода из стрессового состояния;
• рассмотрение влияния стресса на физиологическое и эмоциональное
состояние обучающихся;
• проведения исследование, характеризующее возможности борьбы со
стрессом у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы исследования мы использовали следующие методы:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Психодиагностический метод с использованием следующих методик:
1. Тест на учебный стресс [98, с. 200] (Ю.В. Щербатых, измененная версия), который позволит определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс.
2. Тест на самооценку тревожности [47, с. 111] (Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина), позволяющий исследовать уровень тревожности исходя из шкалы самооценки.
3. Опросник САН [47, с. 221], который позволяет определить оперативную оценку самочувствия, активности и настроения.
4. Опросник Г. Айзенка [2, с. 180], который исследует экстраверсию - интроверсию и нейротизм.
5. Анализ результатов эмпирической работы с использованием метода математической статистики для нахождения статистически значимых различий при помощи непараметрических критериев U - критерия Манна- Уитни, ф* - критерий угловое преобразование Фишера для 2-х независимых выборок и Н - критерия Крускала-Уоллиса для 2 и более независимых выборок.
Теоретическая значимость: полученные в исследовании результаты (общие закономерности и выводы) дают возможность расширить и дополнить представления по вопросу о стрессовых переживаний обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам.
Практическая значимость: Данная работа будет полезна будущим выпускникам, поможет им выработать для себя оптимальный режим работы во время экзаменационного периода.
Структура: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
В большей части случаев экзаменационный стресс провоцируется самим обучающимся. Выпускник реагирует на экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Эта реакция во многом зависит от его личностных особенностей. В основе психических состояний и поведений лежит тревога. Проблема звучит в том, что ученики ощущают заметное влияние стресса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Данное положение придает опасность психологическому здоровью школьников. Это приводит к демотивации учения, понижение уровень успеваемости в учебной деятельности. Фактически же данный стресс существует довольно длительное время перед самим экзаменом. Сами стрессовые переживания и подготовка к экзаменам наступает у учащихся в различные сроки, как и за месяц до экзаменов, так и за длительное время около года.
При анализе факторов возникновения стрессовых переживаний, были выявлены такие причины как отсутствие навыков поведения в среде обучения, а именно неумение распределения времени, большая учебная нагрузка и строгие учителя. Также существуют объективные причины самоорганизации: стеснительность, застенчивость, нерегулярное питание, влияющие на их эмоциональное состояние. Исходя из данных причин, можно составить рекомендации по способу выхода из стрессового состояния: в таких случаях упражнения связанные с ассоциацией покоя являются наиболее актуальными, они легко воспроизводимы и занимают мало времени Некоторые подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряжение. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряженности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Исходя из вышеуказанного, можно предположить, что аутотренинг, релаксация, медитация самовнушение являются наиболее распространенными и эффективными способами повышения стрессоустойчивости.
Анализ литературы показал, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Организм, сталкиваясь со стрессов, начинает выделять с помощью желез внутренних секреций гормоны. Одним из главных гормонов является адреналин, он имеет одну из главных ролей, от него зависит, и нагрузка на сердце, и скорость межклеточного метаболизма, и общее артериальное давление. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям и др. Имеют место быть и такие факторы, как болезни, травмы, которые также сотворят стресс, вызывая панические атаки, страх, тревогу, негативные чувства и эмоции, которые побуждают подростков на пагубные и безрассудные поступки.
Исследование обучающихся 9-ых и 11 -ых классов доказало, что ученики одиннадцатого класса более подвержены стрессовым реакциям, чем школьники девятого класса. Наши предположения подтвердились проведенными исследованиями. Итогом исследования, общее эмоциональное состояние у обучающихся 11-ых классов период подготовки ниже, чем у обучающихся 9-ых классов. Ученик 11-го класса - быстро принимает решения, мобильный и стремится к активной деятельности. Ученик 9-го класса - обладает адекватной позицией в отношении учебной деятельности, уверен в себе и своих возможностях, трудоспособен. Высокий уровень ситуативной тревожности говорит о том, что у обучающихся есть реакция на разные психологические стрессоры. Эти стрессоры проявляется в форме агрессивного поведения и ожидания неудовлетворительной оценкой, отсутствие самоуважения. Высокая ситуативная тревожность у школьников 11 класса, выдает их беспокойство и нервозность. Тревога никак не взаимосвязана с реальной ситуацией. Связана она только с ее представлением. Преобладающие показатели ситуативной тревожности 9-ых классов свидетельствует об адекватном восприятии обучаемых школы. Существуют различия в показателях: самочувствие, активность, настроение, ситуативная тревожность. Это говорит, о том, что реакция на различные психологические стрессоры может отличаться у экстравертов и интровертов. По показателю стрессоустойчивость различий не было выявлено.
Интроверты и экстраверты не различаются в проявлении стрессоустойчивости в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Данные нашей работы могут также быть дополнены различными исследованиями с применением дополнительных методик и на большей выборке. Данный итог говорит о необходимости дальнейшего исследования этих эффектов и разработке рекомендаций для школьников по психологической подготовке к выпускным экзаменам.



1. Абульханова К.А., Березинна Т.Н. Время снов и время бодроствования. СПб.: Алэтея, 2001. - 321 с.
2. Айзенк Г.Ю. Структура человека: пер. с англ./ Г.Ю. Айзенкк. КСП+; СПб.: Ювэнта; 1999. - 464 с.
3. Аллександровский Ю.А. Социально-дисстресссовые периоды/ Русский мед. Журн: 1996. - 689 - 694 с.
4. Алябьяв А.Н. Подготовка хоккеистов профессионального уровня с опорой на самовосприятия функционального состояния: Автореферат Дисс. Кандид. педаг. Наук. - СПб.: 1997. - 18 с.
5. Аннаньев Б.Г. Особые психо-социальные труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.А. Бадалева, Б.Ф. Ламова - М.: Пед, 1999. - 342 с.
6. Андреева Д.А. О динамике приспособления. Исследование школьников к условиям учебного процесса/ Человек и мир: Учит.записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973. - 62-69 с.
7. Аннохин П.К. Особые работы: Кибернетика рабочих систем / П.К. Аннохин; под ред. К.В. Судакова - СПб.: АЛБИ - СПб,: 2000. - 374 с.
8. Анциферова Л.И. Человек в особых условиях: переосмысление жизни,
изменения ситуаций и психологическая самозащита/ Л.И. Анциферова// Псих. жур. 2004. - 3 - 18 с.
9. Апчел В.Я., Цыганский В.Н. Стресс и дизстресс личности. - СПб.: Питер, 1999. - 86 с.
10. Аракелов Г.Г. Стресс и его особенности// Вестник. Моск. уни-та. Сер. 14, Психология. 1995. - 45 - 54 с.
11. Аракелов Г.Г., Лыесенко Н.Е., Шот Е.К. Психофизиологиический метод оценки тревоги / Психол. журн. 1997. - 102 - 113 с.
12. Бауманн У., Пэрре М. Клиниическая психхология. 1998. - 962 с.
13. Бодров В.А. Психогенный стресс: Развитие образования и нынешнее состояние образования. - М.: Наука, 1995. - 288 с.
14. Бодров В.А. Информационный дисстрессс: учебное пособие для среднего образования. М.: Наука, 2000. - 352 с.
15. Бодров В.А. Проблемы завершения стресса /Психологический журнал. - 2006. 23 - 41 с.
16. Бодров В.А. Психологический стресс: динамика и победа. - М.: ПЕР СЭ. 2006. - 528 с.
17. Брэйт Д., Джонс Ф. Стресс: теории, предположения, мифы/ Д. Брайт, Ф. Джонсон. - СПб.: 2003. - 332 с.
18. Вальман А.В. Психофизиологическая саморегуляция внутреннего стресса / Популярные проблемы стресса. Кишинев: "Шитнинца", 1996. - 34-43 с.
19. Вальдман А.В., Козловский М.М., Медведева О.С. Фармакология и контроль над эмоциональным стрессом. - М.: Медицина, 1979. - 359 с.
20. Варданян Ю.В. динамика профессиональной компетентности школьника как субъекта педагогического общения в процессе изучения психики / Ю.В. Варданян, Н.Н. Рузанкина // Интеграция образования. 2008. - 38 - 44 с.
21. Васильев В.Н. «Здоровье и дисстресс». М.: Наука, 1991. - 156 с.
22. Василюк Ф.Е. Психология переживания/: Анализ преодоления серьезных ситуаций / Ф.Е. Василюк - М.: МГУ 2001. - 200 с.
23. Вилюнас В.К. Психология эмоций/ В.К. Вилюнас - СПб.: ПИТЕР. - 2006. - 496 с.
24. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психикой. - Казань, 1981. - 378 с.
25. Гилл Дж. Все о тревоге / Дж. Гилл - М.: Издан. дом магистр - Пресс, 2004. - 192 с.
26. Гиссен Л.Д. Время изменить жизнь. - М.: Педагогика, 1990. - 410 с.
27. Гиссен Л. Д.Жизнь без стресса. - М.: ФиС, 1981. - 112с.
28. Горизонтов П.Д. Стресс это не проблема. БМЭ, 1963. - 608 - 628 с.
29. Гориизонтов П.Д. Стресс. Система крови в гомеостаза. Стресс и фармакология / Гомеостаз. - М.: Меедицина, 1976. - 428 - 458 с.
30. Горин С.А. НЛП: Техники правильного дыхания. - М.,: Издательство «КСП+», 2004. - 560 с.
31. Гримак Л.П. Копии человеческой психики. М.: Политиздат, 1987 - 286 с.
32. Гринберг Дж. Управления стрессовой ситуацией/ Дж. Гринберг. - М.: ПЕРСЕ. 2002 - 480 с.
33. Губачёв Ю. М., Ивовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях болезни. 1976. - 253 с.
34. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: феноменология и изучения. - М.: МГУ, 1985. - 287 с.
35. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические основания и основные направления исследований // Психологическое приспособление и и окружающий мир современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд. Per Se, 2007 - 387 с.
36. Дикая Л.Г. Популярные проблемы и перспективы исследований
психологии труда в условиях жизни/ Л.Г. Дикая // Психологический журнал. 2007. - 29-44 с.
37. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический сборник / М.И. Еникеев. - М.: Проспект. 2006. - 560 с.
38. Игумнов С.А. Управление стрессом: подходы. - СПб.: Речь, 2007. - 217 с.
39. Изард К. Чувства человека/ Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та 1999. - 354 с.
40. Калуев А. В. Проблемы анализа стрессорного поведения. - Киев, 1999. - 134 с.
41. Карвасарского Б.Д. Психотерапия и диагностика СПб.: 2000. . - 362 с.
42. Карандашев В.Н. Как выжить во время стресса. - СПб.: Питер, 2003. - 276
с.
43. Кемпински А. Психическая патология невроза. - Варшава: Польское
медицинское издательство, 1975. - 400 с.
44. Китаев - Смык Л.А. Психология стрессовых ситуаций /Л.А. Китаев - Смык. - М.: Наука, 1998. - 381 с.
45. Козин А. П. Психологическая гигиена спортсменов. - Киев: Здоровье,
1985. - 128 с.
46. Кокс Т. Стресс и как с этим жить / Пер. с англ. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
47. Колесников Г.И. Психологическая диагностика школьников: тексты, тест ы, пояснения - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 222 с.
48. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при экстремальных стуациях М.: Медицина, 1976, - 190 с.
49. Крайг Г., Бокум Д. Психология динамики стресса. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. -940 с.
50. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология детей и взрослых. Развитие человека от рождения до полной зрелости: Учеб. пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464 с.
51. Лазарус Р.С. Особенная чувствительность и устойчивость к
психологическому дисстрессу // Психологические особенности в
определенной профессии и обережение здоровья. М. - Женева, 1989. - 121 - 126 с.
52. Леонова А.Б. Популярные подходы к анализу профессионального стресса. // Вест. МГУ. Серия 14: Психология, 2000. - 4-21 с.
53. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологичекая профилактика стресса. М., МГУ, 1993. - 43-82 с.
54. Майерс Д. Общая психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2006. - 848 с.
55. Марищук В.Л. Изменения поведения при стрессе/ В.Л. Марищук В.И. Евдокимов: - СПб.: Изд. дом « Декабрь», 2001. - 260 с.
56. Марищук В.Л.Чувства и эмоции в спортивной деятельности. - СПб.: ВИФК, 1995. - 38 с.
57. Меерсон Ф.З. Адаптация и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.
58. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Приспособление к стрессовым ситуациям и нагрузкам. - М.: Медицина, 1993. - 256 с.
59. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медицинские и биологические виды стресса.
- Кишинев: Штиинца, 1991. - 176 с.
60. Митева И.Ю. Рекомендации для повышения стрессоустойчивости. Москва: ИКЦ "Апрель", 2004. - 288 с.
61. Немов Р.С. Общая психология. Кн.1., - М., «Просвещение»,: 2008. - 216 с.
62. Осипова А.А. Общая психологическая коррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2000. - 367 с.
63. Панин Л.Е. Биохимические механизмы. - Новосибирск: Наука, 1983. - 232 с.
64. Пейсахов Н.М. Законы психических проявлений. - Казань: КГУ, 1984. - 235 с.
65. Писаринко В.М. Роль психики в жизни личности/ Психол. журн. 1986. - 62-72 с.
66. Погадаев К.И. Биологическая основа стресса / популярные проблемы стресса. - Кишинев: Штиинца, 1976. - 211 - 229 с.
67. Практика по эмпирической психологии: Учебное пособие. / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.: 2000. - 560 с.
68. Психология. Учебник для психологических вузов / Под общ. Ред. В. Н. Дружинкина. - Спб.: Питер, 2002. - 672 с.
69. Разумов С.А. Эмоциональный дистресс и реакция организма на него. - М.: Изд-во «Медицина», 1999. - 243 с.
70. Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная психология. СПб.: Питер,1999.
- 32 - 81 с.
71. Реан А.А. Психология анализа личности. - СПб.: Изд. Михайлова В.А.,
1999. - 288 с.
72. Ромен А. С. Самовнушение и как это работает на организм человека. - Алма-Ата: Казахстан, 1970. - 200 с.
73. Рудестам К. Групповая психологическая терапия. - СПб.: Питер, 1998. - 473 с.
74. Самоукина Н.В. Стресс в работе банковских служащих. / Прикладная психология, 1996. - 115 с.
75. Сандормирский М. Е. Как бороться со стрессом? - Воронеж: МО - ДЭК.
2000. - 176 с.
76. Селье Г. Стресс без отрицтельного стресса. - М.: Прогресс, 2007. - 124 с.
77. Селье Г. Письма об адаптационном синдроме. - М.: 1960. - 157 с
78. Семагин В.Н., Зухарь А.В., куликов М.А.Нервная система и репродуктивная функция. - М.: Наука, 1988. - 134 с.
79. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: «Социально - психологический центр», 1996. - 349 с.
80. Сидоров П.И., Парняков А.В. Знакомство с клинической психологией: Т.
I.: Учебник для мед учреждений. - М.: Академический Проект,
Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
81. Смит Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческие причины / Под ред.Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. - 356 - 392 с.
82. Соловьева С.Л. Психология экстренных состояний. Монография. СПб.: ЭЛБИ - СПб,: 2003. - 128 с.
83. Суворова В. В. Психология и физиология стресса. - М., 2005. - 208 с.
84. Судаков К. В.Меанизмы эмоций. М.: Сфера, 1981. - 116 с.
85. Судаков К.В. Стресс: Постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем // Патол. физиология и эксперим. терапия. - 1992. - 86 - 93 с.
86. Судаков К. В. Особенная выработка к стрессу. - М.: 1998. - 268 с.
87. Столяренко. Основы психологии, Ростов н /Д : Феникс,: 2007. - 678 с/
88. Тригранян Р.А. Стресс и его польза для человеческого организма(отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко). - М.: Наука, 1988. - 176 с.
89. Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Кивакмча Е.С. Стоит ли быть стрессу в деятельности человека?// Стресс и его патогенетические механизмы. - Кишинев: Штиинца, 1973. - 39 - 11 с.
90. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция стресса// Здравоохранение Российской Федерации. 2001. - 38 - 39 с.
91. Федоров Б.М. Стресс и сердечно-сосудистая система. - М.: Медицина, 1991. - 320 с.
92. Хуторная М.Л. Динамика стрессоустойчивости школьников в период подготовки к экзаменам / М.Л. Хуторная// Человек в изменяющемся мире
- Тамбов, 2007. - 182 - 186 с.
93. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. - М.: ФиС, 1988. - 176 с.
94. Шарай В. Б. Функциональное состояние школьников в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.: Педагогика, 1979. - 88с.
95. Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности школьников и студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова, 2000. - 959 - 965 с.
96. Щербатых Ю.В. Использования методов саморегуляции для развития стрессоустойчивости. Воронеж: ВГПУ, 2003. - 105 - 107 с.
97. Щербатых Ю.В. Психология внутреннего страха. - М.: Эксмо-пресс, 2001.- 416 с.
98. Щербатых Ю.В. Психология стресса и как избежать стресса- СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
99. Щербатых Ю.В. Влияние экзамена на физическое и психическое состояние человека // Высшее образование в России. - 2000. - 53 - 56 с.
100. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс - природа. - М.: Сфера, 2005. - 370 с.
101. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
102. Якиманская И. С. Интерпретация результатов психолого¬педагогического эксперимента: Учебное пособие. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - Орлов: Издательство ОГПУ, 1998. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ