ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПЕЦИФИКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ У УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ 6
1.1. Детская вокальная группа как особый творческий коллектив в
эстрадной студии 6
1.2. Специфика исполнения трех эстрадных жанров: блюз, регги,
джаз 14
1.3 Представление о специфике эстрадных музыкальных жанров у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПЕЦИФИКЕ ЭСТРАДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ У ЧАСТНИКОВ ДЕТСТКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ГРУППЫ 27
2.1. Начальная диагностика сформированности представлений у младших школьников о специфике эстрадных музыкальных жанров: блюз, регги, джаз 27
2.2. Условия формирования представлений о специфике эстрадных
музыкальных жанров: блюз, регги, джаз 33
2.3. Итоговая диагностика представлений о специфике эстрадных
музыкальных жанров участников детской вокальной группы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 57
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире регулярно открываются различные центры дополнительного образования, где детей обучают эстрадному вокалу, а также достаточно часто проходят групповые занятия по вокалу. Среди многих вопросов, волнующих педагогическую общественность, интересующуюся проблемами вокального обучения детей и юношества, одними из актуальных являются те, которые касаются освоения участниками вокальных ансамблей, сольных исполнителей специфики стилей в эстрадном вокальном исполнительстве. Все это приводит к тому, что часто начинающие вокальные эстрадные исполнители не понимают как надо петь то или иное вокальное произведение, что отличает его от других по стилистике, средством выразительности эстрадных вокальных произведений. Таким образом, ребенок начинает готовить эстрадный номер, но не представляет его специфики и особенности исполнения.
Все это позволяет сформулировать противоречие между разнообразием вокальных эстрадных жанров, используемых в вокальном обучении начинающих эстрадных исполнителей и недостаточной осмысленностью педагогов путей формирования представлений о специфике эстрадных жанров и их исполнения у участников вокальных ансамблей, сольных эстрадных исполнителей, которые только осваивают азы вокального эстрадного искусства.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск оснований для формирования представлений о
специфике музыкальных жанров у участников детской вокальной группы.
Цель исследования: выявить и апробировать условия формирования представлений о специфике музыкальных жанров у участников детской вокальной группы на практике.
Предмет исследования: условия формирования представлений о специфике музыкальных жанров у участников детской вокальной группы
Объект исследования: процесс музыкального образования в детской вокальной группе
Задачи исследования:
1. Рассмотреть детский ансамбль как особый творческий коллектив в эстрадной студии.
2. Изучить специфику исполнения трех эстрадных жанров: блюз, регги, джаз.
3. Изучить представлений о специфике эстрадных музыкальных жанров у младших школьников
4. Определить процедуру начальной и итоговой диагностики сформированности представлений у младших школьников о специфике эстрадных музыкальных жанров: блюз, регги, джаз.
5. Выявить условия формирования представлений о специфике эстрадных музыкальных жанров: блюз, регги, джаз.
Гипотеза: если разработать условия формирования представлений о
специфике музыкальных жанров у участников детской вокальной группы, то:
• младшие школьники научатся исполнять музыкальный материал, учитывая специфические стилистические особенности трех основных вокальных эстрадных жанров: блюз, регги, джаз;
• освоенные знания впоследствии дадут им возможность исполнять музыкальные произведения на высоком художественном уровне, с учетом тех специфических черт, которые присущи этим трем эстрадным жанрам.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения о специфике исполнения музыкальных стилей (Дж.Л. Коллиер, И.П.Гейнрихс, Д.Н. Ухов); теоретические положения об эстрадном вокале и работе с вокальным ансамблем (В.П. Малишав),идеи о необходимости введения вокальных импровизаций в эстрадные вокальные жанры (Goodman G., Е.В. Романова, Curtis Winters и др) .
В ходе исследования применялись следующие методы: изучение опыта, сравнение, сопоставление, обобщение педагогического опыта, а также изучение и анализ литературы (в том числе и нотной) по исследуемой проблеме.
Внедрение результатов исследования осуществлялось на занятиях эстрадным вокалом у младших школьников в центре детского эстетического развития «Белая Ворона» г. Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационной работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты итоговой диагностики подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволив сделать следующие выводы:
1. Детский ансамбль является особым творческим коллективом в эстрадной студии. Вокальный ансамбль - вокальный коллектив, который совместно исполняет музыкальные произведения. Количество участников коллектива ограничено. От 4 до 9 человек.
2. Эстрадная студия является образовательным заведением, которое
предоставляет дополнительные знания по творческим дисциплинам.
3. Специфика трех эстрадных жанров заключается в особых метро-ритмических и мелодических основаниях. Блюз отличает поэзия, основанная на драме, музыкальный язык таков, что часто встречаются: триольная пульсация и так называемые блюзовые ноты. Джаз отличает: особая ритмика, с триольной пульсацией, сложным или меняющимся метром, наличие импровизации (скэт). Специфика регги: квартольная пульсация и наличие акцентов на 2 и 4 долю.
4. Представление является чувственным образом предметов.
5. начальная диагностика сформированности представлений у младших школьников о специфике эстрадных музыкальных жанров: блюз, регги, джаз. включала следующие критерии:
• Наличие представлений о музыкальных стилях
• Наличие представление об особенностях исполнения музыкальных стилей
• Сформированность умения исполнять эстрадное произведение в
определенном стиле.
6. Выявили три основных условия формирования представлений о специфике эстрадных музыкальных жанров:
-организационное,
-методическое
-дидактическое.
Итоговая диагностика подтвердила эффективность разработанных нами условий, благодаря которым у участников детской вокальной группы. сформировалось представление о специфике музыкальных стилей.
1. Алиев Ю.Б. «Концепция музыкального образования школьников». М: Просвещение, 1998. 352 с.
2. Академик. Репертуар. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic fwords/31375/%D0%A0%D0%95%D0%9F%D 0%95%D0%A0%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%A0
3. Архандеева М.В. Работа с вокальным ансамблем в эстрадной студии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24134214
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании под ред. Е.М. Орловой. Ленинград. М: издание второе, 1973. 142с.
5. Бернстайн Л. Мир джаза. Музыка всем//Музыка, 1978. С. 59-69
6. Библиофонд. Особенности детского голоса и работа по развитию детского певческого голоса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887288
7. Браславский Д.Г. Аранжировка для эстрадных ансамблей. Учебное пособие для музыкальных вузов. Второе издание. Москва: Музыка, 1974. 97 с.
8. Браславский Д.Г. Методические рекомендации музыкантам по овладению джазовой ритмикой. Москва. М: Просвящение, 1976. 123с.
9. Википедия. Представление (психология). С.1. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D 1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5(% D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D 0%B8%D1%8F)
10. Википедия. Представление (философия). С.1. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D 1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5(%
53
D1 %84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %84%D0%B8%D 1%8F)
11. Википедия. Регги. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B3%D0%B8#% D0%A0%D0%B0%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %84%D0%B0%D 1 %80%D0 %B8
12. Википедия. Скэт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D1%8D%D1%82
13. Википедия. Учреждение дополнительного образования детей.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D 0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D 0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D 0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D 0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%B4%D 0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
14. Гейнрихс И. П. Музыкальный слух (теоритические основы и методические приемы развития)// Чувство ритма и его развитие. 1980. С. 156178.
15. Далькроз Э.Ж. Ритм. Москва. М.: Классика XXI. 2010. с.30...