Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности

Работа №95032

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития композиционных
навыков у детей 7
1.2. Особенности развития композиционных навыков у детей младшего
школьного возраста 13
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития
композиционных навыков у детей младшего школьного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости
композиционных навыков у детей младшего школьного возраста 36
2.2. Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей
младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, в том числе развитие эстетического вкуса, композиционных навыков и гармонии при восприятии мира. Об этом говорится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [40]. Композиционные навыки - это сознательное владение методами и приемами художественной деятельности, основанной на выразительных творческих средствах. Процесс развития композиционных навыков зависит от индивидуальных особенностей, творческих способностей личности ребенка, от методических особенностей организации и проведения занятий по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Особая роль в развитии композиционных навыков у детей младшего школьного возраста принадлежит искусству.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) выделена предметная область «Искусство», которая включает такой курс как «Изобразительное искусство». Одним из планируемых результатов обучения является овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании) [39]. В процессе изобразительной деятельности формируются композиционные навыки.
По мнению Т.С. Комаровой [17], изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Благодаря развитию композиционных навыков ребёнок начинает отчетливее видеть разницу между прекрасным и безобразным в жизни и в искусстве, понимать гармонию окружающего мира. Развитие композиционных навыков способствует повышению уровня мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), развиваются умственные способности, формируется умение планировать свою деятельность, установление причинно-следственных связей. Всё это содействует полноценному развитию личности ребенка.
В работах М.В. Алпатова можно увидеть, что глубокое и всестороннее познание законов композиции возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом [2]. Младший школьный возраст является сензетивным периодом для овладения мыслительными действиями, носящими наглядно-образный характер. Их необходимо развивать последовательно и целенаправленно. На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, есть проблема в бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.
Таким образом, основываясь на проблему исследования, выявлено противоречие между необходимостью развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким образом организовать процесс развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в образовательных организациях на ступени начального образования в изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы, а также сформулированное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по рисованию направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
2. Определить особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности изобразительной деятельности в развитии композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать содержание комплекса заданий, направленного на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих композиционные навыки: И.С. Телегина, О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, А.В. Свешников, В.Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Н.М. Сокольникова, М.В. Алпатов, Н.П. Костерин, Б.Н. Неменский.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов; теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика. Анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию композиционных навыков осуществлялось в два этапа.
Первый этап включает в себя теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определение психолого-педагогических особенностей развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста; выявление возможности изобразительной деятельности в развитии композиционных навыков детей, подбор диагностического инструментария для выявления уровня развития композиционных навыков у младших школьников.
Второй этап включает в себя проведение диагностики по выявлению уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста, разработку содержания комплекса заданий, направленного на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Определение этапов организации процесса, подбор методов и приёмов развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
База практического исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Каменск- Уральская гимназия» г. Каменска- Уральского. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основываясь на изученную литературу таких авторов как О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, В.С. Кузин, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Н.М. Сокольникова, Б.Н. Неменскийи др. сделаем следующие выводы:
1. На основе определения понятия «композиция» Е.В. Шорохова и определения понятия «навык» Л.С. Рубенштейна можно сделать вывод о том, что композиционные навыки - это сознательно автоматизируемое действие построения целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией объектов.
Развитие композиционных навыков - процесс формирования навыка построения композиции, в которой расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом и гармонией объектов. Процесс развития композиционных навыков зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от методических особенностей организации и проведения занятий изобразительной деятельности.
Говоря о результатах процесса развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Л.А. Батаевой:
- развитие целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде - способность визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира силуэтом - пятном определенной геометрической формы, т.е. способность обучающегося абстрагироваться - умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Умение изображать симметричные формы характеризуется умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет, правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования
между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся;
- целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства - способность детей целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрической формы, в которую возможно вписать эту группу;
- композиционное мышление - умение выделять композиционный центр (доминанту), способны решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественный замысел в творческой композиции.
2. Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития композиционных навыков. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать умения и навыки. Дети демонстрируют разные уровни сформированности умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, которые в начальной школе начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление. Оно становится более широким по объему, менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным по содержанию. Восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, становится расчленённым, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Целостность, как свойство восприятия продолжает развиваться на протяжении младшего школьного возраста. Дети способны контролировать внимание, так как преобладает произвольность.
Развитие мышления, восприятия имеет огромное значение для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Важнейшим аспектом, по данным психологов, является систематическое совершенствование, развитие у детей младшего школьного возраста композиционного мышления и целостного восприятия для способности усваивать специальные знания, умения и навыки в композиции. Именно от этих факторов и выделенных условий зависит положительный результат изобразительной деятельности.
2. Изобразительная деятельность является средством развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию композиционного мышления, основанного на знании и умении применять законы и правила композиции: учатся думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, передавать свои впечатления об окружающей действительности, устанавливать смысловые связи между различными предметами и группами предметов, целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира, передавать в рисунке пропорциональные соотношения между ними, воплощая свой художественный замысел.
Анализ программ по изобразительному искусству 1-4 класс Б.Н. Неменского, В.Н. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др., показывает, что в процессе обучения в начальной школе дети развивают композиционные навыки через следующие виды работ: анализ (обсуждение) репродукций картин с целью выделения способов создания композиции; анализ (обсуждение) детских работ (творческих, самостоятельных и др.); моделирование композиционных схем в абстрактном материале на начальном этапе формирования композиционных навыков у детей. Развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности также содействует познавательная активность, которая носит поисковый характер. Под её влиянием у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами постоянно и активно ищут, испытывают эмоциональный подъём и радость.
Активизация познавательной активности детей без развития познавательного интереса невозможна, поэтому её необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять через беседы, которые раскрывают понятие «композиция» в изобразительной деятельности, её законы и правила. Через дидактические игры, применение нетрадиционных техник рисования, а также упражнения развиваются познавательные процессы, в том числе и композиционное мышление.
М.А. Абрамова предлагает следующие дидактические игры: «Поиграем в сыщика», «Фокусник», «Назови близнецов», «Составь поезд». Грамотно организованная методическая работа по развитию композиционных навыков в изобразительной деятельности предполагает учёт индивидуальных особенностей детей, ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей, создание психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление учебного сотрудничества детей с учителем, структурирование занятий в логике от общего к частному.
4. В соответствии с критериями и показателями развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности подобраны и применены следующие диагностические задания:
- по развитию целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде - методика «Разрезные картинки» (модификация Л.И. Переслени, О.И. Шурановой), «Прогрессивная цветная матрица Равена» (Дж. Равен, модификация Т. В. Розановой);
- по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства- методика «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн, модификация Н. Радлова), «Воспроизведение визуальных репродукций» (Д. Векслер);
- по критерию композиционного мышления- методика «Схематизация» (Л.А. Венгер, модификация Р.И. Бардиной), методика «Кубики Кооса» (С. Коос).
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитие композиционных навыков у 3 детей, на среднем уровне у 10 детей, на низком уровне у 7 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 15 %; средний уровень - 50 %; низкий уровень - 35%
Подытоживая вышеизложенные результаты, отметим, что у детей младшего школьного возраста преобладает средний и низкий уровень развития композиционных навыков:
- по развитию целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде - детям сложно абстрагироваться, у них недостаточно развито умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Они испытывали затруднение в точном подборе деталей самостоятельно с первой попытки, а также трудности при переходе от простого к сложному. Большинство детей были не мотивированы на результат, лишь некоторые из них выполняли задания с удовольствием. Двое детей переходили от простого к сложному без затруднений, затрачивая минимум времени на выполнение заданий, им хотелось дополнительно выполнить более сложный уровень. Один обучающийся после неуспешного выполнения первой карточки, отказался от следующей, ссылаясь на то, что ему сложно и ничего не получится. После помощи учителя и создания ситуации успеха, у ребёнка получилось завершить задание;
- по целостному восприятию группы предметов в произведениях искусства - испытывали затруднение в изображении симметричных форм, то есть умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет. Детям сложно целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое. Троим детям трудно воспринимать правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся, им требовалась помощь учителя. Практически все были мотивированы на результат, посторонний стимул со стороны учителя не требовался. Один обучающийся изначально не хотел выполнять задания, что сказалось на его результатах;
- по критерию композиционного мышления - дети в недостаточной степени обладают умением самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира. Детям было сложно самостоятельно справится с заданием. Им постоянно требовалась посторонняя помощь учителя в виде наводящих вопросов и показа образца. Двое детей самостоятельно, без затруднений выполнили все задания без ошибок, кроме того, дополнительно составили сложный узор из кубиков Кооса.
5. В связи с этим был разработан комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности. Комплекс заданий разрабатывался с учётом возрастных особенностей детей, выделенных критериев и показателей уровня развития композиционных навыков, рассмотренных в первой главе исследования. Изобразительная деятельность осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Задания подобраны таким образом, чтобы у учителя была возможность использовать их на любом этапе урока или внеурочного занятия. Структура каждого задания соответствует этапам формирования композиционных навыков по Л.Б. Ительсону.
При выполнении комплекса заданий в рамках изобразительной деятельности дети знакомятся с традициями русского народа, с понятийным аппаратом, способами рисования, узнают особенности построения композиции, работают с различными художественными материалами. Анализируют репродукции картин русских художников (Б.М. Кустодиева, Е.А. Уварова, В.С. Гусев, А.И. Бортников, Ф.В. Сычков). А также способствует развитию композиционного мышления и целостного визуального восприятия объектов окружающей среды и групп объектов. Предусмотрена как индивидуальная, так и коллективная работа. Большинство заданий предполагает обращение детей к собственному жизненному опыту.
Процесс развития композиционных навыков можно выстраивать при помощи следующих частных методов по Б.М. Неменскому: поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, широких ассоциаций, привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности , отчётных уроков, оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников, свободы в системе ограничений, диалогичности, сравнения.
По мнению Б.М. Неменского, целостность обучения обеспечивается определёнными методами, через которые реализуются соответствующие принципы: освоение вживанием, постоянства связи с жизнью, опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Изобразительная деятельность является частью учебно-воспитательной работы в школе. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.



1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 класс / М.А. Абрамова. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 122с.
2. Алпатов, М.А. Композиция в живописи / М.А. Алпатов. - Москва: Искусство, 1940.
3. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе детства / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. - Санкт -Петербург: Детство - Пресс, 2002.
4. Баенская, Е.Р. Пути понимания и помощи. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми / Е.Р. Баенская// Журнал Альманах. - 2014. - №20. - С. 32-34.
5. Бардина, Р.И. Психолог в дошкольном учреждении / Р.И Бардина. Москва: Гном и Д, 2002. - 144с.
6. Батаева, Л.А. Критерии оценки развития композиционного
мышления/ Л.А. Батаева // Научно - электронная библиотека Кибер Ленинка. - 2012. - № 4. - С. 124-126. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZkriterii- otsenki-razvitiya-kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya-hudozhestvennoy- shkoly-v-protsesse-osvoeniya-iskusstva-silueta/viewer (дата обращения:
08.10.2020).
7. Векслер, А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки
художника-педагога: автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 /
А.К. Векслер; Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.
8. Венгер, Л.А. Педагогика способностей/Л.А. Венгер. - Москва: Знание, 1973. - 96 с.
9. Волков, Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х т./ Н.Н. Волков. - Москва: Искусство, 1977. - 43 с.
10. Гаймалова, К.И., Основы композиции в живописи / К.И. Гамайлова, В.А. Черокова// Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №4. - С. 568 - 569.
11. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / С.Л. Кабыльницкая, П.Я. Гальперин. - Москва, 1974.
12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. - Москва: Академия, 1999. - 342с.
13. Зубрилин, К.М. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству[Текст]: дис. ...канд. пед. Наук: 13.00.02 / К.М. Зубрилин; - Москва, 2009. - 149 с.
14. Изобразительное искусство. Основы композиции: учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч.3. / Н.М. Сокольникова; Обнинск: Титул, 1996. - 80с.
15. Канащенкова, В.В. Особенности художественного мышления старших дошкольников и условия его формирования: автореф. канд. психол. наук: 13.00.02 / В.В. Канащенкова; Иркутск, 2005. - 22 с.
16. Кандыбей, П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства: автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 / П.Н. Кандыбей; Москва, 2015. - 10 с.
17. Комарова, Т.С. Как научить ребёнка рисовать / Т.С. Комарова. - Москва: 1998-12-15с.
18. Композиция: учеб. для худож.-граф.фак. пед. ин-тов./
Е.В. Шорохов. - Москва: Просвещение,1986 - 285 с.
19. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопр. теории и практики) / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург, 1995. - 83 с.
20. Костерин, Н.П. Учебное рисование: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / Н. П. Костерин; под ред. Г.А. Фиалкина. - Москва: Просвещение, 1984. 240с.
21. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В.С. Кузин. - Москва: Просвещение, 1977. - 208с.
Т1. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года.
Учимся видеть, ценить, создавать красоту/ Н.А. Курочкина. - Санкт- Петербург, 2003. - 115с.
23. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. Серия «Мастера психологии» /А.Р. Лурия. - Санкт - Петербург: Питер, 2004. - 320 с.
24. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д. Марцинковская. - Москва: Линка - Пресс, 1997. - 176 с.
25. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1¬4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /
Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2015. - 128с.
26. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 книгах. Книга 2. Внимание и память 6-е изд., пер. и доп.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов - Москва: Юрайт, 2019 - 261 с.
27. Обухова Г.Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства: библиография. Москва, 1965.
28. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для студентов пед ин-тов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - Москва: Просвещение, 1987. - 128с.
29. Основы общей психологии учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн - Москва, 2010. - 554 с.
30. Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства/ Р.В. Паранюшкин. - Ростов на Дону: Феникс, 2005 - 79 с.
31. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст/ Л.И. Переслени. - Москва: Айрис-пресс, 2006. - 64 с.
32. Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубенштейн. - Москва, 1981. - 73 с.
33. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности Дефектология. 3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. - Москва: Просвещение, 1986. - 192с.
34. Руднев, И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография / И.Ю. Руднев. - Москва: Мир науки, 2019. - 48 с.
35. Телегина, И.С. Формирование композиционных умений в
сюжетном рисовании старших дошкольников / И.С. Телегина // Научно - электронная библиотека Кибер Ленинка 2015 - № 4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompozitsionnyh-umeniy-v- syuzhetnom-risovanii-starshih-doshkolnikov/viewer (дата обращения:
10.10.2020).
36. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/С.В Погодина. - Москва: Академия, 2013 - 352 с.
37. Троицкая, И.Ю Что рисуют наши дети. К истории вопроса изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта/ И.Ю. Троицкая// Научно - электронная библиотека Кибер Ленинка. - 2012. - № 4. - С.174 -175. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-risuyut-nashi-deti-k- istorii-voprosa-izucheniya-detskogo-risunka-kak-sredstva-otrazheniya-sotsialnogo- opyta/viewer(дата обращения: 07.10.2020)
38. Ушинский, К.Д. О наглядности обучения/ Ушинский К.Д. - Москва: Просвещение, 1954.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 - 4 кл.) в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644. Доступ из сайта «Министерство образования и науки Российской Федерации»
40. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ред. от 08.12.2020, (с изм. от 08.12.2020). Доступ из сайта «Законодательство Российской Федерации»
41. Формирование умственных действий. Психология мышления: хрестоматия по общ. психологии / П.Я. Гальперин. - Москва: 1981.
42. Чеканцев, П. А. Размышления о композиции в изобразительном
искусстве / П.А. Чеканцев // Научно - электронная библиотека Кибер Ленинка. - 2015. - № 4. - С. 221-232-URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-kompozitsii-v-izobrazitelnom- iskusstve/viewer(дата обращения: 14.11.2020).
43. Чигинцева, О.Н. Пошаговое развитие композиционного
мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством/ О.Н. Чигинцева // Эстетическое воспитание. - 2012. - URL:
http://www.yafalian.ru/konfer/086.pdf(дата обращения: 14.09.2020).
44. Шаханская, А.Ю. Психологические особенности восприятия мультипликационных фильмов детьми младшего школьного возраста / А.Ю. Шаханская // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. -№3. - С. 286-289.
45. Широкова, В.В. Условия обучения младших школьников
композиции как общему способу создания художественной формы / В.В. Широкова // Научно - электронная библиотека Кибер Ленинка. - 2012. - № 7 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-obucheniya-mladshih-
shkolnikov-kompozitsii-kak-obschemu-sposobu-sozdaniya-hudozhestvennoy- formy/viewer (дата обращения: 10.10.2020).
46. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. - Москва: Просвещение, 1977 - 112с.
47. Шорохов, Е.В. Основы композиции/ Е.В. Шорохов. - Москва: Просвещение, 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ