Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социогуманитарные технологии как фактор развития образовательной среды учебных и общественных учреждений

Работа №95060

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость5630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Социогуманитарные технологии в образовательной среде 7
1.1 Понятие и сущность социогуманитарных технологий 7
1.2 Виды социогуманитарных технологий 19
1.3 Роль социогуманитарных технологий в образовательной среде 21
Глава 2. Проектирование образовательной среды 27
2.1 Понятие и сущность образовательной среды 27
2.2 Роль факторов в восприятии образовательного пространства 36
2.3 Концепция проектирования учебно-социального центра 40
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Список иллюстративного материала 63
Приложения

Находясь в условиях прогрессивной информационной среды, современное общество старается адаптироваться к растущему потоку информации и корректировать свои изменения, в соответствии с темпами мирового прогресса. Однако эта коррекция, несомненно, затрагивает сферы личного развития человека, в частности, образование. Если рассматривать образование глобально, то с одной стороны, образование должно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, а с другой, образование - это процесс, который должен быть управляемым и направляемым. Все это приводит к выводу, что процесс развития образования должен быть грамотно продуман. План по развитию российского образования должен включать в себя не только общегосударственные научно - образовательные и социальные задачи, но и отражать узкие направления развития конкретных учебных заведений с учетом их особенностей и специфики. Из всего этого следует, что необходимо формирование и развитие образовательных пространств учебных заведений в контексте информационного развития общества.
Исходя из изменений, происходящих в обществе и информационном обмене в нем, возникает предположение о том, что процесс становления и развития образовательных пространств учебных заведений непосредственно зависит от различных внешних факторов, влияющих на его протекание, в том числе информационных и социальных.
Отечественная и мировая педагогическая наука на всем протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам воспитания студентов. В современных условиях, социально-экономических преобразований общества проблемы воспитания подрастающего поколения резко обострились: невозможность для многих студентов приобщиться к различным, ранее доступным формам обучения, сокращение числа учебных учреждений базового и дополнительного образования, мест отдыха.
В среде молодежи растет большое количество негативных переживаний и недовольств: агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Негативные изменения в сфере мотивации, ценностных ориентиров студентов - все это является показателем резкого снижения эффективности педагогических воздействий современного образования на молодое поколение. Именно это требует переоценки целей, ценностей, мотивов и средств педагогики и социального воспитания.
Проблема совершенствования воспитания молодежи и молодого поколения в целом непосредственно связана с полноценным использованием образовательного пространства. Прогнозирование результатов преподавания и его правильная организация возможны при условии изучения целевых изменений в поведении студента в целостном образовательном пространстве. Выделение целевого воздействия на поведение студента в условиях современного образования особенно важно, т.к. нужно тщательное изучение тех сил, которые препятствуют этому воздействию. А также для того, чтобы повернуть на нужное направление тенденцию возрастания воспитательных возможностей общества и использовать с наибольшей отдачей, педагогически управляя силами, содействующими преподавателям-профессионалам.
Также стоит признать, что образовательное пространство, объективно выступая сферой реализации ведущей деятельности как студентов, преподавателей и других субъектов социума, пока не до конца изучено в своих воспитательных возможностях, не стало предметом полноценного исследования в рамках теории воспитательных систем.
Актуальность проблемы исследования можно объяснить необходимостью расширения возможностей социального и гуманитарного познания в области дизайнерского проектирования и методологии преподавания.
Объект исследования: социогуманитарные технологии как фактор развития образовательной среды
Предмет исследования: факторы развития образовательной среды учебных и общественных учреждений
Цель исследования: определить закономерности проектирования
образовательного пространства и его роль в повышении эффективности учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Определить сущность целостного образовательного пространства студентов и проанализировать его влияние на эффективность учебного процесса.
2. Выявить закономерности проектирования образовательного
пространства.
3. Изучить социогуманитарные технологии в качестве фактора развития образовательной среды.
4. Разработать концепцию учебно-социального центра.
Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа, метод экспертных оценок, моделирование, педагогическое наблюдение, тестирование, хронологический и историко¬сравнительный методы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что на повышении эффективности учебного процесса непосредственно влияют закономерности проектирования образовательного пространства.
Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции о взаимосвязи общества и личности, о субъектной позиции личности; классические положения о динамичном характере социальных отношений; общей теории человеческой деятельности и социального управления; ведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов (психологов, педагогов, социологов и др.).
Теоретическими предпосылками исследования послужили:
идеи о связи воспитания с жизнью, с окружающей средой (Дж. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, и др.);
• социальная среда как образовательно-воспитательного фактор (Н.К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий):
• общие идеи педагогики гуманизма (П.Ф. Каптерев, К. Манхейм, С. И. Гессен);
• положения гуманистической психологии и идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И. С.Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.С. Выготский, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении основных социогуманитарных технологий как факторов развития образовательной среды; определении сущности целостного образовательного пространства; разработке уникального образовательного пространства с учетом особенностей и факторов развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Взаимоотношения между дизайном образовательной среды и психологией человека настолько обширны, что имеют взаимосвязь с социальными, культурными, физическими и экологическими факторами. Большая часть исследований о взаимосвязи дизайна и психологического состояния людей сравнивают в современном подходе, понимание деталей все еще нуждается в уточнении и исследовании. Хороший дизайн, помогающий достигнуть комфортного и грамотного устройства пространства, зависит от того, как дизайнер находит баланс между наиболее доминирующими факторами, такими как личность, конфиденциальность, безопасность, доступность, функциональность, гибкость, взаимодействие с обществом и личное пространство. По итогу, успех создания эффективного дизайна образовательного пространства с активной психологической концепцией оценивается как дизайн, отвечающий ценностям, потребностям, предпочтениям и удовлетворению студентов. Главный вопрос в том, что дизайнерский опыт, квалификация и понимание, что различные факторов образовательного пространства непосредственно влияют на психологию человека и его поведение.
Технологии быстро меняются и сокращают наше чувство пространства и времени, увеличивая нашу способность соединяться через огромные расстояния и пространства. В силу увеличивающихся финансовых трудностей, высшие учебные заведения ищут способы сократить расходы, увеличить прибыль и привлечь больше студентов. Многие педагоги пытаются изменить свою собственную практику, чтобы помочь создать пространства, которые имеют больше возможностей, которые предоставляют быстро развивающиеся технологии и в результате образовательное пространство переходит в сеть.
Закономерности проектирования образовательного пространства и его роль в повышении эффективности учебного процесса заключается в том, что проектирование учебных пространств с учетом психологических особенностей личности, восприятия цвета и формы, анализа существующих недостатков в образовательных пространствах приводит к повышению эффективности обучения учащихся, упрощению коммуникации студента и преподавателя. Также возрастает желание творить и изучать что-то новое.
В процессе исследования предложена концепция учебного центра, как нового образовательного пространства, спроектированного с учетом социогуманитарных факторов, а также психологических особенностей студентов. Данная концепция применима к любому учебному заведению и образовательному пространству и не требует больших финансовых и физических затрат.
Можно сказать, что социогуманитарные технологии являются непосредственным фактором развития образовательной среды.



1. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2006.
2. Бондырева И. Б. Взаимодействие субъектов образовательного
пространства. А. В. Бондырева И.Б., Яковлева //Экономика и экологический менеджмент. [Электронный ресурс]/ ПВЬ:
https://2012.economics.open-mechanics.com (дата обращения: 20.12.2019). - Режим доступа: свободный
3. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 52-57.
4. Дридзе, Т.М. Основы социокультурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. - М., 1995.
5. Елисеев С. М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей / Под ред. Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.
6. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3. - С. 48-56; [Электронный ресурс]/ НКЕ: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497. (дата обращения: 12.01.2020). - Режим доступа: свободный
7. Иванов В.Н., Патрушев В.И.И-20 Социальные технологии: Курс
лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз",1999. - 432 с. 18БН 5-7139-0126-2
8. Калугина, Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования: методологические проблемы разработки и внедрения. - Саратов, 2000.
9. Курбатов, В.И. Социальное проектирование [Текст] / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Дону, 2001.
10. Курочкин А. В. Гуманитарные технологии: проблемы выбора
методологических оснований // Проблемы и парадоксы гуманитарных
59
технологий: Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей / Под ред. Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.
11. Кохановский В.П. Социально-гуманитарные науки // Основы философии науки. - Ростов-на-Дону, 2004.
12. Кулюткин Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. №1. С. 6-7.
13. Литавор В. С. Образовательное пространство и пространство «личное»
обучающихся: соотносимость, взаимосвязанность как условие
становления универсальных учебных действий [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб: Реноме, 2012. — С. 18-24. — [Электронный ресурс]/ 1Ж1.
https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1840/ (дата обращения: 22.01.2020).
14. Лупанов, В.Н. Социальные технологии в образовании: теория и практика// Социальные технологии и общество / отв. ред. К.М. Оганян. - СПб, 2003.
15. Налимов, В. В. Разбрасываю мысли : В пути и на перепутье / В. В. Налимов. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 343, [1] с., [1] л. портр.; 22 см.; 18ВИ 5-89826-001-3
16.Олешков М. Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины// - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
17. Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования / Ю.С. Песоцкий // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 26 - 35.
18. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М: Педагогика - Пресс. 1998. - С. 99
19. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. - Кишинёв: Центральная типография, 1997.
20. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
21. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб.пособие . -
Сарапул, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/
dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo (дата обращения:
12.10.2019) .
22. Самерханова, Э.К. Организационные основы создания единого
образовательного пространства в высшем учебном заведении / Э.К. Самерханова. - Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж. - пед. акад. 2004. - 131 с.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:
Народное образование, 1998. С. - 186
24. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины.
2006. - 32 с. [Электронный ресурс]/ URL:
http://didacts.ru/dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo (дата
обращения: 12.10.2019).
25. Социальная работа: теория и практика /Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. - М.: ИНФРА-М, 2001.
26. Ушаков, Е. В. Философия техники и технологии: учебник для
бакалавриата и магистратуры / Е. В. Ушаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 307 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04704-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. [Электронный ресурс]/ URL: https://urait.ru/bcode/415566 (дата
обращения: 14.01.2020).
27. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен // Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах, М., 1985. С. 361.
28. Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному
пространству: понятие, формирование, свойства //Педагог. 1998. № - 4 [Электронный ресурс]/ URL: http: //www.uni-
altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/index. html (дата обращения:
15.11.2019) . - Режим доступа: свободный.
29. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию / В.Я. Ясвин. - М., 2001. - 366 с.
Источники
30. Википедия [Электронный ресурс]/ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 19.11.2019). - Режим доступа: свободный
31. Национальная философская энциклопедия. [Электронный ресурс]/
URL : https : //terme.ru/termin/socialno-gumanitarnye-nauki- sociogumanitarnye-nauki.html (дата обращения 18.11.2019). - Режим
доступа: свободный
32. Политтехнолог [Электронный ресурс]/ URL: https://polit-
technolog.ru/2019/04/07/социальные-технологии (дата обращения
10.12.2019) . - Режим доступа: свободный
33. Справочник [Электронный ресурс]/ URL:
https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnoe_prostranstvo_ponyatie_i_ urovni/obrazovatelnoe_prostranstvo_principy_i_funkcii/ (дата обращения
22.11.2019) . - Режим доступа: свободный
34. Vc.ru [Электронный ресурс]/ URL: https://vc.ru/design/67026-dizayn-
obrazovatelnogo-prostranstva-sozdavaya-usloviya (дата обращения
14.01.2020). - Режим доступа: свободный
35. Студопедия [Электронный ресурс]/ URL: https://studopedia.org/5- 55058.html (дата обращения 18.01.2020). - Режим доступа: свободный


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ