Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №47261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
366
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретическое исследование этнической толерантности школьников 7
1.1 Понятие этнической толерантности в социально-психологических
исследованиях 7
1.2. Характеристика этнической толерантности школьников 15
1.3 Особенности развития этнической толерантности школьников 22
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование этнической толерантности школьников 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Результаты исследования и сравнительный анализ этнической
толерантности школьников 33
2.3 Практические рекомендации, направленные на развитие этнической
толерантности школьников 53
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ

Существенными критериями высокого уровня социальной, профессиональной компетентности современного человека является его умение управлять межнациональным общением, воспитывать в себе активную нравственную позицию, формировать психологическую готовность к терпимости, находить выход из конфликтной ситуации.
Изучая «Стратегию развития молодежи на период до 2025 года», где одной из задач является формирование целостного мировоззрения («картины мира») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, семьи, нравственности, правосознания и т.д., а так же со сложившейся политической обстановкой, вынужденной миграцией людей с близлежащих государств, мы считаем актуальным, рассмотреть тему формирования этнической толерантности молодежи.
Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости являются компонентами этнической толерантности молодежи и также являются основными компонентами понятия «толерантности».
Необходимо обратить внимание, что первая ступень формирования этнокультурной толерантности ребенок проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте (5 - 10 лет), вторая - в подростковом детстве (11 - 15 лет) и третья - в юношеском возрасте (15 - 18 лет). При этом, обозначенные ступени достижения учащимися высокого уровня национальной толерантности отражают общее направление последовательного обогащения детей знаниями, умениями, навыками, способствующими эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию.
Вопросам межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философских, социологических и психолого-педагогических исследований. Видимый вклад в понимание понятия и сущности толерантности внесли П. Гречко, разграничивший понятия «терпимость» (толерантность) и «терпение», и вдобавок определивший границы толерантности [13], В.А. Лекторский, предложивший ряд возможных методов понимания толерантности [27], и Л.В. Баева, которая провела комплексное изучение проблемы, представив анализ и систематизацию форм толерантности, механизмы формирования толерантного и интолерантного сознания [5]. И.С. Кон отметил, что дети младшего возраста в большинстве своем не имеют расовых и этнических предубеждений. Впрочем, ближе к подростковому возрасту под воздействием взрослых у них складываются соответствующие стереотипы, которые изменить уже весьма сложно [23].
Вместе с тем, можно констатировать наличие существующих противоречий между возрастающей потребностью общества в развитии этнической толерантности и недостаточным уровнем исследования этнической толерантности школьников среднего звена.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Сравнительная характеристика исследования этнической толерантности школьников».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Цель - провести сравнительную характеристику исследования этнической толерантности школьников.
Объект исследования - школьники подросткового возраста.
Предмет исследования - этническая толерантность у школьников подросткового возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие этнической толерантности в социально-
психологических исследованиях;
- описать особенности развития этнической толерантности школьников;
- организовать и провести эмпирическое исследование этнической толерантности школьников;
- представить сравнительный анализ этнической толерантности школьников подросткового возраста 7 и 9 класса;
- предложить практические рекомендации, направленные на развитие этнической толерантности школьников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что уровень развития этнической толерантности не зависит от возраста обучающихся.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения теории толерантности (Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А.); теория толерантности личности в полиэтнической образовательной среде (В.Н.Гурова, Д. В. Ефимова, С. В. Кибакин, С. М. Сафронов).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ и синтез научной литературы по теме исследования; - эмпирические методы (тестирование); статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных. Методики исследования: опросник «Индекс толерантности» (авторами которой являются Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), диагностика типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова), методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем материалов и выводов для разработки и внедрения программы формирования этнопсихологической толерантности у молодежи в условиях школы.
Структура работы. Исследование отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время проблема воспитания толерантности школьников становится одним из приоритетных направлений в педагогической теории и практике. Понятие «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям [1].
В трудах В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В. Скворцова, Н.Н. Федотовой, М. Уолцера рассматривается семантика понятия «толерантность», субъекты и объекты толерантности, предмет и типы толерантности, уровни толерантности и факторы, на них влияющие. Психологический аспект толерантности изучают А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, С.К. Бондырева и др.
Толерантность становится важной чертой, характеризующей личность современного школьника. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности, начиная уже с начальной школы. Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у обучающихся уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны, осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Рассмотрев проблему этнической толерантности в трудах отечественных и зарубежных авторов, заметим, что одними из главных основ этнической толерантности у большинства авторов является терпение и уважение, испытываемые в отношении чего-то иного.
При этом отметим, что терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека.
Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности. В нашем исследовании использована психологическая периодизация Д.Б.Эльконина, согласно которой границы подросткового возраста устанавливаются между 10, 11 и 15, 16 годами. В начале подросткового возраста возникает интерес к своему внутреннему миру. Современные подростки зависимы от информационных технологий, что обуславливает фрагментарность их образа мыслей, стремление получить немедленные результаты своей деятельности.
Исследования этнической толерантности у подростков показывают недостаток знаний у подростков по вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения. Вышесказанное подтверждает необходимость работы, направленной на формирование этнической толерантности у подростков.
Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.
Сравнение изученных нами авторских подходов к определению структуры этнической толерантности показывает, что большинство исследователей (М.А. Перепелицыной, Е.Ю. Клепцовой, Ю.В. Кузнецовой, О.А. Спицыной) в структуре этнической толерантности выделяют следующие компоненты: мотивационно - ценностный, когнитивный, эмоционально волевой и поведенческий. Отечественные исследователи (И.С.Черникова, Г.У.Солдатова) выделяют сходные критерии толерантности, а именно: равноправие, взаимоуважение, сотрудничество, сохранение и развитие особенностей своей группы и уважение особенностей других групп.
Раскрыв формы и методы осуществления воспитания этнической толерантности в школе, заметим, что педагогических форм формирования этнической толерантности — бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые формы воспитания, каждый учитель из множества имеющихся вариантов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Кроме того, очень важно, что форма воспитания, которая подходит к одному ученику, может быть неприемлема для другого.
При этом для проведения целенаправленной работы по формированию толерантности на общешкольном уровне теоретиками рекомендуется администрации школы составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в коллективе, особенностей детей и их семей, учитывая возраст.
Для определения особенностей этнической толерантности школьников было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование.
Установлено, что в исследуемых группах обучающихся 7 и 9 классов нет значимых различий по показателям социальной толерантности, этнической толерантности, толерантности как черты личности и общего показателя толерантности.
В исследуемых группах обучающихся, сформированных по национальному признаку (русские и татары) нет значимых различий по показателям социальной толерантности, этнической толерантности, толерантности как черты личности и общего показателя толерантности.
В исследуемых группах обучающихся 7 и 9 классов значимые различия обнаружены по показателям «этноизоляционизм». Это значит, что обучающиеся 7 класса значимо чаще обучающихся 9 класса демонстрируют действия, связанные с желанием сохранить генотип этнической группы "чистым".
В исследуемых группах обучающихся, сформированных по национальному признаку (русские и татары) нет значимых различий по показателям «этнонигилизм», «этническая индифферентность», «позитивная этническая идентичность», "этноэгоизм", "этноизоляционизм", "этнофанатизм".
В исследуемых группах обучающихся 7 и 9 классов нет значимых различий по показателям «Этническая толерантность», «Социальная толерантность».
В исследуемых группах обучающихся, сформированных по национальному признаку (русские и татары) нет значимых различий по показателям «Этническая толерантность», «Социальная толерантность».
Таким образом, поведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что уровень формирования этнической толерантности в школе на разных ступенях обучения имеет равный уровень выраженности.
Полученные результаты позволили обосновать необходимость разработки системы мероприятий, направленных на формирование позитивной этической идентичности у школьников.



1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студентов высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с.
2. Аптикиева Л. Р. Особенности социализации личности подростка в современном обществе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2012. - №2. - С. 97 - 101
3. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия “толерантность” // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — Москва: МГУ, 2011. — С. 8-18.
4. Ахмедов М. Средства массовой информации как фактор стабилизации межнациональных и федеративных отношений // Автореферат к.п.н. - М., 2014.
5. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. - М.: Владос, 2010. — 384 с.
6. Белозерова А. С. О семантическом поле понятия «толерантность» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . - 2011. - №4. - С. 36 - 38
7. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика. — М.:
Издательство “Московский психолого-социальный институт”, 2009. — 74 с.
8. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 5 класс. ФГОС / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение. - 2017. - 127с.
9. Бодалева А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
10. Воробьева К. А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка // Воспитание школьника. - 2011. -№6. - С. 55-58
11. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. — 2009. — № 1.
12. Гурова В. Н. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде. - М.: Пед. обществово России . - 2004. - 240с.
13. Дагбаева С. Б. Структурно - содержательные характеристики
этнической толерантности подростков // Фундаментальные исследования. - 2012. - №11 - 3. - С. 576 - 580
14. Днепрова Т. П. Педагогический анализ понятий «Национальная
толерантность», «Этническая толерантность» и «Межнациональная толерантность» // Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. - С. 88-97
15. Ефимова Д. В., С. В. Кибакин, С. М. Сафронов Исследование интолерантного поведения молодежи XXI века // Социосфера. - 2010. - С. 33 - 37
16. Жмырова Е. Ю. О понятии «толерантность» и ее видах // Вестник Тамбовского Государственного Технического Университета. - 2006. - №4 - 2(том 12). - С. 1265 - 1269
17. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт ХХI в. (Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий). - М.: Полис, 2011.
18. Иркаев А. Г. Толерантность, как мировоззренческая устойчивость // Интернет - журнал Науковедение. - 2011. - №4 (9). - С. 1 - 5
19. Ким Р. Б. Формирование этнической толерантности как один из аспектов нравственной основы личности учащегося в современной // Вестник Московского Государственного Университета культуры и искусств. - 2010. - №6 (38). - С. 173 - 176
20. Коджаспирова Г.М Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
21. Козлова А. Г. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и в школе: Словарь. - СПб.:Речь, 2007. - 331с.
22. Костюченко А. А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Воронеж: ВГУ, 2010. — 25 с.
23. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. 1999.
24. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 2009. - С.64
25. Лыткина Е. В. Практический опыт формирования толерантности подростков в условиях поликультурного воспитания // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2014. - №1 (81). - С. 132 - 136
26. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. - М., 2001. - 236 с.
27. Маракушина И. Г. Возрастной подход к анализу психолого-педагогических проблем современного младшего подростка // Человек и образование. - 2014. - №2 (39). - С. 152 - 155
28. Маркелова Е. М. Динамика личностных характеристик толерантности в подростковом возрасте // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 8 22. Межина О. Ю. Формирование межэтнической толерантности в учреждениях дополнительного образования детей базового города крайнего севера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №6. - С. 427 - 432
29. Можейкина Л. Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2006.
30. Мутерперель С. Этническая идентичность и толерантность в подростковой субкультуре. - М: Наука. - 2003. - 124 с.
31. Назарова Е. В. Исследование видов и компонентов толерантности в педагогической деятельности // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2009. - №9. - С. 147 - 149
32. Нетребина А. В. Учет психологических особенностей идентификации индивида в подростковом возрасте // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2013. - №2(18). - С. 66 - 68
33. Образование для устойчивого будущего // Культура мира: Взгляд из России: (Очерки, проекты). - М., 2012. - C. 34-51.
34. Осипов А.И. Инструмент общения: Роль межрелигиозных диалогов в обеспечении мира и справедливости // Встреча: Студенческий правосл. журн. // Моск. Духовная Академия; Междунар. Фонд единства правосл. народов. - 2010, № 1 (11). C. 32-33.
35. Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии / Т. И. Осокина. - М.: Диалог культур. - 2013. - 240с.
36. Остановитесь! Оглянитесь! К вопросу об этнической толерантности и конфликтности в российской прессе. Примеры публикаций о жизни этносов. Сост. В.К. Малькова. - М., 2012.
37. Пырочкина С. А., Погорелова О. П. Психолого-педагогическая и
социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия,
проектная деятельность. - Волгоград: Учитель, 2008. - 123с.
38. Регуш Л., Орлова А. Педагогическая психология - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С.292 - 296
39. Репринцева Г. И., Азизова Н. Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России. - М:. Форум. - 2013. - 304с.
40. Савченко М. Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2010. - 256с.
41. Селюкова Е. А. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе / Е. А. Селюкова, М. Н. Фокина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 103-105
42. Содатова Г. В. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
43. Солдатова Г. В., Макарчук А. В., Шайгерова Л. А. Тренинги повышения межкультурной компетентности. - М.: МГУ. - 2004].
44. Тагиров Э.Р. Контуры концепции национальной модели культуры мира // Культура мира: от утопии к реальности: Отв. ред. Тагиров Э.Р. // Программа ЮНЕСКО "Культура мира"; Проект "Культура мира в России. Год 2000"; Программа "Татарстан на пути к культуре мира". - Казань, 1999. C. 37-54.
45. Таевосян Э.В. Этнонация: миф или реальность? // Социол. исслед. - 1998, N 6. С. 61-68.
46. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика // Рос. акад. образования. - 1999, N 2. C. 30-35.
47. Тангян С. Культура и педагогика мира // Общественные перемены и культура мира // Междунар. ин-т перспектив. пробл. социокульт. И полит. развития; РАН. Ин-т сравнит. политологии; Ред. Тимофеев Т. - М., 1998. C. 275-285.
48. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996
49. Тимофеев Т. (рук.), Галкин А., Ильин М., Оганисьян Ю., Столповский Б. Контуры новой эпохи и формирование культуры мира: (Глобальные измерения) // Общественные перемены и культура мира // Междунар. ин-т перспектив. пробл. социокульт. и полит. развития; РАН. Ин-т сравнит. политологии; Ред. Тимофеев Т. - М., 1998. C. 17-186.
50. Фаткуллина А.Ф. Некоторые вопросы гармонизации межнациональных отношений в школе и семье // Человек, природа, общество: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 20-21 мая 1999 г.; Условия формирования позиции ненасилия // Башкир. гос. пед. ин-т. - Уфа, 1999. Ч. 1. C. 87-89.
51. Фаурби И. Миротворчество в этнических конфликтах. // Национальные отношения и межнациональные конфликты: Материалы Всерос. науч.- теорет. конф. "Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе", Владикавказ, 22-24 июня 1995 г. // Северо- Осетинский гос. ун-т; М-во по делам национальностей Респ. Северная Осетия-Алания; Науч.-коорд. Совет Респ. программы науч. исслед. "Народы России: возрождение и развитие". - Владикавказ, 1997. C. 149-158.
52. Федоров А.В. Культура мира в российском измерении // Москва на пути к культуре мира // Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы; Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М., 1999. C. 42¬45.
53. Федюнина Н.В. Кому доступен принцип ненасилия? // Человек, природа, общество: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 20-21 мая 1999 г.; Условия формирования позиции ненасилия // Башкир. гос. пед. ин-т. - Уфа, 1999. Ч. 1. C. 89-91.
54. Фельде В. Г. Соотношение понятий «терпимость» и «толерантность // Омский научный вестник. - 2012. - №4-111. - С. 155 - 158
55. Фирнхабер Р. Человеческие беды и отпечаток войны: пытки и вынужденная миграция // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. - 2001, N 3. С. 33-48.
56. Фишер Р., Юри У. Конфликтология. - М., 2001.
57. Черных А. В. Народы Пермского края : история и этнография. Т. 2 / А.
В. Черных. - Пермь : Пушка, 2014. - 424 с.
58. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. — М.: “Ось-89”, 2004.
59. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений; ред. - сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - С. 378 - 383


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ