Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Работа №95089

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей 6
1.1 Анализ феномена «одаренность» в научной литературе 6
1.2 Причины нарушений социальной интеграции одаренных детей 15
1.3 Методы, формы, приемы профилактики нарушений социальной
интеграции одаренных детей 33
Глава 2. Практические аспекты профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей 42
2.1. Организация и методы исследования нарушений социальной
интеграции одаренных детей 42
2.2. Программа профилактики нарушений социальной интеграции
одаренных детей 46
2.3. Анализ результатов исследования 59
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение 90

Отношение общества к творческой личности были проблемны во все времена, но сейчас, в эпоху информатизации этот вопрос стоит особенно остро. Потребность общества в творческих способностях человека: в экономической, политической и культурной сферах особо актуальна.
Наиболее ярко проявляются творческие способности в детском возрасте, это заметили в США и Европейских странах еще в середине 20 века. Российские ученые стали рассматривать этот вопрос с 90-х годов прошлого века. Исследование личностных особенностей одаренных детей и проблемы в процессе социализации стали наиболее значимы и изучаются на государственном уровне. Главным образом творческие способности значимы для развития социума, как человеческой цивилизации. Научные открытия в области культуры, искусства, общественной жизни. Не возможно не предавать важности и тому факту, что творчество - это нравственность, духовность в личностном пространстве человека, что в свою очередь оказывает влияние на развитие общества.
Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптивности творческих личностей необходимо вести с раннего возраста, так как именно в детском возрасте формируются коммуникативные навыки и стратегии поведения одаренного ребенка с окружающими людьми. Детский возраст наиболее чувствителен к негативным воздействиям. От создания условий образовательной и социальной среды зависит развитие творческих способностей, возможностей интеграции, продуктивно взаимодействовать и самореализоваться в дальнейшей жизни на благо общества.
Информатизация несет свои коррективы в развитие общества и несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств, в том числе и на детей, поэтому изучение психофизических особенностей одаренных детей актуальна, а значит требует особого внимания и особенности интеграции этих детей в общество на данном этапе.
Значительные изменения в государственной политике мы видим в современном российском обществе в отношении поддержки одаренных детей, но недостаточно разработаны меры профилактики социальной интеграции.
Исследование данной возрастной группы даст представление о всей ситуации социальной интеграции одаренных детей в нашем обществе.
Суть проблемы, которую мы рассматриваем в диссертационном исследовании, заключается в несоответствии между значимостью одаренных личностей для развития общества с одной стороны, и недостаточно разработанными мерами профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей, - с другой.
Любая деятельность нуждается в творческих идеях, а тем более современная инновационная, где делается ставка на оригинальность идей в разных областях человеческой деятельности.
Основное внимание в диссертационном исследовании сосредоточено на мерах профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей подросткового возраста в массовой сельской школе.
Проблема интеграции одаренных детей существует и актуальна на сегодняшний день, поэтому тема нашей работы: «Профилактика нарушений социальной интеграции одаренных детей».
Объект исследования: феномен детской одаренности.
Предмет: профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей на этапе начального общего образования.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме феномена детской одаренности.
2. Обосновать причины нарушений социальной интеграции одаренных детей.
3. Описать методы, формы и приемы профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей.
4. Разработать и апробировать программу профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей.
5. Проанализировать результаты реализации программы профилактики нарушений социальной интеграции одаренных детей.
Гипотеза: разработка и реализация программы профилактики позволит предупредить нарушения социальной интеграции одаренных детей на этапе среднего общего образования.
Методологической основой исследования феномена одаренности являются «Рабочая концепция одаренности» (Д.Б.Богоявленская), трех факторность одаренности (Джозеф Рензули), индивидуальная траектория развития личности (Л.С Выготский), теоретические основы понятия «социальная интеграция» - «Концепция развития личности (А.В.Петровский).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
• психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики:
• тест В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности»,
• методика М.Снайдера «Оценки самоконтроля в общении»,
• методика Сишора «Определение индекса групповой сплоченности».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 190 наименований, заключения, приложения. Объем работы составляет 89 страниц. В работе результаты следования отражены в 10 диаграммах, 1 таблице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив научную литература по проблеме феномена детской одаренности мы проанализировали всю историческую цепочку развития этого вопроса от взглядов К. Тейлора по способам выявления и разделения людей по видам одаренности с целью продуктивного использования уникальных способностей в профессиональной деятельности до современных взглядов Л.С. Выготского о социальном развитии личности через освоение культурного наследия человечества, идеи ВНЛевитова о предрасположенности субъекта к определенному виду деятельности, идея А. М. Матюшина о проблемном обучении, идея Н. Ф. Талызиной о создании условий творческой деятельности для всестороннего развития личности, идеи В.С. Юркевича, А.И. Савенковой, В.Д. Шадрикова, В.Э. Чудновского, Н.С. Лейтеса и других, которые лежат в основе современной дидактики обучения и воспитания детей.
Мы полностью разделяем мнение известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли, который называет одаренностью - комплексное качество личности, в котором сочетаются три фактора: креативность, ценностно-ориентированная мотивация и высокий уровень интеллекта. Так же придерживаемся определения одаренности доктора психологических наук, профессора Д.Б. Богоявленской, которая дает следующее определение «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Согласно данным определениям можно выделить из общей массы детей наиболее успешных в различных областях деятельности и считать их одаренными детьми.
В рамках социальной интеграции одаренных детей за основу мы взяли научные положения А.В.Петровского из Концепции развития личности. Артур Владимирович утверждает, что каждая фаза развития личности представляет собой усвоение норм и средств деятельности, действующие в данной рефернтной группе. Так как человек существо общественное, вхождение в группу происходит через взаимодействие с другими членами группы, и в первую очередь, с помощью коммуникативных умений.
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т. д. Дети, имеющие низкий коммуникативный контроль в общении чаще всего назойливы, излишне навязчивы и болтливы в разговоре, постоянно перебивают собеседника, чем вызывает раздражительность окружающих. Дети, со средним коммуникативным контролем уже могут контролировать степень участия в разговоре, но порой они не сдержаны и могут в эмоциях наговорить много лишнего, что в свою очередь настораживает собеседника, чем создается вакуум в разговоре. Обе описанные позиции затрудняют общение, что является одним из индикаторов нарушений коммуникации, и как следствие ведет к нарушению социальной интеграции одаренного ребенка. Поэтому так важно сформировать конструктивные коммуникативные умения у одаренного ребенка.
Своим исследованием мы оценили на сколько остро стоит проблема социальной интеграции одаренных детей на сегодняшний день и доказали, что пропедевтика нарушений социальной интеграции в виде профилактической работы в рамках образовательных организаций эффективна и необходима.


1. Абатурова, В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России / В.В.Абатурова // Профильная школа.- 2010.- № 3.- С.10- 13.
2. Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. — 2002. -№5.-С. 24-34.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
4. Азанова Н.В. Развитие системы поиска и поддержки талантливых детей / Н.В. Азанова, С.А. Рохина. Физика: Первое сент., 2012. № 6. С. 24-25.
5. Аксенова, Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом / Э.А. Аксенова // Перемены.- 2008.- № 2.- С.115-136.
6. Алиев, М.Н. Развитие одаренности младших школьников / М.Н. Алиев, С.М. Алибекова // Педагогика.- 2010.- № 10.- С. 44-49.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов. М.: Аспект- Пресс, 2003.
8. Бабаева Ю. Д., Щербакова О. Ю. Проблемы диагностики интеллектуальной и социальной одаренности // Ежегодник Российского психологического общества. М., 1995. Т. 1, вып. 2. С. 89-100.
9. Бабушкина, О.В. Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы «Одаренные дети» / Бабушкина О.В. // Управление современной школой. Завуч.- 2010.- № 8.- С11-16.
10. Балагурова, М.И. О некоторых аспектах организации работы с одаренными детьми / М.И. Балагурова // Профильная школа.- 2009.- № 4.- С.20-30.
11. Барбитова, А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике / Барбитова А.Д. // Завуч. Управление современной школой. - 2009.- № 8.- С.20-33.
12. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать : учебно-методическое пособие / Е. С. Белова. - Изд. 3-е. - М.: Флинта, 2004. - 144 с. - (Библиотека школьного психолога).
13. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. — Л.: Наука, 1988.-270 с.
14. Бине, А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. / А. С-Пб.: Союз, 1998. - 431 с. - (Психология и социология: страницы классики.).
15. Бинсвагер Л. Бытие-в-мире. М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999. - 300 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ