ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Исторический анализ геометрического содержания в курсе
математики начальной школы 11
1.2. Подходы к формированию математических понятий у детей
младшего школьного возраста 20
1.3 Особенности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Выявление уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 49
2.2. Педагогические условия формирования геометрических поня
тий у детей младшего школьного возраста посредством практических работ 60
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Исторический анализ геометрического содержания в курсе
математики начальной школы 11
1.2. Подходы к формированию математических понятий у детей
младшего школьного возраста 20
1.3 Особенности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Выявление уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 49
2.2. Педагогические условия формирования геометрических поня
тий у детей младшего школьного возраста посредством практических работ 60
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
Актуальность. В последние десятилетия существенно изменился подход к задачам, стоящим перед школой. Основная задача начальной школы - сформировать учебную деятельность младших школьников. Специфика учебной деятельности заключается во взаимодействии обучающегося с научными понятиями. Формирование у школьников научных понятий, системы этих понятий, является одной из основных задач школьного обучения на всех его этапах, поэтому вопросы поиска путей глубокого и прочного их усвоения всегда были и остаются актуальными вопросами педагогической теории и практики. Однако анализ практики показывает, что у обучающихся при формировании понятий часто возникают большие трудности. Обучающиеся с трудом различают признаки понятий, с трудом соотносят их. У них затруднена такая форма мыслительной деятельности, как образование умозаключений. Наблюдается тенденция к механическому заучиванию материала [72].
Проблема формирования геометрических представлений у детей младшего школьного возраста постоянно находится в центре внимания государственных структур, психолого-педагогической теории и практики обучения математике в начальной школе. Об этом свидетельствуют стратегические документы, определяющие роль и место начального образования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России и Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждённая приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 года [1].
Геометрический смысл начального курса математики способствует не только освоению обучающимися математической компетентности, но и формированию элементов ключевых компетенций, например способности критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, работать и взаимодействовать в группе или команде и тому подобное [30].
Именно потребность в обновлении образовательного процесса обусловила внесение изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В отличие от предыдущей редакции в новом документе требования к результатам обучения сформулированы с учетом компетентностного подхода к оценке знаний, включая требования к содержательной линии «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»: определять существенные признаки геометрических фигур; называть элементы многоугольников, квадрата и круга; изображать геометрические фигуры на листе в клеточку, строить прямоугольники; обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита; конструировать геометрические фигуры из других фигур; разбивать фигуру на части. Определенные умения являются необходимыми, но недостаточным условием овладения предметной компетентности по геометрии. Ученику нужна также способность мобилизовать эти умения в нужный момент. Именно на формирование этого качественного образования личности также должен быть направлен современный образовательный процесс [6].
Степень изученности проблемы. Теоретические основы обучения математике школьников разработаны в трудах следующих математиков и педагогов: Л.К. Артемова, Я.И. Груденова, В.А. Гусева, В.А. Далингера, Г.В. Дорофеева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, В.И. Крупича, Г.Л. Луканкина, Е.И. Лященко, В.И. Мишина, Г.И. Саранцева, А.А. Столяра, Н.А. Терешина, Р.А. Утеевой, П.М. Эрдниева. В работах А.К. Артемова, Я.И. Груденова, М.И. Зайкина, Т.А. Ивановой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, Н.А. Терешина и других особое внимание уделяется вопросам совершенствования способов введения новых понятий, содержания и методики работы с ними, а также определения способов выявления уровня их усвоения школьниками. Усвоение понятий, по мнению ученых, предполагает усвоение действий, соответствующих им, в частности, действий распознавания и выведения следствий. Соответствующие упражнения в аспекте содержания обучения выступают в качестве носителя этих действий. В исследованиях Я.И. Груденова, М.Р. Леонтьевой, Г.И. Саранцева, C.B. Суворовой и др. отмечается, что упражнения на практических занятиях являются важным средством формирования у учащихся математических знаний, способов деятельности, одной из основных форм учебной работы школьников в процессе изучения математики.
Как средство формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста нами были выбраны практические работы.
Под практической работой обучающихся мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время [50].
Актуальность использования практических работ при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста раскрыта в работах М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, М.И. Моро, Я.И. Груденова, В.И. Мишиной и др.
В настоящее время имеет место ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне: современными требованиями общества к формированию геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и недостаточным уровнем их сформированности;
на научно-педагогическом уровне: между необходимостью научно-теоретического обоснования процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и недостаточностью исследований по данному направлению в педагогической науке;
на научно-методическом уровне: теоретическим обоснованием процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и отсутствием системы практических заданий, которая способствовала бы их формированию у обучающихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Сейчас нужны новые подходы к формированию геометрических понятий у детей младшего школьного возраста, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод практических работ.
Проблема - каковы возможности практических работ в процессе формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - процесс формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста будет успешным при соблюдении и реализации следующих психолого-педагогических условий:
• Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии;
• Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста через использование конструкторского способа;
• Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еомет- рия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу...
Проблема формирования геометрических представлений у детей младшего школьного возраста постоянно находится в центре внимания государственных структур, психолого-педагогической теории и практики обучения математике в начальной школе. Об этом свидетельствуют стратегические документы, определяющие роль и место начального образования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России и Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждённая приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 года [1].
Геометрический смысл начального курса математики способствует не только освоению обучающимися математической компетентности, но и формированию элементов ключевых компетенций, например способности критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, работать и взаимодействовать в группе или команде и тому подобное [30].
Именно потребность в обновлении образовательного процесса обусловила внесение изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В отличие от предыдущей редакции в новом документе требования к результатам обучения сформулированы с учетом компетентностного подхода к оценке знаний, включая требования к содержательной линии «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»: определять существенные признаки геометрических фигур; называть элементы многоугольников, квадрата и круга; изображать геометрические фигуры на листе в клеточку, строить прямоугольники; обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита; конструировать геометрические фигуры из других фигур; разбивать фигуру на части. Определенные умения являются необходимыми, но недостаточным условием овладения предметной компетентности по геометрии. Ученику нужна также способность мобилизовать эти умения в нужный момент. Именно на формирование этого качественного образования личности также должен быть направлен современный образовательный процесс [6].
Степень изученности проблемы. Теоретические основы обучения математике школьников разработаны в трудах следующих математиков и педагогов: Л.К. Артемова, Я.И. Груденова, В.А. Гусева, В.А. Далингера, Г.В. Дорофеева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, В.И. Крупича, Г.Л. Луканкина, Е.И. Лященко, В.И. Мишина, Г.И. Саранцева, А.А. Столяра, Н.А. Терешина, Р.А. Утеевой, П.М. Эрдниева. В работах А.К. Артемова, Я.И. Груденова, М.И. Зайкина, Т.А. Ивановой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, Н.А. Терешина и других особое внимание уделяется вопросам совершенствования способов введения новых понятий, содержания и методики работы с ними, а также определения способов выявления уровня их усвоения школьниками. Усвоение понятий, по мнению ученых, предполагает усвоение действий, соответствующих им, в частности, действий распознавания и выведения следствий. Соответствующие упражнения в аспекте содержания обучения выступают в качестве носителя этих действий. В исследованиях Я.И. Груденова, М.Р. Леонтьевой, Г.И. Саранцева, C.B. Суворовой и др. отмечается, что упражнения на практических занятиях являются важным средством формирования у учащихся математических знаний, способов деятельности, одной из основных форм учебной работы школьников в процессе изучения математики.
Как средство формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста нами были выбраны практические работы.
Под практической работой обучающихся мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время [50].
Актуальность использования практических работ при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста раскрыта в работах М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, М.И. Моро, Я.И. Груденова, В.И. Мишиной и др.
В настоящее время имеет место ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне: современными требованиями общества к формированию геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и недостаточным уровнем их сформированности;
на научно-педагогическом уровне: между необходимостью научно-теоретического обоснования процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и недостаточностью исследований по данному направлению в педагогической науке;
на научно-методическом уровне: теоретическим обоснованием процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и отсутствием системы практических заданий, которая способствовала бы их формированию у обучающихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Сейчас нужны новые подходы к формированию геометрических понятий у детей младшего школьного возраста, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод практических работ.
Проблема - каковы возможности практических работ в процессе формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - процесс формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста будет успешным при соблюдении и реализации следующих психолого-педагогических условий:
• Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии;
• Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста через использование конструкторского способа;
• Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еомет- рия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу...
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и позволяет сделать следующие выводы.
Нами уточнено понятие геометрические понятия, которые являются одним из важнейших элементов системы научных знаний, логической основой законов и теорий. Они играют ведущую роль в процессе усвоения системы начальных математических знаний. Определены особенности, структура и содержание формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Выделены критерии и показатели геометрических понятий:
1. Способность к аналитико-синтетической деятельности, показателями которого являются сформированность навыков анализа и синтеза, умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, умения классифицировать материал, знание формы простейших геометрических фигур.
2. Сформированность навыков визуального анализа, показателями которого является умение визуально находить общие и отличительные признаки.
3. Знание геометрических фигур, показателями которого являются умение выделять фигуру из композиции, образованной наложением одних форм на другие.
4. Умение ориентироваться в пространстве, показателями которого являются знания детьми частей тела, парных направлений, расположение предметов на плоскости стола, понимание словесных обозначений пространственных отношений.
Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Математика». Особое содержание геометрического материала, включенного в программу математики и реализованного в системе тщательно 82
отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами). На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста обеспечивается реализацией комплекса условий: Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии; Формирование геометрических понятий у младших школьников через использование конструкторского способа; Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еометрия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу.
Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Проведенное исследование показало, что геометрические понятия детей сформированы недостаточно, ученики испытывают затруднения при узнавании и воспроизведении данных понятий, хотя известно, что понятия считаются одним из самых ключевых элементов в содержании любого учебного предмета в младших классах, в частности, при изучении математики.
Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетельствует об успешности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста, что подтверждается переходом большинства детей на более высокий уровень сформированности геометрических понятий и представлений. Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено результатами повторной диагностики.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения практического курса «Занимательная геометрия» является ступенью к решению общей проблемы формирования геометрических понятий у обучающихся и повышения качества математического образования младших школьников в целом.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута.
Нами уточнено понятие геометрические понятия, которые являются одним из важнейших элементов системы научных знаний, логической основой законов и теорий. Они играют ведущую роль в процессе усвоения системы начальных математических знаний. Определены особенности, структура и содержание формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Выделены критерии и показатели геометрических понятий:
1. Способность к аналитико-синтетической деятельности, показателями которого являются сформированность навыков анализа и синтеза, умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, умения классифицировать материал, знание формы простейших геометрических фигур.
2. Сформированность навыков визуального анализа, показателями которого является умение визуально находить общие и отличительные признаки.
3. Знание геометрических фигур, показателями которого являются умение выделять фигуру из композиции, образованной наложением одних форм на другие.
4. Умение ориентироваться в пространстве, показателями которого являются знания детьми частей тела, парных направлений, расположение предметов на плоскости стола, понимание словесных обозначений пространственных отношений.
Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Математика». Особое содержание геометрического материала, включенного в программу математики и реализованного в системе тщательно 82
отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами). На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста обеспечивается реализацией комплекса условий: Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии; Формирование геометрических понятий у младших школьников через использование конструкторского способа; Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еометрия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу.
Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Проведенное исследование показало, что геометрические понятия детей сформированы недостаточно, ученики испытывают затруднения при узнавании и воспроизведении данных понятий, хотя известно, что понятия считаются одним из самых ключевых элементов в содержании любого учебного предмета в младших классах, в частности, при изучении математики.
Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетельствует об успешности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста, что подтверждается переходом большинства детей на более высокий уровень сформированности геометрических понятий и представлений. Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено результатами повторной диагностики.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения практического курса «Занимательная геометрия» является ступенью к решению общей проблемы формирования геометрических понятий у обучающихся и повышения качества математического образования младших школьников в целом.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Методы формирования геометрических понятий
у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование геометрических понятий у младших школьников на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ
ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Устное народное творчество как средство развития у детей младшего школьного возраста математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования у младших школьников геометрических понятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства (Читинский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021





