Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональной «Я концепции» педагога дошкольного учреждения

Работа №94850

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование формирование профессиональной я-концепции у педагогов
1.1Анализ понятия профессиональной я-концепции 6
1.2 Анализ развития профессиональной я-концепции у педагогов 17
1.3 Анализ методов и направлений формирования профессиональной я-
концепции педагогов 28
Глава 2 Эмпирическое исследование формирование профессиональной я-концепции у педагогов
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 36
2.2. Описание программы формирования профессиональной я-концепции
педагога дошкольного образования 45
2.3. Анализ результатов исследования поле формирующей работы 51
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 69

• Для педагогической деятельности проблема профессионального
самосознания является особо значимой, так как результаты деятельности педагога выражаются прежде всего в результате учебно-воспитательной деятельности. Умение педагога анализировать и оценивать свою
деятельность, ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия.
• Профессиональное самопознание способствует
профессиональному росту. Специалист может более ясно понять свои сильные стороны, помогающие в профессии. И так же осознавать свои качества, препятствующие или ухудшающие трудовую деятельность и её качество. Если специалист знает и признаёт трудности в профессии, связанные со своими качествами личности, недостаточностью знаний и т. д., то он может это корректировать и повышать эффективность своей деятельности в целом.
• Профессиональное самопознание снижает риск личностного выгорания. Так как специалист знает свои сильные стороны и слабые и может определить саму причину затруднения и пути решения, а не оставаться с этой проблемой наедине. При трудностях в профессии специалист объективно может понять из-за чего возникают трудности, и может ли он исправить эти затруднения по средствам получения новой информации, получение консультации других специалистов или развитием каких-либо качеств.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу формирование профессиональной я-концепции у педагогов дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Теоретический анализ понятий « я- концепция», «профессиональная я-концепция», «формирование профессиональной я- концепции».
2. Изучение условий формирования профессиональной я-концепции.
3. Разработка программы формирования профессиональной я- концепции у педагогов дошкольного учреждения.
4. Обоснование эффективности программы формирования профессиональной я-концепции у педагогов дошкольного учреждения.
Объект исследования: профессиональная я - концепция.
Предмет исследования: формирование профессиональной я-
концепции у педагогов дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: формированию профессиональной я-
концепции будет более эффективным при следующих условиях:.
1. развитие профессиональной рефлексии;
2. развитие профессиональной идентификации;
3. развитие профессиональной самоэффективности.
Теоретико-методологической основой исследования выступают
Теория профессиональной Я-концепции (С.Т. Джанерьян);
Теория самоэффективности (А . Бандура);
Теория профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер).
Основные теоритические положения об интериоризации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)
Методы исследования
1.Опросник “Психологический портрет учителя ” (Г.В.Резапкина)
2. Методика определения общей и социальной самоэффективности (авторы М. Шеер, Дж Маддукс, адаптация А.В. Бояринцевой)
3. Методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов);
Практическая значимость
Результатом проделанного теоретического и эмпирического исследо­вания стала программа формирования профессиональной я-концепции педа­гогов дошкольного образования. Программа применима к педагогам не толь­ко дошкольного образования и может применяться на педагогических работ­ников, находящихся в контакте с детьми. Целью программы является адек­ватное восприятие себя как педагога, совершенствование навыков рефлек­сии. Так же программа являете средством профилактики эмоционального выгорания и улучшению эффективности педагогической деятельности и ре­зультатов образовательного процесса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования являласюразработать и апробировать программу формирование профессиональной я-концепции у педагогов дошкольного учреждения.
В ходе теоретического исследования были рассмотрены такие понятия как «Я-концепция», «профессиональная Я-концепция». Я-концепция понимается как результат осознавания себя человеком, это динамическая система представлений о себе, которая может меняться в деятельности. Выделяют области Я: физическую, социально-ролевую, психологическую. Под профессиональной Я-концекцией понимается система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития или самореализации в профессии. В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную оценочную и поведенческую.
разные авторы выделяют ряд факторов, влияющих на формирование профессиональной Я-концепции. К фактором макро уровня относиться престиж профессии в обществе, пропаганда СМИ. К микро факторам отношение семьи к профессии. Так же выделяют этапы развития профессиональной Я-конепции, начало которой береёт еще в профессинально-учебной деятельности. На профессиональную Я-концепцию так же влияет внутренняя мотивация педагога, его карьерные ориентации, профессиональная идентификация. К функциям самосознания относят регуляция деятельности, обеспечение взаимоотношений с профессиональным сообществом, развитие личности в профессиональной сфере и пр. низкий уровень осознанности себя как педагога способствует ухудшению деятельности в целом. Психолог может стать проводником к развитию профессиональной Я-концепции.
Таким образам, развитие профессионального самосознания педагога возможно через организацию и осуществление изменений в одном из его компонентов - поведенческом, когнитивном и аффективном (эмоционально­ценностном). К методам развития профессиональной Я-концепции можно отнести метод тренингов, анализ конкретных ситуаций, метод коучинга. К направлениям развития профессиональной Я-концепции относиться сфера профессионального общения, повышения престижа профессии, создание личного смысла трудовой деятельности, развитие профессиональной рефлексии, формирование профессиональной идентичности, осознание собственной саморегуляцим.
На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика по выбранным методикам. ( 1.Опросник “Психологический портрет учителя / родителя” (Г.В.Резапкина). 2.Методика определения общей и социальной самоэффективности (авторы М. Шеер, Дж Маддукс, адаптация А.В. Бояринцевой). 3.Методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов).)
Различий между контрольной группой и экспериментальной не выявлено.для этого использовался непараметрический критерий U-Манна- Уитни для двух независимым выборка.
На этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе проводился тренинг по формированию профессиональной Я-концепции. В контрольной группе воздействие отсутствовало.
На этапе контрольного эксперимента после диагностики результаты проявлялись методом математической обработки. Математическая обработка данных выявила: по всем показателям есть статистически достоверные различия, то есть контрольная и экспериментальная группы статистически друг от друга отличаются (U-Манна-Уитни). по всем показателям есть статистически достоверные различия, то есть показатели, замеренные до проведения формирующей работы в экспериментальной группе и после, указывают на то, что в группе произошли значимые сдвиги по критериям (Т -
Вилкоксона).
Таким образом, программа по формированию профессиональной Я- концепции признана эффективной и гипотеза подтвердилась.


1. Блохина Т С. Соотношение понятий " Я-концепция" и " Образ Я" //Акмеология. - 2017. - №. 3 (63).
2. Боброва И. А., Чурсинова О. В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования //Международный жур­нал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №. 10-1.
3. Борисова Л. Н. Роль и механизм рефлексии в психолого­педагогической деятельности //Психолог. - 2015. - №. 2. - С. 118-145.
4. Богомаз С. Л., Тимофеенко Е. С. Терминологическое поле пони­мания сущности «образа Я» в различных психологических традициях. - 2017.
5. Бодров В. Психология профессиональной пригодности. - Litres, 2019.
6. Будим И. Ф., Япарова О. Г. Особенности Я-концепции педагогов дошкольного образовательного учреждения с разным стажем работы //Pedagogy & Psychology. Theory and practice. - 2017. - №. 2. - С. 89-91.
7. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности //Вестник Санкт-Петербургского универси­тета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2015. - №. 1.
8. Гасанова П. Г., Мугадова С. Т. Я-концепция как фактор профес­сиональной успешности личности //Известия Дагестанского государственно­го педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №. 4 (33).
9. Голубева О. В., Лебедева Т Е. развитие адекватной профессио­нальной самооценки у сотрудников организации //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - Т 1. - №. 7 (33).
10. Голубева О. Ю. Соотношение духовного и профессионального развития личности //Мир науки. - 2016. - Т 4. - №. 2. - С. 55-55.
11. Гордиенко Н. В. и др. Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогической деятельности //Вестник Ады­гейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.
• 2018. - №. 2 (218).
12. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала //М.: РАГС. - 2000. -
13. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих педагогов //Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №. 10-2. - С. 318-321.
14. Ежов И. В. Методика исследования духовно-нравственного само­сознания личности в педагогической сфере //Мир психологии. - 2008. - №. 2.
• С. 156-167.
15. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Акаде­мия, 2007. 239 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ