Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №14518

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89стр.
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
831
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения развития произвольности у старших дошкольников в условиях сюжетно¬ролевой игры 8
1.1. Особенности произвольности поведения в старшем дошкольном
возрасте 8
1.2. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольности
поведения в старшем дошкольном возрасте 30
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния сюжетно¬ролевой игры на развитие произвольности у старших
дошкольников 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения развития
произвольности у старших дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента по развитию произвольности у старших дошкольников в условиях
сюжетно-ролевой игры 51
2.4. Программа по развитию произвольности поведения старших
дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74


Активные преобразования в социально-экономической сфере жизни современного общества поставили систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников и их разностороннему развитию. Данные изменения нашли свое отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного образования (далее Стандарт).
Стандарт представляет собой «совокупность обязательных требований, предъявляемых к системе дошкольного образования», Данные требования реализуются при помощи образовательной программы дошкольного образования, которая охватывает определенные структурные единицы, представленные пятью образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Анализируя социально-коммуникативное развитие, можно сказать, что основной направленностью данной области является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а также развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. При этом в рамках данной образовательной области, отдельное внимание уделено становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольников.
Дошкольный возраст по мнению ученых является сенситивным периодом формирования и становления мотивационной сферы, когда происходит возникновение личностных механизмов поведения, складывается соподчинение мотивов, формируются предпосылки к
самоконтролю и саморегуляции, что является непосредственными характеристиками произвольного поведения человека.
Проблема воли и произвольности является ведущей для психологии личности и её развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.). Однако, несмотря на общепризнанную важность данной проблемы в трудах отечественных психологов, интерес к ней за последние время заметно снизился, что в свою очередь связано, с неопределённостью самого термина «произвольность» и с разнообразием и разнородностью феноменов, описываемых этим понятием (произвольные движения, соподчинение мотивов, действия по инструкции, соблюдение моральных норм и правил, целеполагание, моральный выбор, произвольность познавательных процессов, соблюдение правил поведения, действия по образцу, волевые усилия и пр.).
В соответствии с положениями отечественных психологов
становление произвольности рассматривается как магистральная линия развития личности ребёнка. Кроме того, произвольное поведение - это одно из главных новообразований, характерных для детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). Произвольное поведение в ряде работ определяется как осознанное и опосредованное. Поскольку в процессе игры поведение дошкольников опосредуется образцом действий взрослого, заданным в игровой роли, именно сюжетно-ролевая игра имеет особо важное значение для становления и развития самых разных форм произвольности дошкольников.
Сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте изучали многие авторы, такие как Л.С. Выготский [1966], Л.И. Божович [1968], А.В. Запорожец [1966], А.Н. Леонтьев [1959], Л.С. Славина [1948], Ф.И. Фрадкина и др. Огромный вклад в изучении сюжетно-ролевой
игры внес Д.Б. Эльконин в своей концепции игровой деятельности. Однако, большинство классических исследований игровой деятельности проводились еще в 50-60-х годах прошлого столетия, когда общественные отношения и само общество во многом были совершенно другими, нежели в настоящее время.
Актуальность нашего исследования определяется, с одной стороны, ведущим значением самой игры для развития личности дошкольника, а с другой - повышенным, активно растущим вниманием к формированию произвольности современного дошкольника.
Многие вопросы, касающиеся характера изменений сюжетно¬ролевой игры, влияние данных изменений на произвольность современных детей остаются без ответа. Например, каковы особенности произвольного поведения современных дошкольников? Возможно ли в настоящее время в условиях сюжетно-ролевой игры развивать произвольность?
Проблема исследования: какова роль сюжетно-ролевой игры в формировании произвольности поведения старших дошкольников?
Целью работы является решение данной проблемы.
Объект исследования - произвольное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры.
В процессе изучения данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: средством развития произвольности является сюжетно-ролевая игра, а именно: в ходе сюжетно-ролевой игры формируются такие компоненты произвольности, как способность овладения собой, осознанность действий, способность к самоконтролю и саморегуляции.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом в нашей работе решались следующие задачи:
1. Изучить разработанность проблемы развития
произвольности старшего дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры в психологии.
2. Изучить пробзввбенoсть проeмeмня старших
дошкольников.
3. Разрбботать и зеaлбзатьть пбoазыммy развития
произвольности в старшем дошкольном возрасте.
4. Оценить >^cньмаrep влияния сюжетно-ролевой пры на развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте.
Теооеьическо-ыеьодологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной возрастной психологии о значении игры в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Л. И Божович, А.В. Запорожец А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Дж. Брунер, И. Ивиг, Д. Коваг, М, Пиаже, Дж. Сеььон-Смит и др.), а также исследования отечественных психологов, посвященные проблеме произвольности (Е.О. Смирнова, З.В. Мануйленко, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования. Разработанная автором программа по развитию произвольности в условиях сюжетно¬ролевой игры может найти применение в деятельности педагогов- психологов ДОУ. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений в процессе консультирования родителей, дети которых испытывают трудности в развитии произвольности.
Методы исследования: организационный (теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования); эмпирические (наблюдение, диагностические методики, формирующий эксперимент), методы количественной и качественной обработки данных с помощью пакета статистических программ SPSS 21.0), интерпретационный метод с использованием структурного метода, заключающегося в установлении «горизонтальных» структурных связей между показателями.
Магистерская диссертация состоит из 2 глав, выводов, заключений, списка литературы и приложений. Работа содержит 7 рисунков, 1 таблицу. Количество страниц - 68.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области». В исследовании приняли участие 60 воспитанников в возрасте 5-7 лет.
Для достижения поставленной цели, решения выдвинутых задач был проведен теоретический анализ и обобщение психолого¬педагогической литературы, использован комплекс диагностических методик:
- схема наблюдения за поведением детей в игровой деятельности, разработанная О.В. Гударевой, в рамках которой осуществлялся анализ содержания структуры сюжетно-ролевой игры старших дошкольников;
- методика изучения развития произвольного поведения в игровой и не игровой ситуации З.В. Мануйленко (время сохранение позы неподвижности);
- схема наблюдение за поведением детей Е.О. Смирновой, позволяющей выявить уровень развития произвольного поведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашей работы был проведен теоретический анализ психологической литературы посвященной проблеме произвольного поведения и сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Нами было установлено, что характерной особенностью понимания развития произвольности в отечественной психологии является положение о развитии в условиях игровой деятельности. В тоже время в психологической литературе встречаются данные, говорящие о снижении развивающей роли игровой деятельности для современных дошкольников. При этом говорится о влиянии на данный процесс снижения содержательного уровня игровой деятельности. В рамках теоретического анализа нами также проанализированы особенности формирования и развития произвольности в дошкольном возрасте, установлено, что произвольности формируется под воздействием и усвоением ролевого поведения в условиях игровой деятельности.
В результате проведения констатирующего этапа исследования из общей выборки испытуемых были отобраны контрольная и экспериментальная группы дошкольников. Также нами было установлено, что большинство детей в нашем исследовании обнаруживают средний уровень развития произвольного поведения, четверть имеют высокий уровень и незначительное число респондентов, характеризуются низким уровнем развития произвольного поведения.
В ходе формирующего этапа нами было реализовано проведение развивающей программы, направленной на развитие произвольного поведения старших дошкольников в условиях сюжетно ролевой игры.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав, что в условиях сюжетно-ролевой игры происходит развитие произвольности. Установлено, что в ходе игровой деятельности современных старших дошкольников происходит развитие произвольности поведения, а именно, входе реализации программы значительно увеличилось время сохранения позы неподвижности у дошкольников, входящих в экспериментальную группу. В то время как в контрольной группе значительные изменения во времени сохранения позы отсутствуют. Более того нами обнаружены различия в показателях экспериментальной группы, в ходе реализации программы время сохранения позы после программы, значимо превышает значение до реализации программы. Подтверждают эффективность результатов увеличение количества дошкольников в экспериментальной группе имеющих высокий уровень развития произвольного поведения.
Предложенная программа положительно влияет на произвольное поведение дошкольников. Следует отметить, что сроки проведения эксперимента в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития даст более значительную динамику на дошкольников с низким уровнем развития произвольного
поведения.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.



1. Абрамова, Г.С. Возрсстная психолгеия : Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 529 с.
2. Арушановн. А.Е. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками: Семинар-практикум для воспитателей // Дошкольное воспитание - 2010. - № 5. - с. 51-61
3. Блaкивнаа , Е.А . Детские контакты и их моены . Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - с. 31-35.
4. Бoтyслввcкая, З.М. Развивающие ирры для детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / Богуславская З.М., Смирнова Е.О. - М.: Просвещение, 2013. - 207с
5. Божович , Л.И . Личность и ее формировнше в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
6. Божович, Л.И. Оттт эксперименальыюго иcлеeдoвышя произвольного поведения / Божович Л.И., Славина Л., Ендовицква Т. // Вопр. психологии. - 1999. - №4. - 197 с.
7. Бур,, Р.З. , Островкая, , Л.Ф . Воспиттлльь и дтеи . /Р.З.Брее. - М.,1998. - 143 с.
8. Bоеилзвский , В.И. Фopмиpoвыше мотивов познввттельной деятельности личности. - Краснодар, 2003. - 298 с.
9. Bинезp, А.Л. Пеиxoлoеичeская готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 2010. - 291 с.
10. Bинезp, Л.А., Мухина В.С . Пеиxoлреия : Учеб . пособие для учащихся пед.уч-щ. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.
11. Bинoзpeдoва, Н.А . СаoжeтIIO-p(.TIeыле ирры для старших дошкольников, Айрис-пресс, 2009. - 289 с.
12. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 344с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2007. - 512 с.
14. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 144 с.
15. Волкова, А.И. Психология общения - Ростов/ н/Д: Феникс, 2011. - 446 с.
16. Воробьева, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам - Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. , - 122 с.
17. Выготский, Л.С . Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - 2005 // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учебное пособие / ред. Г.В. Бурменскзн- - 2-е издание, расширенное. - Москва : МПСИ, 2005. - 423 с.
18. Выготский, Л.С . Собрание сочинений . / Л.С . Выготский.- М., 1982.
19. Выготский, Л.С . Собр. соч: В 6 т . Т.4 . Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1981. - 432 с.
20. Гашигузова,, ЛII. Как помочь наладить общение со сверстниками - Дошкольное воспитание. - 2012 . - №1. - 233 с.
21. Гребенникова, О.В , Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2011. - 135 с.
22. Гударева, О.В- Психологические особенности сюжетно¬ролевой игры детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2009. - 145 с.
23. Джидарьян, И.А , О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 2011. - 376 с.
24. Жукова, Р.И, Воспитание ребенка в игре , М., 1999, - 277 с.
25. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.
26. Зворыгина, Е.В Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - 87 с.
27. Иванников, В.А. Произвольные процессы и проблема воли / В.А. Иванников // Вестник МГУ. Сер. 14. - 2002. - №2. - 304 с.
28. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников //Психологический журнал. - 2006. - Т.6. - №3. - 289 с.
29. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.в. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
30. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013. -
512 с.
31. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога. Психологический практикум 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 317
с.
32. Клименко, О.В. Игра как азбука общения. // Дошкольное воспитание, 2010, №4. - 122 с.
33. Клюева, И.В. Учим детей общению. - Ярославль, - 1996. -
329 с.
34. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду./ Т-С-Комаровa- - М, Педагогика, 2001. - 254 с.
35. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир. / М.В. Крулехт. //Методическое пособие. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс»
2008. - 334 с.
36. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
37. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1999. -
258 с.
38. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. - М., 1997. 320 с.
39. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. Монография. - М.: Педагогика, 2005. - 136 с.
40. Лисина, М.И . О некоторых условиях превращения непроизвольных реакций в произвольные / М.И. Лисина // Доклады АПН РСФСР. - 1957. - №1. - 257 с.
41. Мннуйлннко , З.В . Развиии, произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14. - 324 с.
42. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) / Под ред. - М.: МГУ, 2013. - 382 с.
43. Марцинковскан, Т.Д. Детская практическая психология - М.: Гардарики, - 2000. - 295 с.
44. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с.
45. Мухин,, В.С . Boаpтcтння пиихолгиия : феноменолоиия развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., стереотип. - М: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с.
46. Непомнящая, Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.,2006. - 428 с.
47. Обухоаа, Л.Ф. Детскя, пяиxoбгяня : Тоории, (^а]тп>1, проблемы./ Л.Ф. Обухова. - М., Тривола, 2009. - 349 с.
48. Психология развития./ Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 352с
49. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
50. Смирноаа, Е.О. Игре и пpoизоoлиносьг у иoвpамиыыыx дошкольников / Смирнова Е.О., Гударева О.В. // Вопр. психологии. -
2009. - №1. - 342 с.
51. Смирноаа, Е.О . Пеихолоеия pеPинвa: учебник для педагогических училищ и вузов / Смирнова Е.О. - М.: Школа - Пресс, 2001. - 384с
52. Смирноаа, Е.О. Pазеиеие воли и пpoизвoльнoсеи Г pиIIlIам и дошкольном возрастах. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 256 с
53. Тпило, , Б.М . Iаебpвыыые рруды . /Б.М. Теплов- М : Педагогика, 1985. (т 1-2) - 328 с.
54. Эльконин Д.Е». Дсоскаг пеихолоеия (Pазвиеие pебeнкг ОГ рождения до 7 лет) - М.: Академия, 2007. - 384 с.
55. Эльконин, Д.Б . Иебpвнные пеиxoлoеичсские труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
56. Эльконин, Д.Б . Пеихолоеия изьы. - 2-е идд. - М.: BJEVJOC, 2009. - 387 с.
57. Юдита, Е.А. Коммуникативное pазвитие ребенка и еоо педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9,91 с.
58. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1999. - 430 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ