ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие готовности в психолого-педагогических
исследованиях 8
1.2. Инклюзивное образование: законодательные, содержательные и
организационные аспекты 20
1.3. Содержание формирования готовности педагогов-психологов к
инклюзивному образованию 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44
2.1. Организация и методы исследования готовности педагогов-
психологов к инклюзивному образованию 44
2.2. Реализация комплексной программы формирования готовности
педагогов-психологов к инклюзивному образованию «Педагог- психолог в инклюзивном образовании» 67
2.3. Оценка эффективности комплексной программы формирования
готовности педагогов-психологов к инклюзивному образованию «Педагог-психолог в инклюзивном образовании» 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 166
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 186
Современные психологические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время из-за влияния многочисленных факторов, таких как биогенные, социогенные и психогенные все чаще встречаются дети с различными отклонениями в развитии и поведении. В традиционной российской системе образования дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.
За последние десятилетия в России произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценки возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Все больше осознается, что психофизические нарушения ребенка не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. В связи с этим получает распространение иная форма получения образования - инклюзия. Введение инклюзивного образования благоприятно влияет не только на развитие личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, но и на их нормативно развивающихся сверстников.Формирование позиции принятия, толерантности, эмпатии к «особым» ученикам, стремления оказать им помощь, которые формируются при взаимодействии ребенка с ОВЗ и детей- инвалидов и их нормативно развивающимися одноклассниками в едином образовательном пространстве снижает риск возникновения агрессивности, интолерантности у последних.
Эти и другие проблемы, нашли свое отражение в исследованиях Е. Е. Дмитриевой, В. И. Курбатова, И. Ю. Комарковой, К. Рейсвепкван,
А. А. Дмитриева, Н. М. Назаровой, Г. Н. Пенина, A. A. Дергач, и др. Одной из основных проблем инклюзивного образования является недостаточная подготовленность и нехватка специалистов, в частности, практических психологов и педагогов.
Их роль в инклюзивном образовании немаловажная, так как от них зависит обеспечение целостной системы поддержки объединяющей всех субъектов образовательного пространства, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
Однако многие школьные психологи не готовы к работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Более того, в вузах проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе инклюзивного образования недостаточно разработана.
Следует отметить, что отсутствие системного подхода к проблеме готовности будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях в условиях университетов приводит к дефициту необходимых компетенций, у будущих профессионалов не формируется целостного представления о содержании работы с такими детьми. Однако, профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования) содержит прямое указание на то, что педагог-психолог обязан владеть профессиональными компетенциями работы с детьми с ОВЗ.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью реализации требований профессионального стандарта педагога-психолога, где выделена такая трудовая функция «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации.
Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью государства, общества, личности интенсивно вводить инклюзивное образование в стране и недостаточным уровнем готовности педагогов- психологов (одних из основных субъектов образования) к работе в данной системе. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании, социальная, научная и практическая актуальность указанной (выявленной) проблемы и личный интерес автора обусловили выбор темы исследования: «Формирование готовности будущих педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования».
Объект исследования - готовность будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности.
Предмет исследования - комплексная программа как средство формирования готовности педагогов-психологов к инклюзивному образованию.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация комплексной программы как средства формирования готовности педагогов-психологов к инклюзивному образованию.
Гипотеза исследования - комплексная программа является эффективным средством формирования готовности педагогов-психологов к инклюзивному образованию.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами определены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие готовности в психолого-педагогических исследованиях.
2. Проанализировать законодательные, содержательные и организационные аспектыинклюзивного образования.
3. Рассмотреть содержание формирования готовности педагогов- психологов к инклюзивному образованию.
4. Обосновать, организацию и методы исследования готовности педагогов-психологов к инклюзивному образованию
5. Реализовать комплексную программу формирования готовности педагогов-психологов к инклюзивному образованию «Педагог-психолог в инклюзивном образовании»
6. Провести оценку эффективности комплексной программы
формирования готовности педагогов-психологов к инклюзивному
образованию «Педагог-психолог в инклюзивном образовании».
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются фундаментальные принципы отечественной психологии: единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн), принципы развития ( П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), а также представления об особенностях личностного и профессионального развития (И.В. Дубровина, Е. С. Романова, и др.), исследования феномена психологической готовности человека к деятельности (Т. В. Кудрявцев, Е. С. Романова, С. В. Рыбников и др.), проблемы исследования профессиональной подготовки (Н. В. Бордовская, С. И. Розум, О. В. Еремкина, С. Г. Косарецкий, и др.); результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения инклюзивного подхода к образованию (Н. Д. Шматко, У. В. Ульенкова, Н. В. Шутова, Л. М. Шипицына и др.); особенностей личностного становления детей с ОВЗ и детей-инвалидов и, в частности, специфики их взаимодействия с взрослыми и сверстниками (И. Ю. Левченко, Е. А.Медведева, У. В. Ульенкова, Л. М. Щипицына и др.)
В работе использован комплекс следующих методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования:
• теоретические методы: анализ,синтез, систематизация;
• эмпирические методы: тестирование, анкетирование;
• методы обработки экспериментальных данных: статистические методы- описательная статистика, методы качественной и количественной обработки результатов исследования и графические методы.
Экспериментальной базой нашего исследования выступил Самарский государственный социально-педагогический университет, ф-т психологии. Всего в исследовании на разных его этапах приняло участие 88 испытуемых.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования.
Предлагаемая программа может быть использована в вузах для формирования готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, а также на курсах повышения квалификации педагогов-психологов.
Диагностический комплекс методик может использоваться в процессе профессионального отбора, аттестации педагогов-психологов, работающих в системе инклюзивного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 72 наименований и 3 приложения. Содержит 23 таблицы, 16 рисунков. Объем выпускной квалификационной работы 97 страниц.
Актуальность исследования проблемы формирования готовности педагогов-психологов к реализации инклюзивного образования обусловлена необходимостью реализации требований профессионального стандарта педагога-психолога, где выделена такая трудовая функция «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации.
Инклюзивное образование благоприятно влияет не только на развитие личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, но и на их нормативно развивающихся сверстников. Формирование позиции принятия, толерантности, эмпатии к «особым» ученикам, стремления оказать им помощь, которые формируются при взаимодействии ребенка с ОВЗ и детей- инвалидов и их нормативно развивающимися одноклассниками в едином образовательном пространстве снижает риск возникновения агрессивности, интолерантности у последних.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной психологопедагогической литературы позволил обобщить, систематизировать сущность понятия «формирования готовности будущих педагогов- психологов к реализации инклюзивного образования».
Анализ различных подходов и тенденций в отечественной и зарубежной науке позволяет нам рассмотреть готовность будущих педагогов- психологов к работе в системе инклюзивного образования как систему профессионально значимых качеств личности, социальных установок, мотивации, когниций необходимых для психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовании. Работа педагога- психолога в системе инклюзивного образования рассматривается нами как сопровождение детей с ОВЗ в массовой школе (в инклюзивном образовании) и раскрывается через выделение триады взаимодействия ребенок - родитель - классный руководитель и приоритетных направлений работы: работа с родителями ребенка с ОВЗ, взаимодействие с классным руководителем ребенка с ОВЗ, работа по адаптации ребенка с ОВЗ в школе.
2. Структура готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования может быть описана через совокупность следующих компонентов: когнитивный, личностный, эмоционально-волевой и мотивационный. Специфика готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования раскрывается через содержание показателей. Личностный компонент готовности составляют толерантное отношение к людям, в особенности к детям с проблемами в развитии, профессионально значимые качества личности способствующие эффективной деятельности в системе инклюзии. Эмоционально-волевой компонент представлен высоким уровнем развития эмпатии, мотивационный компонент - социальной обусловленностью учения, преобладанием просоциальных установок на альтруизм и труд, стремлении к людям. Содержание когнитивного компонента состоит из способности высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, интереса к социальным проблемам, а также сформированности представлений о формах, методах и средствах работы с детьми с особенностями здоровья в системе инклюзивного образования. Структурные компоненты готовности обнаруживают взаимосвязь, которая сказывается на эффективности ее формирования. Уровень развития мотивационного и личностного компонентов взаимозависимы. А также мотивационный и личностный и эмоционально-волевой компоненты являются базой для формирования когнитивного компонента готовности.
3. Результаты анализа исследования готовности студентов- психологов к работе в системе инклюзивного образования показали невысокий уровень сформированости готовности к работе в системе инклюзивного образования, что проявляется в низкой мотивации к работе с детьми с особенностями в здоровье и неустойчивости социальных установок, отсутствии толерантного отношения к подобным детям, в недостаточной выраженности эмпатии, неточности представлений об особенностях детей с ОВЗ, о формах, методах и средствах работы с ними.
4. Проблема формирования готовности будущих педагогов- психологов к работе в системе инклюзивного образования нашла свое решение путем создания условий: работа по формированию готовности основана на поэтапности реализации формирующей программы (1 этап - формирование личностного, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов посредством психолого-педагогического тренинга; 2 этап формирование когнитивного компонента на основе элективного курса; 3 этап закрепление сформированных на предыдущем этапе качеств необходимых для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивной школе на практике), интегративное воздействие на всех субъектов инклюзивного образовательного пространства с выделением приоритетных направлений работы (работа с родителями ребенка с ОВЗ, взаимодействие с классным руководителем ребенка с ОВЗ, работа по адаптации ребенка с ОВЗ в школе), творческое сотрудничество в диаде студент-преподаватель (совместная научно-исследовательская работа, как в научном кружке, так и вне его, курирование школ, где обучаются дети с ОВЗ).
5. Эффективность осуществления программы по формированию готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования подтверждается наличием статистически значимых различий в результатах исследования у студентов контрольной и экспериментальной группы, и отсутствием статистически значимых различий в результатах исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Данные исследования говорят о том, что позитивные изменения произошли под действием разработанной формирующей программы.
Анализ данных эффективности работы по формированию готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с ОВЗ в системе инклюзивного образования показал:
• наличие позитивных изменений во всех показателях компонентов психолого-педагогической готовности, что способствовало приобретению уверенности при прохождении производственной практики в инклюзивной школе;
• особенности формирования различных компонентов готовности к работе в системе инклюзивного образования и их чувствительности к реализованной комплексной программе.
Решение проблемы готовности педагогов-психологов к работе с детьми с ОВЗ позволит развивать инклюзивное образование в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т.е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, основные задачи исследования решены.
1. Аминов, H.A. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов [Текст] / H.A. Аминов, М.В. Молоканов // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 20-25.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Акад. пед. наук СССР. / Б.Г.Ананьев - М.: Педагогика, 1980. - Т.1.- 229.
3. Анцыферова, Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 2014. -№ 2. - С. 35-44.
4. Арчакова, Т.О. Инклюзия: задача для педагога [Электронный ресурс] // URL: http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml.
5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. -2016. -№ 2.- С. 63-68.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]: Практическая психология в образовании / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2017. - 298 с.
7. Бачков, И.В. Психологическая помощь больным детям [Текст] / И.В. Бачков // Прикладная психология и психоанализ. 2012 - № 1. - С.62-68
8. Бачков, И.В. Здоровый школьник и ребенок-инвалид [Текст] / И.В. Бачков // Здоровье детей. 2014. - №2.- С.34-37.
9. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект [Текст] / А.К. Болотова // Вопросы психологии. - 2016. - №.2. - С. 116-126.
10. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности [Текст]: Наука - Психология формирования и развития личности / Е.М. Борисова / Ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1981. - 384 с.
11. Вербицкая, Г.П. Основные параметры наполнения образовательной среды стимулами для развития личности будущего специалиста [Текст]: материалы научно-практической конференции / Г.П. Вербицкая. - Воронеж: ГОУВПО, Воронежский государственный технический университет, 2016.54 с.
12. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология: Психология развития творческой личности взрослого человека [Текст]: В 2 т. / Н.Ф. Вишнякова. - Мн.: ООО «Дэбор», 1998. - Т.1. Теория креативной акмеологии. - 239с.
13. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 5. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368с.
14. Гоноболин, Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя [Текст] / Ф.Н. Гоноболин // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. -
С.26-28.
15. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2012. - № 5. - С. 25-30. - URL: http ://ise. edu. mhost. ru/almanah/...