Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОРМ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ

Работа №94812

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОРМ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ 12
1.1. Культура поведения человека в социуме как социально­педагогическая проблема 12
1.2. Сущность понятия «культура поведения» и основные
педагогические подходы к ее воспитанию в дошкольном детстве 23
1.3. Методы и средства приобщения детей дошкольного возраста к
общепринятым нормам и правилам поведения в социуме 44
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОРМ И
ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ 59
2.1. Результаты диагностики сформированности у дошкольников представлений о нормах и правилах поведения в социуме 59
2.2. Методика приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам при реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» 67
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 95

Актуальность исследования. Современное обновление системы отечественного образования связано с практической реализацией различных парадигм, выступающих в качестве методологических основ построения образовательного процесса в образовательных организациях. Одной из доминирующих парадигм образования является культурологическая, определяющая культуру в качестве ведущего фактора и средства социализации-индивидуализации личности и ориентирующей образование на цели приобщения и интеграции подрастающего поколения в современную ему культуру. В соответствии с основными положениями культурологической парадигмы ученые ставят целью образования создание условий для превращения природного человека в человека культурного, и обеспечение, таким образом, развития у него способности к культуросозиданаю, культуротворчеству (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Л.В. Коломийченко, Н.Е. Щуркова и др.).
В работах Л.С. Выготского, Л.В. Коломийченко, В.А. Ситарова, И.Д. Фельдштейна и др. определено, что ребенок является субъектом познания, освоения, осознания культурных ценностей. Образовательный процесс призван обеспечить возможности вхождения ребенка в мир культуры. Взрослый является посредником между культурой и ребенком. Основное достижение развития личности - приобретение способности определять себя в культуре и созидать ее.
Одним из важнейших документов, на который опирается педагог, является Конвенция о правах ребенка. Именно на него в своей работе опирается воспитатель. Конвенция о правах ребенка является основополагающей при создании программ воспитания и обучения. Материалы Конвенции легли в основу создания Федерального государственного образовательного стандарта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяющем приоритетные задачи и содержание образования детей дошкольного возраста, отмечено, что дошкольная образовательная организация в лице воспитывающих взрослых, должна обеспечить создание благоприятных условий для развития каждого ребенка как субъекта отношений. Формирование общей культуры личности посредством приобщения к культурным ценностям, их интерпретации воспитанниками и формирования опыта культуротворчества является важнейшей задачей. Культурное содержание многообразно. Одной из составляющих (видом культуры) культурного содержания является этическая культура, приобщение к которой происходит довольно рано, в частности в дошкольном возрасте. Образовательный процесс, направленный на овладение элементами этической культуры ориентирован на решение разнообразных задач. Воспитание культуры поведения - необходимая составляющая этого процесса.
Знание правил поведения и общения между людьми, осознание их социального и личностного смыслов, опыт практической реализации этических требований позволяют ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, социально адекватно проявлять свои намерения и чувства. Этическое содержание представлено в культуре в виде системы норм, правил, принципов, образцов отношений и поведения, освоение и выполнение которых обеспечивает гармоничное вхождение ребенка в мир человеческих отношений, его социальную адаптацию, самовыражение. Этикет-часть содержания этической культуры. Курочкина И.Н. определяет этикет как «свод правил поведения, принятых в той или иной социокультурной группе», «установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека». Важнейшей социальной функцией норм и правил поведения в социуме является превентивная функция, которая заключается в предупреждении конфликтных ситуаций при межличностном общении.
Интерес к нормам и правилам поведения в последние годы возрастает. Так Лихачева Л.С. отмечает, что желание овладеть хорошими манерами в современном обществе не только не угасает, но даже увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников). Свидетельством тому - повсеместно создаваемые разнообразные «школы этикета и хороших манер» для детей и взрослых, гувернанток и предпринимателей, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами. Это связано с осознанием значения этикета в гармонизации личностных взаимоотношений, его ролью в формировании позитивного образа современного образованного и культурного человека, осознанием каждым собственной принадлежности к социальному «мы».
Степень разработанности проблемы. В современной научной литературе представлены различные аспекты изучения этикета как социокультурного явления, предмета освоения и части образовательного содержания (И.Н. Курочкина, С.А. Козлова, Э.Я. Соловьев и др.).
Применительно к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста феномен этикета чаще всего рассматривается в контексте формирования у детей культуры поведения. В настоящее время установлено, что при определенных педагогических условиях и благодаря целенаправленному воспитанию и обучению дети дошкольного возраста способны не только узнать разнообразные правила этикетного поведения, но и осознать их функции, личностное и социальное значение, добровольно следовать этим правилам в повседневной жизни, общении, совместной деятельности. В то же время в образовательной практике задачи приобщения детей к этикетным знаниям и умениям решаются формально, путем их прямой трансляции воспитанниками и средствами организации репродуктивного выполнения этих правил в повседневной жизни. Зачастую в условиях интенсифицированного, дидактоцентрированного педагогического процесса воспитатели вообще не успевают уделить задачам формирования культуры поведения необходимого внимания и времени и предпочитают переложить обязанность формирования опыта культурного поведения на плечи родителей. Конечно, родители заинтересованы в формировании своего ребенка как воспитанной и культурной личности, легко решающей задачи межличностного общения. Но в наших условиях у воспитателя дошкольного образовательного учреждения больше возможностей для решения данной задачи, так как именно он имеет возможность создать необходимую среду.
Очевидно, что формирование у детей знаний о правилах поведения и соответствующих умений должно осуществляться в процессе целенаправленного воспитания и в ходе организованной и стихийной социокультурной практики воспитанников. Такой подход предполагает использование интересных и привлекательных для воспитанников педагогических средств и методов. Традиционно используемые воспитателями методы, такие как беседы, рассказы, показ картинок, не вызывают у детей особого интереса к этикетным знаниям и не обеспечивают их трансформации в поведенческую практику.
Детская игра в системе традиционных и инновационных педагогических средств, методов воспитания сохраняет свое доминирующее положение. Обучение дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Требуется погружение ребенка в ситуацию, в том числе игровую. В такой ситуации освоение, осознание, присвоение этикетных норм, правил и требований происходит более активно и осмысленно. Так, дидактическая игра позволяет погрузить ребенка в конкретную социальную, жизненно типичную ситуацию, обнаружить перед ним необходимость действия по определенным правилам, апробировать различные модели этикетного поведения, отрефлексировать и скорректировать их [13]. Помимо этого в условиях дидактической игры, которая отражает этикетные знания, ребенку предлагается действовать по определенным правилам, часть которых относится к правилам этикета. Игра, будучи по своей сути творческой деятельностью, предоставляет ребенку возможности культуротворчества, в том числе в создании, придумывании, трансформации правил и норм этикета. В процессе дидактической игры, как отмечается в исследованиях В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, и др., формируются умения самостоятельного принятия решений, закрепляются, осмысливаются и систематизируются ранее полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, развиваются социально значимые черты личности. Методологической основой нашей системы являются: - положения возрастной психологии о закономерностях развития ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский; М.С. Певзнер; Д.Б. Эльконин);- культурно-исторический подход, рассматривающий формирование психики ребенка в онтогенезе как феномена культурного происхождения (Л.С. Выготский); - деятельностный подход, выделяющий игру в качестве ведущей деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). В настоящее время педагогам доступны возможности использования в работе с детьми разнообразных дидактических игр, позволяющих успешно решать задачи познавательного, коммуникативного, речевого, физического и художественно-эстетического развития детей. Работа воспитателя основывается на следующих принципах: воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; сочетание педагогического руководства с развитием детской инициативы и самодеятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей эти принципы легли в основу создания игр ориентированных на социальное развитие воспитанников. Что же касается игр связанных с приобщением детей к этикету то их не так много. Очевидно, противоречие между объективной необходимостью формирования у детей дошкольного возраста этикетного знания как части социальной культуры и недостаточностью применения для решения данной задачи дидактической игры как ведущего педагогического средства, метода и формы образовательного процесса в ДОУ.
Обозначенное нами противоречие позволило определить проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности, в частности дидактической и сюжетно-ролевой игры, состоящую в освоении детьми дошкольного возраста норм и правил поведения в социуме.
В контексте данной проблемы была определена тема нашего исследования: «Освоение детьми дошкольного возраста норм и правил поведения в социуме»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были реализованы поставленные задачи. 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыты подходы к определению культуры поведения в педагогике и психологии. В психологии культура поведения - это способность адаптироваться к социальной среде. В педагогике культура поведения относятся к социализации человека в обществе. Культура поведения - определяется как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведение человека в обществе. Выражается в культуре деятельности, культуре общения и культуре поведения в быту.
2. Дана психологическая характеристика культуре поведения в педагогике и психологии. Для культуры поведения характерно быть регуляторами поведения ребёнка, регуляторами детских взаимоотношений. Она является основой морально-нравственного развития ребёнка. Культура поведения проявляется в нормах и правилах, и регулирует взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми. Для культуры поведения характерно последовательное усвоение норм и правил, когда правило постепенно становится нормой. Одними из первых дошкольниками усваиваются правила поведения в быту, (конвенциональные): нормы этикета, культурно-гигиенические нормы, нормы деятельности. Позже усваиваются моральные нормы. Выделено несколько этапов постепенного освоения правил и норм.
3. Выявлены педагогические условия освоения детьми дошкольного возраста норм и правил поведения в социуме. Необходимым условием формирования культуры поведения у дошкольников среднего возраста является организация деятельности детей, то есть активность ребёнка в процессе освоения социальных норм и правил. Гуманное отношение к ребёнку взрослых. Обеспечение эмоционально-положительного комфорта, уважение личности ребёнка. Единство требований к детям со стороны
окружающих его взрослых в процессе усвоения социальных норм и правил поведения. Одним из условий является пример взрослых. Ребёнок в своём поведении ориентируется на поведение взрослого. Необходимо расширять у ребёнка круг этико-поведенческих понятий, обогащать речь дошкольников формами словесной вежливости. Описаны педагогические приёмы освоения детьми среднего дошкольного возраста норм и правил поведения. Это игры, этические беседы, рассказы, произведения художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок с изображением моральных ситуаций, обсуждение конфликтных, проблемные ситуаций, педагогические требования, приучение, убеждение, упражнения, Подобраны методики и осуществлена педагогическая диагностика сформированности социального поведения детей среднего дошкольного возраста. Педагогическая
диагностика на констатирующем этапе показала: недостаточный уровень сформированности культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста. Большинство детей среднего дошкольного возраста имели средний и низкий уровень сформированности показателей освоения норм и правил поведения в социуме. Это говорит о том, что они только начинают осваивать нормы и правила поведения в реальной жизни, ориентироваться на эти нормы в своём поведении.
4. Описана практика освоения детьми дошкольного возраста норм и правил поведения. Составлен перспективный план по освоению норм и правил поведения в социуме на учебный год. В каждом месяце решается задача по формированию одной из социальных норм: взаимопомощи, культурно-гигиенических норм, норм деятельности, норм этикета, правил поведения на улице, правил поведения на природе. В соответствии с планом проводится педагогическая работа, которая осуществляется ежедневно в совместной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей во всех режимных моментах. 6. В конце учебного года проводится повторная диагностику сформированности норм и правил поведения у детей среднего дошкольного возраста, она показывает, насколько эффективна проделанная работа, и помогает спланировать дальнейшую деятельность по освоению детьми норм и правил культуры поведения. Высокий уровень показали 12 (60 %) человек, средний уровень показали 8 (40 %) человек. Детей с низким уровнем сформированности представлений о культуре поведения нет. Проведён сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах, который показал рост высокого уровня представлений о нормах и правилах культуры поведения показатель вырос в 2 раза.
Следовательно, цель достигнута, поставленные задачи выполнены. Практическая значимость. Результаты проведённого исследования позволяют рекомендовать воспитателям дошкольных образовательных организаций использовать в своей работе обоснованные педагогические приёмы, а так же разработанный перспективный план по формированию культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста в разных формах образовательного процесса.


1. Авдулова Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в
старшем дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. П. Авдулова. - М., 2001. - 130 с. - URL:
http://www.dissercat.com/content/predposylki-formirovaniya-oralnogosoznaniya- v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения 18. 01. 2017).
2. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника / Т. П. Авдулова, Е. Аксёнова, Т. Захарова. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014. - 50 с.
3. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
4. Алябьева Е. Л. Нравстаенно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. Л. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
5. Андриенко Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с. - URL: http://nashaucheba.ru/v40690/ (дата обращения 19. 06. 2017).
6. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
7. Бабаева, Т. И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство» : учеб. метод. пособие / Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. - 256 с.
8. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения : монография / М. И. Бобнева. - М.: Наука, 1978. - 36 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400. -72 с.
10. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, С. П.
Баранов, Т. С. Комарова. - М.: Академический Проект; Культура, 2005. - 240 с.
11. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.
12. Буре, Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, Н. В. Давидович и др. по ред. Р. С. Буре. - М.: Просвещение, 2006. - 141с.
13. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова. - М.: Педагогика, 2012. - 385 с.
14. Гатченко, Т. Г. Планирование образовательной деятельности в процессе организации режимных моментов в ДОО / Т. Г. Гатченко. - Екатеринбург, 2014. - 33 с.
15. Демидова, О. Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / О. Н. Демидова. - Воронеж, 2009. - 112 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ