Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №43756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4-13
Глава I. Теоретические основы развития одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности 14-36
1.1 Развитие одаренности как актуальная социально-педагогическая проблема 14-17
1.2 Понятия «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность»: их сущность и содержание 17-23
1.3 Психолого-педагогические основы развития одаренности у школьников
подросткового возраста в процессе учебно-исследовательской деятельности 23-29
1.4 Психолого-педагогические условия повышения эффективности развития одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности 29-34
Выводы по I главе 34-36
Глава II. Процесс развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности 37-65
2.1 Анализ опыта работы учителей по развитию одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности 37-42
2.2 Программа опытно-экспериментальной работы по развитию одаренности подростков в процессе организации учебно-исследовательской
деятельности на уроках английского языка 42-49
2.3. Моделирование процесса развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности на уроках английского языка 49-52
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности в ходе обучения английскому языку 52-57
Выводы по II главе 57-59
Заключение 60-64
Список литературы 65-70
Приложение 1 71-82
Приложение 2 83-84
Приложение 3 85-91
Приложение 4 92-93



В Основном содержании послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию говорится о том, что ближайшие годы будут решающими для нашей страны. Решения, принятые в настоящее время, определяют судьбу России, т.к. тот, кто поймает стремительно нарастающую технологическую волну, вырвется далеко вперед [28, с. 1]. Успех социально-экономического развития государства определяют одаренные люди, проявляющие творческую инициативу, нестандартно мыслящие, способные принимать быстрые и адекватные решения, ориентироваться в изменяющихся ситуациях.
Современное общество проявляет высокий интерес к проблеме воспитания одаренных и создает условия для их развития. Но, опираясь на селективный подход, заключающийся в разделении детей на «одаренных» и «неодаренных», государство теряет огромные резервы для повышения уровня жизни людей. М.А. Холодная считает, что представление о необходимости обучения по высшим стандартам только для определенной категории детей и навешивание ярлыка интеллектуальной несостоятельности на других нарушает права ребенка [48, с. 314].
Учебно-исследовательская деятельность позволяет создать условия для развития одаренности субъектов образовательного процесса. Обучение через исследование имеет ряд преимуществ и признается учеными эффективной технологией развития одаренности школьников (А.С. Обухов, А.И. Савенков и др.). Как отмечает Е.А. Ярец, она придает учебному процессу динамичность; формирует интерес к изучаемому предмету; развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень и положительно влияет на эмоциональное развитие [60, с. 74-75]. В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся овладевают такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение др. Согласно И.Ломпшеру, эти компоненты умственной деятельности являются показателем творческих способностей человека. По его мнению, эффективность умственной деятельности определяется тем, на каком качественном уровне человек владеет навыками умственных операций. Поэтому очевидно особое значение учебно-исследовательской деятельности для развития одаренности подростков. Улучшение качественных характеристик интеллекта является одним из путей повышения потенциала их способностей и расширения творческих возможностей [13, с. 155]. Трудность заключается в том, что многие учителя не знают, какие психолого-педагогические условия необходимо создать для повышения эффективности рассматриваемого процесса.
В результате анализа психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия на следующих уровнях:
- социальном: между острой потребностью страны в одаренных людях и их недостаточностью для осуществления грядущих масштабных социально-экономических и культурных преобразований;
- профессиональном: между высокой эффективностью учебно-исследовательской деятельности как фактора развития одаренности школьников подросткового возраста и недостаточной готовностью учителей к её реализации в учебно-воспитательном процессе;
- психолого-педагогическом: между сензитивным для развития одаренности подростков периодом и недостаточной в этом плане эффективностью учебно-воспитательного процесса.
Из выявленных противоречий, логически вытекает проблема исследования: какова модель процесса эффективного развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности?
Актуальность данной проблемы обуславливает выбор темы исследования: «Развитие одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности».
Объект исследования - процесс развития одаренности подростков.
Предмет исследования - развитие одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели процесса развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности повысится, если будут:
1) уточнена сущность понятий «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность» и установлена их взаимосвязь;
2) изучены психолого-педагогические основы процесса развития одаренности подростков и психолого-педагогические условия повышения его эффективности;
3) разработана программа опытно-экспериментальной работы, направленная на развитие одаренности у подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности;
4) определены критерии, показатели и уровни развития одаренности у подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности;
5) разработана, теоретически обоснована и внедрена в учебно-воспитательный процесс класса модель развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности и определена её эффективность.
Задачами исследования являются:
1) уточнить сущность понятий «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность» и установить их взаимосвязь;
2) выявить специфику и психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса развития одаренности у подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности;
3) разработать критерии, показатели и уровни развития одаренности у подростков в ходе организации их учебно-исследовательской деятельности;
4) разработать программу опытно-экспериментальной работы, направленную на развитие одаренности у подростков в ходе учебно - исследовательской деятельности, внедрить ее в учебно-воспитательный процесс класса;
5) разработать, теоретически обосновать модель процесса развития одаренности у подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности, внедрить её в учебно-воспитательный процесс класса и определить её эффективность.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Г. и Х.- Г.Мелхорн, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др.).
В работе применялись следующие методы научно-педагогического исследования: методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, мысленный эксперимент, моделирование; методы эмпирического исследования: анкетирование, беседа, наблюдение, изучение опыта работы учителей, ранжирование, педагогический эксперимент.
База эмпирического исследования: МБОУ «СОШ №3 им. Г ероя РФ А.Н. Епанешникова», «СОШ №10», «Гимназия №4» г. Елабуга РТ.
Научная новизна исследования заключается в уточнении сущности понятия «одаренность», в выявлении взаимосвязи понятия «одаренность и «учебно-исследовательская деятельность», определении показателей выбранных критериев развития одаренности подростков; разработке программы опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в формулировке авторского определения понятия «одаренность»; выявлении психолого-педагогических условий и разработке модели процесса развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности, способствующих повышению его эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его материалы учителями в процессе развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности (на уроках английского языка).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: использованием разнообразных источников психолого-педагогической информации, опорой на методологию педагогического исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе и логике исследования, количественного и качественного анализа его результатов.
Личное участие в исследовании заключается в формулировке авторского определения понятия «одаренность»; определении показателей выбранных критериев развития одаренности подростков; разработке анкет для учителей и старших подростков, разработке программы опытно-экспериментальной работы и модели изучаемого процесса.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Определение понятия «одаренность» - это результат развития совокупности способностей в процессе включения учащегося в интеллектуально-творческий вид деятельности, который определяется исходным уровнем его природных задатков, предпосылками школьного возраста, факторами социальной среды и характером педагогических воздействий.
2. Психологические условия, способствующие повышению эффективности процесса развития одаренности (учет возрастных, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей подростков; создание эмоционально-положительной творческой атмосферы на уроках; психолого-педагогическая поддержка школьников; вера в способности школьников; ориентация на успех каждого ученика; субъект-субъектные отношения; осознание учеником цели и содержания своей деятельности; диагностика уровней развития познавательных процессов подростков) и педагогические условия (сформированностъ исследовательской культуры педагога; создание развивающей образовательной среды; ориентация школьника на самостоятельное получение знаний; осознание одаренной личности общественной значимости своей деятельности; наличие системы учебно-исследовательских заданий, способствующих развитию одаренности подростков) и др.
3. Критерии развития одаренности подростков и их показатели: Знание: умение воспроизвести информацию, способность решать задания репродуктивного характера, наличие представлений об изучаемых явлениях. Понимание: способность объяснять идеи и концепции, истолковывать понятия своими словами, умение выполнять задания по аналогии, умение осуществлять поиск информации в Интернете, способность привести пример. Применение: умение соотносить факты и явления, умение устанавливать логические связи, умение применять полученную информацию в новой ситуации. Анализ: способность осуществлять синтез и анализ, способность отбирать информацию, умение сравнить, противопоставлять, схематизировать, умение находить противоречия. Оценка: способность высказать свою позицию, выбрать наиболее эффективное решение проблемы, способность критически оценивать, умение обобщать, делать логические выводы. Создание: способность к созданию нового продукта, способность самостоятельно разработать новое решение проблемы, способность разработать механизм решения задачи.
6. Модель процесса развития одаренности у подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности.
Этапы исследования:
На I этапе (2015-2016 гг.) была выбрана тема; обоснована актуальность развития одаренности школьников подросткового возраста в процессе учебно-исследовательской деятельности; разработана программа исследования, определены понятийный аппарат, методы исследования, осуществлялся сбор теоретического материала для I главы.
На II этапе (2016-2017 гг.) осуществлялись: анализ психолого педагогической литературы; раскрытие сущности понятий «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность»; изучение психолого-педагогических основ процесса развития одаренности подростков в ходе учебно - исследовательской деятельности и выявление его специфики; разработка анкет и проведение с их помощью опроса учителей и учащихся подросткового возраста по проблеме исследования; статистическая обработка результатов анкетирования, их теоретическое обобщение.
На III этапе (2017-2018 гг.) была разработана программа формирующего эксперимента; выявлены психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса развития одаренности подростков в ходе учебно- исследовательской деятельности; разработана и внедрена в учебно - воспитательную работу модель рассматриваемого процесса; обобщены и оформлены результаты исследования.
Апробация результатов исследования проводилась путем публикации основных результатов исследования:
1. Ведерникова А.Ю. Психолого-педагогические основы развития одаренности школьников подросткового возраста в процессе учебно-исследовательской деятельности // Материалы IV студенческой Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования» - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. - С. 182-195. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.sibac.info/archive/science/1(4).pdf.
2. Ведерникова А.Ю. Психолого-педагогические условия повышения эффективности развития одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы науки». В 2 ч. Ч.1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 208-212.
3. Ведерникова А.Ю. Анализ опыта работы учителей по развитию одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности // Материалы международной научно-практической конференции «The scientific heritage» (Будапешт), Web: VOL 1, No 2 (2) (2016). - С. 4-6. [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL: http://www.tsh-joumal.com.
4. Ведерникова А.Ю. Развитие одаренности подростка в процессе
исследовательской деятельности // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года: сб. статей в 5 т. / Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. Т.5. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.- С. 243- 246.
5. Ведерникова А.Ю. Развитие одаренности школьников как актуальная социально-педагогическая проблема // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года: сб. тезисов в 5 т. / Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.Т.3.- С. 171-172.
6. Ведерникова А.Ю. Понятия «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность»: их сущность и содержание // Материалы XIV студенческой Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Междисциплинарные исследования». - Новосибирск, 2017. - С. 57-65.
7. Ведерникова А.Ю. О проблеме способностей и одаренности // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. Т. 4. - С. 109-110.
8. Ведерникова А.Ю. Исследовательские задания как средство развития одаренности подростков на уроках английского языка // Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике» (15 февраля 2018 г. Часть I. - Челябинск, НИЦ АЭТЕРНА, 2018. - С. 47-50.
Участие в очных конференциях:
1. Итоговая образовательно-научная конференция Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета; секция «Одаренный ребенок: особенности воспитания и обучения» (ЕИ КФУ, 2015 г.), (Диплом II степени).
2. Итоговая образовательно-научная конференция Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета; секция «Общие вопросы школьного образования» (ЕИ КФУ, 2016 г.), (Диплом II степени).
3. Итоговая образовательно-научная конференция Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета; секция «Современные проблемы организации образовательной деятельности» (ЕИ КФУ, 2017 г.), (Диплом I степени).
Участие в заочных конференциях:
1. IV Международная студенческая заочная научно-практическая
конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия»
Междисциплинарные исследования (г. Новосибирск, 2016 г.), (Лауреат за лучшую научную работу).
2. Международная заочная научно-практическая конференция
«Фундаментальные проблемы науки» (г. Уфа, 2016 г.).
3. XIV студенческая Международная заочная научно-практическая
конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия»
Междисциплинарные исследования (г. Новосибирск, 2017 г.), (Лауреат за лучшую научную работу).
4. Международная заочная научно-практическая конференция
«Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике» (г. Челябинск, 2018 г.).
Участие в конкурсах:
1. Конкурс на лучшую научную статью в номинации «Психолого
педагогические науки» (ЕИ КФУ, 2017 г.) (Диплом II степени).
2. Конкурс на лучшую научную статью в номинации «Психолого-педагогические науки» (ЕИ КФУ, 2018 г.) (Диплом II степени).
3. Конкурс на лучшую научную студенческую работу Елабужского
института К(П)ФУ по социогуманитарному направлению (май 2018 г.) (Диплом I степени).
4. Конкурс на лучшую научную студенческую работу К(П)ФУ по
социогуманитарному направлению (май 2018 г.) (Диплом II степени).
Именные стипендии:
1. Именная Махмутовская стипендия за активную научно исследовательскую деятельность (ЕИ КФУ, апрель 2018 г.).
Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты анализа работ зарубежных и отечественных ученых и данных анкетирования учителей и подростков позволяют утверждать, что проблема развития одаренности школьников актуальна и требует углубленного изучения. В ходе исследования было выявлено, что систематическая работа учителей по развитию одаренности подростков в современной школе отсутствует. Это приводит к тому, что способности подростков остаются неразвитыми, а их потенциал не наращивается.
В ходе исследования были рассмотрены и уточнены его ключевые понятия «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность». Так, одаренность мы понимаем как результат развития совокупности видов способностей в процессе включения ребенка в интеллектуально-творческий вид деятельности, который определяется исходным уровнем природных задатков, предпосылками школьного возраста, факторами социальной среды и характером педагогических воздействий. Было выявлено, что понятия «одаренность» и «учебно-исследовательская деятельность» взаимосвязаны, что проявляется в том, что: 1) интеллектуальная одаренность наиболее активно развивается в процессе учебно-исследовательской деятельности; 2) познавательные потребности, являющиеся атрибутом одаренного ребенка, реализуются в процессе исследовательской активности; 3) учебно-исследовательская деятельность способствует выявлению потенциально одаренных детей и др.
Нами были изучены психолого-педагогические основы развития одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности. В результате изучения трудов Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.Д. Шадрикова и др. мы определили, что подростковый возраст является сензитивным для включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. В этот период качественно меняются внимание, восприятие, воображение, мышление, память и воля. Ученики способны овладевать логическими операциями, которые формируются в процессе учебно-исследовательской деятельности и влияют на продуктивность психических познавательных процессов.
С целью изучения опыта учителей по организации учебно- исследовательской деятельности школьников как вида работы с одаренными детьми и выявления отношения подростков к этому виду деятельности был проведен констатирующий эксперимент. В ходе анализа его результатов были выявлены противоречия между: требованиями, содержащимися в ФГОС ООО и неготовностью школьного учителя к их реализации; проявлением большинством учащихся интереса к учебно-исследовательской деятельности, наличием у них повышенных познавательных интересов и неспособностью многих учителей организовать этот вид работы со школьниками.
Анализ результатов анкетирования показал, что учителя продолжают рассматривать одаренность школьников как редкий дар. Всего 12,12% испытуемых видят одаренность в каждом ребенке. Большое значение в развитии одаренности они придают педагогической деятельности (54,54%). 42,42% учителей считают важным фактором развития одаренности задатки, 21,2% - определяющим фактором считают социальную среду и 12,12% - отметили роль возрастного фактора.
В результате анкетирования учащихся было выявлено, что 47,61% старших подростков положительно относятся к учебно-исследовательской деятельности. 31,74% испытуемых не знакомы с данным видом деятельности. 19,04% подростков не проявляют к ней интереса. Оказалось, что 70% учащихся, которые занимаются учебно-исследовательской деятельностью, считают себя способными, что свидетельствует о сформированности у них высокой адекватной самооценки. В ходе исследования было выявлено, что всего треть школьников довольствуется учебным материалом. Остальные систематически обращаются к дополнительным источникам, что позволяет сделать вывод, о том, что около 70% школьников обладают повышенными познавательными потребностями и потенциальной скрытой одаренностью. Школьники отдают предпочтение творческим, логическим и проектным заданиям, а также заданиям исследовательского характера. Задания, выполняемые по образцу и требующие запоминания не вызывают у них интереса.
Нами были определены следующие задачи развития одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности: развитие творческих способностей и критического мышления, формирование внутренней мотивации школьников к учебно-исследовательской деятельности, активизация и развитие психических познавательных процессов, формирование лидерских и волевых качеств, формирование регулятивных и коммуникативных навыков, а также мотивации учащихся к саморазвитию.
В ходе исследования были выявлены принципы, реализация которых может способствовать развитию одаренности подростков в процессе учебно- исследовательской деятельности, а именно: индивидуализации;
самодеятельности; сотрудничества; сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения; свободы выбора и ответственности за собственное обучение; обучения на высоком уровне трудности и др.
Содержание учебно-исследовательской деятельности на уроке составляют учебно-исследовательские задания, в ходе выполнения которых подростки осуществляют поиск информации, делают умозаключения, выводы и т.д. Как наиболее эффективные методы обучения, применяемые учителями в работе по развитию одаренности, были отобраны: методы сравнения и эвристических вопросов, метод конструирования понятий и правил, метод гипотез, метод прогнозирования, методы проблемного изложения, проектно-исследовательские методы, интерактивные методы обучения, методы рефлексии и др.
Методами научного познания, которыми необходимо овладеть подросткам в процессе учебно-исследовательской деятельности, являются: методы смыслового и образного видения, метод эвристических вопросов, метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод гипотез, метод ошибок, метод гиперболизации, метод прогнозирования и др. На уроках английского языка можно использовать индивидуальную, групповую и фронтальную формы организации учебной деятельности школьников. Вспомогательными средствами обучения являются мультимедийные презентации, словари, раздаточный материал.
Нами были выявлены психолого-педагогические условия, реализация которых может способствовать повышению эффективности развития одаренности подростков в процессе учебно-исследовательской деятельности. К психологическим условиям мы отнесли следующие: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; учет индивидуальных интересов и склонностей подростков; психолого-педагогическая поддержка школьников; субъект-субъектные отношения; осознание учеником цели и содержания своей деятельности; диагностика уровней развития психических познавательных процессов подростков и др. В группу педагогических условий были включены: сформированность исследовательской культуры педагога; ориентация школьника на самостоятельное получение знаний; осознание одаренной личностью общественной значимости своей деятельности; наличие системы учебно-исследовательских заданий, способствующих развитию одаренности подростков.
На основе теоретического анализа изучаемой проблемы нами была разработана модель развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности на уроках английского языка, включающая четыре блока: целевой, методологический, технологический и оценочно-результативный. С целью подтверждения гипотезы исследования и внедрения разработанной модели в учебно-воспитательный процесс была проведена опытно-экспериментальная работа II уровня (II модель эксперимента).
В результате сравнения данных повторного диагностического среза с результатами первого среза, проведенного с участниками ЭГ, была выявлена положительная динамика. Высокий уровень развития одаренности стал характерен для 40% старшеклассников; средний - для 50% учащихся; низкий - для 10% испытуемых. Такими образом, можно сделать вывод о том, что у 90% участников ЭГ наблюдались положительные изменения в развитии одаренности. Это свидетельствует о том, что опытно-экспериментальная работа способствовала повышению эффективности процесса развития одаренности подростков в ходе учебно-исследовательской деятельности на уроках английского языка. Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.



1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях (Очерки о самовоспитании). - М.: Знание, 1970. - 174 с. 2. Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Ю.Е. Ваулина, В.Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. - M.: Express Publishing: Просвещение, 2009. - 216 с.
2. Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, В.Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. - M.: Express Publishing: Просвещение, 2009. - 216 с.
3. Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей
одаренности // Журнал «Вопросы психологии». - 23 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader - URL:
http://school5.mmc24414.cross-edu.ru/edu/kind/razvit_odaren.pdf (дата обращения:
7.01.2016) .
4. Беляков Н.В. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в образовательном процессе: учебно-методическое пособие. - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2010. - 111 с.
5. Блинова В.Л, Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.
6. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
7. Габдулхаков В.Ф. Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета. Учебно-метод. пособие. - Казань: РИЦ «Школа», 2012. - 174 с.
8. Габдулхаков В.Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации: монография. - М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»). - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. - 258 с.
9. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике [Электронный
ресурс]. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (дата
обращения: 21.01.2018)
10. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001. - 48 с.
11. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 208 с.
12. Запалацкая В.С. Развитие субъектности как концептуальная основа организации работы с одаренными школьниками [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-subektnosti-kak-kontseptualnaya-osnova- organizatsii-raboty-s-odarennymi-shkolnikami (дата обращения: 19.03.2016)
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
14. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические
условия»: сущность, классификация. [Электронный ресурс]. URL:
http://genproedu.com/paper/2012-01/full 008-014.pdf (дата обращения:
10.04.2016) .
15. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с.
16. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей. - М., 2008. - 48 с.
17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с.
19. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
20. Макарычева И.Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Концепт. - 2012. - №2 - С. 6-10.
21. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1989. - 160 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 432 с.
23. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - С. 61-64.
24. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М.: АПО РАО, 1998. - 134 с.
25. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. - 2004. - № 2. - С. 146-148.
26. Одаренные дети: / пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс. 1991. - 376 с.
27. Организация опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях: научно-методическое пособие / Л.Н. Паукова, С.М. Курганский - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009. - 152 с.
28. Основное содержание послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. - М., 2018. - 41 с.
29. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
30. Приказ от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abuciiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %8 2%D1%8B/543 (дата обращения: 8.01.2016).
31. Профессиональный стандарт. Педагог. - М: УЦ Перспектива, 2014. -
24с.
32. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 96 с. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения: 8.01.2016).
33. Рензулли Дж.С., Рис С.М Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 214-241.
34. Савина Н.Н., Литвиненко Е.В. Моделирование процесса формирования у старшеклассников мотивации к исследовательской деятельности // Концепт. - 2015. - №03. - ART 15087. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15087.htm. (дата обращения: 16.01.2018).
35. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. - Екатеринбург: У- Фактория, 2004. - 272 с.
36. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
37. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших
дошкольников [Электронный ресурс]. URL:
http://dob.1september.ru/artide.php?ID=200702117 (дата обращения: 18.03.2016).
38. Савченко Т.А. П.Ф. Каптерев о воспитании детей в семье. URL: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2140 (дата обращения: 1.05.2016).
39. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: теоретические основания практической деятельности. Часть 1. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/pedagogicheskiy-eksperiment-teoreticheskie- osnovaniya-prakticheskoy-deyatelnosti-chast-1 (дата обращения: 23.01.2018)
40. Сиденко. А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: АПКиППРО, 2009. - 130 с.
41. Сиденко А.С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011.- №1. - С. 5865.
42. Сацукевич И.В. Проблема воспитания воли ребенка в педагогическом наследии Петра Федоровича Каптерева. [Электронный ресурс]. URL: http://cvberleninka.ru/article/n/problema-vospitaniva-voli-rebenka-v- pedagogicheskom-nasledii-p-f-kaptereva (дата обращения: 1.04.2016).
43. Современная методология продуктивного обучения информатике и
ИКТ. Методика ознакомления с логическими основами компьютера в курсе информатики [Электронный ресурс]. URL:
http://ivan101.narod.ru/gos/timoi/27.htm (дата обращения: 21.01.2018)
44. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. I. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
45. Теплов Б.М. Психология. - М.: Учпедгиз, 1953. - 121 с.
46. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. Избранные труды: В 2-х т. Т. I. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
47. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
48. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том.ун-та. М: Изд-во «Барс», 1997. - 392 с.
49. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика
продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
50. Шадриков В.Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта [Электронный ресурс]. URL:
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/! 15618930 (дата обращения:
8.05.2016) .
51. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
53. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника: пер. с англ. О.Медведь. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 386 с.
54. Штофф В.А. Роль модели в познании. - Л.: Ленингр. ун-т, 1963. - 128 с.
55. Шумакова Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: автореф. дис. ...канд. псих.наук. - М.: 2006. - 50 с.
56. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. - М., 1996. - 70 с.
57. Robert J. Marzano, John S. Kendal // The new taxonomy of educational objectives Thousand Oaks, CA: Corwin press. - 209 p.
58. Richard C. Overbaugh, Lynn Schultz // Bloom’s taxonomy [Электронный
ресурс]. URL: http://www.odu.edu/educ/roverbau/Bloom/blooms_taxonomy.htm
(дата обращения: 21.01.2018)
59. Joseph S. Renzulli. Introduction to identification of students for gifted and
talented programs. [Электронный ресурс]. URL:
https://uk.sagepub.com/sites/default/files/upm-binaries/7027_renzuhi_intro.pdf (дата обращения: 8.01.2016).
60. Ярец Е.А. Исследовательская деятельность - действенный механизм в развитии одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2012. - № 5. - С. 74-76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ