Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование формирование профессиональной я-концепции у педагогов
1.1Анализ понятия профессиональной я-концепции 6
1.2 Анализ развития профессиональной я-концепции у педагогов 17
1.3 Анализ методов и направлений формирования профессиональной я-
концепции педагогов 28
Глава 2 Эмпирическое исследование формирование профессиональной я-концепции у педагогов
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 36
2.2. Описание программы формирования профессиональной я-концепции
педагога дошкольного образования 45
2.3. Анализ результатов исследования поле формирующей работы 51
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 69
• Для педагогической деятельности проблема профессионального
самосознания является особо значимой, так как результаты деятельности педагога выражаются прежде всего в результате учебно-воспитательной деятельности. Умение педагога анализировать и оценивать свою
деятельность, ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия.
• Профессиональное самопознание способствует
профессиональному росту. Специалист может более ясно понять свои сильные стороны, помогающие в профессии. И так же осознавать свои качества, препятствующие или ухудшающие трудовую деятельность и её качество. Если специалист знает и признаёт трудности в профессии, связанные со своими качествами личности, недостаточностью знаний и т. д., то он может это корректировать и повышать эффективность своей деятельности в целом.
• Профессиональное самопознание снижает риск личностного выгорания. Так как специалист знает свои сильные стороны и слабые и может определить саму причину затруднения и пути решения, а не оставаться с этой проблемой наедине. При трудностях в профессии специалист объективно может понять из-за чего возникают трудности, и может ли он исправить эти затруднения по средствам получения новой информации, получение консультации других специалистов или развитием каких-либо качеств.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу формирование профессиональной я-концепции у педагогов дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Теоретический анализ понятий « я- концепция», «профессиональная я-концепция», «формирование профессиональной я- концепции».
2. Изучение условий формирования профессиональной я-концепции.
3. Разработка программы формирования профессиональной я- концепции у педагогов дошкольного учреждения.
4. Обоснование эффективности программы формирования профессиональной я-концепции у педагогов дошкольного учреждения.
Объект исследования: профессиональная я - концепция.
Предмет исследования: формирование профессиональной я-
концепции у педагогов дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: формированию профессиональной я-
концепции будет более эффективным при следующих условиях:.
1. развитие профессиональной рефлексии;
2. развитие профессиональной идентификации;
3. развитие профессиональной самоэффективности.
Теоретико-методологической основой исследования выступают
Теория профессиональной Я-концепции (С.Т. Джанерьян);
Теория самоэффективности (А . Бандура);
Теория профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер).
Основные теоритические положения об интериоризации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)
Методы исследования
1.Опросник “Психологический портрет учителя ” (Г.В.Резапкина)
2. Методика определения общей и социальной самоэффективности (авторы М. Шеер, Дж Маддукс, адаптация А.В. Бояринцевой)
3. Методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов);
Практическая значимость
Результатом проделанного теоретического и эмпирического исследования стала программа формирования профессиональной я-концепции педагогов дошкольного образования. Программа применима к педагогам не только дошкольного образования и может применяться на педагогических работников, находящихся в контакте с детьми. Целью программы является адекватное восприятие себя как педагога, совершенствование навыков рефлексии. Так же программа являете средством профилактики эмоционального выгорания и улучшению эффективности педагогической деятельности и результатов образовательного процесса.
Целью исследования являласюразработать и апробировать программу формирование профессиональной я-концепции у педагогов дошкольного учреждения.
В ходе теоретического исследования были рассмотрены такие понятия как «Я-концепция», «профессиональная Я-концепция». Я-концепция понимается как результат осознавания себя человеком, это динамическая система представлений о себе, которая может меняться в деятельности. Выделяют области Я: физическую, социально-ролевую, психологическую. Под профессиональной Я-концекцией понимается система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития или самореализации в профессии. В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную оценочную и поведенческую.
разные авторы выделяют ряд факторов, влияющих на формирование профессиональной Я-концепции. К фактором макро уровня относиться престиж профессии в обществе, пропаганда СМИ. К микро факторам отношение семьи к профессии. Так же выделяют этапы развития профессиональной Я-конепции, начало которой береёт еще в профессинально-учебной деятельности. На профессиональную Я-концепцию так же влияет внутренняя мотивация педагога, его карьерные ориентации, профессиональная идентификация. К функциям самосознания относят регуляция деятельности, обеспечение взаимоотношений с профессиональным сообществом, развитие личности в профессиональной сфере и пр. низкий уровень осознанности себя как педагога способствует ухудшению деятельности в целом. Психолог может стать проводником к развитию профессиональной Я-концепции.
Таким образам, развитие профессионального самосознания педагога возможно через организацию и осуществление изменений в одном из его компонентов - поведенческом, когнитивном и аффективном (эмоциональноценностном). К методам развития профессиональной Я-концепции можно отнести метод тренингов, анализ конкретных ситуаций, метод коучинга. К направлениям развития профессиональной Я-концепции относиться сфера профессионального общения, повышения престижа профессии, создание личного смысла трудовой деятельности, развитие профессиональной рефлексии, формирование профессиональной идентичности, осознание собственной саморегуляцим.
На этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика по выбранным методикам. ( 1.Опросник “Психологический портрет учителя / родителя” (Г.В.Резапкина). 2.Методика определения общей и социальной самоэффективности (авторы М. Шеер, Дж Маддукс, адаптация А.В. Бояринцевой). 3.Методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов).)
Различий между контрольной группой и экспериментальной не выявлено.для этого использовался непараметрический критерий U-Манна- Уитни для двух независимым выборка.
На этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе проводился тренинг по формированию профессиональной Я-концепции. В контрольной группе воздействие отсутствовало.
На этапе контрольного эксперимента после диагностики результаты проявлялись методом математической обработки. Математическая обработка данных выявила: по всем показателям есть статистически достоверные различия, то есть контрольная и экспериментальная группы статистически друг от друга отличаются (U-Манна-Уитни). по всем показателям есть статистически достоверные различия, то есть показатели, замеренные до проведения формирующей работы в экспериментальной группе и после, указывают на то, что в группе произошли значимые сдвиги по критериям (Т -
Вилкоксона).
Таким образом, программа по формированию профессиональной Я- концепции признана эффективной и гипотеза подтвердилась.
1. Блохина Т С. Соотношение понятий " Я-концепция" и " Образ Я" //Акмеология. - 2017. - №. 3 (63).
2. Боброва И. А., Чурсинова О. В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №. 10-1.
3. Борисова Л. Н. Роль и механизм рефлексии в психологопедагогической деятельности //Психолог. - 2015. - №. 2. - С. 118-145.
4. Богомаз С. Л., Тимофеенко Е. С. Терминологическое поле понимания сущности «образа Я» в различных психологических традициях. - 2017.
5. Бодров В. Психология профессиональной пригодности. - Litres, 2019.
6. Будим И. Ф., Япарова О. Г. Особенности Я-концепции педагогов дошкольного образовательного учреждения с разным стажем работы //Pedagogy & Psychology. Theory and practice. - 2017. - №. 2. - С. 89-91.
7. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2015. - №. 1.
8. Гасанова П. Г., Мугадова С. Т. Я-концепция как фактор профессиональной успешности личности //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №. 4 (33).
9. Голубева О. В., Лебедева Т Е. развитие адекватной профессиональной самооценки у сотрудников организации //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - Т 1. - №. 7 (33).
10. Голубева О. Ю. Соотношение духовного и профессионального развития личности //Мир науки. - 2016. - Т 4. - №. 2. - С. 55-55.
11. Гордиенко Н. В. и др. Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогической деятельности //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.
• 2018. - №. 2 (218).
12. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала //М.: РАГС. - 2000. -
13. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих педагогов //Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №. 10-2. - С. 318-321.
14. Ежов И. В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере //Мир психологии. - 2008. - №. 2.
• С. 156-167.
15. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2007. 239 с...