ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Формирование математических понятий у детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Общие принципы инклюзивного образования 17
1.3. Методическое обеспечение формирования математических
понятий у младших школьников в инклюзивном образовании 27
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-
ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 42
2.1. Диагностика сформированности математических понятий у
младших школьников в инклюзивном образовании 42
2.2. Разработка методического обеспечения формирования
математических понятий в инклюзивном образовании 53
2.3. Анализ результатов эффективности работы по формированию
математических понятий в инклюзивном образовании 75
Выводы по 2 главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Формирование математических понятий у детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Общие принципы инклюзивного образования 17
1.3. Методическое обеспечение формирования математических
понятий у младших школьников в инклюзивном образовании 27
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-
ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 42
2.1. Диагностика сформированности математических понятий у
младших школьников в инклюзивном образовании 42
2.2. Разработка методического обеспечения формирования
математических понятий в инклюзивном образовании 53
2.3. Анализ результатов эффективности работы по формированию
математических понятий в инклюзивном образовании 75
Выводы по 2 главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед школой приоритетную задачу формирования у обучающихся начальной школы базовых предметных и межпредметных понятий. Сформированность понятий вносит значительный вклад в развитие мышления младшего школьника.
Формирование системы математических понятий осложняется тем, что в основном все предметы о которых нужно формировать понятие не существуют в реальности. Чтобы сформировать понятие о математических явлениях нужно прибегать к абстрактности. А данное свойство мышления очень сложно формируется у младших школьников.
Проблемой формирования научных понятий занимались такие ученые как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, А. М. Пышкало, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.
На современном этапе развития системы образования очень явно внедряется инклюзивное образование. Его целью является обеспеченье равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Иными словами, теперь в классе обучаются вместе нормально развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевым моментом данной ситуации является то, что обучаясь в одном классе, дети с разными уровнями возможностей уже не могут обучаться по старой единой форме организации урока . Теперь процесс формирования как математических понятий, так и других должен строиться с учетом возможностей для детей с ОВЗ так и для здоровых детей в классе одновременно.
Исходя из вышесказанного, обнаруживается противоречие на методическом уровне между обеспеченностью процесса формирования математических понятий в целом и недостаточной обеспеченностью формирования математических понятий именно в инклюзивном образовании для детей с ОВЗ.
Противоречие на практическом уровне заключается между изученностью инклюзивного образования как явления в целом и недостаточной изученности формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Проблема формирования математических понятий изучается с середины 20 века. Введение же инклюзивного образования произошло в 2012 году. Учеными доказано, что успешность обучения детей с ОВЗ будет лишь тогда, когда для них будут созданы специальные условия. Такие как, учет психологических особенностей, индивидуальный подход, использование практических и наглядных методов обучения и поэтапных способов изучения материала, предоставление обучающимся свободы выбора, опираясь на эмоциональные потребности и интерес обучающихся.
Исходя из этого, формируется проблема исследования: как организовать процесс формирования математических понятий в условиях инклюзивного образования?
Тема исследования: формирование математических понятий у младших школьников в инклюзивном образовании.
Объект исследования: процесс формирования математических понятий.
Предмет исследования: условия организации процесса формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Цель исследования: выявить условия организации процесса формирования математических понятий.
Гипотеза исследования: процесс формирования математических понятий будет более успешным, если он будет подчиняться следующим условиям:
- использование метода формирования понятий, предложенного Н. Ф. Талызиной, основанного на трех этапах:
• выделения всевозможных признаков понятия;
• выделения существенных признаков понятия;
• подведения предмета под понятие.
- учет индивидуальных психологических особенностей обучающихся;
- дифференцирование учебных заданий для детей с нормой развития и детей с ОВЗ;
- использование наглядных и практических приемов обучения.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптировать имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработать модель взаимодействия участников в инклюзивном образовании.
4. Разработать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработать, реализовать и определить эффективность системы уроков по формированию математических понятий в инклюзивном классе.
Теоретико-методологическая основа:
- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
- исследования потребностей лиц с ОВЗ (Г. В. Фадина, Н. Ю. Борякова, Л. В. Воронина, Р. Ф. Малых);
- исследования эффективности наглядного и практического подхода при обучении детей с ОВЗ (Н. Б. Лурье, В. А. Феоктистова,
В. З. Денискина, Н. В. Клушина).
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы и опыта по теме исследования, классификация;
- эмпирические: наблюдение, диагностические методики;
- качественный и количественный сравнительный анализ данных.
Элементом научной новизны исследования считаются следующие позиции.
1. Обобщение и систематизация исследования в области формирования математических понятий.
2. Расширение, уточнение и дополнение представления об особенностях усвоения математического материала учащимися с ОВЗ.
3. Теоретическое обоснование необходимости пересмотра формы организации учебного процесса в инклюзивном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведена диагностика уровня сформированности математических понятий у младших школьников на уроке математики, разработаны и апробированы системы уроков по математике для повышения уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании. Результаты исследования могут быть использованы учителями математики, преподающими в начальной школе.
Апробация и внедрение: основные положения ВКР обсуждались на международных, всероссийских конференциях и семинарах, среди которых:
- Всероссийская научная конференция «Детство в современном мире 2018». Пермь;
- V Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании». Екатеринбург 2019;
- Выступление в проекте «Педагог завтрашнего дня». Невьянск 2019.
Положения, выносимые на защиту.
На содержание процесса формирования математических понятий большое влияние оказывают особенности обучающихся с ОВЗ.
Недостаточная методическая обеспеченность по формированию математических понятий и игнорирование условий инклюзивного образования препятствует успешному овладению младшими школьниками математических понятий.
Система, разработанных уроков формирования математических понятий, основанная на:
- разделении подходов обучения детей с ОВЗ и нормой в развитии;
- учете психологических особенностей и возможностей детей;
- применении наглядного и практического методов;
- дифференциации учебного материала от простого к сложному, будет способствовать повышению уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО, 2 Б класс.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Формирование системы математических понятий осложняется тем, что в основном все предметы о которых нужно формировать понятие не существуют в реальности. Чтобы сформировать понятие о математических явлениях нужно прибегать к абстрактности. А данное свойство мышления очень сложно формируется у младших школьников.
Проблемой формирования научных понятий занимались такие ученые как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, А. М. Пышкало, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.
На современном этапе развития системы образования очень явно внедряется инклюзивное образование. Его целью является обеспеченье равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Иными словами, теперь в классе обучаются вместе нормально развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевым моментом данной ситуации является то, что обучаясь в одном классе, дети с разными уровнями возможностей уже не могут обучаться по старой единой форме организации урока . Теперь процесс формирования как математических понятий, так и других должен строиться с учетом возможностей для детей с ОВЗ так и для здоровых детей в классе одновременно.
Исходя из вышесказанного, обнаруживается противоречие на методическом уровне между обеспеченностью процесса формирования математических понятий в целом и недостаточной обеспеченностью формирования математических понятий именно в инклюзивном образовании для детей с ОВЗ.
Противоречие на практическом уровне заключается между изученностью инклюзивного образования как явления в целом и недостаточной изученности формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Проблема формирования математических понятий изучается с середины 20 века. Введение же инклюзивного образования произошло в 2012 году. Учеными доказано, что успешность обучения детей с ОВЗ будет лишь тогда, когда для них будут созданы специальные условия. Такие как, учет психологических особенностей, индивидуальный подход, использование практических и наглядных методов обучения и поэтапных способов изучения материала, предоставление обучающимся свободы выбора, опираясь на эмоциональные потребности и интерес обучающихся.
Исходя из этого, формируется проблема исследования: как организовать процесс формирования математических понятий в условиях инклюзивного образования?
Тема исследования: формирование математических понятий у младших школьников в инклюзивном образовании.
Объект исследования: процесс формирования математических понятий.
Предмет исследования: условия организации процесса формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Цель исследования: выявить условия организации процесса формирования математических понятий.
Гипотеза исследования: процесс формирования математических понятий будет более успешным, если он будет подчиняться следующим условиям:
- использование метода формирования понятий, предложенного Н. Ф. Талызиной, основанного на трех этапах:
• выделения всевозможных признаков понятия;
• выделения существенных признаков понятия;
• подведения предмета под понятие.
- учет индивидуальных психологических особенностей обучающихся;
- дифференцирование учебных заданий для детей с нормой развития и детей с ОВЗ;
- использование наглядных и практических приемов обучения.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптировать имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработать модель взаимодействия участников в инклюзивном образовании.
4. Разработать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработать, реализовать и определить эффективность системы уроков по формированию математических понятий в инклюзивном классе.
Теоретико-методологическая основа:
- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
- исследования потребностей лиц с ОВЗ (Г. В. Фадина, Н. Ю. Борякова, Л. В. Воронина, Р. Ф. Малых);
- исследования эффективности наглядного и практического подхода при обучении детей с ОВЗ (Н. Б. Лурье, В. А. Феоктистова,
В. З. Денискина, Н. В. Клушина).
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы и опыта по теме исследования, классификация;
- эмпирические: наблюдение, диагностические методики;
- качественный и количественный сравнительный анализ данных.
Элементом научной новизны исследования считаются следующие позиции.
1. Обобщение и систематизация исследования в области формирования математических понятий.
2. Расширение, уточнение и дополнение представления об особенностях усвоения математического материала учащимися с ОВЗ.
3. Теоретическое обоснование необходимости пересмотра формы организации учебного процесса в инклюзивном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведена диагностика уровня сформированности математических понятий у младших школьников на уроке математики, разработаны и апробированы системы уроков по математике для повышения уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании. Результаты исследования могут быть использованы учителями математики, преподающими в начальной школе.
Апробация и внедрение: основные положения ВКР обсуждались на международных, всероссийских конференциях и семинарах, среди которых:
- Всероссийская научная конференция «Детство в современном мире 2018». Пермь;
- V Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании». Екатеринбург 2019;
- Выступление в проекте «Педагог завтрашнего дня». Невьянск 2019.
Положения, выносимые на защиту.
На содержание процесса формирования математических понятий большое влияние оказывают особенности обучающихся с ОВЗ.
Недостаточная методическая обеспеченность по формированию математических понятий и игнорирование условий инклюзивного образования препятствует успешному овладению младшими школьниками математических понятий.
Система, разработанных уроков формирования математических понятий, основанная на:
- разделении подходов обучения детей с ОВЗ и нормой в развитии;
- учете психологических особенностей и возможностей детей;
- применении наглядного и практического методов;
- дифференциации учебного материала от простого к сложному, будет способствовать повышению уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО, 2 Б класс.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования математических понятий у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании показал, что для осознанного владения математическими понятиями необходимо изменить подходы к форме организации учебного процесса.
Проведя теоретическое и практическое исследование по проблеме формирование математических понятий в инклюзивном образовании, нами были решены поставленные задачи.
1. Изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптированы имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработана модель взаимодействия участников инклюзивного образования.
4. Разработан диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработана и реализована система уроков формирования математических понятий в инклюзивном классе.
6. Определена положительная эффективность выработанной системы уроков формирования математических понятий.
Для формирования математических понятий наиболее эффективным методом стал метод, предложенный Н. Ф. Талызиной, его эффективность подтверждается теоретическими и практическими исследованиями.
Нами был внедрен данный метод в модель организации учебного процесса, которая содержит в себе условия, необходимые для работы с детьми с ОВЗ. Практические задания адаптировались под особенности ребенка, а процесс формирования понятий шел одновременно для всех обучающихся касса.
Таким образом, по результатам диагностических мероприятий, сформированная нами модель организации совместной деятельности, оказывает положительный эффект на уровень сформированности математических понятий у обучающихся начальной школы. Следовательно, цель и задачи можно считать достигнутыми.
Проведя теоретическое и практическое исследование по проблеме формирование математических понятий в инклюзивном образовании, нами были решены поставленные задачи.
1. Изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптированы имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработана модель взаимодействия участников инклюзивного образования.
4. Разработан диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработана и реализована система уроков формирования математических понятий в инклюзивном классе.
6. Определена положительная эффективность выработанной системы уроков формирования математических понятий.
Для формирования математических понятий наиболее эффективным методом стал метод, предложенный Н. Ф. Талызиной, его эффективность подтверждается теоретическими и практическими исследованиями.
Нами был внедрен данный метод в модель организации учебного процесса, которая содержит в себе условия, необходимые для работы с детьми с ОВЗ. Практические задания адаптировались под особенности ребенка, а процесс формирования понятий шел одновременно для всех обучающихся касса.
Таким образом, по результатам диагностических мероприятий, сформированная нами модель организации совместной деятельности, оказывает положительный эффект на уровень сформированности математических понятий у обучающихся начальной школы. Следовательно, цель и задачи можно считать достигнутыми.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Особенности счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2020 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020



