Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА

Работа №95130

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИС­
КА 6
1.1. Виктимное поведение: понятие, характеристика 6
1.2. Проявление виктимного поведения у обучающихся группы риска 11
1.3. Виды профилактики виктимного поведения обучающихся группы рис­
ка 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМ- НОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ РИСКА И ЕГО
ПРОФИЛАКТИКА 23
2.1. Организация и методы исследования. Первичная диагностика. Анализ
результатов 23
2.2. Программа, направленная на профилактику виктимного поведения обу­
чающихся группы риска: цель, задачи, содержание 37
2.3. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагно­
стики 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Содержание программы, направленной на профилактику
виктимного поведения обучающихся группы риска 66
Приложение 2. Результаты первичной и повторной диагностики 87
Приложение 3. Краткий словарь основных терминов 91

Актуальность исследования особенностей проявления, а также профи­лактики виктимного поведения у обучающихся группы риска обусловлено социальной и практической значимостью вопросов гуманизации oбщeствa, необходимостью решения задач формирования личности приспособленной к социуму.
Проблема профилактики виктимного поведения была и остается акту­альной. Актуальность этой проблемы среди обучающихся группы риска ощущается особо остро. Мы можем наблюдать, как на индивида, склонного к виктимности практически в каждой социальной группе: школьный класс, компания друзей, кружок по интересам, присутствует давление и ущемление со стороны социума.
Интересно то, что этот индивид сам того не осознавая притягивает это давление к себе. Своим поведением он дает понять окружающим собствен­ную уязвимость, жертвенность.
Недостаточное изучение проблем виктимности обучающихся группы риска объясняет необходимость выработки программы направленной на профилактику виктимного поведения.
Проведение первичной диагностики позволит выявить склонность обу­чающегося к виктимному поведению, повторная диагностика, в свою оче­редь, необходима для определения эффективности разработанной программы профилактики.
Цель исследования: разработка програмы профилактики виктимного поведения обучающихся группы риска.
Объект исследования: виктимное поведение как психологическое яв­ление.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения обу­чающихся группы риска.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что разработанная про­грамма профилактики будет способствовать снижению уровня виктимности обучающихся группы риска. Предполагаем, что результат первичной и по­вторной диагностики обучающихся покажет положительную динамику.
Противоречие: Вышесказанное обнаруживает противоречие между необходимостью индивида быть в безопасности в окружающем мире и его предрасположенностью к виктимному поведению.
Проблема: Какая профилактическая работа ведется с обучающимися группы риска на предмет виктимного поведения?
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования виктимно­го поведения обучающихся группы риска.
2. Провести первичную диагностику поведения обучающихся группы риска МОУСОШ №44 г. Екатеринбург на предмет выявления склонности к виктимному поведению.
3. Составить и апробировать программу, направленную на профилак­тику виктимного поведения обучающихся группы риска.
4. Провести повторное диагностическое исследование поведения обу­чающихся группы риска МОУСОШ №44 г. Екатеринбург, проанализировать полученные результаты и дать оценку эффективности проведенной програм­мы.
Теоретико-методологическая база исследования представлена рабо­тами Д.В. Ривмана, И.Г. Малкиной-Пых, В.И. Полубинским, Ф. Райе, А.Е. Реан, В.Я. Рубальской, В.А. Тулякова, Л.В, Франка, В.И. Христенко и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: тест (Методика «Склонность к виктимному поведе­нию» О.О. Андронниковой, тест-опросник; методика «Тип ролевой виктим­ности» М.О. Одинцовой)
3. Методы количественной и качественной обработки эксперименталь­ных данных.
База исследования:
Исследование по определению виктимного поведения было проведено среди группы учащихся 6-8 классов МАОУ СОШ №44, г. Екатеринбург. Группа представлена учащимися 6-9 классов в составе 50 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2018 г.) - изучение теоретических аспектов изучения проблемы виктимного поведения у обучающихся группы риска; определение группы и способов экспериментального исследования.
2 этап (январь 2019 г.) - проведение первичной диагностики виктимно- го поведения у обучающихся группы риска; анализ полученных результатов исследования;
3 этап (февраль - апрель 2019 г.) - разработка и апробирование про­граммы, направленной на профилактику виктимного поведения у обучаю­щихся группы риска;
4 этап (май - октябрь 2019 г.) - проведение повторной диагностики , составление вывода, написание ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: материалы работы могут быть использованы педагогами с целью проведения профилактики виктимного поведения обучающихся. Помимо этого, учащие­ся при написании докладов и рефератов имеют возможность использовать в своих работах исследования, показавшиеся для них интересными и значи­мыми.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная ква­лификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу, мы поняли, что виктимное поведение - это такое поведение, в результате особенностей которого повышается веро­ятность превращения индивида в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Это поведение особенно выражено среди обучающихся группы риска, которые в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны об­щества.
С обучающимися группы риска необходимо проводить профилакти­ческую работу, а именно - организованную на социально-педагогических принципах деятельность, направленную на выявление и устранение викти- могенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию учащегося, как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индиви­да либо конкретных обстоятельств.
Сперва нами была проведена первичная диагностика виктимного по­ведения среди обучающихся группы риска на базе МОУСОШ №44, г. Ека­теринбург. Группу представляли учащиеся 6-8 классов. Диагностика прово­дилась по методикам «Склонность к виктимному поведению» (автор - О.О. Андроникова) и «Тип ролевой виктимности» (автор - М. А. Одинцова).
Обобщая полученные результаты первичной диагностики виктимного поведения обучающихся группы риска, мы пришли к выводу, что у 26 уча­щихся (52%) выявлен высокий уровень виктимного поведения. Для данной группы обучающихся группы риска необходима организация профилактиче­ской работы.
После чего нами была разработана программа профилактики вкитим- ного поведения. Данная программа была реализована на обучающихся груп­пы риска. В профилактической работе приняли участие 26 испытуемых, из которых 20 учащихся имели высокий уровень виктимного поведения и 6 учащихся, имеющих средние показатели по результатам первичной диагно­стики (Экспериментальная группа). Программа включала в себя 12 занятий продолжительностью по 90 минут каждое. В каждое занятие включалось не­сколько упражнений, которые были направлены на повышение собственной значимости учащихся, мы развивали способность отстаивать собственное мнение и умение говорить «нет» при необходимости. Работали над устране­нием тревожностей испытуемых, умением прощать обиды. Учились доверять людям. В приближенным к реальным ситуациях мы наблюдали, как испы­туемый поведет себя в той или иной ситуации и проводили работу над ошиб­ками.
После проведения программы профилактики мы провели повторное диагностирование контрольной и экспериментальной группы. Подведя итоги первичной и повторной диагностики, мы можем сказать, что в эксперимен­тальной группе, состоявшей из 26 учащихся, 20 из которых обладало вик- тимным поведением, программа профилактики оказала весьма положитель­ный эффект. Количество обучающихся группы риска обладающих виктим- ным поведением сократилось с 20 до 4 испытуемых, что говорит о её эффек­тивности
Следует отметить что в контрольной группе (24 учащихся) профилак­тическая работа не проводилась, и как следствие, мы не наблюдали положи­тельных изменений по результатам повторной диагностики.
Данный факт позволяет нам уверенно заявить о том, что программа профилактики, нацеленная на предупреждение провоцирующего поведения испытуемых, способствует снижению виктимности среди обучающихся группы риска.


1. Андронникова, О.О. Тест склонности к виктимному поведению / О. О. Андронникова // Развитие гуманитарного образования в Сибири : сб. ст. : в 2 ч. / Новосиб. гум. ин-т. - Новосибирск :НГИ, 2004. - Вып. 9. Ч. 1. - С. 11­25.
2. Баймешова, А. Б. О профилактике виктимной личности юношеского возраста / А. Б. Баймешова, Н. Н. Биктина // Вестник магистратуры. - 2015. - № 6-1. - С. 109-113.
3. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова. - Москва : Академия, 2001. - 160 с.
4. Варчук, Т. В. Виктимология : учебное пособие / Т. В. Варчук, К. В. Вишневецкий ; под ред. С. Я. Лебедева. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. - 191 с.
5. Вишневецкий, К. В. Классификация виктимности / К. В. Вишневецкий // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 417- 418.
6. Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике / В. В. Гафнер // Народное образование. -
2014. - № 3. - С. 186-192.
7. Долгова, А. И. Криминология:4 - е изд., перераб. и доп. / А. И. Долгова. - Москва: Норма : ИНФРА-М, 2019. - 368 с.
8. Долговых, М. П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / М. П. Долговых ; Тольят. гос. ун-т. - Тольятти, 2009. - 189с.
9. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Три в одном. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный / Т.Ф. Ефремова.- Москва:Астрель, 2000. - 699 с.
10. Жалинский, А. Э. Криминология / А. Э. Жалинский. - Москва : ИД
ВШЭ, 2014. - 697 с.
11. Коновалов, В. П. Виктимность и ее профилактика / В. П. Коновалов // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью / Иркутск.гос. ун-т. - Иркутск, 1982. С. 170
12. Кучина, М. С. Значимость виктимологической профилактики в системе мер предупреждения преступлений / М. С. Кучина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 3 (8). - С. 89 - 94.
13. Социология молодёжи : учебник / В. Т. Лисовский, Б. А. Ручкин, Н. С. Слепцов [и др.].- Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 209 с.
14. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина - Пых. - Москва: ЭКСМО, 2010. - 862 с.
15. Матанцева, Т. Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития / Т. Н. Матанцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. -№ 1 (1). - С. 255-265...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ