СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
|
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ 8
1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения: его
развитие и современное состояние. Анализ практического опыта 16
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ 44
2.1. Система социальной защиты населения в период Б. Ельцина 44
2.2. Система социальной защиты населения в период 2000г. - 2012г 59
ГЛАВА 3. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РФ И ЭТАПЫ ЕЕ
РЕФОРМИРОВАНИЯ 73
3.1. Пенсионная система РФ и процесс ее реформирования в период с 1991 по
2000 г 76
3.2. Современная пенсионная система Российской Федерации и процесс ее
реформирования 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ 8
1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения: его
развитие и современное состояние. Анализ практического опыта 16
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ 44
2.1. Система социальной защиты населения в период Б. Ельцина 44
2.2. Система социальной защиты населения в период 2000г. - 2012г 59
ГЛАВА 3. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РФ И ЭТАПЫ ЕЕ
РЕФОРМИРОВАНИЯ 73
3.1. Пенсионная система РФ и процесс ее реформирования в период с 1991 по
2000 г 76
3.2. Современная пенсионная система Российской Федерации и процесс ее
реформирования 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
При переходе России к рыночным отношениям обострились социальные проблемы, затронувшие широкие слои населения. В стране можно отметить резкую дифференциацию доходов различных групп населения, при этом многие перешагнули черту бедности.
Трансформация экономических отношений повлекла за собой необходимость модернизировать и развивать такое направление государственной деятельности как социальная защита населения.
Социальная защита населения должна ориентироваться на все население. В реальности же относительно к разным слоям и группам населения она является дифференцированной.
Социальную защиту здоровых, трудоспособных, активных граждан можно выразить в гарантиях равноправных возможностей в таких областях как образование, освоение профессии, включение в трудовые отношения, предпринимательство.
Нетрудоспособные и социально уязвимые слои и группы населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи, дети и др.) располагают комплексом социальных услуг за счет государства, им гарантировано получение определенных законодательством льгот и пособий. Таким образом, формируются необходимые условия для их нормальной жизнедеятельности.
В конституционном законодательстве определено основные права и свободы человека и гражданина, принципы их реализации и защиты. К таким можно отнести конституционные права социальной защиты и социального обеспечения.
Конституция РФ включает большое количество правовых норм, которые содержат словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Тем не менее, однозначное понимание содержания этих правовых терминов отсутствует. Конституционные нормы, затрагивающие социальную защиту и социальное обеспечение, разбросано по нескольким статьям 1 и 2 главы Конституции РФ, их не выстроено в систему, не представлено их соотношение и взаимодействие, и, в конце концов, все же неясно правовое содержание данных категорий.
В настоящее время все больше значения в области регулирования социальной дифференциации принадлежит региональному и местному уровням государственной власти, которые находятся значительно ближе к нуждам и требованиям общества. В то же время стоит задача сформировать экономически активный тип гражданина, который рассчитывает на свои собственные силы, для которого государство - это защитник экономических и социальных прав.
На протяжении всей истории наилучшие умы человечества прибегали не только к объяснению существования неравенства людей, но и предлагали свои способы и методики совершенного государственного устройства. Данной проблематике посвятили свои работы Платон и Аристотель, социалисты-утописты Т. Мор, А. Сен-Симон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант. Чтобы дополнить характеристики социального неравенства, значительный вклад в эти идеи были внесены К. Марксом, М. Вебером, П.А. Сорокиным.
Свою точку зрения относительно природы социальной защиты и неравенства, а также решения проблем социальной дифференциации было высказано видными западными социологами и экономистами - Т. Маршаллом, П. Таунсендом, Д. С. Миллем, М. Фридманом, Ф. А. Хайеком, Т. Парсонсем.
В то же время, невзирая на увеличение количества изданий и обширность подходов к разрешению социальных проблем, социальное регулирование дифференциации общества все также остается нерешенным вопросом, что и обуславливает актуальность исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности государственных органов, обеспечивающих социальную защиту населения.
Предмет исследования является история развития институтов, обеспечивающих социальную защиту населения в период с 1991 по 2012 гг.
Целью исследования является изучение особенностей и основных направлений деятельности в области социальной защиты населения в Российской Федераций.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, направления и функции социальной защиты населения, через изучение нормативно -правовой базы и отечественного и зарубежного опыта.
2. Раскрыть особенности системы социальной защиты населения в России в период с 1990 по 2012 гг.
3. Проанализировать этапы развития пенсионной системы в РФ и выявить специфику ее реформирования.
В работе использованы общие положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях отечественных ученых, которые касаются понятия
социальной защиты. Для решения конкретных задач исследования
применены следующие общенаучные методы:
• единства исторического и логического - для теоретикометодологического анализа литературы по вопросам развития системы социальной защиты населения;
• обобщения информации, анализа и синтеза, контент-анализа, системного подхода - для исследования структуры и составляющих элементов процесса, обеспечивающего социальную защиту населения;
• специально-юридического, сравнительно-правового анализа - для анализа законодательных актов, сопоставления характеристик, которые включены в кодексы зарубежных стран и России;
• анализа документов и статистических материалов - для изучения системы социальной защиты на исследуемом объекте;
• статистические методы - для обработки исходной информации.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева, Д.И. Махник, Н.Б. Крысенкова, Ф.В. Цомартова, М.О. Буянова, К.Н. Гусов, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто и др.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ3, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»4, иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и правовые аспекты социальной защиты населения. Изучено сущность и функции социальной защиты населения, нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения. Также проанализировано отечественный и зарубежный опыт социальной защиты населения.
Вторая глава данной работы посвящена анализу социальной защиты населения в период 1991 года по 2012 год.
В третьей главе показана сущность пенсионной системы в России, характер ее реформирования.
Трансформация экономических отношений повлекла за собой необходимость модернизировать и развивать такое направление государственной деятельности как социальная защита населения.
Социальная защита населения должна ориентироваться на все население. В реальности же относительно к разным слоям и группам населения она является дифференцированной.
Социальную защиту здоровых, трудоспособных, активных граждан можно выразить в гарантиях равноправных возможностей в таких областях как образование, освоение профессии, включение в трудовые отношения, предпринимательство.
Нетрудоспособные и социально уязвимые слои и группы населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи, дети и др.) располагают комплексом социальных услуг за счет государства, им гарантировано получение определенных законодательством льгот и пособий. Таким образом, формируются необходимые условия для их нормальной жизнедеятельности.
В конституционном законодательстве определено основные права и свободы человека и гражданина, принципы их реализации и защиты. К таким можно отнести конституционные права социальной защиты и социального обеспечения.
Конституция РФ включает большое количество правовых норм, которые содержат словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Тем не менее, однозначное понимание содержания этих правовых терминов отсутствует. Конституционные нормы, затрагивающие социальную защиту и социальное обеспечение, разбросано по нескольким статьям 1 и 2 главы Конституции РФ, их не выстроено в систему, не представлено их соотношение и взаимодействие, и, в конце концов, все же неясно правовое содержание данных категорий.
В настоящее время все больше значения в области регулирования социальной дифференциации принадлежит региональному и местному уровням государственной власти, которые находятся значительно ближе к нуждам и требованиям общества. В то же время стоит задача сформировать экономически активный тип гражданина, который рассчитывает на свои собственные силы, для которого государство - это защитник экономических и социальных прав.
На протяжении всей истории наилучшие умы человечества прибегали не только к объяснению существования неравенства людей, но и предлагали свои способы и методики совершенного государственного устройства. Данной проблематике посвятили свои работы Платон и Аристотель, социалисты-утописты Т. Мор, А. Сен-Симон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант. Чтобы дополнить характеристики социального неравенства, значительный вклад в эти идеи были внесены К. Марксом, М. Вебером, П.А. Сорокиным.
Свою точку зрения относительно природы социальной защиты и неравенства, а также решения проблем социальной дифференциации было высказано видными западными социологами и экономистами - Т. Маршаллом, П. Таунсендом, Д. С. Миллем, М. Фридманом, Ф. А. Хайеком, Т. Парсонсем.
В то же время, невзирая на увеличение количества изданий и обширность подходов к разрешению социальных проблем, социальное регулирование дифференциации общества все также остается нерешенным вопросом, что и обуславливает актуальность исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности государственных органов, обеспечивающих социальную защиту населения.
Предмет исследования является история развития институтов, обеспечивающих социальную защиту населения в период с 1991 по 2012 гг.
Целью исследования является изучение особенностей и основных направлений деятельности в области социальной защиты населения в Российской Федераций.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, направления и функции социальной защиты населения, через изучение нормативно -правовой базы и отечественного и зарубежного опыта.
2. Раскрыть особенности системы социальной защиты населения в России в период с 1990 по 2012 гг.
3. Проанализировать этапы развития пенсионной системы в РФ и выявить специфику ее реформирования.
В работе использованы общие положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях отечественных ученых, которые касаются понятия
социальной защиты. Для решения конкретных задач исследования
применены следующие общенаучные методы:
• единства исторического и логического - для теоретикометодологического анализа литературы по вопросам развития системы социальной защиты населения;
• обобщения информации, анализа и синтеза, контент-анализа, системного подхода - для исследования структуры и составляющих элементов процесса, обеспечивающего социальную защиту населения;
• специально-юридического, сравнительно-правового анализа - для анализа законодательных актов, сопоставления характеристик, которые включены в кодексы зарубежных стран и России;
• анализа документов и статистических материалов - для изучения системы социальной защиты на исследуемом объекте;
• статистические методы - для обработки исходной информации.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева, Д.И. Махник, Н.Б. Крысенкова, Ф.В. Цомартова, М.О. Буянова, К.Н. Гусов, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто и др.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ3, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»4, иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, а также списка использованной литературы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и правовые аспекты социальной защиты населения. Изучено сущность и функции социальной защиты населения, нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения. Также проанализировано отечественный и зарубежный опыт социальной защиты населения.
Вторая глава данной работы посвящена анализу социальной защиты населения в период 1991 года по 2012 год.
В третьей главе показана сущность пенсионной системы в России, характер ее реформирования.
Социальная защита является системой, которая включает экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры относительно защиты населения от социальных рисков, ухудшающих качество жизни.
Цель социальной защиты населения заключается в поддержании материального положения населения, создав при этом в государстве, регионе, организации социальные механизмы, фонды, включая страховые, и институты социальной защиты, в случаях и на условиях, которые установлены законодатель.
Нормативно-правовая база о социальной защите в России является сложным конгломератом разрозненных законодательных актов, вследствие чего правоприменительная практика в данной сфере общественной жизни достаточно противоречива.
Изменение социально-экономической жизни в стране потребовало перестроить систему помощи и поддержки. Прежняя система социального обеспечения не могла реагировать на возникающие проблемы, связанные с новыми рыночными отношениями. Вот почему в 1991 г. создается Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
С 1991 по 2001 гг. в РФ произошла полностью модернизация системы поддержки человека в трудных жизненных условиях. Система социального обеспечения была заменена системой социальной защиты, которая позволяла достаточно оперативно реагировать на проблемы, возникающие в процессе трансформации рыночных отношений.
В этот период в Российской Федерации получили развитие новые учреждения, характерные для периода реформ: центры психолого - педагогической помощи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и многие другие.
Динамично развивалась система специализированных учреждений: социально-медицинских, геронтологических, реабилитации инвалидов. Проблемы инвалидов и пожилых людей стали неотъемлемой частью государственной политики, важнейших стратегий Министерства труда и социального развития.
В конце 90-х гг. система социальной защиты населения РФ включала 1156 стационарных учреждений социального обслуживания на 261,7 тыс. мест, в которых проживают 240,9 тыс. человек. Несмотря на широкую сеть действующих учреждений, потребность в них оставалась высокой. Так, очередность в стационарные учреждения всех типов в 1999 году составляла более 18 тыс. человек.
В системе социальной защиты населения функционировали 110 стационарных учреждений социального обслуживания. Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являлась их медико-социальная специализация и повышение комфортности проживания престарелых и инвалидов. Это обусловлено тем, что в конце 90-х годов только 22 % пожилых людей были практически, здоровы, остальные же страдали различными хроническими заболеваниями, в том числе 34 % имели тяжелые нарушения функций внутренних органов.
Пенсионная система в РФ с момента ее зарождения переживает этап перманентного реформирования. Необходимость снизить бюджетную нагрузку вследствие уменьшения числа трудоспособного населения, и роста пенсионеров, заставляет государство искать новые пути для обеспечения граждан социальными выплатами. Происходит отказ от традиционных гарантий в сфере социальной поддержки пенсионного возраста, в том числе через увеличение порога пенсионного возраста и доли накопительной пенсии в общей сумме пенсионных накоплений.
Цель социальной защиты населения заключается в поддержании материального положения населения, создав при этом в государстве, регионе, организации социальные механизмы, фонды, включая страховые, и институты социальной защиты, в случаях и на условиях, которые установлены законодатель.
Нормативно-правовая база о социальной защите в России является сложным конгломератом разрозненных законодательных актов, вследствие чего правоприменительная практика в данной сфере общественной жизни достаточно противоречива.
Изменение социально-экономической жизни в стране потребовало перестроить систему помощи и поддержки. Прежняя система социального обеспечения не могла реагировать на возникающие проблемы, связанные с новыми рыночными отношениями. Вот почему в 1991 г. создается Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
С 1991 по 2001 гг. в РФ произошла полностью модернизация системы поддержки человека в трудных жизненных условиях. Система социального обеспечения была заменена системой социальной защиты, которая позволяла достаточно оперативно реагировать на проблемы, возникающие в процессе трансформации рыночных отношений.
В этот период в Российской Федерации получили развитие новые учреждения, характерные для периода реформ: центры психолого - педагогической помощи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и многие другие.
Динамично развивалась система специализированных учреждений: социально-медицинских, геронтологических, реабилитации инвалидов. Проблемы инвалидов и пожилых людей стали неотъемлемой частью государственной политики, важнейших стратегий Министерства труда и социального развития.
В конце 90-х гг. система социальной защиты населения РФ включала 1156 стационарных учреждений социального обслуживания на 261,7 тыс. мест, в которых проживают 240,9 тыс. человек. Несмотря на широкую сеть действующих учреждений, потребность в них оставалась высокой. Так, очередность в стационарные учреждения всех типов в 1999 году составляла более 18 тыс. человек.
В системе социальной защиты населения функционировали 110 стационарных учреждений социального обслуживания. Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являлась их медико-социальная специализация и повышение комфортности проживания престарелых и инвалидов. Это обусловлено тем, что в конце 90-х годов только 22 % пожилых людей были практически, здоровы, остальные же страдали различными хроническими заболеваниями, в том числе 34 % имели тяжелые нарушения функций внутренних органов.
Пенсионная система в РФ с момента ее зарождения переживает этап перманентного реформирования. Необходимость снизить бюджетную нагрузку вследствие уменьшения числа трудоспособного населения, и роста пенсионеров, заставляет государство искать новые пути для обеспечения граждан социальными выплатами. Происходит отказ от традиционных гарантий в сфере социальной поддержки пенсионного возраста, в том числе через увеличение порога пенсионного возраста и доли накопительной пенсии в общей сумме пенсионных накоплений.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности государственного управления в сфере социальной защиты населения
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Государственные органы социальной защиты населения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2022 - Востребованность платных услуг кризисных центров в системе социальной поддержки населения (по материалам социологического исследования)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - Реформирование системы социального страхования: предпосылки, цели и механизм
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ
ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Организация социального обслуживания населения в Республике Таджикистан
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021





