ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Понятие и виды контроля, структура и компоненты тестового
контроля 6
1.2. Эффективность использования тестового контроля обучающихся
при подготовке к ЕГЭ по математике 20
Выводы по материалам главы 1 30
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 31
2.1. Требования, предъявляемые к наборам тестовых заданий для
контроля усвоения учебного материала при подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике 31
2.2. Конструирование тестов для контроля успеваемости
обучающихся при подготовке к ЕГЭ по математике 36
Выводы по материалам главы 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА
На современном этапе развития общества перед школой ставятся все новые задачи. Задачи обучения, воспитания и развития сегодня дополняются задачами достижения новых образовательных результатов. Но, вместе с тем, достижение требуемого уровня усвоения учебного материала и диагностирование предметных знаний, по-прежнему являются актуальными задачами современной школы. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить: сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач; сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Для итогового контроля учебных достижений обучающихся Министерством образования РФ был разработан и реализован ряд проектов. Так, в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании» «...итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.», «.Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах.». В связи с этим, актуальной и принципиально значимой видится проблема организации контроля усвоения обучающимися учебного материала в форме, максимально приближенной к той, в которой они будут сдавать ГИА. В данной работе внимание будет обращено на организацию контроля подготовки к сдаче ГИА в наиболее востребованной форме - форме единого государственного экзамена, который представлен в виде теста.
Вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования для практики образования.
Объект исследования: процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования: тестовый контроль знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
Цель исследования: конструирование набора тестовых заданий в целях контроля успеваемости обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ на основе выделенных требований к отбору содержания
На основании поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выделения основных видов и функций контроля.
2. Определить понятие теста/тестового контроля, выделить особенности видов, форм тестов и тестовых заданий.
3. Определить эффективность использования тестового контроля при подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике.
4. Выделить требования, предъявляемые к содержанию тестовых заданий для контроля при подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике;
5. Применить выделенные требования для конструирования комплекта тестовых заданий, используемого в целях контроля успеваемости обучающихся при подготовке к ЕГЭ по математике.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, содержащего 37 источников.
В тексте работы 7 таблиц, 1 рисунок.
Работа над следующей публикацией способствовала выбору методологии исследования:
Кочнев В.А., Аксенова О.В. Исследование применения методов векторной алгебры в компьютерной графике// Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности. Материалы дней науки с международным участием. - Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2018. - С. 85-88.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. В результате анализа психолого-педагогической литературы были выделены основные виды и функции контроля знаний.
2. Определено понятие теста/тестового контроля, выделены особенности видов, форм тестов и тестовых заданий, условия эффективности тестов.
3. Проанализированы требования, предъявляемые к заданиям ЕГЭ, выделены критерии, по которым происходит отбор тестовых заданий.
4. Выделены особенности организации тестового контроля, в частности требования, предъявляемые к содержанию тестовых заданий для контроля при подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике .
5. Выделенные требования применены для конструирования комплекта тестовых заданий, используемого в целях контроля успеваемости обучающихся при подготовке к ЕГЭ по математике.
Таким образом, следует считать, что цель исследования достигнута путем последовательного выполнения поставленных задач.
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М. : Адепт, 1998.- 217 с.
2. Аввакумова И.А. Технологический подход к организации тестового кон
троля знаний и умений учащихся при подготовке к ЕГЭ // Современные проблемы школьного математического образования. - Екатеринбург:
Урал. гос. пед. ун-т. , 2009. - С. 10-14.
3. Айтуганова Ж.И. Педагогический тестовый контроль учебных достижений студентов по иностранному языку (английскому) в КГЭУ // Вестник Казанского технологического университета. -2011. - №4. - С. 271-276.
4. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М. : Рус. яз. Курсы, 2006. - 160 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы [Электронный ресурс]. URL: https://prosv.ru/_data/assistance/748/13-0607-03.pdf (дата обращения 10.05.2019).
7. Бухман Л.М. Проблемы тестового контроля знаний и их решение // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - №5-1. - С.21-24.
8. Демо-версия контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по математике 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1542979549/ma ege 2019.zip (дата обращения 12.04.2019).
9. Долинер Л.И., Ершова О.А. Педагогическая диагностика: методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успеваемости: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999. - 138 с.
10. Донская С.Ю., Митупов М.Б. Адаптивный тестовый контроль на основе информационных технологий // Acta Biomedica Scientifica. - 2010. - №2. - С. 132-133.
11. Дорожкин Е.М., Колясникова Л.В., Щербина Е.Ю. Специфика контроля компетентностных результатов профессионального обучения // Педагогика и психология образования. - 2014. - С.43-48.
12. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 2003. - 222 с.
13. Захир Ю.С. Региональные системы оценки качества школьного образования: что впереди? // Педагогические измерения, М. : ФГБНУ «ФИПИ», 2016 - №2. - С. 116-138.
14. Иванушкина Н.В. Критериально-ориентированное тестирование при изучении интегрированного курса «Психология и педагогика» // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - №2-2. - С. 287-291.
15. Кабанова Т.А. Тестирование в современном образовании. - М. : 2010. - С. 23-25...