Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Работа №55900

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое аспекты формирования
стрессоустойчивости старшеклассников в условиях сельской школы
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» 8
1.2 Специфика формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников 12
1.3 Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе 16
Выводы по I главе 20
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы
2.1 Организация и методики исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования уровня сформированности стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской
школе 24
2.3 Реализация программы по формированию стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе 30
2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 34
Выводы по II главе 41
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения


Актуальность исследования. Известно, что формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями и неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
В последние годы в сельской местности резко возросло количество различных стрессогенных факторов, негативно влияющих как на психическое, так и физическое здоровье сельчан. Особенно в зоне риска находится подрастающее поколение, у которой еще не сформированы механизмы саморегуляции и для нее характерна эмоциональная нестабильность.
У старшеклассников происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода - личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того чтобы успешно противостоять стрессам, детям и подросткам необходимо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную устойчивость.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике позволил выявить противоречие между необходимостью формирования стрессоустойчивости у старшеклассников сельской школы, и недостаточной разработанностью форм и методов формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы стрессоустойчивости у старшеклассников сельской школы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе
Объект: процесс формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе.
Предмет: содержание, формы и методы формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования стрессоустойчивости старшеклассников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики и критерии понятия «стрессоустойчивость»;
- учитывать специфику формирования стрессоустойчивости у старшеклассников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс комплексную программу «Жизнестойкость» по формированию стрессоустойчивости, включающую разнообразные формы и методы психолого-педагогического взаимодействия: тренинги, упражнения, игры, дискуссии, беседа, лекции и
др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс»,
«стрессоустойчивость».
2. Изучить специфику формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
3. Рассмотреть формы и методы работы по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
4. Разработать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность программы «Жизнестойкость», направленной на осуществление формирования стрессоустойчивости старшеклассников в сельской школе.
Методологическую основу данного исследования составили
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «стресс и стрессоустойчивость» (В.Д.Трошин[30], О.Л. Конопкин [15]), специфику формирования стрессоустойчивости старшеклассников (И.С.Кон [14], А. А. Реан [22])
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и научно-публицистической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ
«Стародрожжановская СОШ №1» Дрожжановского района РТ. В исследовании приняли участие 37старшеклассников.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, внедрялась программа по формированию стрессоустойчивости.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась обработка результатов исследования, формировались выводы.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучена проблематика по теме «стрессоустойчивость» и специфика формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности широкого использования разработанной программы в практике работы педагогов и психологов общеобразовательных учреждениях по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Новизна научной работы состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе, которые в совокупности нашли в разработанной программе «Жизнестойкость».
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Результаты исследования опубликованы: в журнале РАЕ -
"Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 2) до 20 июля 2016.
Участие в конференциях с результатами, полученными в ходе работы над квалификационной работой:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016», проведенная Российской Академией Естествознания (сертификат участника);
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2016 года. Секция «Актуальные проблемы социального становления личности» (сертификат участника).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основании проведенного исследования по теме
«Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской
школе» мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Стрессоустойчивость — интегральное качество личности
являющейся основой успешного социального взаимодействия человека,
которое характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем
тревожности, высоким уровнем саморегуляции и психологической
готовностью к стрессу.
2. Одна из наиболее ярких характеристик старшеклассников–
личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной
лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной
неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую
стрессоустойчивость.
3. Работа со старшеклассниками по формированию
стрессоустойчивости должна нести целенаправленный, систематичный
характер; должен включать в себя разнообразные формы и методы
педагогического взаимодействия, например, таких как, тренинги, беседы,
игры, упражнения и др.
4. На констатирующем этапе исследования были диагностированы
уровни и компоненты стрессоустойчивости. Вследствие чего, были
выявлены западающие показатели, с учетом которых формировалась
программа по формированию стрессоустойчивости.
5. На контрольном этапе в ЭК были выявлены значимые различия
по показателям, которыми осуществлялась целенаправленная активная
работа. В КК статистических различий по формированию
стрессоустойчивости не произошло. Гипотеза исследования
подтвердилась, поставленные задачи успешно реализованы.


Алексеев А. В. Психомышечная тренировка – метод
психической саморегуляции. – М.: Медицина, 2009. – 125с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. [Учеб. пособие] - М.,
Аспект Пресс, 2002. – 373с.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. –
М.: Наука, 2005. – 225с.
4. Антопольская Т.А. Психолог в пространстве полисубъектного
взаимодействия негосударственного учреждения дополнительного
образования детей / Т.А. Антопольская, О.Ю. Байбакова // Психолог в
современном обществе : от образования к профессиональной деятельности
: коллективная монография. – Воронеж: ВГУ, 2007. – 477с..
5. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников
таможенных органов // Ежегодник Российского психологического
общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня
2003 г.: в8 Т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 1. 457с.
6. Богданович Н.Г., Кедярова Е.А. Проблема формирования
психологической устойчивости личности// Ежегодник Российского
психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда
психологов. 25-28 июня 2003 г.: в8 Т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2003. – Т. 1. - 513с.
7. Васягина Н.Н., Лозгачева О.В. Формирование
стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере
юридического вуза): монография / Н.Н. Васягина, О.В. Лозгачева; Урал.
гос. пед. ун-т. .- Екатеринбург, 2008. – 112 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во
Смысл; Эксмо, 2005. — 136 с.45
9. Гримак Л.Я., Звоников В.М., Скрыпников Л.Я. Психическая
саморегуляция в деятельности человека-оператора//Вопросы кибернетики.
Психические состояния и эффективность деятельности. – М.: Изд-во
ЮНИТИ, 1983. – 167с.
10. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. –
М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 208с.
11. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // в кн.:
Очерки психологии труда оператора. - М.: Наука, 1974. – 172с.
12. Жуков А.И. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил
Российской Федерации// Ежегодник Российского психологического
общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня
2003 г.: в Т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 3. – 339с.
13. Кебина В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Выш.шк.,
2007. – 464с.
14. Кон И.С. Психология старшеклассников/ И. С. Кон. – М. :
Просвещение, – 2005. №1. – 513с.
15. Конопкин О.Л. Психологические механизмы регуляции
деятельности. М.: Ювента, 2011. – 256с.
16. Кэннон Б. Физиология эмоций. – Л.: Проспект науки, 2007. – 173с
17. Лукацкий М.А., Остренокова М.Е. Психология [учеб. Пособие]
Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 584с.
18. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция
человека в условиях стресса. – Санкт-Петербург.: Речь, 2001. – 260с.
19. Митина О.В. Математические методы в психологии [учеб.
Пособие] Практикум. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 240с.
20. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуальностилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности // Вопр.
психол.- 2004.- №4 -140с.46
21. Реан А.А. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и
тесты [учеб. Пособие]. / Реан А.А. - М.: АСТ, 2007. - 128с.
22. Реан А.А. Психология подростка. / Реан А.А. - М.: АСТ, 2007. -
128с.
23. Решетников М.М. Психодинамика и психотерапия депрессий./
Решетников М.М - СПб.: Издательство Восточно-Европейского Института
психоанализа, 2003. - 328с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:
Издательство «Питер», 2000. - 712с.
25. Селье Г., Когда стресс не приносит горя// Неизвестные силы в
нас./ Селье Г. М.: Просвещение, 2012. С. –158с.
26. Селье Г. На уровне целого организма. – М.: Наука, 2006. – 133с.
27. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Радуга, 2012.- 66с.
28. Слободчиков В.И., Исаев ЕЛ. Основы психологической
антропологии. Психология человека. Введение в психологию
субъективности: [Учеб. пособие] Учеб. пособие для вузов. - М.: Наука,
1995.- 384с.
29. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Пер. с англ.
- М.: Открытый мир, 2000. – 269с.
30. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика,
лечение и профилактика/- М.: Медицинское информационное агентство,
2007. - 784с.
31. Филимоненко Ю.И. Показатели успешности психической
саморегуляции//Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. – 2012. №
23. –80с.
32. Фопелъ К. Психологические группы: Рабочие материалы для
ведущего - М.: Проспект – 2012. № 23. – 80с.
33. Черепанова Е. Психологический стресс. – М.: Олимп, 2006. – 94с.47
34. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.:
Питер, 2006. - 256с.
35. Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести. Тренинг
устойчивости подростков к коммуникативному стрессу [Учеб. пособие] -
М.: АРКТИ, 2007. - 64с.
36. Стрессоустойчивость [электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрессоустойчивость
37. Стресс [электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/стресс

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ