Социогуманитарные технологии как фактор развития образовательной среды учебных и общественных учреждений
|
Введение 3
Глава 1 Социогуманитарные технологии в образовательной среде 7
1.1 Понятие и сущность социогуманитарных технологий 7
1.2 Виды социогуманитарных технологий 19
1.3 Роль социогуманитарных технологий в образовательной среде 21
Глава 2. Проектирование образовательной среды 27
2.1 Понятие и сущность образовательной среды 27
2.2 Роль факторов в восприятии образовательного пространства 36
2.3 Концепция проектирования учебно-социального центра 40
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Список иллюстративного материала 63
Приложения
Глава 1 Социогуманитарные технологии в образовательной среде 7
1.1 Понятие и сущность социогуманитарных технологий 7
1.2 Виды социогуманитарных технологий 19
1.3 Роль социогуманитарных технологий в образовательной среде 21
Глава 2. Проектирование образовательной среды 27
2.1 Понятие и сущность образовательной среды 27
2.2 Роль факторов в восприятии образовательного пространства 36
2.3 Концепция проектирования учебно-социального центра 40
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Список иллюстративного материала 63
Приложения
Находясь в условиях прогрессивной информационной среды, современное общество старается адаптироваться к растущему потоку информации и корректировать свои изменения, в соответствии с темпами мирового прогресса. Однако эта коррекция, несомненно, затрагивает сферы личного развития человека, в частности, образование. Если рассматривать образование глобально, то с одной стороны, образование должно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, а с другой, образование - это процесс, который должен быть управляемым и направляемым. Все это приводит к выводу, что процесс развития образования должен быть грамотно продуман. План по развитию российского образования должен включать в себя не только общегосударственные научно - образовательные и социальные задачи, но и отражать узкие направления развития конкретных учебных заведений с учетом их особенностей и специфики. Из всего этого следует, что необходимо формирование и развитие образовательных пространств учебных заведений в контексте информационного развития общества.
Исходя из изменений, происходящих в обществе и информационном обмене в нем, возникает предположение о том, что процесс становления и развития образовательных пространств учебных заведений непосредственно зависит от различных внешних факторов, влияющих на его протекание, в том числе информационных и социальных.
Отечественная и мировая педагогическая наука на всем протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам воспитания студентов. В современных условиях, социально-экономических преобразований общества проблемы воспитания подрастающего поколения резко обострились: невозможность для многих студентов приобщиться к различным, ранее доступным формам обучения, сокращение числа учебных учреждений базового и дополнительного образования, мест отдыха.
В среде молодежи растет большое количество негативных переживаний и недовольств: агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Негативные изменения в сфере мотивации, ценностных ориентиров студентов - все это является показателем резкого снижения эффективности педагогических воздействий современного образования на молодое поколение. Именно это требует переоценки целей, ценностей, мотивов и средств педагогики и социального воспитания.
Проблема совершенствования воспитания молодежи и молодого поколения в целом непосредственно связана с полноценным использованием образовательного пространства. Прогнозирование результатов преподавания и его правильная организация возможны при условии изучения целевых изменений в поведении студента в целостном образовательном пространстве. Выделение целевого воздействия на поведение студента в условиях современного образования особенно важно, т.к. нужно тщательное изучение тех сил, которые препятствуют этому воздействию. А также для того, чтобы повернуть на нужное направление тенденцию возрастания воспитательных возможностей общества и использовать с наибольшей отдачей, педагогически управляя силами, содействующими преподавателям-профессионалам.
Также стоит признать, что образовательное пространство, объективно выступая сферой реализации ведущей деятельности как студентов, преподавателей и других субъектов социума, пока не до конца изучено в своих воспитательных возможностях, не стало предметом полноценного исследования в рамках теории воспитательных систем.
Актуальность проблемы исследования можно объяснить необходимостью расширения возможностей социального и гуманитарного познания в области дизайнерского проектирования и методологии преподавания.
Объект исследования: социогуманитарные технологии как фактор развития образовательной среды
Предмет исследования: факторы развития образовательной среды учебных и общественных учреждений
Цель исследования: определить закономерности проектирования
образовательного пространства и его роль в повышении эффективности учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Определить сущность целостного образовательного пространства студентов и проанализировать его влияние на эффективность учебного процесса.
2. Выявить закономерности проектирования образовательного
пространства.
3. Изучить социогуманитарные технологии в качестве фактора развития образовательной среды.
4. Разработать концепцию учебно-социального центра.
Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа, метод экспертных оценок, моделирование, педагогическое наблюдение, тестирование, хронологический и историко¬сравнительный методы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что на повышении эффективности учебного процесса непосредственно влияют закономерности проектирования образовательного пространства.
Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции о взаимосвязи общества и личности, о субъектной позиции личности; классические положения о динамичном характере социальных отношений; общей теории человеческой деятельности и социального управления; ведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов (психологов, педагогов, социологов и др.).
Теоретическими предпосылками исследования послужили:
идеи о связи воспитания с жизнью, с окружающей средой (Дж. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, и др.);
• социальная среда как образовательно-воспитательного фактор (Н.К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий):
• общие идеи педагогики гуманизма (П.Ф. Каптерев, К. Манхейм, С. И. Гессен);
• положения гуманистической психологии и идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И. С.Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.С. Выготский, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении основных социогуманитарных технологий как факторов развития образовательной среды; определении сущности целостного образовательного пространства; разработке уникального образовательного пространства с учетом особенностей и факторов развития.
Исходя из изменений, происходящих в обществе и информационном обмене в нем, возникает предположение о том, что процесс становления и развития образовательных пространств учебных заведений непосредственно зависит от различных внешних факторов, влияющих на его протекание, в том числе информационных и социальных.
Отечественная и мировая педагогическая наука на всем протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам воспитания студентов. В современных условиях, социально-экономических преобразований общества проблемы воспитания подрастающего поколения резко обострились: невозможность для многих студентов приобщиться к различным, ранее доступным формам обучения, сокращение числа учебных учреждений базового и дополнительного образования, мест отдыха.
В среде молодежи растет большое количество негативных переживаний и недовольств: агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Негативные изменения в сфере мотивации, ценностных ориентиров студентов - все это является показателем резкого снижения эффективности педагогических воздействий современного образования на молодое поколение. Именно это требует переоценки целей, ценностей, мотивов и средств педагогики и социального воспитания.
Проблема совершенствования воспитания молодежи и молодого поколения в целом непосредственно связана с полноценным использованием образовательного пространства. Прогнозирование результатов преподавания и его правильная организация возможны при условии изучения целевых изменений в поведении студента в целостном образовательном пространстве. Выделение целевого воздействия на поведение студента в условиях современного образования особенно важно, т.к. нужно тщательное изучение тех сил, которые препятствуют этому воздействию. А также для того, чтобы повернуть на нужное направление тенденцию возрастания воспитательных возможностей общества и использовать с наибольшей отдачей, педагогически управляя силами, содействующими преподавателям-профессионалам.
Также стоит признать, что образовательное пространство, объективно выступая сферой реализации ведущей деятельности как студентов, преподавателей и других субъектов социума, пока не до конца изучено в своих воспитательных возможностях, не стало предметом полноценного исследования в рамках теории воспитательных систем.
Актуальность проблемы исследования можно объяснить необходимостью расширения возможностей социального и гуманитарного познания в области дизайнерского проектирования и методологии преподавания.
Объект исследования: социогуманитарные технологии как фактор развития образовательной среды
Предмет исследования: факторы развития образовательной среды учебных и общественных учреждений
Цель исследования: определить закономерности проектирования
образовательного пространства и его роль в повышении эффективности учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Определить сущность целостного образовательного пространства студентов и проанализировать его влияние на эффективность учебного процесса.
2. Выявить закономерности проектирования образовательного
пространства.
3. Изучить социогуманитарные технологии в качестве фактора развития образовательной среды.
4. Разработать концепцию учебно-социального центра.
Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа, метод экспертных оценок, моделирование, педагогическое наблюдение, тестирование, хронологический и историко¬сравнительный методы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что на повышении эффективности учебного процесса непосредственно влияют закономерности проектирования образовательного пространства.
Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции о взаимосвязи общества и личности, о субъектной позиции личности; классические положения о динамичном характере социальных отношений; общей теории человеческой деятельности и социального управления; ведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов (психологов, педагогов, социологов и др.).
Теоретическими предпосылками исследования послужили:
идеи о связи воспитания с жизнью, с окружающей средой (Дж. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, и др.);
• социальная среда как образовательно-воспитательного фактор (Н.К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий):
• общие идеи педагогики гуманизма (П.Ф. Каптерев, К. Манхейм, С. И. Гессен);
• положения гуманистической психологии и идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И. С.Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.С. Выготский, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении основных социогуманитарных технологий как факторов развития образовательной среды; определении сущности целостного образовательного пространства; разработке уникального образовательного пространства с учетом особенностей и факторов развития.
Взаимоотношения между дизайном образовательной среды и психологией человека настолько обширны, что имеют взаимосвязь с социальными, культурными, физическими и экологическими факторами. Большая часть исследований о взаимосвязи дизайна и психологического состояния людей сравнивают в современном подходе, понимание деталей все еще нуждается в уточнении и исследовании. Хороший дизайн, помогающий достигнуть комфортного и грамотного устройства пространства, зависит от того, как дизайнер находит баланс между наиболее доминирующими факторами, такими как личность, конфиденциальность, безопасность, доступность, функциональность, гибкость, взаимодействие с обществом и личное пространство. По итогу, успех создания эффективного дизайна образовательного пространства с активной психологической концепцией оценивается как дизайн, отвечающий ценностям, потребностям, предпочтениям и удовлетворению студентов. Главный вопрос в том, что дизайнерский опыт, квалификация и понимание, что различные факторов образовательного пространства непосредственно влияют на психологию человека и его поведение.
Технологии быстро меняются и сокращают наше чувство пространства и времени, увеличивая нашу способность соединяться через огромные расстояния и пространства. В силу увеличивающихся финансовых трудностей, высшие учебные заведения ищут способы сократить расходы, увеличить прибыль и привлечь больше студентов. Многие педагоги пытаются изменить свою собственную практику, чтобы помочь создать пространства, которые имеют больше возможностей, которые предоставляют быстро развивающиеся технологии и в результате образовательное пространство переходит в сеть.
Закономерности проектирования образовательного пространства и его роль в повышении эффективности учебного процесса заключается в том, что проектирование учебных пространств с учетом психологических особенностей личности, восприятия цвета и формы, анализа существующих недостатков в образовательных пространствах приводит к повышению эффективности обучения учащихся, упрощению коммуникации студента и преподавателя. Также возрастает желание творить и изучать что-то новое.
В процессе исследования предложена концепция учебного центра, как нового образовательного пространства, спроектированного с учетом социогуманитарных факторов, а также психологических особенностей студентов. Данная концепция применима к любому учебному заведению и образовательному пространству и не требует больших финансовых и физических затрат.
Можно сказать, что социогуманитарные технологии являются непосредственным фактором развития образовательной среды.
Технологии быстро меняются и сокращают наше чувство пространства и времени, увеличивая нашу способность соединяться через огромные расстояния и пространства. В силу увеличивающихся финансовых трудностей, высшие учебные заведения ищут способы сократить расходы, увеличить прибыль и привлечь больше студентов. Многие педагоги пытаются изменить свою собственную практику, чтобы помочь создать пространства, которые имеют больше возможностей, которые предоставляют быстро развивающиеся технологии и в результате образовательное пространство переходит в сеть.
Закономерности проектирования образовательного пространства и его роль в повышении эффективности учебного процесса заключается в том, что проектирование учебных пространств с учетом психологических особенностей личности, восприятия цвета и формы, анализа существующих недостатков в образовательных пространствах приводит к повышению эффективности обучения учащихся, упрощению коммуникации студента и преподавателя. Также возрастает желание творить и изучать что-то новое.
В процессе исследования предложена концепция учебного центра, как нового образовательного пространства, спроектированного с учетом социогуманитарных факторов, а также психологических особенностей студентов. Данная концепция применима к любому учебному заведению и образовательному пространству и не требует больших финансовых и физических затрат.
Можно сказать, что социогуманитарные технологии являются непосредственным фактором развития образовательной среды.



