ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Исторический анализ геометрического содержания в курсе
математики начальной школы 11
1.2. Подходы к формированию математических понятий у детей
младшего школьного возраста 20
1.3 Особенности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Выявление уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 49
2.2. Педагогические условия формирования геометрических поня
тий у детей младшего школьного возраста посредством практических работ 60
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
Актуальность. В последние десятилетия существенно изменился подход к задачам, стоящим перед школой. Основная задача начальной школы - сформировать учебную деятельность младших школьников. Специфика учебной деятельности заключается во взаимодействии обучающегося с научными понятиями. Формирование у школьников научных понятий, системы этих понятий, является одной из основных задач школьного обучения на всех его этапах, поэтому вопросы поиска путей глубокого и прочного их усвоения всегда были и остаются актуальными вопросами педагогической теории и практики. Однако анализ практики показывает, что у обучающихся при формировании понятий часто возникают большие трудности. Обучающиеся с трудом различают признаки понятий, с трудом соотносят их. У них затруднена такая форма мыслительной деятельности, как образование умозаключений. Наблюдается тенденция к механическому заучиванию материала [72].
Проблема формирования геометрических представлений у детей младшего школьного возраста постоянно находится в центре внимания государственных структур, психолого-педагогической теории и практики обучения математике в начальной школе. Об этом свидетельствуют стратегические документы, определяющие роль и место начального образования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России и Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждённая приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 года [1].
Геометрический смысл начального курса математики способствует не только освоению обучающимися математической компетентности, но и формированию элементов ключевых компетенций, например способности критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, работать и взаимодействовать в группе или команде и тому подобное [30].
Именно потребность в обновлении образовательного процесса обусловила внесение изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В отличие от предыдущей редакции в новом документе требования к результатам обучения сформулированы с учетом компетентностного подхода к оценке знаний, включая требования к содержательной линии «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»: определять существенные признаки геометрических фигур; называть элементы многоугольников, квадрата и круга; изображать геометрические фигуры на листе в клеточку, строить прямоугольники; обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита; конструировать геометрические фигуры из других фигур; разбивать фигуру на части. Определенные умения являются необходимыми, но недостаточным условием овладения предметной компетентности по геометрии. Ученику нужна также способность мобилизовать эти умения в нужный момент. Именно на формирование этого качественного образования личности также должен быть направлен современный образовательный процесс [6].
Степень изученности проблемы. Теоретические основы обучения математике школьников разработаны в трудах следующих математиков и педагогов: Л.К. Артемова, Я.И. Груденова, В.А. Гусева, В.А. Далингера, Г.В. Дорофеева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, В.И. Крупича, Г.Л. Луканкина, Е.И. Лященко, В.И. Мишина, Г.И. Саранцева, А.А. Столяра, Н.А. Терешина, Р.А. Утеевой, П.М. Эрдниева. В работах А.К. Артемова, Я.И. Груденова, М.И. Зайкина, Т.А. Ивановой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, Н.А. Терешина и других особое внимание уделяется вопросам совершенствования способов введения новых понятий, содержания и методики работы с ними, а также определения способов выявления уровня их усвоения школьниками. Усвоение понятий, по мнению ученых, предполагает усвоение действий, соответствующих им, в частности, действий распознавания и выведения следствий. Соответствующие упражнения в аспекте содержания обучения выступают в качестве носителя этих действий. В исследованиях Я.И. Груденова, М.Р. Леонтьевой, Г.И. Саранцева, C.B. Суворовой и др. отмечается, что упражнения на практических занятиях являются важным средством формирования у учащихся математических знаний, способов деятельности, одной из основных форм учебной работы школьников в процессе изучения математики.
Как средство формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста нами были выбраны практические работы.
Под практической работой обучающихся мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время [50].
Актуальность использования практических работ при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста раскрыта в работах М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, М.И. Моро, Я.И. Груденова, В.И. Мишиной и др.
В настоящее время имеет место ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне: современными требованиями общества к формированию геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и недостаточным уровнем их сформированности;
на научно-педагогическом уровне: между необходимостью научно-теоретического обоснования процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и недостаточностью исследований по данному направлению в педагогической науке;
на научно-методическом уровне: теоретическим обоснованием процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и отсутствием системы практических заданий, которая способствовала бы их формированию у обучающихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Сейчас нужны новые подходы к формированию геометрических понятий у детей младшего школьного возраста, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод практических работ.
Проблема - каковы возможности практических работ в процессе формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - процесс формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста будет успешным при соблюдении и реализации следующих психолого-педагогических условий:
• Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии;
• Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста через использование конструкторского способа;
• Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еомет- рия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу...
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и позволяет сделать следующие выводы.
Нами уточнено понятие геометрические понятия, которые являются одним из важнейших элементов системы научных знаний, логической основой законов и теорий. Они играют ведущую роль в процессе усвоения системы начальных математических знаний. Определены особенности, структура и содержание формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Выделены критерии и показатели геометрических понятий:
1. Способность к аналитико-синтетической деятельности, показателями которого являются сформированность навыков анализа и синтеза, умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, умения классифицировать материал, знание формы простейших геометрических фигур.
2. Сформированность навыков визуального анализа, показателями которого является умение визуально находить общие и отличительные признаки.
3. Знание геометрических фигур, показателями которого являются умение выделять фигуру из композиции, образованной наложением одних форм на другие.
4. Умение ориентироваться в пространстве, показателями которого являются знания детьми частей тела, парных направлений, расположение предметов на плоскости стола, понимание словесных обозначений пространственных отношений.
Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Математика». Особое содержание геометрического материала, включенного в программу математики и реализованного в системе тщательно 82
отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами). На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста обеспечивается реализацией комплекса условий: Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии; Формирование геометрических понятий у младших школьников через использование конструкторского способа; Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еометрия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу.
Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста. Проведенное исследование показало, что геометрические понятия детей сформированы недостаточно, ученики испытывают затруднения при узнавании и воспроизведении данных понятий, хотя известно, что понятия считаются одним из самых ключевых элементов в содержании любого учебного предмета в младших классах, в частности, при изучении математики.
Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетельствует об успешности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста, что подтверждается переходом большинства детей на более высокий уровень сформированности геометрических понятий и представлений. Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено результатами повторной диагностики.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения практического курса «Занимательная геометрия» является ступенью к решению общей проблемы формирования геометрических понятий у обучающихся и повышения качества математического образования младших школьников в целом.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Александрова, Е. Особенности учебной программы по математике / Е. Александрова, А. Кондратюк // Начальное образование. Методический советчик. - 2012. - № 36 (660). - С. 20-24.
2. Ардобицкая, К. И. Использование учебных игр на уроках математики / К. И. Ардобицкая // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 29-35.
3. Артемов, А. К. Интегрированная методика обучения математике и развивающее обучение школьников / А. К. Артемов // Развивающее обучение математике : межвуз. сб. науч. ст. / Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского ; под ред. А. К. Артемова. - Пенза : ПГПУ, 1999. - С. 4-14.
4. Артемьев, А. К. Состав и методика формирования геометрических умений школьников / А. К. Артемов. - Саратов : Приволж. книж. изд-во, 2016. - 385 с.
5. Астряб, А. Н. Наглядная геометрия : (лаборатор. метод изложения) : первая ступень : нач. курс геометрии / А. М. Астряб. - Москва : Гос. изд-во, 1923. - 159 с.
6. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 142 с.
7. Бех, И. Д. Воспитание личности / И. Д. Бех. - Москва : Просвещение, 2008. - 838 с.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. Т. 1 / П. П. Блонский : под ред. А. В. Петровского. - Москва : Педагогика, 1979. - 304 с.
9. Богданович, М. В. Методика преподавания математики в начальных классах : учеб. пособие / М. В. Богданович, М. В. Козак, Я. А. Король. - Тернополь : Учеб. кн., 2008. - 336 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.
11. Болотина, Е. А. Преемственность в системе непрерывного математического образования / Е. А. Болотина // Начальное образование. - 2010. - № 18.
• С. 2-4.
12. Бондур, Н. Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС : апробация технологич. карты урока / Н. Г. Бондур. - Сургут : [б. и.], 2012. - 118 с.
13. Бочек, Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» / Е.А. Бочек // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 25-30.
14. Бугаев, А. И. Дифференциация обучения учащихся в общеобразовательной школе : метод. рекомендации / А. И. Бугаев. - Москва : Сфера, 2015. - 31 с.
15. Бурда, М. И. Принципы отбора содержания школьного математического образования / М. И. Бурда // Педагогика и психология.- 2016. - № 6. - С. 40-45...