ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА
«САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА» 12
1.1. Специфика процесса саморазвития студентов в педагогическом
вузе 12
1.2. Сущность инклюзивного взаимодействия как средства
саморазвития студентов вуза 26
1.3. Модель саморазвития студентов средствами инклюзивного
взаимодействия 29
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ
РАБОТЫ 35
2.1. Результаты входной диагностики 35
2.2. Разработка и апробация элективного курса «Основы социально
педагогической деятельности» 45
2.3. Анализ результатов формирующей части опытно-поисковой
работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
Актуальность исследования. Развитие отечественного образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Новым запросом современности к образовательным организациям, обозначенном в таких нормативных документах, как ФЗ «Об образовании в РФ», «Конвенция о правах инвалидов», ФГОС ВО, является реализация инклюзии в образовании. Принцип уважения к человеческому разнообразию сегодня становится фундаментальной основой для создания культуры инклюзивного общества, в котором преодолевается дискриминация по признаку инвалидности, этничности и иным социально-культурным особенностям человека. В Законе «Об образовании в РФ» подтверждается, что именно саморазвивающаяся личность способна к адекватному восприятию современного мира и принятию ответственных решений. Такая личность более проявляет свою творческую активность как в воздействиях на внешний мир, так и на саму себя, свой внутренний мир. Поэтому гуманистическая парадигма воспитания и образования указывает на пристальное изучение глубинных механизмов саморазвития личности обучаемого, внутренние закономерности этого процесса.
В настоящее время в связи со сложившейся в стране социокультурной и социально-экономической ситуацией объективно возрастает потребность в специалистах, не только владеющих своей профессией, но и ориентирующихся в смежных областях деятельности; отличающихся способностью быстро действовать, принимать решения, работать с высокой продуктивностью и эффективностью, решать нестандартные
профессиональные задачи; готовых к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию [10]. Сегодня ученные отмечают, что переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной в российских вузах состоялся. Компетентность имеет практикоориентированную направленность и проявляется через призму личностных особенностей только в процессе деятельности. Различные виды практики, стажировки, выполнение курсовых, выпускных и научно-исследовательских работ позволяют только в определенной степени оценить сформированность компетенций будущего бакалавра соответствующего профиля. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что содержанию самообразования и саморазвития студента нужно уделять как можно больше внимания [32].
Направленность на профессионально-личностное самоопределение, самоорганизацию, самореализацию как важнейших компонентов саморазвития личности, должна занять ведущее место в работе педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения.
Профессиональному саморазвитию в образовательном пространстве отводится особое место, как инструментальной деятельности, обеспечивающей адаптацию профессионала к изменяющейся действительности, где в контексте профессионального саморазвития кристаллизуются самостоятельное творчество, инновационное мышление, рефлексивная деятельность, прогнозирование и проектирование собственного профессионально-личностного образования и развития. Профессионально-личностное саморазвитие студента педагогического вуза предполагает комплексное и вариативное использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, видение проблем в разнообразных ситуациях и осмысление путей их решения, способность к рефлексии, практической самооценке, готовность к самосовершенствованию.
Все это стимулирует поиск нового содержания и форм профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, с акцентированием его методической составляющей, а также таких компонентов как способность к саморазвитию в процессе обучения и в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности. Исследуемая проблема диктует необходимость выявления педагогических принципов процесса профессионального саморазвития студентов педагогического вуза, а также определения условий, критериев оценки его сформированности и эффективных методов и средств стимулирования.
В то же время практика современного образования показывает, что на сегодняшний день педагоги не готовы к принятию и реализации инклюзивного взаимодействия между обучающимися в разных типах образовательных организаций: детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования. Этим обусловлена актуальность на социально-педагогическом уровне.
В этой связи в современной науке и практике возрастает интерес к изучению взаимосвязей, возникающих между субъектами педагогического процесса (детьми без инвалидности и детьми с инвалидностью; педагогами и детьми с инвалидностью; педагогами и родителями детей с инвалидностью). Вследствие этого возникает необходимость внедрения активных форм работы педагога с разными обучающимися, основанных на организации взаимодействия и сотрудничестве педагога и ребенка.
Однако в современных исследованиях достаточно полно освещены вопросы педагогического взаимодействия, при этом вопросы теоретического обоснования процесса инклюзивного взаимодействия остаются пока фактически не исследованными, чем обусловлена актуальность на научнотеоретическом уровне.
Отсюда возникают противоречия между:
- социальной потребностью общества в педагогах, умеющих реализовывать инклюзивное взаимодействие в образовательных организациях и неподготовленностью их к данному виду деятельности;
• необходимостью научно обоснованной организации
инклюзивного взаимодействия будущих педагогов с людьми с
инвалидностью и недостаточным количеством научных исследований, посвященных данной теме;
• возможностями вуза по подготовке студентов к реализации инклюзивного взаимодействия и недостаточной научно-методической разработанностью содержания, методов и форм работы;
• между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии самостоятельной творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств, реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях обучения...
В настоящее время в связи со сложившейся в стране социокультурной и социально-экономической ситуацией объективно возрастает потребность в специалистах, не только владеющих своей профессией, но и ориентирующихся в смежных областях деятельности; отличающихся способностью быстро действовать, принимать решения, работать с высокой продуктивностью и эффективностью, решать нестандартные профессиональные задачи; готовых к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию. Сегодня ученые отмечают, что переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной в российских вузах состоялся. Компетентность имеет практико-ориентированную направленность и проявляется через призму личностных особенностей только в процессе деятельности. Различные виды практики, стажировки, выполнение курсовых, выпускных и научно-исследовательских работ позволяют только в определенной степени оценить сформированность компетенций будущего бакалавра соответствующего профиля. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что содержанию самообразования и саморазвития студента нужно уделять как можно больше внимания.
Успех профессиональной деятельности во многом определяется уровнем организации и самоорганизации молодого специалиста к профессиональной деятельности. Исследование показало, что развитие у студента педагогического вуза, как стремления к саморазвитию в образовательном пространстве, является чрезвычайно важной проблемой современного высшего образования, решение которой позволит студенту познать свою собственную личность, найти внутренние ресурсы для осуществления открывающихся перед ним перспектив личностного развития, стать активным участником происходящих преобразований, успешно реализоваться в профессиональной деятельности, творчески подходить к решению проблемных ситуаций, быть конкурентноспособным.
Проведенное теоретическое исследование и опытно-поисковая работа позволили сделать следующие обобщения и краткие выводы:
1. Процесс саморазвития является на сегодняшний день одним из стратегически значимых направлений развития отечественного образования. Особенно важную роль в его реализации играют высшие учебные заведения, обеспечивающие условия для полноценного личностного и профессионального самоопределения.
2. В этой связи в высшей школе востребовано создание условий для саморазвития студентов. Под саморазвитием будущего педагога в вузе понимается процесс и результат сознательного изменения личностью ценностей, знаний о себе, приобретение новых способов деятельности, происходящих за счет внутренней активности и использования внешних воздействий, обеспечивающих дальнейшую самореализацию личности в профессиональной деятельности.
3. Структура содержания саморазвития студентов вуза средствами
инклюзивного взаимодействия включает четыре компонента: мотивационноценностный (мотивы, интересы, цели и ценности профессионально-личностного саморазвития), когнитивно-содержательный (профессионально-педагогические знания, ориентированные на их применение в будущей профессиональной деятельности), организационно-практический (коммуникативные и
организаторские умения) обеспечивающие успешный процесс саморазвития студентов в вузе) и рефлексивный (способы самооценки, анализа и самоанализа)...
1. Абдулгалимов, Г. Л. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности [Текст] / Г. Л. Абдулгалимов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 5. - С. 44-47.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] /
К. А. Абульханова-Славская // Мысль, 1991. - 299 с.
3. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности [Текст] / В. А. Адольф. - Красноярск, 2005. - 212 с.
4. Алехина, С. В. Инклюзивное образование : от политики к практике [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 1. - С. 136-145.
5. Алехина, С. В. Развитие инклюзивного образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / С. В. Алехина // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психологопедагогическому образованию. - 2013. - № 1. - С. 73-78.
6. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий. - 2000. - С. 124.
7. Ануфриева, Д. Ю. Саморазвитие учителя и процессе подготовки к педагогической деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед, наук / Д. Ю. Ануфриева. - М., 1996. - 153 с.
8. Артамонова, Е. И. Духовная культура учителя // Понятийный аппарат педагогики и образования / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Вып. 6. - Екатеринбург : СВ-96, 2010 - С. 268-279.
9. Ахметзянова, А. И. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно- методическое пособие [Текст] / А. И. Ахметзянова [и др.]. - Казань : Изд- во Казан.ун-та, 2015. - 224 с.
10. Байлук, В. В. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов [Текст] / В.В.Байлук - Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед.ун-т», 2007.- Ч.1. - 246 с.
11. Байлук, В. В. Саморазвитие личности [Текст] / В.В.Байлук //
Педагогическое образование и наука -2018.- №6 - С. 29-36.
12. Барабанщиков, А. В. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / А. В. Барабанщиков, С. С. Муципов. - М.; Воронеж, 1997. - 304 с.
13. Бахарев, А. В. Развитие инклюзивных практик в истории современного
российского образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
А. В. Бахарев. - М., 2018. - 149 с.
14. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] : монография. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
15. Беликов, В. А. Педагогические условия как цель педагогических исследований [Текст] / В. А. Беликов // Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - С. 69-73...