ТЕЗИСЫ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 11
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 11
1.2 Сюжетно - ролевая игра как ведущий вид деятельности
дошкольников 18
1.3 Роль сюжетно - ролевой игры в развитий эмоциональной сферы
личности дошкольника 27
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 36
2.2 Описание результатов констатирующего этапа формирующего
эксперимента 42
2.3 Описание содержания формирующего этапа эксперимента 50
2.4 Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 56
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 98
Одной из самых актуальных проблем дошкольного возраста является развитие социальных эмоций. Дошкольное детство, является периодом для развития эмоциональной сферы, но наше современное общества диктует другие правила и они направлены в большей степени на развития интеллекта, и это негативно влияет на всесторонне психологического развития ребенка.
Социальные эмоции представляет самый сложный, многогранное явление, которое имеющее свою структуру. Фундаментом эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, отражающие особенности мотивационно-потребностной сферы личности. По определению Л.И. Божович, эмоции являются первичными формами психической жизни, выполняют идеаторную, охранную функцию, служат мостиком при переводе внешних воздействий во личностный смысл [6].
В структуре эмоциональной сферы можно выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром через звуки, зрительное восприятие, кинестетические и тактильные ощущения. Именно сенсорная система является начальным моментом развития и обогащения эмоционального опыта (приятные - неприятные звуки, картины и т.д.).
Эмоциональный опыт можно обозначить как содержательную характеристику эмоциональной сферы личности, которая включает в себя не только положительные и отрицательные эмоции, а весь спектр оттеночных состояний и чувств.
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе его ведущей деятельности - игра. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождение в жизнь взрослых на основе воспроизведения социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценку. В игре ребенок начинает осознавать себя как член определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «Мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив. В игре активно формируется способность внимательного относится к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиций. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоизма, переход на новую ступень интеллектуального развития.
К сожалению, в наше время игровая деятельность вытесняется различными гаджетами и сами же родителями, которые считают важным аспектом развития детей - это подготовка к школе, стараются через мерно развивать ребенка, при этом у родителей завышенные требования к ребенку. Игровая деятельность все чаще становится формой образовательной деятельности дошкольников т.к взрослый старается в игру включить элементы учебной деятельности, а не познавательный процесс. Именно поэтому, игровая деятельность дошкольника не развивается. Дошкольники практические не играют, а если и начинают играть, то эти становятся однотипными и кратковременными, хотя возраст от трех до пяти лет является возрастом активной и разносторонне развивающейся игровой деятельности.
Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста все чаще осуществляется традиционно, педагоги и родители не проявляют особого интереса к игре, они редко играют с детьми, не стремятся к продуманному игровому взаимодействию. Поэтому недостаток игрового процесса у дошкольников может стать причиной торможения психологического развития и интеллектуального, которые могут серьезно отразиться при переходе на новый возрастной этап ребенка.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется комплексом существующих противоречий в практике работы дошкольных образовательных учреждений:
• между признанием значимости развития социальных эмоций средствами сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста и использованием ее преимущественно как формы образовательной деятельности дошкольников;
• между существующим интересом дошкольников к сюжетно-ролевым играм и тенденцией исчезновения игровой деятельности из жизни детей.
Одним из вариантов решения обозначенных противоречий может стать разработка исследовательской программы развития сюжетноролевых игр детей дошкольного возраста в ДОО. В психологической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам организации развитий социальных эмоций средствами сюжетно-ролевой игры в ДОО, что определяет актуальность нашего исследования на научно-теоретическом уровне.
Объект исследования: социальные эмоции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически выявить возможность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить подходы к изучению эмоциональной сферы дошкольников, роли сюжетно-ролевой игры в психическом, социальном развитии дошкольников;
1. Спланировать и реализовать психолого-педагогический эксперимент с целью изучения динамики развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста;
2. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста включающее организацию сюжетно-ролевой игры, которая будет способствовать развитию социальных эмоций дошкольников.
3. Проанализировать полученный опыт, эмпирические результаты и сделать выводы относительно выдвинутой гипотезы.
Методологической основой исследования является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению психологических явлений и процессов (Б.Г. Ананьев, Л.С Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и С.Л. Рубинштейн и др.).
Теоретической основой исследования являются:
1) теория особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
2) теория сюжетно-ролевой игры как ведущий вид деятельности дошкольников;
3) теория сюжетно-ролевой игры в развитии эмоциональной сферы личности дошкольников.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами будут использоваться следующие методы исследования:
1) теоретический анализ и обобщение психологической литературы по исследуемой проблеме;
2) наблюдение, беседа;
3) психологический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
4) качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалинского городского округа «Детский сад №3» (сокращенное наименование МБДОУ «Детский сад №3»); адрес: Свердловская область, Шалинский городской округ, п.г.т. Шаля.
Организация исследования. Основные этапы исследования:
Первый этап - поисково-аналитический. Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач; формулирование рабочей гипотезы; составление программы исследования; изучение и теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - подбор методик констатирующего эксперимента; экспериментальный. Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов, определение и реализация в ходе формирующего эксперимента по развитию социальных эмоций средствами сюжетноролевых игр дошкольников в условиях ДОУ.
Третий этап - заключительно-обобщающий. Проведение контрольного эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов. Оформление результатов диссертационного исследования.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что обоснован диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень развития эмпатии, также разработанная программа по развития эмпатии у дошкольников и апробирована в условиях дошкольного учреждения.
Достоверность результатов обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения общей и дошкольной психологии, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплекс методик исследования и обработки полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эмпатии, как свойство личности в своем исследовании Мы рассматривали существенные трактовки феномена эмпатии, которые отражают многообразие направлении в исследовании этого явления:
1) эмпатия определяется как внутренний процесс, направленный на моделирования внутреннего мира переживаний;
2) эмпатия рассматривается в качестве психологической, эмпатической реакции в ответ на стимул;
3) эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющие сложную аффективную - когнитивно - поведенческую природу.
Рассматривая в психологической литературе общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили выделить ее специфику, формы, виды, особенности развития эмпатии и также эмоционально - нравственное развитие в период дошкольного возраста.
Дошкольный период - очень важный период в развитии ребенка, в этот период происходит становление новых психологических образовании.
Именно этот период является сензитивным для развития эмпатии, и во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.
Анализируя психологов исследователей, которые посветили свой работы в области изучения эмпатии, позволили нам выделить три структуры компонентов эмпатии: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. По результатам констатирующего эксперимента нами были выделено три основные уровня развития эмпатии у детей дошкольного возраста: контрольная группа - низкий 50%, средний 41%, высокий 9%; экспериментальная группа - низкий (60%), средний (33%), высокий (7%). Результаты статистической программы STATISTICA 19 U- критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок: статистически среднее значение рангов обнаружила различия между контрольной группой и экспериментальной группой по школе «эмпатия» (значение критерия U = 78,5 при p = 0,161). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что в контрольной группе уровень когнитивного компонента эмпатии выше в отличие от экспериментальной группы.
Также при анализе Мы отметили, что сюжетно - ролевая игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Кроме того, она служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования личности ребенка (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.). Поэтому, в своем исследовании Мы выделили именно сюжетно - ролевую игру в качестве основного психологического инструментария, который способствует развитию социальных эмоции (эмпатии) у дошкольников.
В связи с этим, нами была разработана формирующая программа по развитию эмпатии, в ее содержание составил комплекс сюжетно - ролевых игр, направленный на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста, этом комплексе были включены следующие этапы:
A) Первый этап включал в себя в основном сюжетно - ролевые игры, ориентированный на констатацию эмоционального состояния, т.е на повышения уровня эмоционального компонента эмпатии;
Б) Второй этап, включал в себя игры направленные на восприятия внутреннего мира, чувств и переживании другого человека, т.е на когнитивный компонент развития эмпатии.
B) И, на третьем этапе, в основном преобладали игры направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого, то есть на развитие поведенческого компонента эмпатии.
По результатам контрольного эксперимента Мы подтвердили эффективность использованной нами программы на практике. По итоговому исследованию дети показали высокий и средний уровни развития эмпатии: контрольная группа - высокий 55%, средний 45%; экспериментальная - высокий 60%, средний 40%. Низкого уровня развития на этом этапе исследования не было зафиксировано. Результаты статистической программы STATISTICA 19 U-критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок: статистически среднее значение рангов обнаружила различия между контрольной группой и экспериментальной группой по школе «когнитивный компонент эмпатии» (значение критерия U = 63,0 при p = 0,041). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что в экспериментальной группе уровень когнитивного компонента эмпатии выше в отличие от контрольной группы.
В ходе расчета критерия Т - Вилкоксона - для двух связных выборок, «до и после формирующего эксперимента» у экспериментальной группы дошкольников выявило, что Z = - 3,27, p = 0,01 (р < 0,05) следовательно, можно сделать вывод о значимости различий, и это еще раз подтверждает эффективность нашей развивающей программы.
Таким образом, предложенная в начале исследования гипотеза: «психологическое сопровождение детей дошкольного возраста включающее организацию сюжетно-ролевой игры будет способствовать развитию социальных эмоций дошкольников», была нами экспериментально подтверждена. Мы установили, что наше предложение верно, и использование сюжетно - ролевых игр оказывает большое влияние на процесс развития социальных эмоции (эмпатии) у детей дошкольного возраста.
1. Балуева К.П. «Проект развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» [Электронный ресурс] / Магистерская диссертация. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Факультет педагогики и психологии детства. Кафедра дошкольной педагогики и психологии. Пермь 2016. - 91с. / Режим доступа: vkr.pspu.ru>uploads/Balueva_vkr.pdf
2. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности [Текст] / В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 г. — 180 с.
3. Берлов В.И. Психологический словарь: реалистичное миропонимание [Текст] / Краснодар: «Советская Кубань», 2001. - 288 с.
4. Богачкина Н. А., Молодцова, Л.А. Огурцова, Петровская, В. Н. Сиренко, И. В. Ткаченко. Ролевые игры для детей [Электронный ресурс] / Учебно-методическое пособие - Режим доступа: get- books.ru collection 2015.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / М.: Просвещение, 1968. — 189 с.
6. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О) [Текст] / Пер. с англ./Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Вече», 2001. - 592 с.
7. Большой толковый психологический словарь. Т.2 (П - Я) [Текст] / Пер. с англ. / Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече»», 2001. - 560 с.
8. Борисова Н. А. «Особенности формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / Магистерская диссертация. Московский государственный педагогический университет. Институт педагогики и психологии образования. Кафедра психологии образования. Москва 2014. - 98с / Режим доступа: vkr.pspu.ru>uploads/Barisova_vkr.pdf
9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика [Текст] / Спб.; Питер, 2002. - 352с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / СПб.: Питер, 2002. - 528с.
11. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. - Соб. соч. Т.5. [Текст] / М.: Педагогика, 1983 год.
12. Выготский Л. С. Проблема эмоций / Вопросы психологии / А.А. Смирнов, М.В. Соколов. - 1958. - №3 май - июнь 1958. -125-135 с. / Режим доступа: lib.mgppu.ru>opacunicode/index.
13. Голубков В. О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Текст научной статьи по специальности «Психология». Научный журнал: Проблемы современной науки и образования №7 2019 - 140 с. / Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
14. Гударева О.В. «Психологические особенности сюжетноролевой игры современных дошкольников» [Электронный ресурс] / Автореферат и диссертация по ВАК РФ 19.00.13 на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва 2005. - 27с. / Режим доступа: https://www.dissercat.com
15. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка [Текст] / Л., 1978. - 143 с...