Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-правовой механизм реализации социальных проектов в бизнесе» (на примере г. Барнаул)

Работа №95264

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы139
Год сдачи2019
Стоимость5770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования социально-правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе в современном социогуманитарном знании 10
1.1. Теоретические подходы к изучению реализации социальных проектов 10
1.2. Социально-правовая характеристика реализации социальных проектов в
бизнесе 29
1.3. Методологические основания исследования социально-правового
механизма реализации социальных проектов в бизнесе 43
Глава II. Социологический анализ социально-правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе 62
2.1 Методика социологического исследования реализации социальных
проектов в бизнесе 62
2.2 Специфика социально-правового механизма реализации социальных
проектов в бизнесе 68
Заключение 95
Список использованных источников 98
Приложения

Актуальность. Использование социальных проектов в деятельности бизнеса все более востребовано в связи с насущной необходимостью модернизации экономической и социальной жизни страны, роль социального проектирования определяется возрастанием роли институтов бизнеса и гражданского общества, общественной экспертизы и необходимостью формирования структур межинституционального взаимодействия.
Проектно-программные формы организации деятельности играют исключительную роль в нынешней ситуации с ее дефицитом современных управленческих подходов и технологий. Этот способ осмысления и организации практических сторон общественной жизни, всё активнее проникает сегодня в различные сферы деятельности.
Последние несколько лет стали временем становления в России качественно нового явления на стыке социальной и экономической систем страны. Феномен реализации социальных проектов в бизнесе, ранее широко известный лишь за рубежом, получил распространение и в отечественной бизнес-практике. Накопленный опыт реализации проектов в сфере предпринимательства требует осмысления и оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях современной России.
Помимо этого, нынешнее законодательство РФ не успело подстроиться под новое явление в российском бизнесе. В связи с этим, социальные инициативы предпринимателей не всегда имеют возможность реализоваться на практике, либо они осуществляются фрагментарно, не в полном объеме от задуманного. Данным положением обусловлена необходимость тщательного изучения социально-правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе.
Степень разработанности проблемы. Значительный интерес для данной работы представляют публикации, посвященные разработке теоретико-методологических основ социального проектирования М.Б. Гнедовского, Т.М. Дридзе, С.Э. Зуева, О.И. Генисаретского, М. Драгичевич- Шешич, В.А. Лукова, Э.А. Орловой, Б. Стойкович, П.Г. Щедровицкого и других.
Выявлению сущности социальных проектных технологий посвящены работы Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьевой, А. П. Маркова, В. И. Курбатова, О. В. Курбатовой и других.
Особое значение для исследования имеют работы по проблеме конструирования и реализации технологий социального проектирования, к которым обращались С. Б. Брижатова, Е. И. Григорьева, В. И. Курбатов, Г. Л. Тульчинский, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро и другие.
Большой вклад в разработку проблемы реализации социальных проектов в бизнесе внесли О.Б. Зильберштейн, Т.Л. Шкляр, А.В. Юрковский, Т.Ю. Шахнес, Д.Д. Семенюк, К.В. Неструев, Е.М. Марченко, В.В. Глазкова.
Реализация социальных проектов бизнесом имеет некоторые общие черты с таким явлением, как социальное предпринимательство, поэтому нам было важно рассмотреть работы таких авторов как Ю.В. Суева, С.Г. Климова, З.Г. Зайнашева, Н.Г. Мешкова, Е.Н. Егорова, И.В. Мухоморова А.И. Гришин, М.С. Мельников, И.А. Строганов, Ю.Н. Арай.
Источником формирования и развития процесса реализации социальных проектов бизнесом является осуществление такими организациями социальной ответственности. Рассмотрению данного явления были посвящены работы авторов А.Ю. Требунских, М.С. Агафонова, С.Г. Лагутина, Е.С. Карпушина, В.А. Гарибьянц, В.А. Карасева, Ю.И. Богомолова, А.С. Иваненко, М.С. Замятина.
При разработке социально-правового механизма необходимо учитывать ряд важных аспектов в реализации бизнесом социальных проектов: управление социальными проектами (их рассматривали Е.М. Быкова, А.Г. Юрковская, А.В. Юрковский, К.В. Неструев); оценку эффективности реализации социальных проектов бизнесом (Е.М. Марченко, В.В. Глазкова); государственную поддержку бизнеса, реализующего социальные проекты (Я.С. Гришина, Н.А. Кныш).
В результате анализа степени разработанности указанной проблемы становится видно, что комплексного исследования социально-правового механизма реализации социальных проектов бизнесом до сих пор не было произведено. Ранее работы социологов были посвящены лишь отдельным элементам данной научной проблемы.
Объект: реализация социальных проектов.
Предмет: социально-правовой механизм реализации социальных
проектов в бизнесе.
Цель: охарактеризовать социально-правовой механизм реализации
социальных проектов в бизнесе.
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению реализации социальных проектов;
2. описать социально-правовой аспект реализации социальных проектов в бизнесе;
3. изучить методологические основания исследования социально¬
правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе;
4. составить методику социологического исследования реализации
социальных проектов в бизнесе;
5. проанализировать специфику социально-правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе.
Гипотезы исследования:
1. оптимальным теоретико-методологическим основанием для понимания реализации социальных проектов является социально-правовой подход, сочетающий социологические и правовые положения, подкрепленные ситуационным и средовым подходами;
2. нормативно-правовая база в отношении реализации социальных проектов бизнесом, действующая сегодня в РФ и Алтайском крае, нуждается в совершенствовании, так как отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий данный процесс, в иных
нормативно-правовых актах присутствуют пробелы и коллизии;
3. взаимодействие государства и бизнеса, реализующего социальные проекты, является выгодным и эффективным методом решения социальных проблем;
4. наиболее оптимальной методической базой социологического исследования социально-правового механизма реализации социальных проектов бизнесом является сочетание количественных (анкетный опрос) и качественных (глубинное интервью) методов;
5. реализация бизнесом социальных проектов является эффективным способом решения социальных проблем, так как бизнес-организация является независимым и самостоятельным субъектом.
Теоретико-методологическая база представляет собой основные теории и концепции выдающихся представителей социологической мысли, труды современных отечественных социологов, посвященные различным аспектам изучения реализации социальных проектов:
• социально-правовой подход - позволяет рассматривать право как регулятор процесса реализации социальных проектов в бизнесе;
• ситуационный подход - представляет социальный проект как реакцию на возникшую ситуации, направленную на ее эффективное разрешение;
• средовый подход - позволяет социальному проекту оптимизировать социальную среду обитания субъекта;
• функциональный подход - дает возможность представить социальный проект как самостоятельное явление, несущее в себе набор определенных функций;
• системный подход - позволяет рассматривать процесс социального проектирования как целостность, имеющую комплекс внутренних и внешних связей.
Эмпирическая база работы представлена:
• действующими федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими реализацию социальных проектов в бизнесе;
• результатами проведенного автором социологического исследования социально-правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе в г. Барнаул.
Методы исследования:
• теоретические методы (гипотетико-дедуктивный метод, методы научной индукции, синтеза, обобщения, типологии, систематизации, классификации, анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых актов, метод толкования норм права, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод);
• эмпирические методы (анализ статистических данных, анкетный опрос, глубинное интервью).
Положения, выносимые на публичную защиту:
• основными подходами к изучению проблемы механизма реализации социальных проектов в бизнесе являются социально-правовой, а также ситуационный и средовой подходы;
• отсутствие нормативно-правового закрепления концепции бизнеса, реализующего социальные проекты, указывает на отсутствие специальных форм и механизмов регулирования данного явления;
• взаимодействие бизнеса с государством и обществом должно стать одним из приоритетных способов решения социальных проблем;
• разработанная методика социологического исследования за счет сочетания количественных и качественных методов позволила выявить слабые стороны механизма реализации социальных проектов в бизнесе и сформулировать рекомендации по их устранению;
• реализация бизнесом социальных проектов является эффективным способом решения социальных проблем, так как бизнес-организация является независимым и самостоятельным субъектом.
Теоретическая значимость магистерского исследования заключается в обосновании:
• эффективности применения социально-правового подхода к изучению механизма реализации социальных проектов в бизнесе;
• концепции взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций как представителей гражданского общества;
• социальной необходимости в бизнес-организациях как независимых субъектах, решающих проблемы общества;
• выявленных основных направлений реализации социальных проектов бизнесом;
• определения результативных методов оценки эффективности реализации социальных проектов в бизнесе;
• научной разработки способов совершенствования процесса реализации социальных проектов в бизнесе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реализация социальных проектов в бизнесе является новым способом решения социально значимых проблем российского общества. В последние годы социальные проекты в бизнесе развивается во многих странах, поскольку оно позволяет эффективно решать общественные проблемы благодаря сочетанию социальных и рыночных мотивов, а также применению инновационных подходов. В связи с новизной такого вида деятельности требуется уточнение сущности и особенностей, анализ социально-правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе. Осмысление фундаментальных идей и концепций отечественных и зарубежных авторов в области социального проектирования и предпринимательства, анализ нормативно-правовых данных, фактических материалов и социологического исследования обеспечили достижения цели исследовательской работы. Обобщение результатов проведенного исследования позволяет сформулировать ряд важных выводов, имеющих теоретическое и практическое значение в аспекте совершенствования социально-правового механизма реализации социальных проектов в бизнесе.
В ходе нашего исследования было выявлено, что социальные проекты редко реализуются бизнесом, а о тех, что реализуются, население мало информировано. Основным источником получения информации о таких проектах для жителей являются средства массовой информации, в том числе сеть Интернет, в связи с чем необходимо активизировать работу организаций по освещению своей деятельности в СМИ. Также целесообразно использовать данный источник для привлечения участников и партнеров.
Малое количество реализуемых бизнесом социальных проектов обусловлено несколькими факторами. Основным из них является отсутствие соответствующей нормативной базы. Органам законодательной власти нужно сформировать правовую основу, которая регламентировала бы не только структуру реализации проектов и механизмы их регулирования, но и взаимодействие субъектов бизнеса с органами управления всех уровней и общественными организациями.
Представители бизнеса отмечают, что, в первую очередь, при реализации социальных программ они нуждаются в консультативной поддержке экспертов для определения проблемы, требующей приоритетного решения. Чаще всего специалистами по данному вопросу являются сотрудники профильных управлений, в которых кооперируются сведения о текущей социальной обстановке и наиболее острых вопросах. В таком случае необходимо наладить механизм сотрудничества. Оптимальной формой взаимодействия двух указанных субъектов представляется Интернет-портал с возможностью онлайн-обращения к специалистам за разъяснением возникших вопросов. Для органов власти поддержка проектов, которые реализуются бизнесом, полезна не только с точки зрения передачи части функций по решению социальных вопросов, но и с позиции апробации возможных практик с последующей институализацией наиболее успешных из них.
Другой формой помощи органов управления представителям бизнеса, осуществляющим социальные проекты, должна быть финансовая поддержка, которая может выражаться в двух формах. Первым видом помощи может быть софинансирование органами власти проектов, реализуемых бизнесом, в том числе небольших. Вторым видом - предоставление большего перечня налоговых льгот и вычетов в связи с осуществлением общественно полезной деятельности. На данный момент такое послабление существует лишь для организаций, занимающихся благотворительной деятельностью.
Что касается общественных организаций, их взаимодействие с представителями бизнеса также является перспективным способом сотрудничества. Участники таких организаций, благодаря решению конкретных проблем, могут являться экспертами не только по поводу выбора направления проекта, но и оптимальных способов его реализации. Также сотрудничество с общественными организация поможет в привлечении
граждан к участию в социальных проектах, так как такие организации взаимодействуют с конкретными социальными группами.



1. Алексеев, О.Б. К проблеме организационного проектирования. Метрологические заметки / О.Б. Алексеев // Программирование культурного развития: региональные аспекты. - 2013. - Вып. 1. - с.18-33.
2. Анисина Е.А. Социальные проекты как стратегия реализации социальной ответственности бизнеса // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 1-2. - С. 105-109.
3. Антонюк, Г. А. Социальное проектирование и управление
общественным развитием: теоретико-методологический аспект / Г. А. Антонюк. - Минск: Наука и техника, 1986. - 203 с.
4. Антонюк, Г. А. Социальное проектирование: некоторые
методологические аспекты / Г. А. Антонюк. - Минск: Наука и техника, 1978. - 125 с.
5. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии // Российский журнал менеджмента. - 2018. - Т. 16. - № 2. - С. 253-272.
6. Бельц, А.В. Основы управления проектами: учеб. пособие / А.В. Бельц, В.В. Иванов. - М.: МИЭТ, 2014. - 72 с.
7. Бирженюк, Г. М. Социально-культурные технологии / Г. М. Бирженюк, А. П. Марков. - СПб.: ЛГИК, 1997.-218 с.
8. Быкова Е.М., Юрковская А.Г. Особенности управления социально значимыми проектами в малых и средних предприятиях // В сборнике: Современные проблемы развития техники, экономики и общества. Материалы II Международной научно-практической очно¬заочной конференции. Научный редактор А.В. Гумеров. - 2017. - С. 238¬240.
9. Волосникова, Е.Л. Теоретические и организационно-методологические основы социального проектирования / Е.Л. Волосникова // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №7. - С.19-117.
10. Воробьева, А.А. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций по реализации положений нового законодательства (на примере Алтайского края) / А. А. Воробьева // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2016. - Вып. 8. - Том 1. - С.62-64.
11. Гатина, Л.И. Социальное проектирование: учеб. пособие / Л.И. Гатина. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2014. - 80 с.
12. Гафарова, Л. А. Социальное проектирование как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы / Л. А. Гафарова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 11. - С. 108-115.
13. Генисаретский, О. И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. - М.:НИИ культуры, 2015. - 461 с.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1 [Электронный ресурс]:
федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Консультант Плюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/. - (Дата
обращения: 27.03.2019).
15. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2014. - 284 с.
16. Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А. Социальное предпринимательство и социальные проекты бизнеса в рамках концепции устойчивого развития // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 9-15.
17. Гришина Я.С. Публично-правовые средства государственной поддержки
социальных предприятий малого и среднего бизнеса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического
университета. - 2016. - №5. - с. 102-106.
18. Грошева, Д.Н. Оценка эффективности социально-значимых проектов некоммерческих организаций / Д.Н. Грошева // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2014. - Вып. 6. - С.432-435.
19. Денисова, И.В. Теоретико-методологические основы оценки эффективности инновационных проектов социальной направленности / И.В. Денисова // Транспортное дело России. - 2015. - №5. - С. 46-49.
20. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / А.И. Кравченко, В.И. Добреньков. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.
21. Дридзе, Г М. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Г М. Дридзе.- М.: Наука, 1994. - 304 с.
22. Дридзе, Г. М., Орлова, Э. А. Основы социокультурного проектирования / Г. М. Дридзе, Э. А. Орлова. - М.: Наука, 1995. - 264 с.
23. Егорова Е.Н., Мухоморова И.В. Проблемы развития социального предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 3 (92). - С. 622-627.
24. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие / Е. С. Заир-Бек. - СПб.: Просвещение, 1995. - 243 с.
25. Зайнашева З.Г., Мешкова Н.Г. Особенности социальных предпринимателей и понятие социального предпринимательства // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - № 1 (23). - С. 45-53.
26. Замятина М.С. Социальная ответственность бизнеса в России: возможности и перспективы // Universum: экономика и юриспруденция. - 2017. - № 3 (36). - С. 20-24.
27. Зильберштейн О.Б., Невструев К.В. Функции и задачи контроллинга при реализации социальных проектов бизнеса // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей победителей V международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 22-29.
28. Зильберштейн О.Б., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л., Юрковский А.В.
Социальный проект бизнеса как результат корпоративной социальной ответственности: теоретический анализ // Экономика и
предпринимательство. - 2016. - № 4-2 (69). - С. 123-131.
29. Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю. Основы управления социальными проектами бизнеса // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).- 2015. - Т. 6. - № 3-1 (23). - С. 50-55.
30. Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю., Шкляр Т.Л. Подходы к определению экономического эффекта от реализации социальных проектов бизнеса // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 5 (30). - С. 44.
31. Зильберштейн О.Б., Шкляр Т.Л. Управление социальными проектами бизнеса // Учебное пособие / ЗаагЬгнкеп, 2017. - 180 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ