Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №94686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Развитие устной речи и фонематических процессов у детей в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 13
1.3. Характеристика готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 26
2.1. Организация, принципы, цель и задачи изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 26
2.2. Содержание изучения моторики, звукопроизношения и просодики у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 29
2.3. Содержание изучения фонематических процессов у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 39
3.1. Организация, принципы и основные направления логопедической работы
по подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 39
3.2. Содержание подготовительного этапа логопедической работе по
подготовке к обучению грамоте у обследованных детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 51
3.3. Содержание основного этапа логопедической работе по подготовке к обучению грамоте у обследованных детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60

Старший дошкольный возраст - самый важный этап, так как идет всестороннее развитие и дети начинают готовиться к школе, поэтому нужно активно подготовить ребенка к обучению грамоте во время, чтобы в дальнейшем не испытывал трудности. Важно, чтобы дети владели: грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Правильная речь у ребенка может формироваться в старшем дошкольном возрасте, если над ней работать. Тогда подготовка к обучению грамоте и чтению будет успешно освоена. Поэтому как можно раньше нужно устранить все недостатки, ещё в дошкольном возрасте. Именно в дошкольный период: речь ребенка развивается наиболее интенсивно, она наиболее гибка и податлива. Таким образом, все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее, если во время провести коррекционную работу.
Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии. А так же показывают огромный практический опыт логопедической работы, который говорит о том, что обучение детей дошкольного возраста по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения ещё в дошкольном периоде [37, с. 3].
Такие лингвисты как: Р. И. Лалаев, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, у них было своё мнение о том что, если дети успешно овладели чтением, то тогда будет грамотность их письма в дальнейшем.
А другие педагоги: Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, отмечают, что важно начать подготовку к обучению грамоте ещё до поступления в школу. Это подтверждают и исследования таких психологов как: Л. A. Венгер, В. С. Мухина, и Д. Б. Эльконин, в которых отмечается более высокая восприимчивость шестилеток к обучению грамоте в связи с остротой восприятия, высоким уровнем любознательности и яркостью воображения [21, с. 5].
Актуальностью является тем, что многие дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степени псевдобульбарной дизартрией не способны овладевать правильной речью, и это становится одной из проблем, так как речь у них нарушена. Особую значимость имеет проблема подготовку к обучению грамоте у старших дошкольников, этот этап для детей сложный и требует немало время для того, чтобы хорошо подготовить к письму и чтению.
У детей с легкой степенью дизартрии вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, поэтому у детей страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. Очевидно, это всё приводит к тому, что речь страдает [13, с. 46].
Поэтому детям старшего дошкольного возраста, у которых нарушена общая, мелкая, мимическая, артикуляционная моторика, звукопроизношение, просодика и фонематические процессы, необходима логопедическая коррекционная работа, для того, чтобы полноценно подготовить детей к обучению грамоте.
Объект исследования - готовность к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - определить направления и содержания коррекционной работы по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и экспериментальных данных разработать содержания занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Изучить специальные литературы по теме исследования.
2. Подобрать содержание изучения состояния моторки, звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. С учетом результатов констатирующего эксперимента подобрать содержание логопедической работы и разработать систему логопедической работы по подготовке к обучению грамоте у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов: анализ литературы, диагностика, наблюдение, эксперимент, анализ результатов, исследования.
Обследование проводилось на базе МБДОУ - детский сад № 34, города Екатеринбурга, в течение девяти недель, в период с 20 января по 22 марта 2020 года.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, параграфов, выводов, заключения, списка источников и литературы, и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период дошкольного детства является важным этапом в жизни ребенка. Именно в этот период ребенок овладевает нормами родного языка. Ребенок активно развивает речь, все её речевые стороны, в том числе и фонетико-фонематическую сторону речи.
Речь - является многофункциональной, она способна формировать мысли, с помощью языковых средств. С помощью речи, ребенок учится познавать окружающее. Но речь, не всегда бывает в норме, в ней есть и речевые нарушения.
Изучив и проанализировав специальную литературу, можно сказать, что старшие дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеют речевые нарушения, а именно страдают звуки. Такие дети испытывают трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Так же страдает частично моторная сфера, звукопроизношение, просодическая сторона речи и фонематический слух, как и показали результаты старших дошкольников при обследовании. Фонематическое восприятие тоже влечет за собой речевые нарушения.
Проведенный эксперимент был по методике Н. М. Трубниковой. В данной речевой карте были выбраны следующие пробы: обследование состояния всей моторики, обследование звукопроизношения, обследование просодической стороны речи и обследование фонематического слуха.
По этим пробам обследование детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты: нарушена координация движений, затруднения выражать эмоции, путались в пространстве.
Что касается звукопроизношения, то оно у детей нарушены сонорные, свистящие и шипящие звуки, а характер нарушения произношения звука были: отсутствие сонорных звуков [р] и [л], замена и смешение шипящих звуков [ш] - [с], [щ] - [с], [с] - [ш], а также смешение шипящего и свистящего звука [ж] - [з] и нарушение мягкого звука [с'].
Просодическая сторона речи также нарушена, дети не справлялись с силой и тембром голоса. Интонация тоже частично нарушалась.
Фонематический слух играет очень важную роль, так как при речи нужно правильно различать фонемы на слух и знать правильный порядок и последовательность звука. Как показали результаты обследования: дети плохо воспринимают на слух звуки, они путаются в них, произносят не правильно.
Исходя из полученных результатов, констатирующего эксперимента, было подобрано содержание логопедической работы и разработана система логопедической работы по подготовке к обучению грамоте у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В коррекционной работе подобраны необходимые комплексные занятия, упражнения для подготовительного и основного этапа. На подготовительном этапе: развитие общей моторики, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие мимической моторики и развитие моторики артикуляционного аппарата. А на основном этапе представлены комплексные занятия по коррекции произношению шипящих, сонорных и свистящих звуков: развитие фонетической стороны речи (звукопроизношение), развитие просодической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Все эти занятия и упражнения были подобраны исходя из результатов, которые были получены при обследовании старших дошкольников, чтобы провести коррекцию над речевыми нарушениями, которые есть у детей и своевременно устранить их.
Для каждого ребенка, индивидуально был прописан план коррекционной работы. 58
Логопедическая работа по коррекции необходима для ребенка, а еще она будет эффективна, если не только учитель-логопед будет заниматься, но и если к этому подключатся родители ребенка. Потому что это очень важно, чтобы родители присутствовали на занятии, видели, как работает логопед с ребенком, чтобы дома можно было продолжить логопедическую работу. Тогда будет динамика в развитии у ребенка, речь будет исправляться, и в дальнейшем ребенок будет произносить слова правильно и четко.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе цель и задачи были достигнуты.



1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 280 с.
3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие. М., 2009. 287 с.
4. Блыскина И. В., Ковшиков В. Л. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств : пособие для логопедов и мед. работников. СПб., 1995. 201 c.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005. 128 с.
6. Брюховских Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие по логопедии. Красноярск, 2015. 180 с.
7. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. 140 с.
8. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. 2000. № 1. С. 24-26.
9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.
10. Копытова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 3. С. 63-69.
11. Корнев А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 245 с.
12. Коррекция нарушений речи : программы дошкол. образоват. учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.- сост. Г. В. Чиркина. М., 2017. 204 с.
13. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
14. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие. СПб., 2000. 192 с.
15. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985. 195 с.
16. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста : парциал. программа. СПб., 2020. 272 с.
17. Основы логопедии : учеб. пособие / А. И. Ахметзянова [и др.]. Казань, 2015. 175 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. М., 2002. 200 с.
19. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей : метод. пособие. М., 2018. 272 с.
20. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002. 448 с.
21. Подготовка к обучению грамоте. 6-7 лет : воспитат.-образоват. программа для детей дошкол. возраста : метод. рекомендации / авт.-сост.
М. В. Савченко [и др.]. Донецк, 2018. 82 с. URL:
http://radyga.at.ua/File/podgotovka_k_gramote_2018.pdf (дата обращения:
12.04.2021).
22. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997. 400 с.
23. Правдина О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин- тов. М., 1973. 272 с.
24. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008. 157 с.
25. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. Минск, 2006. 103 с.
26. Pay Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия : пособие для учащихся пед. училищ. М., 1969. 140 с.
27. Российская Е. Н., Гаранина Л. А. Произносительная сторона речи : практ. курс. М., 2003. 104 с.
28. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : учеб. пособие. М., 2003. 160 с.
29. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984. С. 3-8.
30. Спивак Е. Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь : речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М., 2007. 88 с. URL: http://school11.net/doc/2014/01.pdf(дата обращения: 18.06.2021).
31. Спивак Е. Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц : речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М., 2007. 88 с.
32. Спивак Е. Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ : речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М., 2007. 88 с URL: http://school11.net/doc/2014/03.pdf(дата обращения: 18.06.2021).
33. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : (ран. и дошкол. возраста) : пособие для воспитателей дет. сада. М., 1981. 111 с.
34. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.- метод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
35. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.- метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений. М., 2014. 288 с.
36. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития : лекции 1-4. М.., 2010. 80 c. URL: http://xn—ctbhnabhgglllb7bf7a.xn--p 1 ai/wp-content/uploads/2017/09/- Ushakova_Razvitie-rechi-doshkolnikov-1.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
37. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкол. учреждений. М., 1993. 232 с.
38. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1989. 223 с.
39. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника : метод. пособие. Екатеринбург, 2006. 80 с.
40. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М., 1989. 239 с.
41. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей. М. ; СПб., 1996. 384 с.
42. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2015. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ