Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степени дизартрии

Работа №97381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы151
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 14
1.3. Готовность дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента дошкольников 27
2.2. Результаты анализа медико-педагогической документации 28
2.3. Анализ результатов обследования моторной сферы 30
2.4. Анализ результатов обследования звукопроизношения и просодики 37
2.5. Анализ результатов обследования фонематического слуха и фонематического восприятия 40
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 46
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по подготовке до¬
школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте 46
3.2. Содержание работы по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией к обучению грамоте 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 118

Как отмечает Г. А. Каше, уже в дошкольном возрасте дети не всегда справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу, они не достигают нужного уровня готовности к обучению, если с ними не проводилась соответствующая работа в детском саду. У детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии имеются нарушения речи в целом, связной речи и звукослоговой структуры. В целом можно отметить, что у данной группы детей уровень готовности к овладению грамотой невысокий. Трудности в общении, в установлении межличностных отношений, в освоении чтения и письма, которые испытывают дошкольники с легкой степенью дизартрии, свидетельствуют о недостаточной сформированности у них речевой деятельности [19].
Важной предпосылкой овладения речью так же (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи [28].
Проблема дизартрии усилено разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.
Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, распространенностью легкой степени дизартрии у детей. В результате возникает проблема предотвращения и решения проблем школьной адаптации для этой категории детей, что приводит к плохой успеваемости в школе, трудностям в отношениях с окружающими.
Недостаточное развитие основных компонентов языковой системы является одной из характеристик легкой степени дизартрии: фонетико-фонематической, лексической, грамматической, недостаточно сформирован-ной как по произношению (звуковой), так и семантической (смысловой). Это, в свою очередь, приводит к трудностям в овладении детьми речевыми навыками. Важным в решении проблемы дизартрии является сложность коррекции, которая предполагает сложный компонент и длительное время воздействия
Легкая степень дизартрии является одним из наиболее распространенных речевых расстройств в детском возрасте, при котором постоянные нарушения произношения звука, сходные по внешнему виду с другими артикуляционными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (Г. В. Чиркина).
Диагностика легкой степени дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно, по словам Л. В. Лопатиной. Проблемы дифференциальной диагностики легкой степени дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта (А. Г. Ипполитова).
У детей с легкой степени дизартрии после органических поражений центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая, артикуляционная моторика, что приводит к нарушениям речи.
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяет не только исправить первичный дефект, предотвратить вторичный, но и полностью подготовить их к школе.
Эта проблема определила цель исследования - изучение сформированности готовности к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии.
Объект исследования - сформированность речевых предпосылок готовности к обучению грамоте дошкольников с ФФНР с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение механизмов и проявлений нарушений речевых предпосылок к готовности овладения грамотой.
3. Определить направления и содержания работы при формировании речевых предпосылок у детей с ФФНР с легкой степенью дизартрии, провести обучающий эксперимент, оценить его результативность.
Базой исследования послужил МБДОУ детский сад «Рябинушка» Березовского района пгт. Игрим. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте 5-6 лет, с диагнозом: ФФНР, легкая степень дизартрии.
Методологической основой исследования являются:
- положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления; о ведущих видах деятельности и речи в развитии личности; теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия);
- теория о словесной регуляции деятельности (В. И. Лубовский);
- принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина);
- принципы коррекционной направленности обучения и воспитания.
Методы исследования: анализ научной, учебной и методической литературы по данной проблеме, анализ медико-психолого-педагогической документации, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), качественный и количественный анализ результатов исследования.
Структура работы включает: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правильная речь - один из показателей подготовки ребенка, научиться читать и писать. Готовность ребенка к чтению и письму может определяться формированием основных речевых и неречевых функций, достаточный уровень которых позволяет начать обучение чтению и письму. Подготовка к грамотности необходима для общего развития речи у детей. Поэтому весь процесс развития речи у дошкольников важен: развитие двигательной сферы, правильное произношение звука, развитие фонематических процессов, развитие лексических и грамматических аспектов речи.
Анализ литературы, проведенный в первой главе исследования, позволяет отметить, что как западные, так и российские основоположники педагогики уделяли большое внимание проблеме детей. С точки зрения современной логопедии их изучение помогает выявить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии.
Анализ научной литературы показал, что дизартрия является одной из наиболее распространенных речевых патологий у детей сегодня. Псевдо- бульбарная дизартрия является результатом органического повреждения головного мозга, вызванного энцефалитом, травмой при родах, опухолями, интоксикациями и т. д., которые возникают в младенчестве, во время беременности или во время дородового периода.
Речевое развитие ребенка предполагает формирование языковых, речевых и коммуникативных систем в старшем дошкольном возрасте. Однако в современных условиях до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в развитии речи и не готовы к обучению. Отклонения развития речи у детей могут иметь как сильные внешние признаки, так и признаки, которые последовательно охватывают разные уровни речевой деятельности и систему языковой системы. Изучение отклонений в речевой деятельности дошкольников было посвящено психологам, логопедам и педагогам, таким как Р. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и многие другие. Особое внимание было уделено развитию систем обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием. Ч. Филичева, Г В. Чиркина и другие.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является нарушением процессов, формирования системы произношения родного языка у детей с различными нарушениями речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
У детей шести лет с недоразвитием фонетико- фонематической стороны речи, на первом плане несформированностью ее звуковой стороны. Для этих детей характерна незавершенность процесса формирования фонематического восприятия. При этом недостатки речи не ограничиваются неправильным произношением звуков, а выражаются в их недостаточной различимости и сложности при звуковом анализе речи. Лексическое и грамматическое развитие часто задерживается.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Все это указывает на необходимость и оригинальность использования игр в логопедических курсах для дошкольников с недоразвитой фонетической и фонематической речью.
В зависимости от задач, которые должны быть выполнены логопедом, различные игры могут и должны использоваться как на занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет вам дать ребенку необходимые знания, чтобы хорошо говорить о речи и поведении, развить необходимые навыки и способности, принять правильное отношение к команде, и т.д. Во втором случае между занятиями полезно переключать ребенка из одного занятия в другое. Это дает ему возможность расслабиться и в то же время закрепить в непринужденной обстановке новые навыки речи и поведения.
В педагогической литературе по дошкольному образованию существуют различные виды игр: дидактические, подвижные, творческие, (игры- драматизации, сюжетно-ролевые).
Целью эксперимента было изучение особенностей развития речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. База исследований - МБДОУ детский сад "Рябинушка" пгт. Игрим Березовский район. В исследовании участвовала группа детей в количестве 10 человек в возрасте 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой дизартрией.
При изучении речи детей использовались методы исследования и непосредственного изучения речи детей - метод Л. Р. Лизунова. Исследование проводилось по следующим параметрам: произношение звука, структура слога слова, состояние фонематических процессов, состояние фонематического восприятия.
Результаты исследования позволили нам выявить основные трудности, с которыми сталкиваются дети, при диагностики.
Результаты показали необходимость проведения коррекционных занятий по развитию речи детей этой группы.
Для устранения выявленных нарушений речи была составлена про-грамма коррекционно-развивающего развития «Грамотейка». На основании полученных данных к каждому ребенку была прикреплена речевая карта (Приложение 9).
Коррекционные занятия проводились в соответствии с разработанным долгосрочным планом логопедической работы.
После проведения коррекционной работы в течение учебного года в процессе контроля речи детей подготовительной группы, в мае 2018 года мы обнаружили, что в экспериментальной группе больше детей повысили свои результаты и теперь имеют высокий уровень развития речи.
Таким образом, на момент поступления в школу для освоения программы общеобразовательной школы была подготовлена экспериментальная группа детей, которые прошли обучение программы коррекции и развития, основанные на использовании игр и игровых приемов.
Действительно, включение в коррекционную работу с детьми с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи игр и игровых приемов улучшает состояние речи детей (Приложение 4).
В соответствии с полученными результатами учитель логопед детского сада «Рябинушка» приняла решение: внедрить в работу со старшими дошкольниками, методики разработанной и апробированной коррекционно-развивающей программы «Грамотейка», основанной на применении в коррекции речевых нарушений, игровых приемов с целью получения более высокого результата при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В соответствии с полученными результатами учитель логопед детского сада «Рябинушка» приняла решение: внедрить в работу со старшими дошкольниками разработанные и апробированные методики коррекционной развивающей программы «Грамотейка», основанные на использовании в коррекции нарушений речи, игровых приемов для достижения лучшего результата при выполнении коррекционной работы с детьми имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие.
В соответствии с полученными результатами логопед из детского сада «Рябинушка» принял решение: внедрить разработанные и апробированные методики программы коррекционного развития «Грамотейка», основанные на использовании игровых приёмов для коррекции нарушения речи при работе с детьми старшего возраста для достижения лучшего результата коррекционной работы с детьми с ФФНР.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению [Текст] / Б. Г.Ананьев, А. И.Сорокина.-М., 1955. - 48 с.
3. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте [Текст] / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 26, 1950. - 148 с.
4. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 58 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : ACT: Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
7. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова и др.
- СПб. : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка. Вопросы психологии [Текст] / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова - 1975. - 17 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова - М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, - 2009. - 287 с.
10. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии [Текст] / Н. А. Бернштейн; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого - социальный ин-ститут, 2004. - 896 с.
11. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
12. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : изд. Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. - СПб. : КАРО, 2006. - 304 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
17. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И. Б. Карелина // Журнал дефектологии. - 1996. - №5 С.10-14.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] : Пособие для логопеда. / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 207с.
19. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1972. - 192 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для- студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.- М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
21. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: Учебно-методическое / А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.
22. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : Владос, 2004. - 129 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : «Просвещение», 1967. - 364 с.
24. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей. [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : «Просвещение», 1967. - 159 с.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : изд. МГУ, 1982. - 287 с.
26. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Лопатина - СПб. : Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
27. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
28. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологического письма. Письмо и речь [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : ИЦ «Академия», 2002. - 77 с.
29. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1972. - 156 с.
30. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольни-ков [Текст] : Пособие для педагогических дошкольных учреждений. 2-е из-дание / А. И. Максаков. - М. : Мазаика Синтез, 2005. - 64 с.
31. Поддьяков Н. Н. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР [Текст] / Н. Н. Поддьяков, Л. Беньова - Просвещение, 1968. - 367с.
32. Поваляева М. А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева Ростов-н/Д. : «Феникс», 2002. - 448 с.
33. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС - пресс, 2004. -365 с.
34. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.
35. Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: Учеб, пособие для студентов дефектолог, факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Прав-дина. - М. : Просвещение, 1973. - 272с.
36. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи [Текст]: Учеб. пособие / З. А. Репина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995. - 121 с.
37. Смирнова, Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактиче-ский материал [Текст] : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. - М. : «Мозаика - Синтез», 2004. - 56 с.
38. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков [Текст] : Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. М. Смирнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.
39. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст] / Е. Ф. Соботович. - М. : Классикс стиль, 2003. - 160 с.
40. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Акцидент, 1998. - 112 с.
41. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 50 с.
42. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии [Текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.
43. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
44. Филичева Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] : учебное пособие для студ. пед. институтов / О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. - М. : Эксмо, 2015. -320 с.
45. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / М. Е. Хватцев. - М. : Учпедгиз, 1961. - 106 с.
46. Чиркина, Г. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией [Текст] / Г. В. Чиркина // Журнал дефектологии. - 1980. - №4. - С.156-159.
47. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) [Текст] / Б. Д. Эльконин - М. : Тривола, 1994. - 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ