Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ <НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА)

Работа №39607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
383
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1 Психологическая готовность педагогов в отечественных исследованиях ...
1.2 Организация инклюзивного образования в России 12
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
функций опорно-двигательного аппарата 18
1.4 Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного
образования 23
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности педагогов к работе с детьми с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного класса 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Формирующий этап исследования 45
2.3 Анализ и обсуждение результатов изучения психологической готовности
педагогов к работе в инклюзивном классе 56
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложение

В реальное время российская система образования претерпевает важные конфигурации, обусловленные духовно-культурными, политическими, социально-экономическими преобразованиями в обществе. Реализуется мысль, которая связана со сменой мотивированных установок в сфере образования - от «знаниевых» к компетентностным. Диспутируется надобность обновления технологий изучения, содействующих увеличению свойства образовательного процесса. Особенную значимость приобретают вопросы, касающиеся сотворения системы образовательных предложений, которые обеспечивают развитие детей автономно от их состояния самочувствия и общественного положения. Рассматриваются трудности расширения организационных форм изучения ребят с предоставлением опекунам права выбора типа и вида образовательного учреждения.
В контексте образовательных реформ встал вопрос о необходимости введения инклюзивного обучения. Это подразумевает получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детских садах и школах общего типа вместе с нормально развивающимися сверстниками. Особенности инклюзивного образования и возможности его реализации в педагогической практике исследуются большинством ученых (И.Е. Аверина, Т.П. Дмитриева, Н.Г. Еленский, Д.В. Зайцев, Л.А. Зайцева).
В ряде государств, в том числе и в Российской Федерации, инклюзию рассматривают в качестве одной из стратегических задач становления системы образования.
Инклюзивное образование-это новый взгляд на систему образования, отражающий все более гуманистическое отношение общества ко всем членам общества, независимо от физических, интеллектуальных, национальных, расовых или иных характеристик. Наиболее важным условием реализации инклюзивного образования является готовность педагогов образовательных учреждений к работе в этих условиях. В связи с тем, что подготовка современного педагога, способного осуществлять инклюзивное образование, является крайне актуальной и сложной задачей для высшей педагогической школы, в статье анализируются работы отечественных и зарубежных ученых в этой области. В результате определены основные составляющие готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании психологические (личностные) и профессиональные.
Вследствие этого увеличились требования к работе педагогов, расширились их функциональные обязанности, изменились профессионально значимые и личностные характеристики. Профессиональный стандарт педагогов свидетельствует о том, что в новых социальных условиях возникает новое требование - готовность и способность педагогов обучать всех детей, независимо от их способностей, и ограниченных возможностей. Полагаться только на традиционные педагогические и психологические навыки недостаточно.
Отсюда следует, что формирование инклюзивной компетентности и психологической готовности педагогов как части их профессиональной компетентности необходимо. Это и является актуальностью нашей работы.
Цель: разработать модель динамики формирования психологической готовности педагогов в инклюзивной школе при специальном обучении.
Объект исследования: психологическая готовность учителей.
Предмет исследования: формирование психологической готовности у учителей в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что учитель будет обладать этой компетенцией, если:
— будет организован как персонифицированный и непрерывный процесс совместной деятельности педагога (воспитателя) и педагогов (учеников), направленный на формирование личностно-профессионального и психологически толерантного отношения к совместному воспитанию детей с нормальным и нарушенным развитием;
— сущность инклюзивной компетентности педагогов будет определяться как интегративное личностное образование, которое в свою структуру включает рефлексивный, когнитивный, мотивационный и операционный компоненты;
— будут созданы педагогические и психологические условия, способствующие эффективному формированию инклюзивной компетентности педагогов.
Исходя из цели исследования, следует решить следующие задачи:
1. На oснове теоретического анализа психолого-педагогической,
научно-методической литературы раскрыть сущность понятия «психологическая готовность».
2. Выявить проблемы подготовки педагогов к работе в инклюзивном образовании и выявить необходимые педагогические условия для формирования инклюзивной компетентности.
3. Выбрать методы исследования формирования инклюзивной компетентности учителей начальной школы в инклюзивной школе и определить уровень формирования этой компетентности.
4. На основе полученных данных разработать модель формирования инклюзивной компетентности учителей начальных классов.
Для решения задач был использован комплекс методов:
— теоретические (анализ научных психологических, педагогических источников и диссертационных исследований по проблеме),
— эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, анализ процесса и продуктов деятельности).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные нами результаты будут давать достоверные знания об уровне психологической готовности педагогов к работе в инклюзивной школе, и выбранные методики для повышения психологической готовности могут использоваться и в дальнейшей работе будущих педагогов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В работе также имеются приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные тенденции в педагогике, связанные с необходимостью расширения включения детей с ограниченными возможностями в общество, актуализируют проблему формирования инклюзивной компетентности учителей.
Инклюзивное или инклюзивное образование включает в себя общее образование для детей-инвалидов и, как правило, развивает сверстников одного и того же класса по разным образовательным маршрутам.
Для реализации инклюзивного образования на практике необходимо решить ряд вопросов, таких как: различные позиции граждан, материальная база и, самое главное, нежелание учителей заниматься профессиональной деятельностью в новых условиях. Способность к включению имеет важное значение для каждого учителя. Это связано с тем, что ребенок-инвалид имеет право на свободный выбор учебного заведения [9].
На основе полученных данных сделан вывод о том, что работающие учителя не имеют определенного представления об инклюзивном образовании детей-инвалидов в средних школах, не имеют понятия о «инклюзивной компетентности учителей», но осознают важность такого образования и работы для инклюзивного развития компетенции. Таким образом, учителя начальных школ не имеют необходимых возможностей для включения.
Мы считаем, что тот факт, что создание педагогических условий для педагогов, целенаправленное формирование инклюзивной компетентности приведет к тому, что дети-инвалиды будут интегрированы в школьное пространство, обретут в обществе индивидуальное значение для педагогов, будет иметь ценность. Этот факт будет способствовать гуманизации образовательной деятельности.
Инклюзивная компетенция педагога-это всестороннее индивидуальное образование, демонстрирующее способность педагога выполнять свои профессиональные функции в процессе обучения с учетом различных образовательных потребностей учащихся и обеспечения интеграции детей- инвалидов в учебную среду. А также способность создавать условия для развития и саморазвития всех детей в классе [39].
Изучение понятия «инклюзивная компетенция учителя», определение содержания и структуры является основой для разработки критериев формирования такой компетентности. Эти критерии: мотивация-формирование мотивации, достаточной для достижения целей и задач инклюзивного образования; когнитивная - наличие системы знаний и осознание деятельности, необходимой для реализации инклюзивного образования;
Наличие методов и опыт решения специфических профессиональных проблем в процессе обучения, которые уже изучены и использованы в профессиональной деятельности; рефлексивный - оценивают и анализируют их способность осуществлять деятельность в контексте подготовки к внедрению инклюзивного образования, а также рефлексивно-проводить профессиональную деятельность в контексте инклюзивного образования.
В соответствии с вышеуказанными критериями была разработана модель формирования инклюзивных компетенций преподавателей. Модель включает в себя программу, определяющую формирование заявленных разрешений, форм, методов и средств. Каждый раздел программы включает в себя план работы со школьными учителями.
Целью подготовки педагогов является качественное изменение их профессиональных и личностных характеристик, трансформация их профессиональной деятельности, обретение личностной и педагогической ценности, как показатель профессионального и личностного развития педагогов. Специалисты должны научиться решать как профессиональные проблемы, так и типичные профессиональные проблемы в сфере инклюзивного образования.
Подготовка преподавателей к реализации инклюзивных идей-это результат программы обучения, которая включает в себя мотивационные ценности, деловую активность и рефлексивную оценку готовности, проявленную в процессе решения профессиональных проблем и изменения профессиональной деятельности преподавателей.



1. Абрамова, Н. А. Программно-целевое управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования [Текст] / Н.А. Абрамова. - Якутск, 2018. —202 с.
2. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / В.А. Адольф. - М., 2008. —129 с.
3. Аксенов, Ю.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст] / Л.И. Аксенова. — М.: Академический издательский центр, 2017. - 192 с.
4. Алексеева, Н.В. Психологическая наука и образование [Текст] / Н.В. Алексеева, Е.Л. Агафонов. М., 2015. — 256 с.
5. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина. - М., 2015. - 567 с.
6. Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 2 [Текст] / Д.А. Белухин. — М.: МОДЭК, 2016. - 304 с.
7. Бондаревская, Е.В. Теория и практика студентоцентрированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. Ростов Н/Д: Издательство Российского государственного педагогического университета., 2018. - 352 с.
8. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М.:АСТ, Астрель; 2008.- 46 с.
9. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум [Текст] / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцев. — М.: Феникс, 2014. - 288 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 512 с.
11. Гребнева, В.В. Теория и технология для решения психологических проблем [Текст]: учебное пособие / В.В. Гребнева. - М.:
12. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. Пособие [Текст] / Л.И. Гурье. - Казан. гос. технол. ун-т. - Казань, 2004. - 212 с.
13. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология [Текст] / И. Ф. Демидова. - М.: Академический проект, Трикста, 2014. - 224 с.
14. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с.
15. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход к современным образованиям [Текст] / Д.И. Иванов. — М., 2017. - 286 с.
16. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Задачи, концепции, инструменты [Текст] : учебное пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрованов, О.В. Соколова. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2018. - 101 с.
17. Иванова, Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя [Текст] / Л.Ф. Иванова. —М., 2015. - 326 с.
18. Ильин, О. М. Международные нормы по инклюзивному образованию и их применение в российской правовой системе [Текст] / О.М. Ильин. - М., 2018. - 234 с.
19. Ильин, О. М. Концепции комплексного образования для инвалидов с особыми образовательными потребностями [Текст] / Ильин, О. М. - М., 2014. - 89 с.
20. Коломийченко, Л.В. Методика обучения и воспитания в области
дошкольного образования: учебник [Текст] / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. - Пермь, 2013 - с. 75-88.
21. Крюкова, Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в процессе педагогической практики
[Текст] / Т.А. Крюкова. Волгоград, 2014. - 186 с.
22. Кузнецова, Е.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов [Текст] / Е.П. Кузнецова. Чита, 2016. - 167 с.
23. Кутепова, Е. Н. К вопросу о подготовке специалистов для внедрения инклюзивных практик в систему образования [Текст] / Е.Н. Кутепова. - М., 2017. - 220 с.
24. Кутепова, Е. Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в контексте инклюзивной практики [Текст] / Е.Н. Кутепова. - М., 2014. - 112 с.
25. Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность учителя [Текст] / Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов. Самара - Санкт- Петербург, 2017. - 106 с.
26. Лубовский, В.И. Особые образовательные потребности [Текст]/ В.И. Лубовский. - М.: Психологическая наука и образование, 2013 - № 5, с. 61-66.
27. Лукьянова, М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя [Текст] / М.И. Лукьянов. --М., 2015. - 196 с.
28. Макаров, Ю. А. Личность учителя и метод диагностики толерантности в профессиональной педагогической среде [Текст] / Ю.А. Макаров. - Тамбов, 2015. - 111 с.
29. Маркова, А.К. Психологические критерии и уровни профессионализма учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М., 2015.- 252 с.
30. Маркова, А.К. Практика, технологии: материалы интерн. научнопрактический конф. [Текст] / А.К. Маркова. - Москва, 2016. - 243 с.
31. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А.Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. - М.: Теревинф, 2005. - 224 с.
32. Семаго, Н.Я. Технология определения образовательного маршрута
для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое
пособие [Текст] / Н.Я. Семаго. - М.: Школьная книга, 2010. - 208 с.
33. Сиротюк, А.Л. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации: модели и успешная реализация [Текст] / А.Л. Сиротюк, А.Б. Кузьмин. - Брянск: БИПКРО, 2014. - 94 с.
34. Ситаров, В.А. Формирование методологической компетентности будущего учителя [Текст] / В.А. Ситаров. - М.: Ред. МПГУ, 2014. - 169 с.
35. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. М.: Школьная пресса, 2015. - 512 с.
36. Сластенин, В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование [Текст] / В.А. Сластенин. М., 2018. - 288 с.
37. Сластенин, В.А. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования [Текст] / В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов. - М. 2015. - 359 с.
38. Солдатенкова, Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Н. Солдатенкова. - М.: Современная зарубежная психология, 2014. - №3, с. 5264.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: - 2014. - 32с.
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: - 2013. - 134с.
41. Цветкова, А.В. Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие[Текст]/ А.В. Цветкова. - Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 86 с.
42. Шапошникова, А.Ф. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма [Текст] / А.Ф. Шапошникова. - М.: Образование и здоровье, 2008 - С. 26-58.
43. Шипицына, Л. М. Интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Л.М. Шипицына. - М., 2016. - 98 с.
44. Шиянов, Е.Н. Гуманизация профессионального развития учителя [Текст] / Е.Н. Шиянов. - М., 2017 - 149 с.
45. Штайнмец, А. Е. Психологическая подготовка к учебной деятельности [Текст] / A.E. Штайнмец. - Калуга, 2015. - 308 с.
46. Яковлев, И. М. Подготовка педагогов к внедрению инклюзивного образования [Текст] / И. М. Яковлев. - М., 2017. - 241 с.
47. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография [Текст] / Н.О. Яковлева. -М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ