Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Научно-методические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования

Работа №96814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы191
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Дошкольное инклюзивное образование: методологические,
нормативно-правые и теоретические основы 9
1.2. Профессиональная подготовка и профессиональная готовность
будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования 20
1.3. Анализ опыта и условий формирования профессиональной
подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Программа исследования 41
2.2. Анализ готовности педагогов и студентов к реализации инклюзивного дошкольного образования на констатирующем этапе
_ л „ 45
исследования
2.3. Апробация научно-методических условий профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного
дошкольного образования 60
2.4. Анализ эффективности научно-методических условий профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81


Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса, гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей.
Анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что педагоги- практики испытывают значительные трудности в организации и осуществлении инклюзивного образования детей, следовательно, необходима пропедевтическая теоретическая и практическая подготовка будущего педагога, ориентирующегося в вопросах инклюзивного образования. Сложность решения данной проблемы обусловлена отсутствием в вузе профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию дошкольников как значимого компонента формирования их готовности к профессионально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Анализ научно-методической литературы позволяет нам сделать вывод о том, что проблема профессиональной подготовки будущих специалистов по инклюзивному образованию дошкольников пока еще не рассмотрена в полной мере. Имеются некоторые научные исследования (Е.Г. Самарцевой, И.В. Смирновой, О.С. Кузьминой) позволяющие нам учитывать выявленные результаты при разработке содержания профессиональной подготовки специалистов дошкольного инклюзивного образования.
Анализ форм организации, программных и методических материалов, предлагаемых разными вузами, свидетельствует, что не разработана профессиограмма педагога инклюзивного образования, не определены оптимальные формы и сроки подготовки педагогов к новым условиям профессиональной деятельности, ее содержание, учебно-методические материалы и др. Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования в основном направлена на формирование знаний об осо- бенностях детей с нарушениями развития и учета их в педагогическом процессе, в отсутствии практической подготовки к такой деятельности.
В 2013 году на первой региональной конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Перспективы» общественными организациями «Особое детство», «Синяя птица», ВОИ, представителями родителей и работодателей был поставлен вопрос о необходимости профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию в Республике Коми на этапе получения профессии. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми поручило опорному вузу региона решить вопрос о профессиональной подготовке педагогов всех уровней образования к реализации инклюзии.
Анализ изменившихся требований, предъявляемых к профессиональной компетентности современного педагога дошкольного образования, позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
- между социальным заказом на внедрение и реализацию инклюзивного дошкольного образования в отечественной педагогической практике и недостатком квалифицированных педагогических кадров для осуществления инклюзии;
- между требованиями к профессиональной готовности педагогов к практической деятельности в условиях инклюзии и недостаточным научным обоснованием содержания и технологии такой подготовки;
- между необходимостью реализации инклюзивной практики и подготовки будущих педагогов дошкольного образования к этому процессу и отсутствием программно-методических материалов, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности педагогов в области инклюзии.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: каковы научно-методические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзивному дошкольному образованию?
Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы обусловил тему исследования: «Научно-методические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки
будущих педагогов дошкольного образования.
Предмет исследования: научно-методические условия
профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования.
Цель исследования: поиск, теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка научно-методических условий,
способствующих профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что научно-методическими условиями профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования являются:
1) метапредметное и практико-ориентированное построение процесса формирования готовности студентов к инклюзивному дошкольному образованию, предполагающее:
- базовую теоретическую подготовку (в освоении дисциплин «Специальная педагогика и психология», «Технологии инклюзивного образования»);
- содержательное преобразование всех методических учебных дисциплин профессионального цикла (включение материала по инклюзивному образованию детей в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО), обеспечивающее методическую подготовку;
- содержательное преобразование программ производственной (педагогической) практики в дошкольных образовательных организациях, предполагающее педагогическую деятельность в группах общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности, обеспечивающую практическую подготовку;
2) целенаправленная работа с профессорско-преподавательским составом, реализующим методические дисциплины профессионального цикла, по позиционированию идей и ценностей инклюзивного образования, формированию ценностно-смысловой основы инклюзивного мышления, овладению технологиями работы в инклюзивной среде;
3) обеспечение возможности проявления и развития социальной активности будущих педагогов в совместной проектной (научно-исследовательской) деятельности студентов, обучающихся по направлениям подготовки Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование и Специальное (дефектологическое) образование.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования;
2) выявить особенности готовности педагогов и будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования;
3) апробировать научно-методические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования;
4) определить эффективность созданных научно-методических условий в процессе подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды, посвященные: проблеме профессиональной подготовки педагогов
(Н.В. Кузьмина, И.Л. Лернер, В. А. Сластёнин, А. Л. Тряпицына); компетентностному подходу к профессиональной подготовке педагогов (А.Х. Бермус, В.А. Болотов, З.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И. Д. Фрумин); исследованию содержания и технологии подготовки педагогов к коррекционно-педагогической деятельности (А.Д. Гонеев, Н.В. Ялпаева и др.); современным научным идеям в области специальной (коррекционной) педагогики (Н.М. Назарова, М.М. Семаго, Д.В. Шамсутдинова и др.); концепции интегрированного (инклюзивного) обучения детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, В.В. Коркунов, Л.М. Шипицина, Н.Д. Шматко); исследованиям моделирования инклюзивного образования (И.Е. Аверина, С.В. Алехина, Т.П. Дмитриева, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, М.Л. Семенович и др.).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов: теоретические (анализ научных психологических, педагогических источников и диссертационных исследований по проблеме исследования, нормативных документов в области образования; сравнительно-сопоставительный анализ теорий и концепций, обобщение теоретических положений и эмпирических данных), эмпирические (педагогический эксперимент, качественный, количественный анализ экспериментальных данных, анкетирование, собеседование с разными категориями специалистов, тестирование, анализ процесса и продуктов деятельности студентов).
Опытно-экспериментальной базой исследования стали институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», дошкольные образовательные организации Республики Коми (МАДОУ № 8, МАДОУ № 60, МАДОУ №61 и др.).
Теоретическая значимость исследования: определена сущность понятия «профессиональная готовность к инклюзивному дошкольному образованию», раскрыты уровневые характеристики сформированности этого качества у будущих педагогов дошкольного образования, выявлены научно-методические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования.
Практическая значимость исследования: предложенные учебно-методические разработки могут быть применены в процессе подготовки будущих педагогов в системе высшего и среднего профессионального образования, а также в инклюзивных дошкольных образовательных организациях. Апробация и внедрение результатов исследования представлены в приложении 12.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, 2 главы: глава, раскрывающая теоретические основы проблемы исследования и глава, в которой представлена опытно-экспериментальная работа, заключение, список источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выявление и обоснование научно-методических условий профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования осуществлялось посредством последовательного решения задач исследования. В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования были сделаны следующие выводы:
Инклюзивное дошкольное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей с целью формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Подготовка будущих педагогов является одним из ключевых факторов в развития инклюзивного дошкольного образования. Профессиональная подготовка - система организационных условий, обеспечивающая освоение содержания основной профессиональной образовательной программы соответствующего направления и профиля подготовки, с целью формирования у обучающегося профессиональной направленности, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Декомпозиция ОПК и ПК, определяющая содержание профессиональной подготовки к реализации инклюзивного дошкольного образования, должна осуществляться на основе анализа компонентов профессиональной готовности будущих педагогов и структурно-функционального анализа педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.
Научно-методические условия - это совокупность мер воздействия, которые являются основой целенаправленного, планируемого управления развитием целостного педагогического процесса и обеспечивают в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач.
Научно-методическими условиями профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования являются:
1) метапредметное и практико-ориентированное построение процесса формирования готовности студентов к инклюзивному дошкольному образованию, предполагающее:
- базовую теоретическую подготовку (в освоении дисциплин «Специальная педагогика и психология», «Технологии инклюзивного образования»);
- содержательное преобразование всех методических учебных дисциплин профессионального цикла (включение материала по инклюзивному образованию детей в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО), обеспечивающее методическую подготовку;
- содержательное преобразование программ производственной (педагогической) практики в дошкольных образовательных организациях, предполагающее педагогическую деятельность в группах общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности, обеспечивающую практическую подготовку;
2) целенаправленную работу с профессорско-преподавательским составом, реализующим методические дисциплины профессионального цикла, по позиционированию идей и ценностей инклюзивного образования, формированию ценностно-смысловой основы инклюзивного мышления, овладению технологиями работы в инклюзивной среде;
3) обеспечить возможности проявления и развития социальной активности будущих педагогов в совместной проектной (научно-исследовательской) деятельности студентов, обучающихся по направлениям подготовки Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование и Специальное (дефектологическое) образование.
В результате реализации второй задачи исследования были выявлены особенности готовности педагогов и будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования. На основе анализа затруднений педагогов осуществлялось проектирование содержания профессиональной подготовки студентов к реализации инклюзивного дошкольного образования. Эффективность профессиональной подготовки студентов определялась на основе комплексной диагностики будущих педагогов на заключительном этапе обучения. Данные констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость проведения формирующей работы.
Для реализации третей задачи исследования был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя организационный этап (проектирование ОПОП на основе модульно-компетентностного подхода, разработка и утверждение учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки) и содержательный этап (реализация ОПОП).
Правомерность гипотезы выпускной квалификационной работы определялась в процессе реализации четвертой задачи исследования. Результаты анализа данных контрольного эксперимента позволили констатировать позитивную динамику в готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования по всем компонентам. На основании диагностических данных контрольного этапа исследования можно заключить, что гипотеза подтверждена, а цель исследования реализована.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, заключающейся в определении научно-методических условий профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования. Перспективным направлением дальнейшего исследования может стать разработка системы непрерывного постдипломного методического и психолого-педагогического сопровождения педагогов инклюзивного образования.



1. Абрамова, Н. А. Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) [Текст] / Н. А. Абрамова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф.; Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. - Москва, 2011. - С. 225 - 227.
2. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в практике образования [Текст] / С. В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. - 2013. - № 1. - С. 1-6.
3. Алехина, С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования [Текст] / С. В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. - №1(44). - С. 26-32.
4. Алмазова, О. В. Анализ проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и некоторые направления оказания помощи таким семьям [Текст] / О. В. Алмазова, А. В. Ильиных // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики сборник докладов XXV Международной научной конференции. - Научное партнерство «Аргумент». - 2016. - С. 69-74.
5. Алмазова, О. В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова [Текст] / О. В. Алмазова, С. О. Брызгалова, Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. - №1. - 2014. - С. 192¬200.
6. Андреева, А. А. Особенности проявления профессионально важных качеств педагогов специального и инклюзивного образования у студентов [Текст] / А. А. Андреева [и др.] // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 октября 2015 г.: в 10 ч.; под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород. - 2015. - №7, часть Х. - С. 8 - 11.
7. Андриевская, Л. А. Использование контекстного обучения в высшей школе для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. А. Андриевская // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - №11. - С. 99 - 102.
8. Алашеев, С. Ю. Методические рекомендации по организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. Ю. Алашеев, С. А. Ефимова, Т. Г. Кутейницына. - Самара: ПРОФИ. - 2003. - 76 с.
9. Ахметова, Д. З. Готовность российских педагогов реализовывать инклюзивную культуру и инклюзивную практику (концепция и реальность) [Текст] / Д. З. Ахметова // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. - М.: МАНПО. - 2016. - Часть 1. - С. 520-523
10. Ахметжанова, Г. В. Эмпирическое исследование уровня развития педагогической функции будущего педагога [Текст] / Г. В. Ахметжанова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Самарский государственный технический университет. - 2014. - №3 (23). - С. 13 - 18.
11. Ашихмина, Т. В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым мышлением [Текст] / Т. В. Ашихмина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 706-710.
12. Бонин, О. В. К проблеме подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования: специфика профессиональной компетентности [Текст] / О. В. Бонин // СПО. - 2013. - №1. - C. 49- 51.
13. Буслаева Е. Н. Специфика подготовки студентов к работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья в условиях академической мобильности [Электронный ресурс] / Е. Н. Буслаева // Педагогическое образование в России. - 2015. - №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-podgotovki-studentov-k-rabote-s-detmi-s- ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-akademicheskoy- mobilnosti (дата обращения: 29.08.2018).
14. Бут, Т. Показатели инклюзии [Текст]: практическое пособие /
Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ.: И. Аникеев; научн. ред. Н. Борисова; общая ред.: М. Перфильева. - М.: РООИ «Перспектива». - 2007. -
124 с.
15. Валицкая, А. П. Инклюзивное образование - образование для всех [Текст] / А. П. Валицкая, В. А. Рабош // Социальная педагогика. - 2009. - № 1. С. 18 - 22.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ