Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ НОРМАНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Работа №95093

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
1.1. Формирование в исторической науке варяжского вопроса 11
1.2. Оценки дореволюционных историков в вопросе образования 17 Древнерусского государства
1.3. Варяжский вопрос в свете советской исторической науки 23
1.4. Норманская теория в современной отечественной 30
историографии
ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ «ВАРЯЖСКОГО ВОПРОСА» В
ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1. Проблема образования Древнерусского государства в 37
дореволюционных учебниках
2.2. Норманская теория в советском историческом образовании 43
2.3. Варяго-русский вопрос в современных учебниках 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

Рождение норманизма в отечественной историографии связывают со знаменитой полемикой Г.Ф. Миллера и М.В. Ломоносова в 1749 г., которая вызвала зарождение двух противоборствующих концепций. Обсуждались проблемы происхождения варягов и имен первых древнерусских правителей, появления понятий «Русь», «варяги».
В отечественной историографии мнения ученых по проблеме образования Древнерусского государства постоянно менялись. И очень часто мы до конца не понимаем причины, которые влияли на формирование взглядов историков. До сих пор в политических кругах очень часто всплывают позиции норманистов и антинорманистов, но актуальны ли они в исторической науке? Вопрос остается открытым. Зато изучение исторической обстановки, в которой зарождалась и продолжалась дискуссия, становление отечественной исторической науки через призму варяжского вопроса активно обсуждается в современной историографии.
В школьном историческом образовании проблемы норманизма изучаются в рамках учебников 6 класса. Более того, в историко-культурном стандарте проблема образования Древнерусского государства стала первым «трудным вопросом» отечественной истории. Но насколько дискуссионная проблема историков легка в освоении материала шестиклассниками? Ведь данная тема со следующего года не будет повторяться в 10 классе в связи с переходом к линейной системе обучения. Вопрос также остается дискуссионным среди учителей.
Рассмотрение проблем норманизма в отечественной историографии и учебной литературе актуально в настоящее время не только тем, что дискуссия продолжается в определенных кругах вот уже более трех веков, но и тем, что много вопросов возникает по теме образования Древнерусского государства в школьном историческом образовании.
Объектом данного исследования являются научные труды и учебная литература отечественных (дореволюционных, советских и современных) историков, посвященные проблемам норманизма.
Предметом исследования является процесс становления и развития взглядов отечественных историков и школьных исторических учебников на проблемы норманизма.
Цель исследования - выявить основные тенденции развития отечественной историографии и учебной литературы по проблемам норманизма, и на основе полученных выводов разработать методическое пособие для учителей по данной теме в 6 классе.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1) показать процесс формирования отечественных взглядов историков на проблемы норманизма через призму социокультурного окружения и политической ситуации в государстве;
2) определить основные этапы развития школьных учебников по проблемам образования Древнерусского государства;
3) подготовить методическую разработку урока истории по теме «Образование Древнерусского государства: дискуссия норманистов и антинорманистов» в форме семинарского занятия для 6 класса.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVIII в. по настоящее время, и обусловлены, с одной стороны, процессом становления норманской теории, с другой стороны, процессом ее изучения в отечественной историографии.
Территориальные рамки исследования определяются границами тех стран, в которых жили и работали ученые-историки, изучающие проблемы норманизма. Исследование базируется в основном на материалах отечественных историков, но привлекаются и труды зарубежной историографии.
Источниковая база исследования. К основным источникам изучения темы относятся историографические источники. В исторической и учебной литературе имеются работы, посвященные изучению норманизма. Всю совокупность работ, прямо или косвенно освещающих данную тему, можно разделить на несколько групп.
К первой из них относятся исследования историков дореволюционного периода. Это работы В.О. Ключевского, И.Е. Забелина, Н.М. Карамзина, К.Н. Бестужев-Рюмина и Милюкова1 которые рассматривали деятельность немецкого историка в русле концепции норманнизма. Также это работы С.А. Гедеонова2, П.А. Лавровского3, которые встали на позицию антинорманизма. К этой же группе относятся учебные пособия, написанные XVIII-н. XX вв., разделенные на начальное4 и среднее образование.
Ко второй группе историографических источников можно отнести научные труды советских историков. Сам период также можно подразделить на этапы: довоенный, послевоенный, 60-80-е гг. В советский период происходит пересмотр взглядов на полемику М.В. Ломоносова и Г.Ф. Миллера, что существенно повлияло на характер работ данного этапа. Появились критические исследования Б.А. Рыбакова6, М.Н. Тихомирова7, Л.В. Черепнина8, Н.Л. Рубинштейна9.
Происходят и изменения в учебной литературе, в частности учебники по истории не издаются до 1934 г., так как историческое образование было временно ликвидировано. После восстановления, историческое образование преподавалось с элементарных курсов в начальной школе, а в средней школе давалась История СССР, где норманская теория находилась под запретом10.
Третья группа представлена научными работами современных историков. В современной науке отношение к норманизму поменялось, меняются аспекты изучения данной проблемы, к дискуссии присоединяются ученые вспомогательных исторических дисциплин, филологи и лингвисты. В связи с этим появились работы В.И. Осипова11 и В.В. Фомина12, Соколова С.В13 и Носова Е.Н14. В учебной литературе норманизм отражается на уровне основного общего и среднего полного образования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Зарождение в отечественной историографии полемики Г.Ф. Миллера и М.В. Ломоносова в середине XVIII в. привело к дискуссии, затянувшейся на три века и перешедшей от науки к школьному историческому образованию.
Уже с XVIII в. историками изучается сам факт появления дискуссии между историком-немцем и отечественным деятелем. За весь период отечественной историографии было названо множество причин начало дискуссии: неприязнь историков друг к другу, разные историографические школы и взгляды на изучение истории, политическая ситуация в государстве (приход власти к Елизавете от немецкого двора Анны Иоанновны), начальное зарождение исторической науки в России в целом.
Многие современные историки придерживаются общего мнения, что дискуссия - это противостояние не столько научных точек зрения, сколько новых тенденций в отечественной истории против укоренившихся представлений. Связывалось это с тем, что Г.Ф. Миллер был воспитан в духе немецкой академической школы, в которой часто прибегали к дискуссиям как к способу выражения критики, которая приведет к нахождению истины. В русском обществе существовало непонимание научной критики, неумение её представить, и как итог, отрицанию теорий немцев.
Дореволюционная эпоха в исторической науке стала расцветом изучения проблем норманизма, несмотря на то, что некоторые положения теории появились еще в XVI веке в скандинавских странах. Копившаяся аргументация норманистов в XVIII-н. XIX в. вылилась в «Век полемик» на страницах периодической печати и в открытой форме в учебных заведениях. При этом дискуссия велась не только в ученых кругах, но и за ее пределами. Представители всего отечественного общества могли наблюдать, сопоставлять факты, анализировать доказательства и делать выводы. Это говорило о закреплении дискуссии как метода исторического познания в отечественной науке.
В дореволюционной историографии можно проследить за противоположными оценками и мнениями историков в отношении проблемы образования Древнерусского государства. Тем не менее, на данном этапе было большинство тех ученых, кто поддерживал норманскую позицию в варяго-русском вопросе; непримиримых оппонентов было меньше.
Изучение концепций образования Древнерусского государства не прекратилось в XX в. Но отношение к трудам историков менялось на протяжении всей советской исторической науки. Можно условно выделить три этапа в советской историографии, которые отражают основные вехи в изучении проблемы варяжского вопроса.
Анализируя первый этап (довоенную историографию) можно отметить, что концепция норманизма, преобладавшая в дореволюционном периоде, продержалась и в первые годы советской России. 20-е и 30-е гг. XX в. отмечаются предрасположенностью историков к концепции Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера.
Второй же этап - 1940-е - начало 1960-х гг. - стал периодом
господства государственной идеологии в науке, поэтому и норманизм историки стали отрицать: образование Древнерусского государства не могло зависеть от чужестранцев. Доказательством этому служило совещание историков в ЦК ВКП (б) в мае-июле 1944 г., на котором немецкая
историография была представлена дворянским пережитком и запрещена.
Всплеск давления правительства на историческую науку угасает в 1960-е-1980-е гг. (третий этап), «хрущевская оттепель» приводит к ослабеванию идеологического прессинга на общественные науки, вспоминается полемика антинорманистов и норманистов. Начинают использоваться зарубежные источники, переводится огромное количество монографий, которые раньше были недоступны в советском научном пространстве.
Современная отечественная историография в большинстве своем отошла от спора по проблеме образования Древнерусского государства. Часто историки встают на позиции центризма, при этом появилось мнение и о неактуальности данного вопроса. Зато поднимаются другие вопросы - проблемы становления отечественной исторической науки через призму полемики Г.Ф. Миллера и М.В. Ломоносова, а также отражение их концепций в массовом сознании российских граждан.
Совершенно по-другому происходил процесс преподавания проблем норманизма в отечественном образовании. Большую роль в изложении основ варяжского вопроса зависело от ступени образования: начальное, среднее, высшее. Чем выше располагался ученик на ступени образования, тем глубже знания он мог получить по проблеме образования Древнерусского государства, в любую историческую эпоху.
В дореволюционную эпоху учебники делились на три уровня: начальное, среднее и высшее. Каждое учебное пособие имело свои особенности, начиная от количества изложенного материала до вспомогательных компонентов. Но задания в конце параграфа не располагались, не было точной структуры, основным методом изучения была «зубрежка», что говорило только о становлении и развитии педагогической науки в России. Зато было главное достоинство учебников. В то время темы пособий не жестко контролировались государством, поэтому и позиции норманизма, и позиции антинорманизма встречались достаточно часто.
Огромные изменения коснулись образования в 1917 г., когда
исторический курс в школе был ликвидирован. Вплоть до 1934 г. ни история в целом, ни норманская теория в частности в учебниках не отражалось. А когда в 1934 г. история вернулась в школу, он уже находилась под жестким идеологическим влиянием государства: конкурс на лучший учебник, который отбирал А.А. Жданов и И.В. Сталин.
Как и в исторической науке, в школе норманская теория стала вражеской, тем более перед Великой Отечественной войной. В стране поднималась волна патриотических настроений, в которых не было место норманской теории. Задача истории - воспитать патриотический дух и единство всех народов. Образование Древнерусского государства рассматривалось с позиции борьбы славян с немецкими захватчиками. На уроках истории даже использовались специально написанные сочинения против норманизма, направленные против Германии. А некоторые учебники просто пропускали блок образования Древнерусского государства.
В отличие от исторической науки, школьное образование на протяжении всего XX в., тяжело воспринимало все перемены. Если в 60-е гг. в ученом мире историки стали отходить от засилья советской идеологии в эпоху «оттепели», то данные изменения в школе начнутся только в 1980-х гг.
Поворотным для исторического образования стало принятие в 1992 г. Закона «Об образовании». Для исторического курса данный закон стал фактором исключения государственной идеологии и принятия многообразия точек зрения в науке. Варяжская проблема перестала рассматриваться однобоко, главная цель учителя - не доказать одну из концепций, а научить ученика критически мыслить.
Учебники современности рассматривались через призму концентрической системы (до 2015 г.) и линейной. По представленному ряду проанализированных учебников для 6 и 10 класса по концентрической системе можно отметить как положительные тенденции, так и отрицательные особенности.
В целом, данные пособия соответствуют возрасту учащихся, предоставляют возможность развивать аналитические способности, устанавливать причинно-следственные связи, и даже в некоторых случаях проявляют межпредметность. Из отрицательных последствий хотелось бы отметить раскрытие варяжского вопроса с неточностями во взаимоотношения славян и варягов, не дается оценка роли Рюрика в процессе складывания Древнерусского государства. Ученик может получить общее представление о дискуссии по варяжскому вопросу по учебнику, но только с помощью учителя.
Переход от концентрической к линейной системе привел к изменению учебников 6 класса. На 2019-2020 учебный г. в федеральном перечне учебников внесено только три пособия. Вопрос преподавания норманизма в новом курсе становится актуален.
Большое влияние на разработку новых пособий оказал Историко- культурный стандарт, где большое внимание уделяется норманскому вопросу, даже появляется раздел «Трудные вопросы истории». На данный момент уровень овладения знаниями по варяжской проблеме в школьных учебниках высокий, проблемный, вызывающий дискуссию, что помогает развивать не только предметные знания, но и личностные универсальные учебные действия школьника.
Анализ историографии и учебных пособий по проблемам норманизма показал, что каждый этап - дореволюционный, советский и современный - имел ряд своих особенностей. Но на каждом из этих этапов на историческое образование и историографию влияло государство, идеология, уровень развития науки. При этом не всегда историческая наука соотносилась со школьным образованием. Чаще всего историческое образование в школе тяжелее и дольше принимает новые преобразования, в отличие от науки, в том числе и по норманскому вопросу.


1) Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII - первая половина XIX вв.). М., 1985.
2) Байер Г.З. Сочинение о варягах. СПб., 1767. URL: http ://www.litres.ru/ gotlib-bayer/.
3) Белинский В.Г. Собрание сочинений. М., 1981.
4) Белковец Л.П. Россия в немецкой исторической журналистике XVIII в.: Г. Ф. Миллер и А.Ф. Бюшинг. Томск, 1988.
5) Бердинских В.А. Ремесло историка в России. М., 2009.
6) Берлинский М. Краткая Российская история. М., 1800.
7) Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики (летописцы России): Татищев. Шлёцер. Карамзин. Погодин. Соловьев. Ешевский. Гильфердинг. М., 1997.
8) Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. Т. 1. СПб., 1872.
9) Войцехович М.В. Ломоносов как историк // Памяти М.В. Ломоносова. Сборник статей к двухсотлетию со дня рождения Ломоносова. СПб., 1911. С. 60-87.
10) Гедеонов С.А. Варяги и Русь. Разоблачение «норманнского мифа». М., 2011.
11) Гофман П. Значение Ломоносова в изучении древней русской истории // Сборник статей и материалов. М.; Л., 1961. Вып. 5. С. 204-212.
12) Греков Б.Д. Ломоносов-историк // Историк-марксист. 1940. № 11. С. 18-34.
13) Джаксон Т.Н. Варяги - создатели Древней Руси? // Родина. 1993. № 2. С. 81-86.
14) Дитяткин Д.Г. Проблема образования Древнерусского государства в отечественной исторической науке второй половины XIX в. М., 2008.
15) Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. М., 1908...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ