Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной
дидактической игры на материале произведений живописи
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НАСТОЛЬНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ 8
1.1. Нравственное воспитание детей как педагогическая проблема 8
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 26
1.3. Возможности настольной дидактической игры на материале
произведений живописи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НАСТОЛЬНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА МАТЕРИАЛЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ 46
2.1. Диагностика исходного уровня нравственной воспитанности детей
старшего дошкольного возраста 46
2.2. Направления и содержание деятельности педагога по
нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях
настольной дидактической игры 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 180
В наши дни проблема нравственного воспитания встаёт особенно остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общечеловеческих проблем. В современном обществе человек непрерывно испытывает потребность в общении и взаимодействии с окружающими, а для детей дошкольного возраста это является необходимостью. Именно, поэтому возникает потребность и обязательность нравственного воспитания с дошкольного детства. Вопросы нравственности в современных условиях являются одной из актуальных проблем и отражаются в содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), данное направление является приоритетным в формировании личности дошкольника.
Период дошкольного детства жизни ребёнка определён психологами и педагогами наиболее сенситивным для начала развития личностных качеств, её становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети этого возраста начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью.
Говоря о нравственном воспитании детей дошкольного возраста мы прежде всего отмечаем потребность сформировать у ребёнка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и отдельно взятого общества. Результатом нравственного воспитания является зарождение и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. В рамках нашего исследования мы ограничимся изучением нравственных качеств, необходимых для «формирования общей культуры личности детей» [63] и доступных в понимании и осознании, на наш взгляд для детей старшего дошкольного возраста, таких как: отзывчивость, доброжелательность, верность,
ответственность, вежливость, справедливость, честность, заботливость.
На сегодняшний день проблема воспитания нравственных качеств у детей является актуальной для дошкольного воспитания и педагогики в целом. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности. Воспитание любого нравственного качества, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение детей, для этого необходимо применять различные формы, методы и средства нравственного воспитания, определяющиеся общими методами дошкольного воспитания.
Соответственно, мы выделяем проблему исследования, как организовать процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной дидактической игры на материале произведений живописи.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Организация деятельности педагога по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях настольной дидактической игры на материале произведений живописи».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование
организационно-педагогических условий нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы рассмотреть проблему воспитания нравственных качеств у детей, уточнить понятие «нравственное воспитание» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности настольной дидактической игры на материале произведений живописи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы ученых:
- проблема нравственного воспитания рассматривалась еще в произведениях и трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, и других.
- русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.
- проблеме формирования нравственных качеств посвятили свои труды Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.А. Горбачёва, Г.Н. Година, Т.С. Комарова, А.И. Липкина, Т.Н. Титаренко и др.
- Л.С. Выготский, Й. Хёйзинга, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей на развитие нравственности воспитанников. Поэтому дидактическую игру необходимо рассмотреть, как эффективное средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ результатов, беседы об искусстве.
Исследование по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста осуществлялось в два этапа:
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; определены особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста; выявлены возможности настольной дидактической игры на материале произведений живописи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, подобран диагностический инструментарий для определения начального уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе было организовано диагностическое исследование для определения начального уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, подготовлено содержание комплекса занятий с применением настольной дидактической игры на материале произведений живописи, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Были выделены основные этапы организации деятельности педагога, разработаны настольно-дидактические игры и Лепбук на материале живописи, подобраны методы, приемы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что основное положение и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в практике воспитателей и методистов в дошкольном образовании и педагогов дополнительного образования в направлении нравственного воспитания. Дидактические материалы по теме исследования могут быть рекомендованы методистам, воспитателям, педагогам дополнительного образования при проведении занятий с применением настольной дидактической игры на материале произведений живописи в направлении нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
База практического исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад №6 филиал детский сад №43, в котором приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Наше общество на протяжении всей истории существования нуждалось и нуждается в людях, не только интеллектуально развитых, но и обладающих высокими нравственными качествами. В современной системе образования нравственное воспитание занимает приоритетное место. Значимость проблемы и темы исследовательской работы нашли свое подтверждение в трудах таких учёных как: Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, И.Ф. Харламов, В.А. Сластёнин, А.И. Сорокина, Е.Н. Бородина, Л.И. Божович, А.К. Бондаренко, Н.В. Микляева, О.С. Богданова, Р.С. Буре и др.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы в данной исследовательской работе позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Раскрывая понятие «нравственное воспитание», нами взято за основу следующее определение: Нравственное воспитание - создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности как стержневых и системообразующих (по В.С. Безруковой).
В свою очередь понятие «нравственные качества» охарактеризуем как постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребёнка следовать нравственным нормам (по Г.А. Урунтаевой). Основываясь на позицию Е.Н. Бородиной, мы определили нравственную воспитанность в единстве трех критериев и их показателей:
- Образно-содержательный критерий - наличие представлений о нравственных качествах. Наличие эмоционально-образного тезауруса, воплощающего нравственные ценности в художественных образах классического искусства и народного творчества, в которых в художественно-образной форме выражены нравственные качества: доброта, честность, бережное отношение к окружающим, близким, природе, отзывчивость, ответственность, коллективизм, патриотизм, доброжелательность.
- Эмоционально-мотивационный критерий - проявляется
эмоциональная отзывчивость на художественные образы - носители нравственно-патриотических ценностей (сопереживание героям
произведений, выражение к ним своего отношения в деятельности, стремление подражать им), сформированность интереса к произведениям искусства с нравственно-патриотической проблематикой.
- Действенно-практический критерий - проявляется способность к пониманию и соотнесению с личным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственной проблематикой, способность проявлять качества такие как: доброта, честность, бережное отношение к окружающим, близким, природе, отзывчивость, ответственность, коллективизм, патриотизм, доброжелательность.
2. Так же мы выяснили, что психолого-педагогические особенности развития личности ребёнка в старшем дошкольном возрасте являются крепким фундаментом для формирования нравственной воспитанности. Педагог, учитывая особенности развития личности ребёнка сможет правильно и продуктивно организовать воспитательный процесс с целью формирования нравственных качеств. Особенности развития познавательной сферы личности позволяют включать в содержание дидактической игры как новые знания, которые ребёнок получает, выстраивая умозаключения на основе личного опыта, так и закреплять уже имеющиеся. В этом случае мы говорим о чётком представлении о таких нравственных качествах как доброта, честность, справедливость и др., а также понимание важности правильного отношения к близким, к окружающему миру, природе, к сверстникам (образно-содержательный критерий).
Особенности развития эмоционально-чувственной сферы личности являются основой в решении задачи воспитания эмоциональной отзывчивости ребёнка. Настольная дидактическая игра в этом случае является эффективным средством развития эмоциональной сферы, игровые задания, вызывающие у ребёнка отношение к произведениям искусства, музыки, литературным произведениям, героям этих произведений, наилучшим образом воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, бережное отношение к природе и окружающему миру, умение сопереживать и сочувствовать (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности развития поведенческой сферы личности, а именно развитие произвольности поведения, появления ориентационной составляющей поступков, даёт возможность ребёнку с помощью взрослого усвоить нравственные эталоны поведения и научиться их практически применять.
В этом случае настольная дидактическая игра раскрывает себя как эффективное средство нравственного воспитания, этому способствует: соблюдение правил игры, стремление к достижению индивидуальной или коллективной цели, умение взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, оценивать свои возможности и возможности другого (действенно-практический критерий).
3. Существуют различные взгляды на функции и педагогический потенциал дидактической игры, но исследователи сходятся в одном: настольная дидактическая игра - является средством нравственного воспитания , от самого процесса, где мы говорим о правилах игры, особенностях взаимоотношений между детьми в процессе игры, доброжелательности, умении договариваться, быть отзывчивым, терпеливым, сдержанным, умении следовать правилам игры, умении радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей (действенно-практический критерий) и многих других моментах проявления нравственности, до особой формулировки заданий, где формируется представление о нравственных качествах (образно-содержательный критерий), а так же содержания настольных дидактических игр и их эстетического оформления, вызывающего у детей эмоциональный отклик (сопереживание героям произведений, восхищение произведениями искусства и т.д.) (эмоционально-мотивационный критерий).
Процесс обучения и воспитания необходимо обновлять и обогащать новыми методиками и разработками. Поэтому возникла необходимость выявить организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, в ходе исследовательской работы нами была поставлена задача частично реализовать одно из условий, а именно разработать комплекс занятий, направленных на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры на материале произведений русских художников, а также провести диагностическое исследование уровня нравственной воспитанности у детей.
4. В соответствии с критериями и показателями нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста подобраны и применены следующие диагностические задания:
- для диагностики показателей нравственной воспитанности по образно-содержательному критерию:
1. Методика «Закончи историю» автор Калинина Р.Р.
2. Методика «Подарок» автор Г.Ф. Гаврилычева.
- для диагностики показателей нравственной воспитанности по эмоционально-мотивационному критерию:
1. Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик.
2. Методика "Незаконченный рассказ." Авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
- для исследования показателей нравственной воспитанности по действенно-практическому критерию:
1. Методика «Сделаем вместе» автор Р.Р. Калинина.
2. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» автор Р.С. Немов.
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне нравственная воспитанность у 3 - детей, на среднем уровне у 16 детей, на низком уровне у 1 - ребёнка, в процентном соотношении: высокий уровень - 15%; средний уровень - 80%; низкий уровень - 5%.
5. В ходе исследовательской работы мы доказали, что целенаправленная, организованная педагогическая деятельность в решении вопросов нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет способствовать повышению описанных ранее показателей. Особую роль в этом направлении можно отвести педагогическим условиям.
В связи с этим, нами были выявлены организационно-педагогические условия, необходимые для решения задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста:
1. Научно-методическое обеспечение.
2. Наличие программ с ярко выраженной направленностью на повышение уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.
3. Смоделированная и организованная предметно-пространственная среда, решающая задачи в направлении нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Организованный мониторинг результатов процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Оформленная картотека произведений живописи согласно тематическому планированию в возрастной группе.
6. Наличие и использование в образовательном процессе дидактических игр на материалах произведений живописи, направленных на нравствееное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
7. Просвещённость родителей по вопросам необходимости повышения уровня нравственной воспитанности детей в старшем дошкольном возрасте.
8. Контроль за осуществлением процесса нравственного воспитания педагогами.
Важным, на наш взгляд, и недостаточно разработанным, является внедрение и использование, при проведении занятий, настольных дидактических игр на материалах живописи. Поэтому нами разработан комплекс занятий по нравственному воспитанию «Добро начинается с тебя. Путешествие в королевство Доброты» с использованием дидактических игр, для детей старшего дошкольного возраста. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня нравственной воспитанности, определенных в первой главе исследования. Тематика комплекса занятий была выбрана не случайно. Тема добра, добрых поступков, уважения и любви к окружающим является сквозной для всех образовательных областей. Мир добра понятен и близок детям. На занятиях используются смешанные изобразительные техники: лепка + рисование, аппликация + рисование, и некоторые виды нетрадиционных техник, используются репродукции русских художников (В.Д. Поленов, В.М. Тормасов, О.В. Анастасов, И.И. Левитан, К.Е. Маковский, В.А. Тропинин и др.). Так же для занятий разработаны и оформлены дидактические настольные игры («Лэпбук - «Сказки в картинах художников и музыке композиторов», Игра «Добрые дела», «Профессии в картинах художников» и др.). Также подобрана и составлена картотека произведений живописи с учетом возрастных особенностей, соответствующая тематике нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций картин художников, прослушивании музыкальных композиций, и т.д.; словесные - беседа, чтение и т.д.; проблемно-мотивационный (включение проблемной ситуации и т.д.); игровые (дидактические игры,). При организации процесса нравственного воспитания можно учитывать ряд принципов, предложенных Е.Н. Бородиной: целостности, эмоциональной включенности, культуросообразности, проблемности, событийной общности взрослых и детей.
1. Агаджанова, М. А. Современные настольные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс] / М. А. Агаджанова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. - 2016. - №5. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennye-nastolnye-igry- kak-innovatsionnaya-psihologo-pedagogicheskaya-tehnologiya-profilaktiki- sindroma-emotsionalnogo (дата обращения 02.12.2020).
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. - Москва : Владос, 2003. - 201 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития.
Инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 142 с.
4. Аплетаев, М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения : монография / М. Н. Аплетаев. - Омск : Издательство ОмГПУ, 1998. - 240 с.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский ; под ред. Ю. К. Бабанского. - Москва : Просвещение, 2012. - 479 с.
6. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании /
А. В. Бабаян // Педагогика. - 2005. - №2. - С. 67-68.
7. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 134 с.
8. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография / В. А. Беликов. - Москва : Владос, 2004. - 357 с.
9. Блюмкин, В. А. Мир моральных ценностей / В. А. Блюмкин. - Москва : Знание, 1981. - 64 с.
10. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей. / О. С. Богданова, Л. И. Котаева. - Москва : Просвещение, 2013. - 213 с.
11. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. / А. К. Бондаренко ; 2-е изд. дораб. - Москва : Просвещение, 1991. - 160 с.
13. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности [Электронный ресурс] / Е. Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. - 2016. - №5. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe- vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.09.2020).
14. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности. / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. - 196 с.
15. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности Z Н. М. Борытко. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.
16. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : методическое пособие : серия Библиотека программы «От рождения до школы» / Р. С. Буре. - Москва : Мозаика - синтез, 2012. - 63 с.
...