Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95498

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития этнической толерантности младших школьников 7
1. 1 Анализ понятия «этническая толерантность» в научной литературе ... 7
1. 2 Характеристика особенностей развития этнической толерантности
младших школьников 18
1. 3 Способы формирования этнической толерантности младших
школьников 24
Глава 2. Практические аспекты особенностей развития этнической толерантности младших школьников 33
2. 1 Организация и методы исследования этнической толерантности
младших школьников 33
2. 2 Программа развития этнической толерантности младших школьников
35
2. 3 Анализ результатов научного исследования 38
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 63

В современном обществе Российской Федерации в целом и в педагогическом сообществе возрастает интерес к проблеме формирования этнической толерантности школьников.
В соответствии с направлением федерального государственного образовательного стандарта, направленного на обеспечение овладением духовных ценностей и культурой народов России. В основе современных стандартов образования лежит воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократичного гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава российского общества . А также осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностей.
Актуальность проблемы создания условий для развития этнической толерантности в образовательной среде обусловлена возрастающими потребностями государства и общества, в становлении психологически здоровой личности, которая могла бы успешно справляться с технологическими, информационными и социально -психологическими ситуациями современного мира.
Таким образом, развитие толерантности к традициям разных народов должно начинаться с детства. В школу приходят дети разных наций, из всевозможных семей, с отличным социальным статусом, поэтому нужно научить их уважению к другим.
Поэтому воспитание в духе толерантности является неделимой частью воспитания всех обучающихся. Значит, качества: доброжелательность, сдержанность, ответственность и терпимость , должны быть присущи каждому человеку.
В начальной школе целью формирования толерантного отношения к окружающим является воспитанием у ребенка чувства уверенности в себе и уважения к себе и другим. Поэтому формирование этнической толерантности у младших школьников является очень актуальной проблемой в современном обществе. Это и определило актуальность данного исследования.
В настоящее время вопрос о развитии этнической толерантности у детей младшего школьного возраста остается недостаточно изученным. Между тем установлено её положительное влияние на психологическое здоровье обучающихся в поликультурной среде, их эмоционально­личностное благополучие, формирование их метапредметных и личностных образовательных результатов.
Поэтому цель исследования в нашей работе является следующей.
Цель исследования: теоретически обосновать, практическим путём выявить и подобрать программу развития этнической толерантности младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «этническая толерантность» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития этнической толерантности младших школьников.
3. Описать способы формирования этнической толерантности младших школьников.
4. Исследовать особенности развития этнической толерантности младших школьников.
5. Подобрать программу развития этнической толерантности младших школьников.
6. Проанализировать эффективность подобранной программы и результаты научного исследования.
Объект исследования: феномен этнической толерантности.
Предмет исследования: программа развития этнической
толерантности младших школьников.
Основанием для выдвижения гипотезы исследования явилось
предположение о том, что:
1. Подобранная программа развития этнической толерантности оказывает положительное влияние на уровень этнической толерантности.
2. Уровень этнической толерантности младших школьников в
образовательной среде школы зависит от пола обучающихся.
3. Формирование когнитивного компонента этнической толерантности в образовательной среде школы зависит от пола обучающихся .
4. Существует взаимосвязь между эмоциональным и социальным (поведенческим) компонентами этнической толерантности.
Методологической основой исследования являются
основополагающие психолого-педагогические теории и практики, внесшие большой вклад в разработку понятия «этническая толерантность»:
Проблеме воспитания толерантной культуры младших школьников посвящены работы С. В. Бобиновой, Е. Г. Петренко, Л. М. Курганской и др.
Исследованием толерантности как психологической устойчивости личности занимались Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, П. А. Черкасов и др., как личностной характеристики А. Г. Асмолов, О. А. Кравцова и др., как системой убеждений и ценностей личности И. Б. Гриншпун, Г. У. Солдатова и др.
Психологи и педагоги разрабатывают программы формирования толерантности (Т. Н. Батенева, Р. Т. Гарданова, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, Т. В. Разумовская, С. В. Мягченкова, П. В. Степанова и др.), предназначенные для детей разных возрастов.
Многие отечественные и зарубежные философы в той или иной степени обращались к проблеме толерантности в своих диссертациях и научных публикациях: Ж. Лессэ, Дж. Локк, А. П. Мчедлов, Э. Нарагхи, Н. К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Тишков и др.; психологи: А. Г. Асмолов, В. Е. Кемеров, Е. Ю. Клепцова, И. В. Крутова, Ф. М. Малхозова, В.Г. Маралов, А. П. Оконешникова, Г. У. Солдатова и др.
Для решения поставленных цели и задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• по уровню проникновения в сущность (изучение литературы, анализ и синтез, обобщение);
• по этапам поиска (метод отбора материала, метод теоретической интерпретации, метод направленного преобразования);
• психологические (психодиагностические и психолого­педагогические методики);
• методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении этнической толерантности как качества личности, характеристики особенности развития этнической толерантности младших школьников и описании способов формирования этнической толерантности младших школьников, экспериментальном изучении взаимосвязей и содержательной наполненности структурных компонентов этнической толерантности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны педагогам -психологам, учителям, классным руководителям для организации эмоционально-благоприятного толерантного климата в образовательной среде школы, в которой есть разные этнические группы.
Структура выпускной квалификационной работы по теме «Развитие этнической толерантности младших школьников» состоит из введения, двух глав, заключения; содержит библиографию из 52 наименований, в том числе 2 - на иностранном языке, приложения. Объём работы составляет 87 страниц. В работе результаты исследования отражены в 5 таблицах и 5 диаграммах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе толерантность и признание культурных и этнических различий становятся необходимыми условиями для дальнейшего существования и развития личности в нашей многокультурной стране. Без знания своих культурных особенностей индивид не может уважать культурные различия других людей. В связи с этим молодое поколение сталкивается с риском игнорирования, непонимания, а часто с раздражением и агрессивностью по отношению к другим национальностям. Решение этой проблемы должно найти отражение в развитии и сохранении этнической толерантности у детей, начиная с начального уровня.
Целью данной работы было теоретическое обоснование, практическое выявление и подбор программы развития этнической толерантности младших школьников.
Для её решения проанализировано понятие «этническая толерантность», выявлены её основные компоненты, исследованы особенности развития этнической толерантности младших школьников, подобрана программа развития этнической толерантности младших школьников.
В ходе исследовательской работы были проанализированы труды Г. У. Солдатовой, А. Г. Асмолова, Т. Н. Батеневой, С. В. Бобиновой, Е. Г. Петренко, Л. М. Курганской и др.
Экспериментальное исследование по выявлению качества развития этнической толерантности у детей младшего школьного возраста в образовательной среде школы проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Борской общеобразовательной школы» Красноярского края, посёлка Бор. Исследование проводилось на обучающихся 1 «Т» и 1 «М» классов. Общее количество испытуемых составило 51 человек, из них 25 девочек и 26 мальчиков.
Проанализировав структуру этнической толерантности и процессы ее формирования, мы выделили следующие критерии этнической толерантности младших школьников: когнитивный; эмоциональный;
деятельностный.
В связи с этим нами были выбраны следующие методы проведения экспериментального исследования по определению качества развития этнической толерантности у детей младшего школьного возраста до и после реализации программы для определения её эффективности.
Для определения зависимости уровня этнической толерантности от пола испытуемых использовалась методика Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева и Л. А. Шайгеровой «Экспресс - опросник «Индекс толерантности».
Для изучения когнитивного, аффективного (эмоционального), поведенческого компонентов толерантности использовались соответственно: методика Дж. Финни «Выраженность этнической идентичности» в частности субшкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности; методика Г. У. Солдатовой «Диагностический тест отношений» и методика Э. Френкель-Брунсвик «Опросник для измерения общих социальных установок у детей».
В результате проведения данных методик был проведен анализ каждой их них и общий анализ всех методик. Обобщенные данные позволяют нам судить о том, что основная гипотеза исследования «Подобранная программа развития этнической толерантности оказывает положительное влияние на уровень этнической толерантности» подтвердилась, так как в выбранной группе респондентов по результатам вторичной диагностики есть положительные результаты, показывающие, что проводимая работа по программе по развитию этнической толерантности у обучающихся эффективна, а остающиеся низкие показатели говорят о том, что необходимо продолжать эту работу, ведь воспитание, развитие и обучение есть непрерывный систематически-последовательный и системно-деятельностный подход.
Таким образом, проведя исследование, мы пришли к выводу, что основная гипотеза №1 «Подобранная программа развития этнической толерантности оказывает положительное влияние на уровень этнической толерантности» являлась верной, а дополнительные гипотезы, выдвинутые нами, не подтвердились, а именно уровень этнической толерантности младших школьников в образовательной среде школы не зависит от пола обучающихся; формирование когнитивного компонента этнической толерантности в образовательной среде школы также не зависит от пола обучающихся и не существует взаимосвязи между эмоциональным и деятельностным (поведенческим) компонентами этнической толерантности.
Это означает, что формирование этнической толерантности младших школьников в образовательном процессе школы возможно благодаря непрерывному комплексу психолого-педагогических мероприятий. В частности, необходимо проводить занятия с обучающимися, направленные на знакомство с народами, проживающими в стране, их культурой, обычаями и традициями и многое другое. Также необходимо увеличить объем знаний о феномене этнической толерантности; ввести комплексные меры по профилактике нетерпимости младших школьников, расширить представления учащихся о себе как субъекте межэтнического взаимодействия.
Таким образом вопрос о развитии этнической толерантности является актуальным в наше время.
Цель данной работы достигнута, задачи реализованы, подведены итоги исследования, в результате которого в дальнейшем предполагается продолжить работу по теме в образовательной организации, задействовав и другие параллели классов.


1. Абдулкаримов, Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Г. Г. Абдулкаримов. - Москва: Высшая школа, 2006. - 234 с. - Текст: непосредственный.
2. Абдуллова, Л. Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной
толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды / Л. Ю. Абдуллова. - Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - №3. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/aktualnye- voprosy-vospitaniya-etnokulturnoy-tolerantnosti-u-mladshih-shkolnikov-v- usloviyah-polietnicheskoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 19.01.2020). - Текст: электронный.
3. Айгумова, З.И. Этнокультурные особенности развития младшего школьника Z З.И. Айгумова. - Москва: Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 2.
• С. 44-47. - Текст: непосредственный.
4. Алипханова, Ф.Н., Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов / Ф. Н. Алипханова, П. К Магомедова. - Москва: Мир науки, культуры, образования.
• 2013; 1 (38). - С. 34-36. - Текст: непосредственный.
5. Алипханова, Ф.Н. Соблюдение и реализация прав ребёнка в педагогической
теории и практике / Ф. Н. Алипханова, З. А. Маллаева - Москва: Мир науки, культуры, образования. - 2013; 6 (43). - С. 128-129. - Текст:
непосредственный.
6. Алипханова, Ф.Н. Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе Z Ф. Н. Алипханова, А. А. Омарова. - Москва: Мир науки, культуры, образования. - 2014; 1 (44). - С. 12-13. - Текст: непосредственный
7. Артемьева, В. А. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе / В. А. Артемьева, М. В. Данилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 851-855. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/86184.html. (дата обращения: 15.01.2020). - Текст: электронный.
8. Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / И. С. Артюхова. - Москва: Начальная школа. - 2008. - №9. - Текст: непосредственный.
9. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия толерантность / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ, 2001. - С. 8-18. - Текст: непосредственный.
10. Баева, И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка / И. А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Москва. - 2002. - № 3. Т.2. - С. 16-25. - Текст: непосредственный.
11. Байбородова, Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - Москва. - 2003. - № 1. - С. 90-94. - Текст: непосредственный.
12. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам / С. Д. Бакулина. - Москва: Флинта: Наука, 2014.
• С. 112. - Текст: непосредственный.
13. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: монография / Л. Н. Бережнова. - Москва: Академия, 2015. - Текст: непосредственный.
14. Бобинов, С. И. Приёмы восприятия толерантности / С. И. Бобинов. - Москва: Педагогическая техника. - 2008. - №5. - Текст: непосредственный.
15. Болотина, Т. В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие / Т. В. Болотина. - Москва: АПК и ПРО, 2002. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ