ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся с использованием учебных заданий в процессе обучения математике 8
1.1. Сущность и структура познавательных универсальных учебных
действий 8
1.2. Учебные задания как средство развития познавательных
универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения математике 15
1.3. Структурно-функциональная модель развития познавательных
универсальных учебных действий обучающихся с использованием учебных заданий по математике, учитывающих познавательные стили обучающихся 22
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Методические основы использования учебных заданий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 30
2.1. Требования к конструированию учебных заданий по математике,
направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 30
2.2. Дидактический практикум использования учебных заданий,
направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся седьмых классов при изучении алгебры 37
2.3. Организация, проведение и результаты констатирующего этапа
эксперимента 48
Выводы по главе II 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Актуальность исследования.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной целью образования является формирование и развитие метапредметных результатов обучения - регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Сегодня важно обеспечить освоение школьниками обобщенных знаний, умения осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию и делать выводы, все это является результатом развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Познавательные универсальные учебные действия рассматриваются А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Т.Н. Черняева, Н.А. Чуланова в форме интеллектуально-психологических новообразований как показателей гармоничного развития личности, возникающие в результате познавательной деятельности. Однако формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности индивидуальны. Поэтому существует необходимость учета своеобразия психолого-педагогических характеристик обучающихся, в частности их познавательных стилей, при развитии у них познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения. Но в современных научных исследованиях в недостаточной мере рассматриваются подходы к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся с учетом их познавательных стилей.
Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике требует особого внимания и педагогического воздействия, так как эти учебные действия не будут в полной мере развиваться у каждого обучающего без учета их индивидуальных особенностей. Задания, представленные в современных учебниках, не предполагают вариативного подхода к их выполнению, поэтому учителю необходимо самостоятельно конструировать учебные задания в соответствии с познавательными стилями обучающихся.
Таким образом, сопоставительный анализ педагогической теории в аспекте развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся с точки зрения учета их психолого-педагогических характеристик позволил увидеть ряд противоречий.
• на социально-педагогическом уровне между требованиями, отраженными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, выражающимися в необходимости развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, и недостаточной направленностью образовательных учреждений на реализацию выделенных требования;
• на научно-педагогическом уровне между тенденцией расширения возможностей применения учебных заданий по математике для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся и недостаточной теоретической обоснованностью идеологии конструирования таких заданий;
• на научно-методическом уровне между необходимостью развития познавательных универсальных учебных обучающихся и недостаточной разработанностью методики конструирования учебных заданий по математике ориентированных на учет психолого-педагогических характеристик.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: как конструировать учебные задания по математике, с учетом познавательных стилей обучающихся, с целью развития их познавательных универсальных учебных действий?
Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся с использованием учебных заданий в процессе обучения математике».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация в ходе опытно-поисковой работы методики использования учебных заданий по математике, с учетом познавательных стилей, с целью развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения математике.
Предмет исследования: учебные задания, ориентированные на познавательные стили обучающихся как средство развития у них познавательных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе использования учебных заданий в процессе обучения математике будет обеспечено, если:
• будут учтены следующие познавательные стили обучающихся: логический стиль, практический стиль, интуитивный стиль.
• учебные задания по математике будут сконструированы для каждого познавательного стиля обучающихся.
Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Выявить педагогические возможности применения учебных заданий по математике для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
3. Разработать модель развития познавательных универсальных учебных действий с использованием учебных заданий по математике отвечающих разным познавательным стилям обучающихся.
4. В соответствии с разработанной моделью обосновать и разработать методику использования учебных заданий по математике, с учетом познавательных стилей обучающихся, с целью развития их познавательных универсальных учебных действий.
5. Осуществить констатирующий этап педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• теория содержания основного общего образования и концепция федеральных государственных стандартов (А.М.Кондаков, В.В.Козлов, А.А.Кузнецов);
• работы по проблеме развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся (А.Г. Асмолов, Т.Н. Черняева, Н.А. Чуланова, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, А.И. Газейкина);
• работы, посвященные возможностям использования учебных заданий для развития познавательных универсальных учебных действий (А.И. Уман, М.А. Федорова, Э.И. Унт, Э.Г. Гельфман).
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: теоретические: анализ и синтез, изучение документации, контент анализ; эмпирические: наблюдение, беседа, педагогическое тестирование.
Этапы проведения исследования:
• на первом этапе изучались научно-теоретические, методические материалы по теме исследования;
• на втором этапе разработана методика использования учебных заданий по математике, с учетом познавательных стилей обучающихся, с целью развития их познавательных универсальных учебных действий;
• на третьем этапе осуществлялась опытно-поисковая работа, обобщались результаты исследования, формулировались выводы, выполнена литературная обработка текста исследования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена анализом нормативных источников, психолого-педагогической, методической литературы.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследований осуществлялась на протяжении всего периода работы над диссертацией на базе МБОУ СОШ №7 г. Ноябрьска.
Основные теоретические положения диссертационного исследования отражены в публикациях:
Рыбак И.Б., Бодряков В.Ю. Особенности развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся с разной ментальностью при изучении математике // Сборник методических разработок по естественнонаучным, математическим и технологическим дисциплинам. 2019г.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 64 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 42 источника.
В соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, показал, что проблема развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся остается актуальной. Познавательные универсальные учебные действия понимают как интеллектуально-психологические новообразования личности, формируемые по средствам внешней деятельности: поиск, обобщение и использование информации. Между тем, в настоящее время методика развития таких новообразований не ориентирована на учет психолого-педагогических характеристик обучающихся, в частности на познавательные стили обучающихся, способы мышления индивидов, на основе которых строятся различающиеся «образы мира».
2. Выявлено, что учебное задание является средством развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся, при этом их можно конструировать с учетом различных познавательных стилей общающихся.
3. Показано, что учебные задания являются эффективным средством развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся, если они сконструированы на каждый вид познавательных стилей и соответствуют определенному уровню сформированнности ПУУД обучающихся.
4. В модели развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся c использованием учебных заданий, ориентированных на каждый тип познавательных стилей обучающихся отражена необходимость проведения входной и итоговой диагностики ПУУД обучающихся.
5. На основе разработанной модели предложены методические основы развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся c использованием учебных заданий, ориентированных на каждый тип познавательных стилей обучающихся. Приведен пример конструирования таких учебных заданий и показан фрагмент организации урока основанного на них.
7. На констатирующем этапе педагогического эксперимента подтверждена необходимость реализации разработанной методики развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся c использованием учебных заданий, ориентированных на каждый тип познавательных стилей обучающихся.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.
2. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Ежегодник. М., 1982. С. 31.
3. Баранова Г.А., Машкова Т.А. Исследовательская деятельность как один из способов развития познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2016 — № 3. — С. 284-291.
4. Барышников Ю.А. Моделирование. Конспект лекций. - Х.: НТУ "ХПИ", 2005.
5. Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. Когнитивные технологии в подготовке учителя математики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. №2.
6. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
7. Боженкова Л.И., Беребердина С.П. Универсальные учебные действия и цели обучения математике // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №1(82). - С. 46-51.
8. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - №5. - С. 67-76.
9. Вязова Е.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся при обучении геометрии // Наука и перспективы. 2018. №2. С. 20-27.
10. Газейкина А.И., Козакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2016. №7. С. 160-168.
11. Гальперин Петр Яковлевич Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. №4.
12. Гельфман Э.Г. Конструирование учебных текстов по математике, направленных на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2004.
13. Глоссарий ФГОС // Городской методический центр URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ russkij-yazyk/fgos/glossarij-fgos.html (дата обращения: 11.03.17).
14. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
15. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. №1...