Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование методов активного социально-психологического обучения для оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха

Работа №95211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Методы активного социально-психологического обучения в работе
специального психолога 7
1.2. Характеристика особенностей эмоциональной сферы при нарушении
слуха 14
1.3. Особенности эмоциональных проявлений у детей подросткового
возраста с нарушением слуха 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 24
2.1 Обоснование выбора диагностического инструментария изучения эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха 24
2.2. Анализ проведения констатирующего этапа эксперимента 27
2.3. Результаты экспериментального изучения эмоциональной сферы
детей подросткового возраста с нарушением слуха 29
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 42
3.1. Программа активного социально-психологического обучения для
оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха 42
3.2. Реализация коррекционной программы 48
3.3. Сравнительная характеристика результатов констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента изучения эмоциональной
сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. д.), имеющие значимость в жизнедеятельности человека. Эмоции порой очень ярко окрашивают все психические проявления (ощущения, воображение, мысли и т. д.) представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (Г. Ланге, П. В. Симонов, Л. Фестин Геру и др.) [4, 27, 37].
Проблеме изучения эмоциональной сферы человека на разных возрастных этапах развития уделяется большое внимание. Однако данные вопросы по отношению к аномальному развитию изучены недостаточно. В возрастной психологии рассматриваемой в данном исследовании проблемой занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн. Можно предположить, что при различных вариантах дизонтогенеза особенности развития эмоциональной сферы имеют общие с условно-нормативными детьми закономерности. Однако различные патологии накладывают свой отпечаток, придавая своеобразие психике, в том числе и эмоциональным проявлениям [16, 37].
Нарушение слуха можно рассматривать как особый вариант развития, который проявляется в выпадении высшего компонента (речи) и деформации всех психических проявлений.
В трудах Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой, В. Петшака отмечается отставание и вариативность в развитии речи у детей с нарушением слуха, что в дальнейшем проявляется в процессе формирования интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сферы. Депривация, недостаток эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к формированию стойких нарушений коммуникации, сочетающиеся с незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью [9, 25, 39].
Цель исследования - изучение использования методов активного социально-психологического обучения для оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования - методы активного социально-­психологического обучения как средство оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие
задачи:
1. Проанализировать научную литературы по проблеме исследования.
2. В процессе теоретического анализа изучить содержание, структуру и основные компоненты эмоциональной сферы у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
3. Рассмотреть особенности методов активного социально­психологического обучения в работе специального психолога.
4. Подобрать методы и методики исследования эмоциональной сферы применительно к детям подросткового возраста с нарушением слуха.
5. Изучить экспериментальным путем эмоциональную сферу детей подросткового возраста с нарушением слуха.
6. Составить и апробировать коррекционную программу оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха.
7. Проанализировать эффективность коррекционной программы оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Методологическая основа:
• положения Л. С. Выготского о структуре дефекта и единстве когнитивного и эффективного;
• теория деятельности С. Л. Рубенштейна, где психика формируется в процессе деятельности;
• работы Т. А. Власовой о влияние нарушении слуха на психологическое развитие детей.
Структура работы: работа состоит введения, основной части
(состоящий из трех глав), заключения, список источников и литературы (в количестве 52 штук) и приложения.
Методы исследования: теоретический анализ, развернутый
эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Методики экспериментального исследования: тест Люшера; опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24; опросник «САН»; многофакторное исследование личности по методике Кеттелла.
Методы математической статистики: корреляция по Пирсону;
t-критерий Стьюдента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе развития отечественной сурдопсихологии очевидно, что тема эмоциональной сферы - мало изучена, имеется недостаток исследований в данной области, однако оценка потенциала развития эмоциональной сферы и риска формирования эмоциональных нарушений у данной категории имеет важное значение для оптимизации процесса социализации и развития гармоничной личности. Большое внимание специалистов привлекают также, методы оптимизации эмоционально-личностной сферы при ограничениях слуховой функции (А. В. Запорожец, Г. Ланге, П. В. Симонов, Л. Фестин Геру и др.)
Методы активного обучения пользуются популярностью при разработке программ психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста. Именно этот период онтогенеза предполагает особую чувствительность к данным технологиям (А. А. Вербицкий, В. И. Рыбальский, И. М. Сыроежина и др.). Вероятность использования дискуссий, имитационных игр, тренинга по отношению к детям подросткового возраста с нарушением слуха в практике сурдопсихологии мало изучена.
На основе выше сказанного была сформулирована следующая цель исследования: использование методов активного социально -психологического обучения для оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Поставленная цель решалась через конкретные задачи.
В ходе исследования изучено 52 литературных источников, было выявлено следующие: что из себя представляет метод активного социально­психологического обучения. Выявлены особенности эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Проанализированы различные методы и методики эмпирического исследования эмоциональной сферы применительно к детям данной категории.
Для решения экспериментальных задач был подобран диагностический инструментарий, куда вошли: тест Люшера, опросник Басса-Перри, опросник САН, тест Кеттелла.
Оценка эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха, показала преодоление: агрессии; тревожности; черты личностями, которые пагубно сказываются на эмоциональную сферу.
Корреляционный анализ с использованием корреляции по Пирсону, доказал статистически-достоверную взаимозависимость между такими показателями, как чем выше уровень тревожности, тем более выражен гнев; чем выше уровень самочувствия, тем лучше будет настроение; но в то же время, можно выделить неочевидные связи, такие как: чем выше уровень тревожности, тем более выражены такие качества, как недобросовестность, пренебрегание своими обязанностями и в целом безответственность; чем выше уровень гнева, тем более выражены такие качества, как замкнутость, недоверчивость, обособленность; чем выше уровень враждебности, тем более выражены такие качества, как тревожный, озабоченный и полон мрачными опасностями и др.
На основании полученных диагностических данных была составлена и апробирована коррекционная программа, направленная на оптимизацию эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха при помощи метода активного социально-психологического обучения.
В ходе коррекционной работы дети были поделены на 2 группы (контрольная и экспериментальная).
По окончанию коррекционных мероприятий была повторна проведена диагностика с использование того же диагностического инструментария. Результаты исследования показали и доказали, что методы активного социально-психологического обучения способствуют оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха. Достоверность различий между показателями констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе подтверждена методами математической статистики, а именно t-критерий Стьюдента.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] : монография / Л. М. Аболин. - Казань : Издательство Казанского университета, 1987. - 264 с.
2. Алексеевских, Д. Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности [Текст] : пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / Д. Ю. Алексеевских. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 295 с.
3. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л. Ф. Анн. - СПб. : Питер, 2006. - 271 с.
4. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Наука, 1964. - 110 с.
5. Базоев, В. З. Человек из мира тишины [Текст] / В. З. Базоев, В. З. Паленный - М. : ИКЦ «Академкнига», 2002. - 815 с.
6. Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы [Текст] / О. В. Барканова. - Красноярск : Литера-Принт, 2009. - 513 с.
7. Батаршев, А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности [Текст] / А. В. Батаршев. - М. : ИИП, 2004. - 439 с.
8. Батаршев, А. В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла [Текст] : практическое руководство / А. В. Батаршев. - М. : Сфера, 2002. - 374 с.
9. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 224 с.
10. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р. М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
11. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушением слуха [Текст] : кн. для учителя / Р. М. Боскис. - М. : Просвящение, 1988. - 128 с.
12. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учебное пособие / А. К. Быков. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
13. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] : учеб. пособие / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2000. - 224 с.
14. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе [Текст] : контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 208 с.
15. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст] / А. А. Вербицкий. - М. : ИЦ ПКПС, 1999. - 76 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ