ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР 12
1.1 Современное состояние проблемы формирования элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста 12
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования
математических представлений у старших дошкольников 21
1.3. Понятие и сущность игры. Классификации игр для детей
дошкольного возраста 33
1.4. Применение логико-математических игр в процессе формирования
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИКО-
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР 51
2.1. Изучение начального уровня сформированности математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 51
2.2. Описание работы по формированию математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием логико-математических игр 64
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 124
Математика сегодня - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особая роль, так как математика - весьма значимая область знаний и культурная практика. С раннего детства и до самой старости человек в той или иной мере связан с математикой.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» содержание современного образования должно быть направлено на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в современном обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии» [70]. Посредством математического образования уже в дошкольном возрасте закладываются предпосылки адаптации растущего человека к ускоряющимся процессам информатизации и технологизации общества, интеграции в это общество.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. отмечено, что в связи с тем, что уровень математического образования в стране падает, необходимо в системе дошкольного образования «создать условия для формирования у дошкольников первичных математических представлений» [30].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования записано, что познавательное развитие дошкольников предполагает «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)» [69]. Такие представления формируются в процессе математического развития детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, время, пространство), которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений и понятий. Педагоги учитывают этот интерес и пытаются расширить математические представления детей. Однако формирование элементарных математических представлений у детей в детском саду не всегда систематично, продумано и целенаправленно. Решить эту проблему можно, выделив педагогические условия, необходимые для успешного формирования математических представлений у дошкольников определенной возрастной категории.
Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, В. В. Данилова, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Т. А. Мусейибова, Р. Л. Немомнящая, Е. А. Носова, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, Е. И. Щербакова и др.). Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у старших дошкольников описаны в работах В. Н. Аванесовой, Н. А. Араповой- Пискаревой, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова, Т. В. Тарунтаевой и др. Исследования этих авторов доказали, что в условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста, можно сформировать у них научные, хотя и элементарные, математические представления.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, и поэтому большое место в жизни детей занимают разнообразные игры. Сущность игры как деятельности, классификация игр представлены в работах отечественных ученых З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Н. А. Коротковой, Н. В. Кудыкиной, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой, Е. И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина и др.
Одно из важнейших условий формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста - применение логико-математических игр (З. П. Дьенеш, Д. Кюизенер, М. Монтессори, Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр и др.). Целенаправленное включение в образовательную деятельность этих игр повышает интерес детей к математике, усиливает эффект самого обучения. Дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают математические представления, начинают использовать их в своем опыте, в практической деятельности. Логикоматематические игры способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания - счетом, сравнением, обследованием, уравниванием, измерениями.
Таким образом, существует противоречие между важностью и необходимостью формирования элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточно активным использованием потенциала логико-математических игр в этом процессе.
Проблема состоит в разработке и применении в педагогической работе с детьми комплекса логико-математических игр как условия формирования элементарных математических представлений...
В ходе проведенного диссертационного исследования были получены следующие результаты.
В ходе изучения нормативно-законодательной, психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования установлено, что разработка содержания математического образования детей дошкольного возраста за последние десятилетия показала, что содержание математических представлений детей составляют количественные и счетные представления, представления о величинах и их измерении, о форме предметов и геометрических фигур, пространственные и временные представления. Важным направлением в формировании математических представлений старших дошкольников является овладение логическими приемами мыслительной деятельности.
Анализ литературы показал, что к психолого-педагогическим особенностям формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста относятся:
• сенсорная основа формирования этих представлений, достаточный уровень развития восприятия, наглядно-образного мышления, внимания, памяти, воображения и речи детей;
• овладение логическими приемами мышления;
• выполнение программных задач и программного содержания по формированию элементарных математических представлений у детей.
Учет этих особенностей позволил нам выделить в качестве одного из главных условий, обеспечивающих успешность формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников, разработку и внедрение комплекса логико-математических игр.
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, которая обладает большим педагогическим потенциалом для личностного развития дошкольников и достижения образовательных результатов по всем образовательным областям дошкольного образования, в том числе - и по формированию элементарных математических представлений. Сущность игры - обучение, воспитание и развитие детей. В существующих сегодня классификациях виды игр для дошкольников разнообразны: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные, досуговые и т.д. Каждый вид имеет свои особенности, отличается условиями организации, целью и задачами. Роль игр в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что они способствуют сенсорному развитию детей, которое выступает основой умственного воспитания дошкольников.
Игры с логико-математическим содержанием предусматривают обучение детей счету, освоению свойств и отношений, формирование логических приемов мышления, совершенствование речи, развитие умений ориентироваться во времени и пространстве. По видам эти игры разнообразны: наглядно-печатные, словесные, конструкторские, подвижные. Их применение в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает, что они должны содержать элемент новизны, формировать новые для детей математические представления и умения; воспитатель на первых этапах руководит этими играми и принимает в них активное участие.
Диссертационное исследование включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В нем принимали участие 20 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет.
В практической части работы описан диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Он включает пять критериев и соответствующие им показатели, уровневые характеристики, диагностические методики и задания по каждому критерию:
1. Количественные представления и счет.
2. Величина и ее измерение.
3. Геометрические фигуры.
4. Пространственные представления.
5. Временные представления. Эти критерии соответствуют требованиям образовательной программы по математическому образованию детей 6-7 лет.
В результате констатирующего этапа исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста преобладающим является средний уровень сформированности математических представлений. Такой результат не является удовлетворительным, так как, имея этот уровень, дошкольники обладают не вполне полными (соответствующими программным требованиям), осознанными, обобщенными представлениями, не умеют применять их на практике в новых и нестандартных ситуациях.
Это сделало актуальным разработку и использование комплекса логико-математических игр по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Этот комплекс разработан с учетом требований ФГОС ДО, образовательной программы по математическому развитию детей подготовительной к школе группы, учета возрастных психологических особенностей детей данного возраста. Он основан на принципах личностно-ориентированного обучения, системности и целенаправленности, природосообразности, от простого к сложному, поддержки активности, самостоятельности и инициативы детей. Логикоматематические игры подобраны с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов детей старшего дошкольного возраста, для их использования в группе детского сада была создана эффективная развивающая предметно-пространственная среда.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в уровнях сформированности математических представлений у дошкольников по всем критериям. Это дает нам основание для вывода о том, логико-математические игры являются важным условием для успешного формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, они эффективны для формирования количественных, числовых, геометрических, пространственных, временных представлений и представлений о форме, величине предметов и способах их измерений.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены, гипотеза подтвердилась.
1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Н. И. Поддьяков, Т. С. Комарова [и др.] ; под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - Москва : Просвещение, 1981. - С. 84-103.
2. Агапова, И. А. Театральные занятия и игры в детском саду : развивающие упражнения, тренинги, сценарии / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Лада, 2015. - 224 с.
3. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 243 с.
4. Белошистая, А. В. Диагностика математического развития детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкол. образоват. организаций / А. В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2017. - 135 с.
5. Белошистая, А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях / А. В. Белошистая. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 320 с.
6. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : учеб. пособие / А. В. Белошистая. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 300 с.
7. Белошистая, А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения : монография / А. В. Белошистая. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 234 с.
8. Белошистая, А. В. Тесты для проверки математических способностей детей 6-7 лет / А. В. Белошистая. - Москва : Айрис-пресс, 2014. - 24 с.
9. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : вопр. теории и практики : курс лекций для студентов вузов / А. В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
10. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З. М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника : материалы симп. / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - Москва : Просвещение, 1966. - С. 23-31.
11. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада /
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. - 207 с.
12. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду /
A. К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 160 с.
13. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие для вузов / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 282 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. - 671 с.
15. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - Москва : Университет, 2006. - 331 с...