Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Работа №94947

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Формирование математических понятий у детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Общие принципы инклюзивного образования 17
1.3. Методическое обеспечение формирования математических
понятий умладших школьников винклюзивном
образовании 27
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА2.АНАЛИТИЧЕСКОЕОПИСАНИЕОПЫТНО-
ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 42
2.1. Диагностика сформированности математических понятий у
младших школьников в инклюзивном образовании 42
2.2. Разработка методического обеспечения формирования
математических понятий в инклюзивном образовании 53
2.3. Анализ результатов эффективности работы по формированию
математических понятий в инклюзивном образовании 75
Выводы по 2 главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 91


Актуальность проблемы исследования. В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед школой приоритетную задачу формирования у обучающихся начальной школы базовых предметных и межпредметных понятий. Сформированность понятий вносит значительный вклад в развитие мышления младшего школьника.
Формирование системы математических понятий осложняется тем, что в основном все предметы о которых нужно формировать понятие не существуют в реальности. Чтобы сформировать понятие о математических явлениях нужно прибегать к абстрактности. А данное свойство мышления очень сложно формируется у младших школьников.
Проблемой формирования научных понятий занимались такие ученые как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина, А. М. Пышкало, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.
На современном этапе развития системы образования очень явно внедряется инклюзивное образование. Его целью является обеспеченье равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Иными словами, теперь в классе обучаются вместе нормально развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевым моментом данной ситуации является то, что обучаясь в одном классе, дети с разными уровнями возможностей уже не могут обучаться по старой единой форме организации урока . Теперь процесс формирования как математических понятий, так и других должен строиться с учетом возможностей для детей с ОВЗ так и для здоровых детей в классе одновременно.
Исходя из вышесказанного, обнаруживается противоречие на методическом уровне между обеспеченностью процесса формирования математических понятий в целом и недостаточной обеспеченностью формирования математических понятий именно в инклюзивном образовании для детей с ОВЗ.
Противоречие на практическом уровне заключается между изученностью инклюзивного образования как явления в целом недостаточной изученности формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Проблема формирования математических понятий изучается с середины 20 века. Введение же инклюзивного образования произошло в 2012 году. Учеными доказано, что успешность обучения детей с ОВЗ будет лишь тогда, когда для них будут созданы специальные условия. Такие как, учет психологических особенностей, индивидуальный подход, использование практических и наглядных методов обучения и поэтапных способов изучения материала, предоставление обучающимся свободы выбора, опираясь на эмоциональные потребности и интерес обучающихся.
Исходя из этого, формируется проблема исследования: как организовать процесс формирования математических понятий в условиях инклюзивного образования?
Тема исследования: формирование математических понятий у младших школьников в инклюзивном образовании.
Объект исследования: процесс формирования математических понятий.
Предмет исследования: условия организации процесса формирования математических понятий в инклюзивном образовании.
Цель исследования: выявить условия организации процесса формирования математических понятий.
Гипотеза исследования: процесс формирования математических понятий будет более успешным, если он будет подчиняться следующим условиям:
- использование метода формирования понятий, предложенного Н. Ф. Талызиной, основанного на трех этапах:
• выделения всевозможных признаков понятия;
• выделения существенных признаков понятия;
• подведения предмета под понятие.
- учет индивидуальных психологических особенностей обучающихся;
- дифференцирование учебных заданий для детей с нормой развития и детей с ОВЗ;
- использование наглядных и практических приемов обучения.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптировать имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработать модель взаимодействия участников в инклюзивном образовании.
4. Разработать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработать, реализовать и определить эффективность системы уроков по формированию математических понятий в инклюзивном классе.
Теоретико-методологическая основа:
- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
- исследования потребностей лиц с ОВЗ (Г. В. Фадина, Н. Ю. Борякова, Л. В. Воронина, Р. Ф. Малых);
- исследования эффективности наглядного и практического подхода при обучении детей с ОВЗ (Н. Б. Лурье, В. А. Феоктистова, В. З. Денискина, Н. В. Клушина).
Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы и опыта по теме исследования, классификация;
- эмпирические: наблюдение, диагностические методики;
- качественный и количественный сравнительный анализ данных.
Элементом научной новизны исследования считаются следующие позиции.
1. Обобщение и систематизация исследования в области формирования математических понятий.
2. Расширение, уточнение и дополнение представления об особенностях усвоения математического материала учащимися с ОВЗ.
3. Теоретическое обоснование необходимости пересмотра формы организации учебного процесса в инклюзивном образовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведена диагностика уровня сформированности математических понятий у младших школьников на уроке математики, разработаны и апробированы системы уроков по математике для повышения уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании. Результаты исследования могут быть использованы учителями математики, преподающими в начальной школе.
Апробация и внедрение: основные положения ВКР обсуждались на международных, всероссийских конференциях и семинарах, среди которых:
- Всероссийская научная конференция «Детство в современном мире 2018». Пермь;
- V Международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании». Екатеринбург 2019;
- Выступление в проекте «Педагог завтрашнего дня». Невьянск 2019.
Положения, выносимые на защиту.
На содержание процесса формирования математических понятий большое влияние оказывают особенности обучающихся с ОВЗ.
Недостаточная методическая обеспеченность по формированию математических понятий и игнорирование условий инклюзивного образования препятствует успешному овладению младшими школьниками математических понятий.
Система, разработанных уроков формирования математических понятий, основанная на:
- разделении подходов обучения детей с ОВЗ и нормой в развитии;
- учете психологических особенностей и возможностей детей;
- применении наглядного и практического методов;
- дифференциации учебного материала от простого к сложному, будет способствовать повышению уровня сформированности математических понятий у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО, 2 Б класс.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования математических понятий у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании показал, что для осознанного владения математическими понятиями необходимо изменить подходы к форме организации учебного процесса.
Проведя теоретическое и практическое исследование по проблеме формирование математических понятий в инклюзивном образовании, нами были решены поставленные задачи.
1. Изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме и особенности обучающихся с ОВЗ.
2. Адаптированы имеющиеся методы формирования понятий под условия инклюзивного образования.
3. Разработана модель взаимодействия участников инклюзивного образования.
4. Разработан диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности математических понятий у младших школьников.
5. Разработана и реализована система уроков формирования математических понятий в инклюзивном классе.
6. Определена положительная эффективность выработанной системы уроков формирования математических понятий.
Для формирования математических понятий наиболее эффективным методом стал метод, предложенный Н. Ф. Талызиной, его эффективность подтверждается теоретическими и практическими исследованиями.
Нами был внедрен данный метод в модель организации учебного процесса, которая содержит в себе условия, необходимые для работы с детьми с ОВЗ. Практические задания адаптировались под особенности ребенка, а процесс формирования понятий шел одновременно для всех обучающихся касса.
Таким образом, по результатам диагностических мероприятий, сформированная нами модель организации совместной деятельности, оказывает положительный эффект на уровень сформированности математических понятий у обучающихся начальной школы. Следовательно, цель и задачи можно считать достигнутыми.



1. Абкович, А. Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата / А. Я. Абкович // Специальное образование: сб. статей № 3. - Екатеринбург: ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016. - С.5-12.
2. Азева, А. А. Опыт разработки и реализации детско-родительских проектов как способа интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников / А. А. Азева // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели технологии: сб. материаллов Всеросс. науч.- практ. конф. В 2 ч. - Екатеринбург, 2014. - Ч.1. - С. 18-21.
3. Александрова, Э. И. Математика / Э. И. Александрова. - Москва : Дрофа, 2013. - 176 с.
4. Александрова, Э. И. Математика. 1-4 класс : учеб. для начальной школы 2-х книгах / Э. И. Александрова. - Москва : Вита-пресс, 2010.
5. Алехина, С. В. Современные образовательные технологии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина ; под общ. ред. Н. В. Лалетиной. - Красноярск, 2013. - С. 71-95.
6. Асмус, В. Ф. Логика / В. Ф. Асмус. - Москва: Госполитиздат, 1947. - 387 с.
7. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. - Москва: Академия, 2015. - 464 с.
8. Баркадзе, К. С. Избранные философские труды: том 2 / К. С. Баркадзе.
- Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1973. - 464 с.
9. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. - Москва: Астрель, 2008.
- 222 с.
10. Витухина, И. А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей / И. А. Витухина. - Москва: НИИ дефектологии АПН, 1988. - 104 с.
11. Войшвилло, Е. К. Понятие как форма мышления: логико¬гносеологический анализ / Е. К. Войшвилло. - Москва: издательство МГУ, 1989. - 239 с.
12. Воронина, Л. В. Об обучении математике детей с задержкой психического развития / Л. В. Воронина, Н. В. Бабинова // Инклюзивное образование: теория, практика, опыт. Материалы международной научно¬практической конференции: сб. статей - Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2018.
- С. 113 - 120.
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.
- Москва: Смысл, 2004. - 512 с.
14. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - Москва: Книжный дом, 2000. - 329 с.
15. Гозова, А. П. Совершенствование общего и профессионального обучения глухих / А. П. Гозова. - Москва: ИКП РАО, 1992. - 72 с.
16. Гонеев, А. Д. Теоретическиое основы подготовки учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками / А. Д. Гонеев. - Курск: Моск. пед. гос. ун-т, 2001. - 43 с.
17. Давыдов, В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва: Академия, 1999. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ