Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выявление мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Работа №95193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Мотивационная готовность к обучению в школе как
психологический феномен 7
1.2. Особенности мотивационной готовности к обучению школе у
нормально развивающихся детей младшего школьного возраста 12
1.3. Характеристика мотивационной готовности к обучению в школе у
детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 20
2.1. Характеристика базы и контингента детей, задействованных в
экспериментальном исследовании 20
2.2. Диагностический инструментарий для изучения мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста
с умственной отсталостью 23
2.3. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных по выявлению мотивационной готовности к обучению в школе
у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА,
НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТРА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 29
3.1. Обоснование необходимости составления коррекционно-
развивающей программы, направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 29
3.2. Тематический план коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью .. 30
3.3. Апробация программы и предварительный анализ ее результатов.... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Концепция подготовки мотивации к обучению в школе недостаточно охарактеризована в психолого-педагогической литературе. Однако в работе отечественных ученых (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Л. Славина Д. Б. Эльконин), роль мотивационных факторов подчеркивается как составляющая академической успеваемости [7, 18].
Психологов интересует проблема мотивации учиться в школе, главным образом потому, что в начале обучения существует связь между характером мотивации и деятельностью, вызванной ею, и, следовательно, между мотивацией ученика и успешностью его адаптации к школе.
Как известно, дети с ограниченными возможностями испытывают трудности при поступлении в первый класс: внутренняя позиция учащегося не сформирована (нет необходимости общаться с другими детьми и взрослыми; подчиняться традициям и правилам группы, не ставя под угрозу их интересы в обучении) (Н. А. Дыпина, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер). Наиболее распространенные трудности мотивации к обучению в школе наблюдаются у детей с умственной отсталостью [28].
В настоящее время проблемы мотивации упоминаются в небольшом количестве работ (Н. Г. Морозова, Ж. И. Намазбаева, В. Г. Петрова, Б. И. Пинского, С. Я. Рубинштейн, О. Н. Толстикова, И. П. Ушакова). Это свидетельствует о недостаточной развитости проблем мотивации у детей с умственной отсталостью. Изучение «сферы» мотивации перспективно с точки зрения дальнейшего развития, как в теории, так и на практике в специальной психологии. Эта тема актуальна, потому что нет целостного понимания мотивации к школьной готовности у детей с умственной отсталостью [11, 17, 21].
Цель исследования - выявить мотивационную готовность к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования - особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс развития мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
2. Подбор методических средств и осуществление психологической диагностики мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Осуществление количественного и качественного анализа результатов диагностики по проблеме мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Определение направлений коррекционно-развивающей программы и составление программы, направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Оценка промежуточного мониторинга по результатам частичной апробации коррекционно - развивающей программы, направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Методы исследования: теоретический анализ, развёрнутый эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Методики экспериментального исследования: Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой), методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), методика «Градусник» (Н. П. Фетискин).
Структура работы: введение, основная часть (состоящей из трёх глав), заключение, список источников и литературы (в количестве 50 штук), приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие мотивации к обучению детей младшего школьного возраста, страдающих умственной отсталостью, является важной образовательной проблемой. Подготовка к мотивации определяется ее активностью в учебном процессе.
У детей школьного возраста с умственной отсталостью мотивация к учебе в школе формируется по истечении необходимого времени из-за нарушения темпа умственного развития. Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью сталкиваются с рядом трудностей, которые возникают во время их обучения.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в экспериментальном выявление мотивационной готовности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Для осуществления поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме мотивационной готовности к обучению в школе у детей с умственной отсталостью.
2. Подобраны методические средства и осуществлены психологической диагностики мотивационной готовности к обучению в школе у детей с умственной отсталостью.
3. Осуществлен количественный и качественный анализа
результатов диагностики по проблеме мотивационной готовности к обучению в школе у детей с умственной отсталостью.
4. Определены направления коррекционно-развивающей
программы и составлена программа, направленная на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Проведён промежуточный мониторинг по результатам частичной апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Для экспериментального изучения мотивационной готовности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью подобран диагностический инструментарий:
1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой).
2. Методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова).
3. Методика «Градусник» (Н. П. Фетискин).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у испытуемых низкий уровень школьной мотивации к обучению в школе.
Результаты эксперимента показали необходимость составления коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Данная программа составлена на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
На формирующей части эксперимента была частично апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Частичная апробация программы реализовалась с конца февраля до середины апреля 2019 года на базе ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №12, реализующая адаптированные образовательные программы». Проведено 11 коррекционно-развивающих занятий.
Задачи формирующего эксперимента были частично реализованы. Успешная реализация всех задач в полном объёме возможно только при полной апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Целью контрольного этапа эксперимента является оценка
эффективности проведения коррекционной программы, направленной на развитие мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, является отслеживание динамики развития мотивационной готовности к обучению в школе. Выборку испытуемых данного этапа эксперимента составили 3 человека, которые в ходе проведения констатирующего эксперимента показали низкий уровень школьной мотивации.
В реализации контрольного этапа эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента: Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой), методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), методика «Градусник» (Н. П. Фетискин).


1. Азарова, Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе / Т. В. Азарова // Мир психологии. - 1996. - № 1. - С. 147-170.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 1976. - 157 с.
3. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнкова. - М. : МГППИ, 2009. - 108 с.
4. Белова, Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) / Е. Белова // Дошкольное воспитание - 2004. - № 8. - С. 80-83.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М., 2005. - 392 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1993. - С. 39-40.
7. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович ; под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С. 140-144.
8. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И. И. Вартанова // Вестник Московского университета. - Серия 14. - Психология. - 2000. - № 4. - С. 33-41.
9. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман ; под ред. А. Л. Вегнера. - Воронеж : ВГПУ, 2006. - 388 с.
10. Веракса, Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса ; под ред. Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика - Синтез, 2007. - 72 с.
11. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / А. А. Вербицкий ; под ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
12. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер ; под ред. Т. А. Власовой. - М. : Просвещение, 1973. - 185 с.
13. Волкова, Н. В. Проблемы становления личности подростков с недоразвитием интеллекта / Н. В. Волкова // Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы теории и практики : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. В. Шиповой. - Саратов, 2002. - С. 14-18.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. — 224 с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти т. / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1983
Т. 5 : Основы дефектологии. - 1983. - 386 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ