ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИС
КА 6
1.1. Виктимное поведение: понятие, характеристика 6
1.2. Проявление виктимного поведения у обучающихся группы риска 11
1.3. Виды профилактики виктимного поведения обучающихся группы рис
ка 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМ- НОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА И ЕГО
ПРОФИЛАКТИКА 23
2.1. Организация и методы исследования. Первичная диагностика. Анализ
результатов 23
2.2. Программа, направленная на профилактику виктимного поведения обу
чающихся группы риска: цель, задачи, содержание 37
2.3. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагно
стики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Содержание программы, направленной на профилактику
виктимного поведения обучающихся группы риска 66
Приложение 2. Результаты первичной и повторной диагностики 87
Приложение 3. Краткий словарь основных терминов 91
Актуальность исследования особенностей проявления, а также профилактики виктимного поведения у обучающихся группы риска обусловлено социальной и практической значимостью вопросов гуманизации oбщeствa, необходимостью решения задач формирования личности приспособленной к социуму.
Проблема профилактики виктимного поведения была и остается актуальной. Актуальность этой проблемы среди обучающихся группы риска ощущается особо остро. Мы можем наблюдать, как на индивида, склонного к виктимности практически в каждой социальной группе: школьный класс, компания друзей, кружок по интересам, присутствует давление и ущемление со стороны социума.
Интересно то, что этот индивид сам того не осознавая притягивает это давление к себе. Своим поведением он дает понять окружающим собственную уязвимость, жертвенность.
Недостаточное изучение проблем виктимности обучающихся группы риска объясняет необходимость выработки программы направленной на профилактику виктимного поведения.
Проведение первичной диагностики позволит выявить склонность обучающегося к виктимному поведению, повторная диагностика, в свою очередь, необходима для определения эффективности разработанной программы профилактики.
Цель исследования: разработка програмы профилактики виктимного поведения обучающихся группы риска.
Объект исследования: виктимное поведение как психологическое явление.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения обучающихся группы риска.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разработанная программа профилактики будет способствовать снижению уровня виктимности обучающихся группы риска. Предполагаем, что результат первичной и повторной диагностики обучающихся покажет положительную динамику.
Противоречие: Вышесказанное обнаруживает противоречие между необходимостью индивида быть в безопасности в окружающем мире и его предрасположенностью к виктимному поведению.
Проблема: Какая профилактическая работа ведется с обучающимися группы риска на предмет виктимного поведения?
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования виктимного поведения обучающихся группы риска.
2. Провести первичную диагностику поведения обучающихся группы риска МОУСОШ №44 г. Екатеринбург на предмет выявления склонности к виктимному поведению.
3. Составить и апробировать программу, направленную на профилактику виктимного поведения обучающихся группы риска.
4. Провести повторное диагностическое исследование поведения обучающихся группы риска МОУСОШ №44 г. Екатеринбург, проанализировать полученные результаты и дать оценку эффективности проведенной программы.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами Д.В. Ривмана, И.Г. Малкиной-Пых, В.И. Полубинским, Ф. Райе, А.Е. Реан, В.Я. Рубальской, В.А. Тулякова, Л.В, Франка, В.И. Христенко и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: тест (Методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой, тест-опросник; методика «Тип ролевой виктимности» М.О. Одинцовой)
3. Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
База исследования:
Исследование по определению виктимного поведения было проведено среди группы учащихся 6-8 классов МАОУ СОШ №44, г. Екатеринбург. Группа представлена учащимися 6-9 классов в составе 50 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2018 г.) - изучение теоретических аспектов изучения проблемы виктимного поведения у обучающихся группы риска; определение группы и способов экспериментального исследования.
2 этап (январь 2019 г.) - проведение первичной диагностики виктимно- го поведения у обучающихся группы риска; анализ полученных результатов исследования;
3 этап (февраль - апрель 2019 г.) - разработка и апробирование программы, направленной на профилактику виктимного поведения у обучающихся группы риска;
4 этап (май - октябрь 2019 г.) - проведение повторной диагностики , составление вывода, написание ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: материалы работы могут быть использованы педагогами с целью проведения профилактики виктимного поведения обучающихся. Помимо этого, учащиеся при написании докладов и рефератов имеют возможность использовать в своих работах исследования, показавшиеся для них интересными и значимыми.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проанализировав литературу, мы поняли, что виктимное поведение - это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения индивида в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Это поведение особенно выражено среди обучающихся группы риска, которые в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества.
С обучающимися группы риска необходимо проводить профилактическую работу, а именно - организованную на социально-педагогических принципах деятельность, направленную на выявление и устранение викти- могенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию учащегося, как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.
Сперва нами была проведена первичная диагностика виктимного поведения среди обучающихся группы риска на базе МОУСОШ №44, г. Екатеринбург. Группу представляли учащиеся 6-8 классов. Диагностика проводилась по методикам «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андроникова) и «Тип ролевой виктимности» (автор - М. А. Одинцова).
Обобщая полученные результаты первичной диагностики виктимного поведения обучающихся группы риска, мы пришли к выводу, что у 26 учащихся (52%) выявлен высокий уровень виктимного поведения. Для данной группы обучающихся группы риска необходима организация профилактической работы.
После чего нами была разработана программа профилактики вкитим- ного поведения. Данная программа была реализована на обучающихся группы риска. В профилактической работе приняли участие 26 испытуемых, из которых 20 учащихся имели высокий уровень виктимного поведения и 6 учащихся, имеющих средние показатели по результатам первичной диагностики (Экспериментальная группа). Программа включала в себя 12 занятий продолжительностью по 90 минут каждое. В каждое занятие включалось несколько упражнений, которые были направлены на повышение собственной значимости учащихся, мы развивали способность отстаивать собственное мнение и умение говорить «нет» при необходимости. Работали над устранением тревожностей испытуемых, умением прощать обиды. Учились доверять людям. В приближенным к реальным ситуациях мы наблюдали, как испытуемый поведет себя в той или иной ситуации и проводили работу над ошибками.
После проведения программы профилактики мы провели повторное диагностирование контрольной и экспериментальной группы. Подведя итоги первичной и повторной диагностики, мы можем сказать, что в экспериментальной группе, состоявшей из 26 учащихся, 20 из которых обладало вик- тимным поведением, программа профилактики оказала весьма положительный эффект. Количество обучающихся группы риска обладающих виктим- ным поведением сократилось с 20 до 4 испытуемых, что говорит о её эффективности
Следует отметить что в контрольной группе (24 учащихся) профилактическая работа не проводилась, и как следствие, мы не наблюдали положительных изменений по результатам повторной диагностики.
Данный факт позволяет нам уверенно заявить о том, что программа профилактики, нацеленная на предупреждение провоцирующего поведения испытуемых, способствует снижению виктимности среди обучающихся группы риска.
1. Андронникова, О.О. Тест склонности к виктимному поведению / О. О. Андронникова // Развитие гуманитарного образования в Сибири : сб. ст. : в 2 ч. / Новосиб. гум. ин-т. - Новосибирск :НГИ, 2004. - Вып. 9. Ч. 1. - С. 1125.
2. Баймешова, А. Б. О профилактике виктимной личности юношеского возраста / А. Б. Баймешова, Н. Н. Биктина // Вестник магистратуры. - 2015. - № 6-1. - С. 109-113.
3. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова. - Москва : Академия, 2001. - 160 с.
4. Варчук, Т. В. Виктимология : учебное пособие / Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий ; под ред. С. Я. Лебедева. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. - 191 с.
5. Вишневецкий, К. В. Классификация виктимности / К. В. Вишневецкий // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 417- 418.
6. Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике / В. В. Гафнер // Народное образование. -
2014. - № 3. - С. 186-192.
7. Долгова, А. И. Криминология:4 - е изд., перераб. и доп. / А. И. Долгова. - Москва: Норма : ИНФРА-М, 2019. - 368 с.
8. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / М. П. Долговых ; Тольят. гос. ун-т. - Тольятти, 2009. - 189с.
9. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Три в одном. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный / Т.Ф. Ефремова.- Москва:Астрель, 2000. - 699 с.
10. Жалинский, А. Э. Криминология / А. Э. Жалинский. - Москва : ИД
ВШЭ, 2014. - 697 с.
11. Коновалов, В. П. Виктимность и ее профилактика / В. П. Коновалов // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью / Иркутск.гос. ун-т. - Иркутск, 1982. С. 170
12. Кучина, М. С. Значимость виктимологической профилактики в системе мер предупреждения преступлений / М. С. Кучина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 3 (8). - С. 89 - 94.
13. Социология молодёжи : учебник / В. Т. Лисовский, Б. А. Ручкин, Н. С. Слепцов [и др.].- Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 209 с.
14. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина - Пых. - Москва: ЭКСМО, 2010. - 862 с.
15. Матанцева, Т. Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития / Т. Н. Матанцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. -№ 1 (1). - С. 255-265...