Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ ОБРАЗОВ В КУРСЕ РОБОТОТЕХНИКИ

Работа №95359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I. Распознавание образов и компьютерное зрение в робототехнике 6
1.1. Аппаратное обеспечение для решения задач по распознаванию
образов 6
1.2. Программное обеспечение для решения задач по распознаванию
образов 16
1.3. Обзор методических комплексов по решению задач с
распознаванием образов 29
ГЛАВА II. Разработка лабораторного практикума по
робототехнике и методические рекомендации по его
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 36
2.1. Структура и содержание лабораторного практикума 36
2.2. Методические рекомендации по использованию лабораторного
практикума 38
2.2.1. Подготовка оборудования к работе 38
2.2.2. Методические рекомендации по использованию
лабораторного практикума 47
2.3. Апробация лабораторного практикума 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Библиографический список 57
Приложение

За последние годы достижения в области робототехники затронули многие сферы человеческой жизни. Традиционно область применения роботов была сосредоточена в промышленном секторе, но за минувшее десятилетие робототехника стала охватывать такие важные сферы жизнедеятельности человека, как строительство, быт, медицина, системы безопасности и т.п. Под термином робототехника понимается прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем [3]. Развитие научных дисциплин и технологий, связанных с робототехникой, позволяет быстро и качественно реализовывать различные робототехнические идеи и проекты в профессиональной деятельности. Развитие автоматизированных технических систем - не исключение. Машинное зрение - один из самых актуальных методов автоматизации процессов с использованием компьютерных технологий и робототехники.
На сегодняшний день наблюдается значительный рост интереса к распознаванию образов. Возможности машинного зрения в области робототехники позволяют роботам решать различные задачи, такие как распознавание объектов и целей, навигация, захват и манипулирование. Чаще для решения задач подобного рода используются методы, основанные на анализе изображений. Работа с камерой может быть рассмотрена как первый шаг в изучении машинного зрения в общеобразовательном учреждении.
Подключение к роботу веб-камеры позволяет расширить круг задач при обучении программированию в старших классах, учащиеся которых, подойдя к высшей ступени обучения в школе, накопили достаточный опыт работы по решению задач с использованием стандартного инструментария в рамках освоения курса робототехники. К тому же, освоив библиотеки машинного зрения и научившись реализовывать программы по распознаванию образов, учащиеся могут стать успешными участниками в соревнованиях по робототехнике, типа AutoNet, направленных на популяризацию и развитие современных технологий среди молодежи и формированию компетенций, необходимых современному инженеру [17].
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день распознавание образов имеет широкое применение и существенно расширяет возможности информационных технологий в сферах безопасности, медицины, промышленности, строительства и т.д. Изучение темы распознавания образов в старших классах значительно повысит карьерные перспективы учеников.
Объект исследования: процесс обучения программированию
учащихся старших классов.
Предмет исследования: решение задач по распознаванию образов в курсе робототехники.
Цель исследования: разработать лабораторный практикум для обучения старшеклассников решению задач по распознаванию образов в курсе робототехники.
Задачи исследования:
1. Провести анализ робототехнических устройств и совместимых с ними веб-камер.
2. Провести обзор сред программирования для выбранного робототехнического комплекса.
3. Проанализировать авторские программы в образовательной
робототехнике и литературу, посвященную распознаванию
образов.
4. Разработать лабораторный практикум для обучения старшеклассников решению задач по распознаванию образов в курсе робототехники и провести апробацию.
5. Разработать методические рекомендации по использованию лабораторного практикума.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были изучены популярные на сегодняшний день робототехнические конструкторы и устройства захвата изображения. В частности, проведено сравнение аппаратных средств с целью выбора наиболее бюджетного и оптимального аппаратного обеспечения для решения задач по распознаванию образов.
Рассмотрены среды программирования для разработки программ с использованием библиотек машинного зрения. В ходе анализа программного обеспечения, были выделены особенности и возможности сред разработки для реализации задач по распознаванию образов.
В процессе анализа методических разработок в области образовательной робототехники была определена структура и режим занятий, а также выявлена потребность в создании собственного лабораторного практикума для решения задач по распознаванию образов.
В соответствии результатам исследования был разработан лабораторный практикум для решения задач по распознаванию образов, который включает в себя следующие темы:
1. Захват экрана.
2. Определение цвета.
3. Определение геометрической формы объекта.
4. Слежение за объектом.
5. Следование по линии.
К данному лабораторному практикуму были разработаны и сформулированы методические рекомендации по его использованию.
Результаты апробации подтвердили заинтересованность школьников в изучении данной темы.
В процессе работы над темой исследования выявлено недостаточное количество необходимой литературы, поэтому было решено обратиться к сообществу, которое способствовало решению данной проблемы. Хотелось бы выразить отдельную благодарность Лыткину Сергею Дмитриевичу,
руководителю Центра электронного обучения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск, республика Саха) и Безручко Фёдору Владимировичу, директору Центра робототехники Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск, Хабаровский край).
По результатам данного исследования была опубликована статья «Методика обучения учащихся старших классов решению задач по распознаванию образов в курсе робототехники» в межвузовском сборнике «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [2].
Таким образом, следует считать, что задачи работы полностью выполнены и цель исследования достигнута.


1. Васильев А.Д. Образовательная программа дополнительного образования «Робототехника». СПб.: ФМЛ №422, 2011.
2. Димитрова М.Д., Шимов И.В. Методика обучения учащихся старших классов решению задач по распознаванию образов в курсе робототехники // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. работ. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2019. № 4. С. 227-233.
3. Димитрова М.Д., Шимов И.В. Организация самостоятельной работы школьников в процессе обучения основам курса робототехники //Педагогическое образование в России. 2018, № 3. С. 224-230
4. Копосов Д.Г. УМК для средней школы «Первый шаг в робототехнику»,
2012.
5. Литвинов Ю.В. Визуальные средства программирования роботов и их использование в школах // Современные информационные технологии и ИТ-образование. М.: 2012. С. 858-868.
6. Литвинов Ю.В., Кириленко Я.А. TRIK Studio: среда обучения программированию с применением роботов // V Всероссийская конференция «Современное технологическое обучение: от компьютера к роботу». 2015. С. 5-7.
7. Мордвинов Д.А., Литвинов Ю.В. Сравнение образовательных сред визуального программирования роботов. // Компьютерные инструменты в образовании. СПб: Компьютер в учебном процессе, 2016. С. 145-161.
8. Овсяницкая, Л.Ю. Машинное зрение в среде Lego Mindstorms EV3 с использованием камеры Pixy (CMUcam5). Электронная книга, 2016. 168 с.
9. Опалёва Д.А. Языки программирования и методы трансляции. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 480 с.
10. Попова Т.Г. Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2015. 70 с.
11. Предко М. 123 эксперимента по робототехнике. М.: НТ Пресс, 2007. 544 с.
12. Программирование робота LEGO Mindstorms EV3 на Java // ПрогХаус
URL: http://www.proghouse.ru/article-box/55-lejos-ev3 (дата обращения:
20.01.2019).
13. Русская версия EV3 Basic // Строим вместе с Карандашом и Самоделкиным URL: http://karandashsamodelkin.blogspot.Com/2015/11/ev3- basic.html (дата обращения: 24.04.2019).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 21.02.2019).
15. Филиппов С.А. Дополнительная образовательная программа «Робототехника: конструирование и программирование». СПб.: ФМЛ №239, 2011...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ