Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Работа №70572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 9
1.1. Педагогическая поддержка ребенка дошкольного возраста:
сущность, структура, функции, принципы 9
1.2. Особенности развития логико-математических представлений у
старших дошкольников 19
1.3. Содержание педагогической поддержки ребенка в процессе
развития логико-математических представлений 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ
РАЗВИТИЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 39
2.1. Диагностика уровня развития логико-математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Методические рекомендации по организации педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе
развития логико-математических представлений 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ


Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а так же современной практики дошкольного образования позволяет говорить, что в связи с введением ФГОС ДО возрастает необходимость изучения проблемы педагогической поддержки и сопровождения ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
В отечественной педагогике способы и методы педагогической поддержки плодотворно разрабатывались педагогами-новаторами (А. Александровой, В.П. Бедерханова (5), Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана (15), Н.Б. Крыловой (28) и других), которые в рамках педагогики сотрудничества обосновывали необходимость взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В их исследованиях выделяются основные установки, которые лежат в основе педагогической поддержки: принятие каждого ребенка, прямое обращение педагога к детям, диалог с ними, понимание его индивидуальных потребностей и проблем, действенная помощь ребенку и принятия его таким, каков он есть на самом деле; эмпатийное понимание ребенка, оказание ему помощи именно тогда, когда она больше всего необходима; открытое, доверительное общение с ребенком, которое требует, чтобы педагог всегда оставался самим собой; это дает возможность детям понять, принять и полюбить педагога таким, какой он есть.
В соответствии с ФГОС ДО педагогическая поддержка детей дошкольного возраста, определяется, как педагогическое сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения (41).
Педагогическое сопровождение ребенка в ФГОС ДО определяется как система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
В настоящее время очень часто встречаются дети с повышенной тревожностью, они не уверенны в своих силах. Такие дети чрезвычайно зависимы от внешних обстоятельств: они боятся негативной оценки, они боятся себя, поскольку, сравнивая себя с другими, обнаруживают не свои достоинства, а свои недостатки, считают себя «хуже всех» и обижаются на всех за это. У таких детей возникают трудности в обучении, в реализации личностного потенциала, в интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии ребенка.
Педагогическая поддержка и сопровождение способствует индивидуализации личности ребенка, развитию ее «самости», создает условия для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект- субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Поэтому детям «группы риска» необходимо оказать педагогическую помощь, сопровождать их в процессе развития логико-математических представлений.
Развитие логико-математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Изучением данной проблемой занимались такие исследователи как: П.Я. Гальперин (16), А.М. Леушина (31), З.А. Михайлова (32), Ж.Пиаже (38), Т.В. Тарунтаева (50), А.А. Столяр (52), Д.Б. Эльконин (55), в настоящее время изучением логико-математических представлений у дошкольников занимаются такие педагоги как: Н.А. Арапова-Пискарева (3), А.В. Белошистая (6), А.М. Вербенец (32), В.А. Козлова (25), Р.Л. Непомнящая (52), Е.А. Носова (32), М.Н. Полякова (32), Г.Н. Торохова (49) и др.
Под логико-математическими представлениями А.А. Столяр понимает «обобщенное отражение математических категорий, способствующих развитию мыслительной деятельности ребенка к применяемым в математике способам рассуждений (умения анализировать, сопоставлять, обобщать)» (52, 234).
Математические представления, как отмечает А.М. Леушина (31) - это субъективные образы объективно существующие, воссоздающиеся памятью или воображением, возникающие, когда что-то материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействует на органы чувств субъекта.
Рассматривая проблему формирования элементарных математических представлений, З.А. Михайлова отмечает, что для возникновения логико-математических представлений у ребенка необходимо подвести его к осознанию способов выполнения какой-либо деятельности. Это предполагает развитие логико-математических представлений у детей: умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности) (32).
Анализ научной литературы и педагогической практики позволяет говорить, что педагогическая поддержка и сопровождение ребенка дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений - это создание психолого-педагогических условий для развития логико-математических представлений ребенка (умения анализировать, сопоставлять, обобщать) в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Правильно организованная педагогическая поддержка ребенка влияет на успешное освоение логико-математических представлений у детей дошкольного возраста, дети начинают с интересом воспринимать новую информацию, у них появляется потребность в мыслительной деятельности, требующей от ребенка умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности).
В научной литературе недостаточно разработана данная проблема, что обусловило выбор темы нашего исследования «Педагогическая поддержка ребенка в процессе развития логико-математических представлений».
Проблема исследования: содержание педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
Цель исследования: выявление проблем, связанных с развитием логико-математических представлений у старших дошкольников, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей, испытывающих трудности в обучении математике, и методических рекомендаций для педагогов.
Объект исследования: педагогическая поддержка детей в процессе развития логико-математических представлений у дошкольников.
Предмет исследования: содержание педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие логико-математических представлений.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что реализация педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений, будет проходить эффективно, если:
• выявлено проблемное поле и созданы индивидуальные образовательные маршруты для детей, испытывающих трудности в обучении математике;
• разработаны методические рекомендации для педагогов по организации педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие логико-математических представлений.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции, принципы педагогической поддержки ребенка;
2. Рассмотреть особенности развития логико-
математических представлений у старших дошкольников.
3. Теоретически обосновать содержание педагогической поддержки ребенка старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений.
4. Выявить уровень развития логико-математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по организации педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений.
Для решения проблемы исследования использовались, сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования:
— теоретические (анализ научно-методической, психологической, педагогической литературы);
— эмпирические (беседа, тестирование, педагогический эксперимент);
— количественный и качественный анализ полученных результатов.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисовский детский сад «Солнышко» Волоконовского района Белгородской области», старшая группа.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2016 г. - сентябрь 2016 г.) изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в психологической, педагогической и методико-математической литературе. Формулировка исходных позиций исследования и гипотезы, определение содержания педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
Второй этап (октябрь 2016г. - май 2017г.) проведение экспериментальной работы констатирующего этапа эксперимента с целью выявления уровня развития логико-математических представлений, проблемного поля и разработки методических рекомендаций по организации педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений.
Третий этап (май-июнь 2017г.) анализ и обобщение итогов исследовательской работы, корректировка теоретических и практических выводов, оформление полученных результатов в виде выпускной квалификационной работы и ее защита.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа литературы отечественных и зарубежных ученых, была проведена экспериментальная работа, направленная на изучение научно-методической литературы и обоснование наиболее эффективных педагогических условий реализации педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день методической литературы, мы выяснили, что решением данной проблемы занимались такие исследователи как: М.В. Алешина (1), Е.В. Безрукова (4), О.С. Газмана (15), С.Н. Егошина (20), Н.Б. Крыловой (28), З.А. Михайлова (32), А.А. Столяр (52) и др.
Таким образом, проанализировав точки зрения исследователей по данной проблеме, педагогическую поддержку детей, мы рассматриваем как совместное определение с ребенком его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании.
На основе анализа научной литературы, мы содержание педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений.
В ходе исследования была проведена экспериментальная работа, где мы разработали критерии и показатели развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и определили уровень развития логико-математических представлений у детей. Таким образом, дети в группе имеют разный уровень развития логико-математических представлений, с преобладанием низкого уровня 50% (7 детей), средний у 35,7% (5 детей) и высокий, только у 14,3% (2 ребенка).
На основе полученных результатов нами были разработаны методические рекомендации педагогам по организации педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе развития логико-математических представлений.
Во-первых, педагог необходимо выявить проблемное поле, связанное с развитием логико-математических представлений, а затем создать индивидуальные образовательные маршруты для детей, испытывающих трудности в обучении математике. Разрабатывая индивидуальные образовательные маршруты для конкретного ребенка, педагог должен учитывать уровень развития логико-математических представлений ребенка.
В содержание развивающей работы, мы рекомендуем использовать разработанный нами перспективный план реализации логико-математических игр, в котором указаны определенные задачи и упражнения (Приложение 7).
Во-вторых, в работе с детьми необходимо организовывать проблемно-игровые ситуации, обеспечивающие ситуацию успеха ребенка в процессе познания логико-математических представлений. Нами представлен комплекс проблемно-игровых ситуаций с логическими блоками Дьенеша, при проведении которых дети осваивают логические зависимости: выявляют свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина), сравнивают их, проводят классификацию и обобщение, а также выполняют логические действия и мыслительные операции (Приложение 5).
В-третьих, педагогу необходимо методически правильно подходить к созданию развивающей предметно-пространственной среды, побуждающей ребенка к применению в логико-математических способах познания (классифицировать, считать, измерять, обобщать и т.д.), учитывать индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка.
Проведенное нами исследование показало эффективность проведенной работы и позволяет сделать вывод о необходимости педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений. Таким образом, поставленные задачи решены, работа может быть продолжена в дальнейшем.



1. Алешина М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля обучения дошкольников [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук /М.В. Алешина. - Саратов, 2009. - 21с.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность [Текст]: В сб.: Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование /Т.В. Анохина. - М.: Инноватор, 2006. - №15. - С. 48-50.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 243с.
4. Безрукова Е.В. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих ярко выраженные способности [Текст] /Е.В. Безрукова, А.А. Иванова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 8. - С.25-27.
5. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка [Текст] /В.П. Бедерханова // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С.39.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст] /А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
7. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика) [Текст]: автореф. дис. ... док. пед. наук /А.В. Белошистая. - М., 2014.- 20с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. - М., 1998. - 134с.
9. Браташ Э.Е. Средства развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5. - С. 148-150.
10. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1999. - 123с.
11. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология [Текст] /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 234с.
12. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании [Текст] / Под ред. О.С. Газмана. - М.: Инноватор, 2006. - 76с.
13. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей дошкольного возраста в образовании [Текст]/ Под ред. О.С. Газмана /И.В. Воронкова //Материалы Всеросс. конф. - М.: УВЦ Инноватор, 2006. - С.50.
14. Газман О.С. Педагогическая поддержка в образовании: десять концепций и эссе [Текст] / О.С. Газман. - М.: Инноватор, 2005. - 58с.
15. Газман О.С., Вейсс P.M. Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования [Текст] /О.С. Газман, Р.М. Вейсс, Н.Б. Крылова. - М.: Инноватор, 2005. - 103с.
16. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] /П.Я Гальперин. - М., 1985. 45с.
17. Гальперин П.Я., К вопросу о формировании начальных математических понятий [Текст] /П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев //Доклады академии педагогических наук РСФСР, 1985. - №1. - С.34-39.
18. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2002. - 80 с.
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. — 100 с
20. Егошина С.Н. Логико-математическое развитие дошкольников средствами моделирования [Текст] /С.Н. Егошина //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2016. - С.76-82.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] /И.А. Зимняя. - М.: Изд-во Логос, 2012. - 188 с.
22. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого¬педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В.Давыдова) [Текст] /В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002.
- 198 с.
23. Кодатенко О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук /О.М. Кодатенко. - Саратов, 1998. - 18с.
24. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2000. - 176с.
25. Козлова, В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дисс. ... на соиск. уч. ст. док. пед. наук /В.А. Козлова. - Москва, 2013. - 20с.
26. Краткий толковый словарь русского языка [Текст] /Сост. И.А.Городецкая Т.Н. Половцева, М.Н.Судоплатова, Т.А. Фолянко / Под ред. В.В. Розановой.
- М.: Рус.яз., 1989. - 255с.
27. Крутова М.В. Система педагогической поддержки дошкольников в продуктивном обучении: На материале подготовительных курсов для поступления в вуз [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / М.В. Крутова. - 2014. - 181с.
28. Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение с
дошкольниками [Текст] /Н.Б. Крылова. - Ульяновский ГПУ им. Им.
Ульянова, 2015. - С. 123-126.
29. Курников Д.В. Сущность понятия «педагогическая поддержка в образовании» [Текст] /Д.В. Куринов //Педагогика. Народное образование. - 2012. - №5. - С.20-23.
30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] /А.Н. Леонтьева. — М., 1988. - 575с.
31. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 2004. - 368с.
32. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] /З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
33. Михайлова З.А. Педагогическая поддержка позитивной социализации старших дошкольников в проектной деятельности [Текст] /З.А. Михайлова, И.Г. Винокурова, В.К. Новикова //Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. - С.14-16.
34. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. - Издательство: Просвещение, 2015. - 180с.
35. Метлина Л. С. Математика в детском саду [Текст] /Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2004. - 256с.
36. Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях [Текст]: Пособие для руководителей ДОУ /Г.П. Новикова. - М.: Вентана - Граф, 2007. - 80с.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика, 2014. — с.123.
38. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия [Текст] /Ж. Пиаже //Вопросы психологии, 2006. - №4. - С. 16-18.
39. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - Из-во:БольшаяРоссийская энциклопедия Золотой фонд, 2009. - 528с.
40. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М., 1996. - С.176.
41. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
42. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] /Д. И. Фельдштейн. — Санкт-Петербург, МПСИ, МОДЭК, 2010.- 16 с.
43. Психологический словарь [Текст]: /Под ред. В.П. Зинченко,
Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика Пресс, 2006. - 440с.
44. Раннее домашнее сопровождение [Текст] /Е. А. Иванова. - Санкт- Петербург, Речь, 2003.- 96с.
45. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников [Текст]: Современные направления /Г.А. Репина. - М.: Т. Ц. Сфера, 2008. - С.32-35.
46. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн.
- М. : Педагогика, 2003.— 423с.
47. Смоленцева А.А. Математика до школы [Текст] /А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова. - СПб.: «Детство-пресс», 2006. - 127с.
48. Серова З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений [Текст] /З. Серова //Дошкольное воспитание. - 2002. - №5,
6. - с.31-40.
49. Торохова Г.Н. Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений [Текст]: дисс. ... на соис. уч. ст. канд. пед. наук /Г.Н. Торохова . - Челябинск, 2012. - 176с.
50. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] /Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2010. - 119с.
51. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016.
— 496 с
52. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] /Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др. //под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2008. - 303 с.
53. Чакрян Т.К. Педагогическая поддержка в образовательной практике [Текст] /Т.К. Чакрян // Материалы XII научно-технической конф. «Вузовская наука -Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь, 2008. - 145с.
54. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] /И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 2000, - 240 с.
55. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 358 с.
56. Полякова Н.А. Научно-педагогические аспекты проблемы педагогической поддержки обучающихся / Н.А. Полякова, Т.Р Тихонова, Л.Ф. Рябченко [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www.socobraz.ru/index.php/
57. Сидоренко С. Г. Развитие у старших дошкольников логико-математических
представлений [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://multiurok.ru/sidorenkosg/blog/razvitiie-u-starshikh-doshkol-nikov-loghiko-matiematichieskikh-priedstavlienii.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ