Коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 11
1.3. Особенности взаимоотношений со сверстниками у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 21
2.1. Характеристика процедуры экспериментального изучения
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста детей с задержкой психического развития 21
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения взаимоотношений
со сверстниками детей младшего школьного возраста у детей с задержкой психического развития 26
2.3. Психологические особенности взаимоотношений со сверстниками у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 38
3.1. Описание коррекционно-развивающей программы развития
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 38
3.2. Анализ результатов реализованной коррекционной работы по составленной программе развития взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по профилактике и преодолению проблемы нарушения взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 11
1.3. Особенности взаимоотношений со сверстниками у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 21
2.1. Характеристика процедуры экспериментального изучения
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста детей с задержкой психического развития 21
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения взаимоотношений
со сверстниками детей младшего школьного возраста у детей с задержкой психического развития 26
2.3. Психологические особенности взаимоотношений со сверстниками у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 38
3.1. Описание коррекционно-развивающей программы развития
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 38
3.2. Анализ результатов реализованной коррекционной работы по составленной программе развития взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по профилактике и преодолению проблемы нарушения взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опыт межличностных взаимоотношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является основой для развития личности ребёнка. Особая важность проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Исследование проблемы межличностных взаимоотношений во многом связано с более глубоким изучением личности ребёнка, проникновением в область контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Вопрос межличностных взаимоотношений относится к одной из основополагающих в жизни личности. Если рассматривать данный вопрос в контексте культурно-исторической теории Л. C. Выготского, то развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ребёнок усваивает общественноисторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особо важен в этом вопросе подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение. В случае замедления темпа развития ребенка в психическом или физическом плане это происходит качественно иначе в силу влияния специфики дефекта, а также особенностей условий развития, в которых оказываются дети с задержкой психического развития на разных возрастных этапах.
Межличностные взаимоотношения детей со сверстниками достаточно подробно изучалась многочисленными отечественными учеными- психологами, такими как В. В. Абраменкова, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, B. C. Мухина, A. M. Прихожан, Е. О. Смирнова, Д. И. Утробина, В. Г. Фельдштейн, и др. В процессе многочисленных исследований в этой области накоплен огромный объем данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Однако младший школьный возраст является наименее изученным с данной точки зрения, поскольку ведущей деятельностью в этом периоде традиционно считают учебную. Кроме общения в процессе обучения, обучающиеся младшего школьного возраста вступают в разнообразные межличностные взаимоотношения между собой, и психологические особенности этих взаимоотношений зачастую остаются не рассмотренными. Данная проблема наиболее актуальна так как личностно-ориентированная направленность обучения в современной школе, подразумевает уделение большего внимания психологическому комфорту детей. Кроме того, без данных по этой проблеме невозможно составить полную педагогическую характеристику школьника.
Объект исследования - взаимоотношения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - развитие взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
2. Теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментально изучить особенности межличностных взаимоотношений у детей с задержкой психического развития со сверстниками.
4. Составить и частично апробировать коррекционную программу по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности.
Вопрос межличностных взаимоотношений относится к одной из основополагающих в жизни личности. Если рассматривать данный вопрос в контексте культурно-исторической теории Л. C. Выготского, то развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ребёнок усваивает общественноисторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особо важен в этом вопросе подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение. В случае замедления темпа развития ребенка в психическом или физическом плане это происходит качественно иначе в силу влияния специфики дефекта, а также особенностей условий развития, в которых оказываются дети с задержкой психического развития на разных возрастных этапах.
Межличностные взаимоотношения детей со сверстниками достаточно подробно изучалась многочисленными отечественными учеными- психологами, такими как В. В. Абраменкова, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, B. C. Мухина, A. M. Прихожан, Е. О. Смирнова, Д. И. Утробина, В. Г. Фельдштейн, и др. В процессе многочисленных исследований в этой области накоплен огромный объем данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Однако младший школьный возраст является наименее изученным с данной точки зрения, поскольку ведущей деятельностью в этом периоде традиционно считают учебную. Кроме общения в процессе обучения, обучающиеся младшего школьного возраста вступают в разнообразные межличностные взаимоотношения между собой, и психологические особенности этих взаимоотношений зачастую остаются не рассмотренными. Данная проблема наиболее актуальна так как личностно-ориентированная направленность обучения в современной школе, подразумевает уделение большего внимания психологическому комфорту детей. Кроме того, без данных по этой проблеме невозможно составить полную педагогическую характеристику школьника.
Объект исследования - взаимоотношения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - развитие взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
2. Теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментально изучить особенности межличностных взаимоотношений у детей с задержкой психического развития со сверстниками.
4. Составить и частично апробировать коррекционную программу по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности.
Социальные взаимоотношения в младшем школьном возрасте все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.
В настоящее время существуют исследования, которые показывают особенности взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которые характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей и по содержанию, и по широте, и по устойчивости. Лишь к концу младшего школьного возраста складываются предпосылки для перехода к более высокому уровню (появляются стремление к взаимопониманию, предпочтения, связанные с оценкой нравственно-психологических черт личности товарищей, и т. п.).
На взаимоотношения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказывают значительное влияние слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой деятельности многих детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом.
Профилактика и коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста, в том числе и у детей с задержкой психического развития, требует вмешательства как педагогов, так и родителей. Наиболее эффективным при решении данной проблемы является включение обучающихся в совместную творческую деятельность, такую как сюжетно-ролевые игры, рисование, лепка, аппликации и так далее. Не менее важным является создание благоприятной эмоциональной атмосферы в семье и коллективе сверстников ребенка, а так же обучение детей правилам поведения при общении и способам разрешения конфликтов.
В процессе написания курсовой работы была достигнута цель исследования (развитие взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности) и реализованы задачи исследования (теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста, теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, экспериментально изучить особенности межличностных взаимоотношений у детей с задержкой психического развития со сверстниками, составить и частично апробировать коррекционную программу по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности).
В настоящее время существуют исследования, которые показывают особенности взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которые характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей и по содержанию, и по широте, и по устойчивости. Лишь к концу младшего школьного возраста складываются предпосылки для перехода к более высокому уровню (появляются стремление к взаимопониманию, предпочтения, связанные с оценкой нравственно-психологических черт личности товарищей, и т. п.).
На взаимоотношения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказывают значительное влияние слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой деятельности многих детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом.
Профилактика и коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста, в том числе и у детей с задержкой психического развития, требует вмешательства как педагогов, так и родителей. Наиболее эффективным при решении данной проблемы является включение обучающихся в совместную творческую деятельность, такую как сюжетно-ролевые игры, рисование, лепка, аппликации и так далее. Не менее важным является создание благоприятной эмоциональной атмосферы в семье и коллективе сверстников ребенка, а так же обучение детей правилам поведения при общении и способам разрешения конфликтов.
В процессе написания курсовой работы была достигнута цель исследования (развитие взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности) и реализованы задачи исследования (теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста, теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, экспериментально изучить особенности межличностных взаимоотношений у детей с задержкой психического развития со сверстниками, составить и частично апробировать коррекционную программу по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности).
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Реализация личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





