ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Исторические аспекты становления учебного пособия и основы его создание 7
1.2. Специфика работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства 15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование понятия «технология» при создании учебного
пособия 29
2.2. Поэтапная технология создания учебного пособия для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 37
2.3. Создание учебного пособия «Отражая мир» для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Исторические аспекты становления учебного пособия и основы его создание 7
1.2. Специфика работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства 15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование понятия «технология» при создании учебного
пособия 29
2.2. Поэтапная технология создания учебного пособия для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 37
2.3. Создание учебного пособия «Отражая мир» для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
На сегодняшний день методическая поддержка является основой организации учебного процесса, особенно при самостоятельной деятельности школьников. Использование учебных пособий позволило учителям упростить процесс подготовки к занятиям, так как они содержат в себе алгоритмы действий с использованием этапов построения урока. Появление учебных пособий можно оценивать как качественную ступень информатизации образования. Учебные пособия начали активно создаваться еще с времен СССР. Особое внимание компьютеризации образования началось с момента введения государственной реформы образования 1984 года, так как в образовании начали появляться ЭВМ.
Учебное пособие характеризуется как учебное издание, которое дополняет или частично заменяет учебник и является официально утвержденным изданием.
Учреждения дополнительного образования детей являются воспитательными организациями, созданными обществом и государством, основной функцией которых является поэтапное и целенаправленное создание условий для развития ребенка. Для решения поставленных целей учреждению дополнительного образования необходимо рассматривать условия и факторы которые создают эффективную и качественную систему обучения. Организация занятия требует тщательной подготовки как со стороны администрации учреждения, так и со стороны педагогического коллектива учреждения.
Некоторые дополнительного образования не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное развитие в сфере педагогической деятельности начинается единовременно с их осуществления практической деятельности.
Развитие активной деятельности в обучении, раскрытие и использование творческих способностей обучаемых и самих педагогов, осуществляются путем удовлетворения и формирования познавательных потребностей через организацию поиска знаний в процессе освоения учебного материала и, может быть обеспечено созданием учебных пособий.
Фотоискусство, на сегодняшний день, вызывает у детей наибольший интерес, так как существует множество новых цифровых технологий, которые привлекают своей простотой в использовании и масштабом выбора оборудования и программного обеспечения для создания фотографии. С каждым годом сфера фотоискусства актуализируется в зависимости от потребностей человека. Существует много различных видов фотоаппаратов, объективов, программ для совершенствования искусства фотографии. Освоение и использование специальных программ, например Photoshop способно расширять спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельного выбора специальных техник фотографирования.
Проблема исследования заключается в том, что для обучения детей фотоискусству нет достаточно простых материалов, которые бы мог использовать педагог в образовательной деятельности. Поэтому существует необходимость создания учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждении дополнительного образования.
Для устранения проблемы связанной с недостаточным педагогическим опытом в сфере фотоискусства необходимо создание педагогических методов и технологий, позволяющих упростить освоение материала на занятии.
Актуальной исследования заключается в том, что благодаря современным требованиям модернизации системы дополнительного образования существует необходимость совершенствования технологий и методов преподавания.
Объектом исследования является технология создания учебного пособия.
Предметом исследования является создание учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждениях дополнительного образования.
Цель работы - изучение технологий создания и разработка учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждениях дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Исследовать и уточнить исторические аспекты становления учебного пособия и его основные характеристики, особенности построения.
2. Изучить специфику работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства.
3. Исследовать понятие «технология» при создании учебного пособия.
4. Проанализировать технологии в учебном пособии для занятий фотоискусством в учреждении дополнительного образования.
5. Разработать учебное пособие «Отражая мир» для занятий фотоискусству в учреждении дополнительного образования.
Методологической основой исследуемой работы являются:
• теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) [11];
• современные отечественные концепции художественного воспитания школьников (Д. Б. Кабалевский, Б. П. Юсов, Б. М. Неменский) [21];
• основные положения теории искусства о жанре «портрет» и теории искусства фотографии о создании фотопортрета (А.Г. Габричевский, Л.С. Зингер, М. Клейнгорн, Б.В. Лушников, Г. Розов и др.) [19];
• основные положения теории дополнительного художественного образования (Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, Н.А. Соколова и др.) [26];
• основные положения дидактики о реализации педагогических
технологий в образовательном процессе (В.С. Кукушин, Т.П. Сальникова, Г.К. Селевко и др.) [36].
Для осуществления цели и задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический метод: изучение истории создания учебного пособия, психолого-педагогической литературы по вопросам организации образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования; анализ технологий создания учебных пособий.
• эмпирический метод: анализ учебного пособия.
Ключевые слова: учебное пособие, фотоискусство, технология, учреждение дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Учебное пособие характеризуется как учебное издание, которое дополняет или частично заменяет учебник и является официально утвержденным изданием.
Учреждения дополнительного образования детей являются воспитательными организациями, созданными обществом и государством, основной функцией которых является поэтапное и целенаправленное создание условий для развития ребенка. Для решения поставленных целей учреждению дополнительного образования необходимо рассматривать условия и факторы которые создают эффективную и качественную систему обучения. Организация занятия требует тщательной подготовки как со стороны администрации учреждения, так и со стороны педагогического коллектива учреждения.
В учебных пособиях заложена четкая методическая система, которая способствует формированию понимания у учителя возможности оптимально и эффективно решать учебные задачи.
Основными компонентами постановки учебного пособия являются:
1. Использование разнообразия в выборе способов и форм предоставления новой информации.
2. Разделение материала по степени его значимости при изучении нового.
3. Наличие практической деятельности для закрепления материала (решение задач, продукт деятельности и т. п.).
4. Наличие в учебных пособиях упражнений, техник, которые направлены на формирование и совершенствование всех необходимых умений и навыков.
5. Повторение и систематизация полученного материала.
6. Наличие визуальных форм.
7. Наличие материалов, которые способствуют формированию у детей общепредметных умений. Это справочные материалы, словари, ссылки позволяющие развивать самостоятельность у детей при обучении.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования в сфере фотоискусства включает в себя несколько составляющих:
• организация процесса выстраивается согласно принципам работы педагогов. Данные принципы позволяют обосновывать специфику деятельности учреждений дополнительного образования, которые формируют в организации социально-педагогическую поддержку учащихся;
• создание условий, необходимых для организации процесса. Организация деятельности в фотостудии на одну учебную группу необходимо создавать следующие условия: ухоженное, освещенное и проветриваемое помещение; цифровые и зеркальные фотоаппараты; штативы; фотовспышки; фоны и уголки для съемки; студийное световое оборудование; компьютер; фотобумага; принтер; проектор; столы, стулья, шкафы; классная или интерактивная доска; методические и дидактические материалы (учебные пособия, методички); место для выставки работ;
• методическое подкрепление (учебные пособия, методички, инструкции);
Пи исследовании понятия «технология» было выявлено, что она включает в себя способы работы, режим работы, алгоритмы действий.
Технология разработки учебных пособий основывается на специальных требованиях. Требованиями к учебному пособию принято считать условия, благодаря которым реализуются поставленные цели процесса обучения. Именно требования выступают детерминантом его функционирования и своеобразными условиями осуществления его свойств.
Требования, в данном случае, бывают двух видов: общедидактические и методические.
Общедидактические требования определяют соответствия потребностям учебного процесса.
Под структурой учебного пособия понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, которые необходимы и достаточны для достижения поставленной учебной цели, то есть целенаправленного управления когнитивной сферы учащихся.
На основании анализа учебного пособия «Начинающий фотограф», разработанный «Игрострой» МАУ ДО Г ородской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», г. Екатеринбурга, нами были определены технологии построения учебного пособия, которые мы использовали при создании своего учебного пособия «Отражая мир» (Приложение 2). Данное пособие направлено на базовое освоение детьми искусства фотографии. Пособие состоит из 7 занятий, охватывающих теоретический и практический опыт освоения искусства фотографии.
1. Андрюкова М. Ю. Возможности использования историкопедагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 102-116.
2. Аракелова, А. О. О реализации дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: монография [Электронный ресурс].
URL: http://rumc09.ru/fgt/arakelova1 .doc (Дата обращения: 15.10.2019).
3. Брнштейн, Б. М. Принципы построения исторической
типологии художественной культуры // Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типологическое
исследование / Науч. ред. М.С. Каган. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 303 с.
4. Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст] / Ю. Б. Борев - М.: Высш. школа, 2002. - 511 с.
5. Васильевская, Л. Ю., Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие / Л. Ю. Васильевская, О. В. Дивненко, Д. М. Зарецкая, В. В. Смирнова - М.: Издательский центр АЗ, 1996. - 226 с.
6. Васильева, Е. Город и пикториальная фотография [Текст] / Е. Васильева. - М.: Просвещение, 2013. с. 123.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Предисл. А. Н. Леонтьева; Коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова; Общ. ред. В. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. - 573 с.
8. Гачев, Г. Творчество, жизнь, искусство. [Текст] / Г. Гачев. - М.: Академия, 2013. - 187 с.
9. Габричевский, А. Г., Искусство портрета. Сб. статей [Текст]/ А. Г. Габричевский - М.: Изд-во «Книга по требованию», 2016. - 194 с.
10. Горский, В.А., Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование [Текст] / В. А. Горский, Ф. Я. Журкина, Л. Ю. Ляшко, В. В. Усанов - М.: Сфера, 2005.- № 3, 4. - С. 6 - 14; 2000. - № 1. - С. 6 - 11.
11. Гройс, Б. Комментарии к искусству [Текст] / Б. Гройс - М.: Изд- во «Художественный журнал», 2003. - 344 с.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986. - 240 с
13. Дадамян, Г.Г. Атлантида советского искусства. 1917-1991.
Ч.1. [Текст] / Г.Г. Дадамян. - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2010. - 521 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-еизд. [Текст] / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
15. Дорофеева, Ю. Ю. Проблема эффективного развития творческих способностей студентов средствами художественной фотографии [Текст] / Ю. Ю. Дорофеева // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство. Дизайн : сборник научно-методических трудов преподавателей факультета изобразительного искусства и народных ремесел. Вып. №1. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - С. 215...