Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социологический анализ предпочтений учащихся старших классов средних школ г. Красноярска в отношении своей будущей специальности

Работа №18660

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
644
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения предпочтений учащихся старших классов в отношении их будущей специальности 8
1.1 Профессиональные предпочтения учащихся старших классов, как
предмет социологического исследования 8
1.2 особенности формировании ценностных ориентаций
старшеклассников 14
Глава 2. Социологическое исследование предпочтений учащихся старших классов средних школ г.красноярска в отношение своей будущей специальности 23
2.1 Методическое обоснование исследования предпочтений учащихся
старших классов средних школ г. Красноярска в отношении своей будущей специальности 23
2.2 Основные результаты социологического исследования предпочтений учащихся старших классов средних школ г. Красноярска в отношение
своей будущей специальности 26
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение

Все профессии важны, все профессии нужны! Подобными стихотворениями побуждают нас с самого детства уже взглянуть на свое будущее. Задуматься кем ты хочешь стать, что тебе по душе, от чего ты получаешь удовольствие и как оно пригодится в жизни. В раннем детстве мы все склонны открывать для себя грани интересов, кто-то приобретает это на самом раннем этапе, сделав выбор еще в детстве, а кто-то, подходя к порогу становления взрослой жизни, и выбора своей будущей специальности заходит в тупик. Одно из важных решений и важный шаг для молодого человека, это выбор его специальности, ведь решение во многом может повлиять на всю дальнейшую жизнь. Какое решение человек примет, так оно и, повлияет на него, как на студента, как на профессионала, на работника и как на личность в целом. Именно поэтому так важно сделать правильный выбор в юном возрасте, опираясь далеко не только на свои желания, но и на востребованные профессии в настоящее время. Зачастую, не всегда молодые люди, выпускники школ могут принять верное решение. Это подтверждает большое количество работ, связанных с исследованием данной темы, некоторые люди идут получать второе образование, после того как люди понимают, что выбрали не ту специальность какую хотели, или же работают не по специальности.
К сожалению, во многих школах отсутствует предмет, где бы ребенок мог
получить знания о самом себе: о том, какой он есть, каков его потенциал.
Современные школьники не имеют представления о том, что такое
профессиональная пригодность. При выборе профессии они не учитывают
своих интересов и склонностей. Такая ситуация вызывает острую потребность
создания программы для подростков по активации профессионального
самоопределения. Решение вышеизложенных проблем видится нами в
формировании нового подхода к образовательной доктрине, переходу к
профильному обучению в средней школе. Именно профильное обучение
школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности и 3
потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Ежегодно, высшие учреждения города Красноярска, нуждаются в свежей информации о новых тенденциях в выборе старшеклассниками своей будущей специальности, что и является актуальностью нашего исследования
Проблемой данного исследования таковы что, ежегодно происходят изменения на рынке труда востребованной профессии, и наиболее перспективной специальности, в связи с этим необходима актуальная информация о новых предпочтениях учеников старших классов средних школ
г. Красноярск в отношении свой будущей специальности.
Объектом исследования данной работы являются предпочтений учащихся старших классов средних школ г. Красноярска в отношении своей будущей специальности.
Предмет исследования: предпочтения учащихся старших классов г.
Красноярска в отношении своей будущей специальности.
Цель работы: изучить предпочтения учащихся старших классов средних школ г. Красноярска в отношении своей будущей специальности.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть профессиональные предпочтения учащихся старших классов как предмет социологического исследования.
2. Провести анализ уровня сформированное™ профессиональных предпочтений учащихся старших классов по результатам существующих исследований.
3. Сформулировать методическое обоснование исследования.
4. Провести исследование и проанализировать результаты.
Гипотеза исследования: Учащиеся старших классов средних школ г. Красноярска все чаще отдают свое предпочтение таким специальностям, связанные с информационными технологиями.
Ключевые понятия:
Средняя школа — учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования [33].
Специальность — комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии [31].
Предпочтения — это задание или обоснование выбора между возможными решениями (альтернативами); утверждение, что
одна альтернатива предпочитается другой [25].
Старшие классы — последние два года обучения 10 класс и 11 класс [32].
Последние два года обучения в школе занимает завершение полного среднего образования. Это добровольное обучение, основная цель которого - получение глубоких знаний для поступления в ВУЗ [5].
Гимназия — образовательное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность начального образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися [8].
Лицей — среднее общеобразовательное учебное заведение, ведущее
обучение учащихся на основе государственного образовательного стандарта.
Лицей имеет свой специализированный профиль и нацеливает выпускников на
поступление в конкретный ВУЗ или ВУЗы. Выпускники получают одинаковые
для всех государственные Аттестаты об основном общем образовании и
среднем (полном) общем образовании [21].
5
Школа — учебно-воспитательное учреждение. Содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные [38]
Профессия — род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию [26].
Информационные технологии — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [13].
В нашей работе мы использовали монографическое исследование. Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетного опроса с целью изучения предпочтений учащихся старших классов средних школ г. Красноярска в отношении своей будущей специальности. Нами были взяты три школы разных типов: средняя общеобразовательная школа, гимназия и лицей. На местах проведения исследования был реализован сплошной опрос респондентов. В итоге в нашем исследовании приняли участие 193 учащихся десятых и одиннадцатых классов школ г. Красноярска.
В рамках нашей работы мы будем опираться на системный подход. Системный подход — это направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы [10].
Структура работы
Данная работа состоит из введения, где описаны: актуальность, цель,
задачи, объект, предмет, гипотеза, теоретические и методологические основы
исследования. Также работа включает в себя две главы и четыре параграфа, где
рассматриваются теоретические аспекты изучения предпочтений учащихся
старших классов в отношение их будущей специальности и социологическое
исследование предпочтений учащихся старших классов средних школ г. 6
Красноярска в отношение своей будущей специальности. В конце работы представлены: заключение с выводами и рекомендациями по данной теме, список использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог нашего исследования, стоит напомнить, что проблемой нашего исследования было отсутствие необходимой актуальной информации о предпочтениях учеников старших классов в отношение свой будущей специальности. С целью решения данной проблемы в работе осуществлялся анализ предпочтений учащихся старших классов.
В ходе работы нами были получены следующие результаты:
- ученики старших классов ожидают, что их будущая профессия будет гарантировать им большой доход, и давать больше распоряжаться своим временем.
- при выборе ВУЗа ученики редко указывают на ВУЗы других городов.
- ученики старших классов выбирают, тот ВУЗ, в котором необходимая специальность.
- предпочтительными специальностями для дальнейшего обучения в большинстве случаев являются: информационные технологии, медицина, и гуманитарные науки.
- для поиска информации, ученики используют знания знакомых которые учатся на нужной для них специальности, и советуются с учителями и родителями.
- в зависимости от типа среднеобразовательного учреждения,
существуют отличия выбора ВУЗа для дальнейшей специальности.
Следует сделать вывод:
- Основная гипотеза нашего исследования, которая звучит следующим образом: чаще всего учащиеся старших классов средних школ г. Красноярска отдают свое предпочтение таким специальностям, как информационные технологии, вывод об этом сделан на основе описательного анализа.
- Первая рабочая гипотеза о том, что в большей степени при выборе
специальности и места дальнейшего обучения, учащиеся старших классов
полагаются на мнение родителей подтвердилась частично в главе 2 параграф 39
2.2. Так как исходя из ответов респондентов был сделан вывод, что в первую очередь для опрошенных важно свое собственное мнение - 99%, а уже потом мнение родителей - 82,9%.
- Вторая рабочая гипотеза о том, что ученики старших классов ждут от своей будущей профессии высокого дохода, подтвердилась в главе 2 параграф
2.2. Но стоит сказать, что в ходе анализа выяснилось, что для учеников важно еще чтобы профессия захватывала эмоционально и была интересной.
- Третья рабочая гипотеза о том, что большинство учащихся старших классов планируют после окончания школы поступить в ВУЗ - полностью подтвердилась в главе 2 параграф 2.2.
- Четвертая рабочая гипотеза о том, что при выборе ВУЗа учащиеся старших классов в первую очередь смотрят на его престиж, подтвердилась в частично в главе 2 параграф 2.2. При выборе ВУЗа учащиеся старших классов в первую очередь смотрят на наличие нужной специальности, а уже потом на престиж ВУЗа, затем уже важно наличие нужной специальности. На графике ответов видно, что лидер мнений стал Сибирский Федеральный Университет.
- Пятая рабочая гипотеза о том, что при поиске информации о месте обучения и выборе специальности, учащиеся обращаются к интернету, подтвердилась частично, так как показал анализ, учащиеся в основном получают информацию от родителей и учителей, а так же у знакомых которые обучаются на данной специальности.
- Шестая рабочая гипотеза о том, что ученики старших классов разных типов среднеобразовательных учреждений имеют отличия, при выборе будущей специальности, полностью подтвердилась в главе 2 параграф 2.2.
- Седьмая рабочая гипотеза о том, что ученики старших классов обращаются за информацией о будущей профессии к рынку труда, или семье, подтвердилась частично в главе 2 параграф 2.2. За информацией о будущей профессией учащиеся обращаются к знакомым работающие в данной сфере, или узнают информацию в своей семье.
В ходе проделанной работы мы достигли поставленной нам цели, изучили предпочтения учащихся старших классов средних школ г. Красноярск в отношении своей будущей специальности. Подводя итог можно сказать о том, что учащиеся, которые находятся на стадии выпуска из среднеобразовательного учреждения, представления о том, с чем связать свою будущую профессию, и определиться с дальнейшим продвижением в совершенно новой для себя социальной роли, имеют сформированные представления, большая часть респондентов знают свой вектор направления и стараются двигаться к нему.
Из вышесказанного необходимо разработать ряд рекомендаций для высших учебных заведений города Красноярск с целью формирования эффективных агитационных мероприятий:
1. Ежегодно проводить подобные исследования, для получения актуальной информации, молодежь является самой быстротекущей составляющей нашего общество, и данные работы теряют свою актуальность ежегодно.
2. Для привлечения абитуриентов проводить агитационные мероприятия не только для учащихся старших классов, но и для учеников средних классов, так как исследование показало, что у учащихся старших классов предпочтения в отношении будущей специальности, в большинстве случаев, уже сформированы, но при выборе будущей специальности, для учеников необходимо создать вектор направления для своего будущего.



1. Анциферова, Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. - 2006. Т. 1. - № 2.- 52-60с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2 томах. Т.1 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - Москва : Просвещение, 1996. - 480с.
3. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. - Москва : Просвещение, 1998. - 312 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1995. - 345 с.
5. Виды мотивации: мотивация деятельности человека [Электронный ресурс] : Режим доступа - https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php
6. Внешние и внутренне мотивы. Психологический смысл труда
[Электронный ресурс].: Режим доступа -
http://pedlib.ru/Books/2/0472/2_0472-43.shtml
7. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения / М. Р. Гинсбург // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - 43-52с.
8. Гимназия [Электронный ресурс] : Режим доступа - http: //otvethttp: //otvet- plus.ru/o-gimnazio.htmplus .ru/o - gimnazio .htm.
9. Диссертация: Профессиональное самоопределение старшеклассников [Электронный ресурс]: // Bestreferat: http://www.bestreferat.ru/referat- 193186.html
10. Ермолин, А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. / А.В. Ермолин. - Санкт-Петербург : Союз, 1999. - 78 с.
11. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - Москва : Академический проект, 2003. - 380 с.
12. Земечко А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора - Москва : Просвещение. 2000. - 274 с.
13. Информационные технологии [Электронный ресурс]
http://www.endic.ru/modern/Shkola-64522.html
14. Климов Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы / Е.А. Климов. - Москва : Просвещение 1990. - 21с
15. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов.- Москва : Просвещение, 1990. - 158с.
16. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2004. - 304 с.
17. Климов, Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов. - Москва : Институт практической психологии; 2006. - 400с
18. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - 51с.
19. Кон, И. С. Проблемы формирования личности / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1999. - 175с.
20. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии [Электронный ресурс] : Режим доступа - http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853023.htm
21. Лицей [Электронный ресурс] : Режим доступа - http://otvet-
plus.ru/ohttp://otvet-plus.ru/o-licej.htmlicei.htm
22. Мотивы выбора профессии [Электронный ресурс] : Режим доступа - http: //testoteka.narod.ru/ms/1/18. html
23. Мотивация: Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] : Режим доступа - http: //konspekta.net/lek-13355. html
24. Положение о выпускных квалификационных работах направлений «Социология» и «Реклама и связи с общественностью» // Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета Красноярск: 2015. - 4 с.
25. Предпочтения [Электронный ресурс] : Режим доступа -
http: //economic_mathematics.academic.ru/3528
26. Профессия. [Электронный ресурс] : Режим доступа -
http ://dic.academic.ru/dic. nsf/dmitriev/4343
27. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 400 с
28. Психология мотивации [Электронный ресурс] : Режим доступа - http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya- motivatsii/vsehttp://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya- motivatsii/vse-stranitsistranitsi
29. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии- Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 350с.
30. Сознание, его возможности в процессе социализации личности [Электронный ресурс] : Режим доступа - http://yaneuch.ru/cat_08/soznanie- egohttp://yaneuch.ru/cat_08/soznanie-ego-vozmozhnosti-i-
ogranicheniya/122229.1765169.page2.htmlvozmozhnosti-i-
ogranicheniya/122229.1765169.page2.html
31. Специальность [Электронный ресурс] : Режим доступа - Академик: http://official.academic.ru/24213
32. Старшие классы [Электронный ресурс] : Режим доступа -
http: //dic. academic. ru/dic. nsf
33. Средняя школа [Электронный ресурс] : Режим доступа -
http: //dic. academic. ru/dic. nsf/bse/135392
34. Структура среднего образования. Старшие классы. [Электронный ресурс]
: Режим доступа - http://edu.glavsprav.ru/spb/so/spravki/structure/6/
35. Труфанов Д.О. Ценностная социологическая концепция современных единоборств: монография. - Красноярск : РИО КрасГУ, 2006. - 129с.
36. Труфанов Д.О., Павлов А.П. Жизненные траектории городской молодежи Красноярского края // НОУ ВПО «Санкт - Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» (филиал в городе Красноярске) Красноярск: 2011. - 65 с.
37. Труфанов Д.О. Ценностная социологическая концепция современных единоборств: монография. - Красноярск : РИО КрасГУ, 2006. - 129с.
38. Школа [Электронный ресурс] : Режим доступа -
http://www.endic.ru/modern/Shkola-64622.html
39. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон - Москва : Искусство, 1964, - 85с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ