Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЕЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №95038

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования 8
1.1. Понятие аддиктивного поведения, виды, определения,
рассматриваемые в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Аддиктивное поведение подростков, факторы, вызывающие
зависимость 15
1.3. Семейные детерминанты аддиктивного поведения подростков 20
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование семейных детерминант аддиктивного поведения подростков 32
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 36
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 1 70
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 71
Приложение 5 72

В условиях современного общества наблюдается существенное возрастание масштабов возникновения и развития различных форм зависимого или аддиктивного поведения (аддикций) у подростков: химические формы аддиктивного поведения (наркотическая, алкогольная зависимости, курение, токсикомания), нехимические формы (интернет- зависимость, игровая зависимость (гэмблинг), анорексия, булимия и др.).
Современные аддикции имеют тенденцию к усложнению, изменению и модернизации в связи с ускоряющимся информационно­техническим прогрессом. Молодое поколение все более втягивается в новые, интересные для себя виды деятельности (через развитие компьютерных, игровых технологий, социальных сетей, через появление планшетов, смартфонов). Прослеживается тенденция к коморбидности аддикций.
С каждым годом увеличивается количество людей, страдающих зависимостями, а также зависимое поведение выявляется у все более молодых людей. Особенно все большее количество подростков обнаруживают склонность к интернет-зависимости. Возрастной порог начала использования интернет-ресурсов значительно снизился, современные дети осваивают гаджеты и планшеты уже начиная с возраста от 1 года (https://rg.ru/2015/06/19/gaiet-site-anons.html).
Таким образом, по сравнению с другими формами аддикций проблема интернет-зависимости охватывает наибольшее количество подростков.
Изучением развития аддиктивного поведения (в том числе и интернет-зависимости) занимаются различные зарубежные и отечественные ученые: например, концепция единства химических и поведенческих аддикций Mark D. Griffiths (М.Д. Гриффитц), «гипотеза самолечения наркозависимости» Edward Khantzian (Эдвард Дж. Ханзян), концепция психосоциальной аддиктологии Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриевой, концепция базовых психологических компонентов аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности А.В.Смирнова.
Различными авторами были выявлены определенные характеристики психики, которые являются базой, основой для возникновения аддикций, при этом было установлено, что непосредственная форма аддиктивной реализации является второстепенным фактором (M.D.Griffiths, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, А.В.Смирнов, Д.В.Иванов и др.).
Механизмы формирования аддиктивного поведения детей и подростков изучались авторами Н.В. Александровой, С.Г. Лафи, Д.В. Четвериковым, М.В. Четвериковой, В.Д. Москаленко, Н.А. Сиротой, А.А.Реан, Н.Л.Москвичевой, С.В.Березиным.
Аддиктивное поведение изучается в контексте самых разных направлений: социологического, генетического, глубинно­психологического, феноменологического, клинического, психодиагностики, нейробиологии, психофизиологии, психотерапии, эволюционного, гендерного и др. Формирование аддиктивного поведения рассматривается с точки зрения биомедицинской концепции, психологической концепции, социально-психологической концепции.
Научные исследования в области возникновения и развития аддикций с точки зрения указанных концепций показывают, что несмотря на серьезное влияние на личность социально-экономических факторов (социальное окружение, уровень жизни и др.), особая, ключевая роль в формировании и прогрессировании аддиктивного поведения принадлежит институту семьи.
Наличие в семье деструктивных взаимоотношений, негармоничных стилей воспитания, девиантное поведение отдельных членов семьи, частые конфликты и иные семейные дисфункции оказывают первоочередное негативное воздействие на ребенка, что в дальнейшем служит основой для формирования личности, склонной к зависимости. Взаимосвязь между аддикцией у родителей и детей может проявляться и через поколение, приводя к рождению внуков с наследственной предрасположенностью, например, к алкоголизму.
Недостаточное внимание, уделяемое профилактике и предупреждению аддиктивного поведения подростков в семье, способствует закреплению аддикций, расширению круга подростков, страдающих зависимостью.
Вопрос о конкретных семейных факторах, способствующих развитию интернет-зависимого поведения подростков, представляется недостаточно изученным. Необходимо понять, какие именно условия семейной микросферы детерминируют непреодолимое желание подростков погрузиться в виртуальный мир, уходя от не устраивающей их реальности.
Цель: выявить, исследовать, проанализировать семейные
детерминанты аддиктивного поведения подростков.
Объектом исследования является аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: семейные факторы, условия и причины, способствующие и оказывающие влияние на возникновение аддиктивного поведения подростков.
Общая гипотеза исследования: определенные семейные дисфункции детерминируют аддиктивное поведение подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и изучить подходы к исследованию аддиктивного поведения подростков.
2. Изучить семейные детерминанты аддиктивного поведения подростков, исследованные в трудах зарубежных и отечественных авторов.
3. Выявить с помощью специально подобранного диагностического инструментария семейные факторы, условия и причины, способствующие и оказывающие влияние на возникновение аддиктивного поведения подростков.
Т еоретико-методологические основания:
1. Концепция системного подхода в изучении индивидуальности человека, основанного на понимании индивидуальности как системы, обладающей характеристиками целостности, структурности, взаимосвязи со средой, иерархичности, множественности описания системы, возможности существования системы только в процессе управления и регулирования, способности системы к самоорганизации (W.R. Ashby (У.Р.Эшби), Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин,
A. В.Смирнов, Б.М. Теплов).
2. Зарубежные исследования проблемы аддиктивного поведения: концепция единства химических и поведенческих аддикций M.D. Griffiths (М.Д. Гриффитц); «гипотеза самолечения наркозависимости» Edward Khantzian (Эдвард Дж. Ханзян).
3. Отечественные исследования: концепция психосоциальной аддиктологии Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриевой; концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина; концепция базовых психологических компонентов аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности А.В.Смирнова.
4. Исследования социально-психологических факторов возникновения аддиктивного поведения, авторы: Александрова Н.В., Гоголева А.В., Егоров А.Ю., Борцова М.В., Добромиров В.В., Бурова В.А., Максименкова Л.И.
5. Исследования психологической структуры интернет-зависимого поведения у подростков на основе выделения объективных диагностических критериев аддиктивного поведения, авторы: Малыгин
B. Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б., Антоненко А.А.
Методы исследования: в соответствии с целью исследования, для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, анкетирование (с помощью адаптированной под руководством В.Л. Малыгина «Шкалы Чена»), тестирование (с помощью стандартизированных и валидизированных методик: «Детско- родительские отношения подростков» (ДРОП) (П.Трояновская), методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор А.Н. Орел), опросник стиля родительского воспитания «АСВ» (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методы математической статистики (факторный анализ, описательная статистика)).
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном изучении семейных детерминант аддиктивного поведения подростков. Проведенные исследования позволяют установить и доказать взаимосвязь определенных факторов и условий семейного воспитания с возникновением интернет-зависимости у подростков, что имеет значение для возрастной психологии и современной аддиктологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, специалистами по социальной работе, педагогами и родителями при профилактике аддиктивного поведения подростков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сопоставление результатов, полученных с помощью методики ДРОП и методики АСВ, позволяет сделать вывод о том, что семейными детерминантами интернет-аддиктивного поведения подростков являются:
• отсутствие интереса родителей к занятиям и увлечениям подростка;
• отсутствие родительского контроля за делами и жизнью ребенка;
• слабость эмоциональной связи между родителями и ребенком;
• недостаточность внимания и заботы о ребенке со стороны родителя;
• отсутствие запретов для подростка, вседозволенность;
• недостаточность семейных обязанностей у ребенка;
• воспитательная неуверенность родителя.
По результатам исследования не подтвердилась гипотеза о том, что неполный состав семьи является детерминантой аддиктивного поведения подростков.
Также не подтвердилась гипотеза о конфликтах в семье как детерминанте интернет-зависимого поведения подростков.
Мы исследовали интернет-аддикцию, относящуюся в соответствии с выявленными А.В.Смирновым базовыми психологическими компонентами аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности к аддикциям, приближенным к социальной норме.
На этом основании возможно сделать предположение о том, что более серьезные нарушения в семейном воспитании могут являться детерминантами развития более тяжелых и опасных видов аддикций у подростков, таких как наркотическая, алкогольная аддикции. Данное предположение требует проведения отдельного исследования.
Необходимо с раннего возраста начинать профилактировать возникновение интернет-зависимого поведения у детей, поэтому на основании проведенного исследования нами были разработаны рекомендации по профилактической работе в образовательном учреждении.
1. Информирование, рекомендации для педагогов и родителей.
Педагог-психолог образовательного учреждения составляет рекомендации для педагогов и для родителей, информирующие о последствиях чрезмерного увлечения подростков интернетом, о причинах, приводящих к развитию интернет-аддикции (в том числе о семейных факторах и условиях), о способах, с помощью которых родители могут влиять на уменьшение зависимости от интернета у детей.
На совещаниях и педагогических советах педагог-психолог рассказывает об опасности развития у детей интернет-аддикции, объясняет педагогам, какие семейные детерминанты приводят к формированию интернет-зависимого поведения.
Педагоги (учителя, воспитатели) и педагог-психолог на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями обращают внимание родителей на необходимость больше интересоваться жизнью детей, необходимость находить формы совместного досуга, рассказывают родителям о последствиях чрезмерного увлечения детей интернетом.
Педагог-психолог и педагоги аргументированно (ссылаясь на современные научные исследования в данной области) убеждают родителей принимать большее участие в жизни своих детей, предлагают формы досуга, которые могут заинтересовать и родителей, и подростков.
2. Возможности сайта образовательной организации.
На сайте образовательной организации размещаются красочные информационные буклеты, в которых сжатом и ярком виде (с использованием картинок, комиксов) изложена информация об опасности возникновения интернет-зависимости.
3. Ресурсы сайтов для педагогов и родителей.
На сайтах для педагогов и родителей размещается информация о важности родительского участия в жизни подростка, о необходимости уделять больше времени воспитанию ребенка с самого раннего возраста, напоминание о том, что подростки также нуждаются в любви и внимании родителей, как и более младшие дети, информация о последствиях чрезмерного увлечения подростков миром интернета.
4. Информационные буклеты.
Педагог-психолог образовательной организации разрабатывает красочные информационные буклеты, содержащие информацию о последствиях чрезмерного увлечения подростков интернетом, о причинах, приводящих к развитию интернет-аддикции, о способах, с помощью которых родители могут влиять на уменьшение зависимости от интернета у детей.
5. Выступления на педагогическом совете.
На совещаниях и педагогических советах педагог-психолог рассказывает об опасности развития у детей интернет-аддикции, объясняет педагогам, какие семейные детерминанты приводят к формированию интернет-зависимого поведения.
6. Выступления на родительском собрании.
Педагоги и педагог-психолог на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями обращают внимание родителей на необходимость больше интересоваться жизнью детей, необходимость находить формы совместного досуга, рассказывают родителям о последствиях чрезмерного увлечения детей интернетом.
Педагог-психолог и педагоги рассказывают родителям о формах досуга, которые могут заинтересовать и родителей, и детей.
7. Индивидуальная консультативная работа.
В индивидуальных консультациях педагог-психолог информирует родителей о последствиях чрезмерного увлечения ребенка интернетом и в соответствии с семейными обстоятельствами предлагает способы проведения досуга родителей с ребенком, учит родителей конструктивным взаимодействиям.


1. Абросимов И.Н., Геронимус И.А., Колпаков Я.В. Семья в системе факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков. - В книге: XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно­практическая конференция с международным участием "Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы" Тезисы. Ответственный редактор Незнанов Н.Г.. 2015.
2. Александрова Н.В. и др. Аддиктивное поведение детей и подростков: механизмы формирования и превенция: монография - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Борцова М.В., Добромиров В.В. Предрасположенность к аддиктивному поведению и социально-психологическая адаптированность подростков: особенности взаимосвязи - в сборнике: Молодой исследователь: вопросы науки и практики сборник трудов II Региональной научно­практической конференции. Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани. Киров, 2019.
5. Бохан Н.А., Дашиева Б.А., Карауш И.С., Куприянова И.Е. Формирование аддиктивного поведения у девочек-подростков, обучающихся в общеобразовательных и коррекционных школах. - Вопросы наркологии. 2019. № 1 (172).
6. Бурова, В.А. Социально-психологические аспекты Интернет- зависимости [Электронный ресурс] / В.А. Бурова. - URL: www.cbtdoctor.ru.
7. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной
деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-usloviya-
effektivnosti-vospitatelnoy-deyatelnosti-roditeley.
8. Воробьева К. А. Влияние особенностей детско-родительских отношений
на генезис агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-osobennostey-detsko-
roditelskih-otnosheniy-na-genezis-agressivnyh-ustanovok-lichnosti-u- podrostkov-iz-polnyh-i-nepolnyh-semey.
9. Ворошилин С.И. Игры в культуре человека и игровая зависимость / С.И. Ворошилин // Актуальные проблемы психологии и конфликтологии: сб.науч. ст. / отв. ред. С.А. Минюрова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010.
10. Гасанова П.Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских
отношений в неполной семье. // Известия ДГПУ. Психолого­педагогические науки. 2015. №3 (32). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-roditelsko-detskih-otnosheniy-v- nepolnoy-semie.
11. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гого-лева. - 2-е изд., стер. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2013.
12. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2003.
13. Губенко Э. Н. Опросник установок по отношению к интернету [Электрон-ный ресурс] / Э.Н. Губенко. - URL: http ://flogiston.ru/ articles/netpsy/internet_questionary.
14. Егоров А.Ю. Социально приемлемые аддикции [Электронный ресурс] / А.Ю. Егоров. - URL: http://www.Narcom.ru/publ/260.
15. Змановская Е.В. Психология семьи. Основы супружеского консультирования и семейной психотерапии. Учебное пособие. - Инфра-М, 2017...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ