ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Исторические аспекты становления учебного пособия и основы его создание 7
1.2. Специфика работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства 15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование понятия «технология» при создании учебного
пособия 29
2.2. Поэтапная технология создания учебного пособия для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 37
2.3. Создание учебного пособия «Отражая мир» для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Исторические аспекты становления учебного пособия и основы его создание 7
1.2. Специфика работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства 15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование понятия «технология» при создании учебного
пособия 29
2.2. Поэтапная технология создания учебного пособия для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 37
2.3. Создание учебного пособия «Отражая мир» для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Исторические аспекты становления учебного пособия и основы его создание 7
1.2. Специфика работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства 15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование понятия «технология» при создании учебного
пособия 29
2.2. Поэтапная технология создания учебного пособия для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 37
2.3. Создание учебного пособия «Отражая мир» для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1.1 Исторические аспекты становления учебного пособия и основы его создание 7
1.2. Специфика работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства 15
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФОТОИСКУССТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Исследование понятия «технология» при создании учебного
пособия 29
2.2. Поэтапная технология создания учебного пособия для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 37
2.3. Создание учебного пособия «Отражая мир» для занятий
фотоискусством в учреждении дополнительного
образования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
На сегодняшний день методическая поддержка является основой организации учебного процесса, особенно при самостоятельной деятельности школьников. Использование учебных пособий позволило учителям упростить процесс подготовки к занятиям, так как они содержат в себе алгоритмы действий с использованием этапов построения урока. Появление учебных пособий можно оценивать как качественную ступень информатизации образования. Учебные пособия начали активно создаваться еще с времен СССР. Особое внимание компьютеризации образования началось с момента введения государственной реформы образования 1984 года, так как в образовании начали появляться ЭВМ.
Учебное пособие характеризуется как учебное издание, которое дополняет или частично заменяет учебник и является официально утвержденным изданием.
Учреждения дополнительного образования детей являются воспитательными организациями, созданными обществом и государством, основной функцией которых является поэтапное и целенаправленное создание условий для развития ребенка. Для решения поставленных целей учреждению дополнительного образования необходимо рассматривать условия и факторы которые создают эффективную и качественную систему обучения. Организация занятия требует тщательной подготовки как со стороны администрации учреждения, так и со стороны педагогического коллектива учреждения.
Некоторые дополнительного образования не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное развитие в сфере педагогической деятельности начинается единовременно с их осуществления практической деятельности.
Развитие активной деятельности в обучении, раскрытие и использование творческих способностей обучаемых и самих педагогов, осуществляются путем удовлетворения и формирования познавательных потребностей через организацию поиска знаний в процессе освоения учебного материала и, может быть обеспечено созданием учебных пособий.
Фотоискусство, на сегодняшний день, вызывает у детей наибольший интерес, так как существует множество новых цифровых технологий, которые привлекают своей простотой в использовании и масштабом выбора оборудования и программного обеспечения для создания фотографии. С каждым годом сфера фотоискусства актуализируется в зависимости от потребностей человека. Существует много различных видов фотоаппаратов, объективов, программ для совершенствования искусства фотографии. Освоение и использование специальных программ, например Photoshop способно расширять спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельного выбора специальных техник фотографирования.
Проблема исследования заключается в том, что для обучения детей фотоискусству нет достаточно простых материалов, которые бы мог использовать педагог в образовательной деятельности. Поэтому существует необходимость создания учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждении дополнительного образования.
Для устранения проблемы связанной с недостаточным педагогическим опытом в сфере фотоискусства необходимо создание педагогических методов и технологий, позволяющих упростить освоение материала на занятии.
Актуальной исследования заключается в том, что благодаря современным требованиям модернизации системы дополнительного образования существует необходимость совершенствования технологий и методов преподавания.
Объектом исследования является технология создания учебного пособия.
Предметом исследования является создание учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждениях дополнительного образования.
Цель работы - изучение технологий создания и разработка учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждениях дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Исследовать и уточнить исторические аспекты становления учебного пособия и его основные характеристики, особенности построения.
2. Изучить специфику работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства.
3. Исследовать понятие «технология» при создании учебного пособия.
4. Проанализировать технологии в учебном пособии для занятий фотоискусством в учреждении дополнительного образования.
5. Разработать учебное пособие «Отражая мир» для занятий фотоискусству в учреждении дополнительного образования.
Методологической основой исследуемой работы являются:
• теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) [11];
• современные отечественные концепции художественного воспитания школьников (Д. Б. Кабалевский, Б. П. Юсов, Б. М. Неменский) [21];
• основные положения теории искусства о жанре «портрет» и теории искусства фотографии о создании фотопортрета (А.Г. Габричевский, Л.С. Зингер, М. Клейнгорн, Б.В. Лушников, Г. Розов и др.) [19];
• основные положения теории дополнительного художественного образования (Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, Н.А. Соколова и др.) [26];
• основные положения дидактики о реализации педагогических
технологий в образовательном процессе (В.С. Кукушин, Т.П. Сальникова, Г.К. Селевко и др.) [36].
Для осуществления цели и задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический метод: изучение истории создания учебного пособия, психолого-педагогической литературы по вопросам организации образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования; анализ технологий создания учебных пособий.
• эмпирический метод: анализ учебного пособия.
Ключевые слова: учебное пособие, фотоискусство, технология, учреждение дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Учебное пособие характеризуется как учебное издание, которое дополняет или частично заменяет учебник и является официально утвержденным изданием.
Учреждения дополнительного образования детей являются воспитательными организациями, созданными обществом и государством, основной функцией которых является поэтапное и целенаправленное создание условий для развития ребенка. Для решения поставленных целей учреждению дополнительного образования необходимо рассматривать условия и факторы которые создают эффективную и качественную систему обучения. Организация занятия требует тщательной подготовки как со стороны администрации учреждения, так и со стороны педагогического коллектива учреждения.
Некоторые дополнительного образования не имеют специального педагогического образования, и их профессиональное развитие в сфере педагогической деятельности начинается единовременно с их осуществления практической деятельности.
Развитие активной деятельности в обучении, раскрытие и использование творческих способностей обучаемых и самих педагогов, осуществляются путем удовлетворения и формирования познавательных потребностей через организацию поиска знаний в процессе освоения учебного материала и, может быть обеспечено созданием учебных пособий.
Фотоискусство, на сегодняшний день, вызывает у детей наибольший интерес, так как существует множество новых цифровых технологий, которые привлекают своей простотой в использовании и масштабом выбора оборудования и программного обеспечения для создания фотографии. С каждым годом сфера фотоискусства актуализируется в зависимости от потребностей человека. Существует много различных видов фотоаппаратов, объективов, программ для совершенствования искусства фотографии. Освоение и использование специальных программ, например Photoshop способно расширять спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельного выбора специальных техник фотографирования.
Проблема исследования заключается в том, что для обучения детей фотоискусству нет достаточно простых материалов, которые бы мог использовать педагог в образовательной деятельности. Поэтому существует необходимость создания учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждении дополнительного образования.
Для устранения проблемы связанной с недостаточным педагогическим опытом в сфере фотоискусства необходимо создание педагогических методов и технологий, позволяющих упростить освоение материала на занятии.
Актуальной исследования заключается в том, что благодаря современным требованиям модернизации системы дополнительного образования существует необходимость совершенствования технологий и методов преподавания.
Объектом исследования является технология создания учебного пособия.
Предметом исследования является создание учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждениях дополнительного образования.
Цель работы - изучение технологий создания и разработка учебного пособия для занятий фотоискусству в учреждениях дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Исследовать и уточнить исторические аспекты становления учебного пособия и его основные характеристики, особенности построения.
2. Изучить специфику работы учреждений дополнительного образования в сфере фотоискусства.
3. Исследовать понятие «технология» при создании учебного пособия.
4. Проанализировать технологии в учебном пособии для занятий фотоискусством в учреждении дополнительного образования.
5. Разработать учебное пособие «Отражая мир» для занятий фотоискусству в учреждении дополнительного образования.
Методологической основой исследуемой работы являются:
• теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) [11];
• современные отечественные концепции художественного воспитания школьников (Д. Б. Кабалевский, Б. П. Юсов, Б. М. Неменский) [21];
• основные положения теории искусства о жанре «портрет» и теории искусства фотографии о создании фотопортрета (А.Г. Габричевский, Л.С. Зингер, М. Клейнгорн, Б.В. Лушников, Г. Розов и др.) [19];
• основные положения теории дополнительного художественного образования (Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, Н.А. Соколова и др.) [26];
• основные положения дидактики о реализации педагогических
технологий в образовательном процессе (В.С. Кукушин, Т.П. Сальникова, Г.К. Селевко и др.) [36].
Для осуществления цели и задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический метод: изучение истории создания учебного пособия, психолого-педагогической литературы по вопросам организации образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования; анализ технологий создания учебных пособий.
• эмпирический метод: анализ учебного пособия.
Ключевые слова: учебное пособие, фотоискусство, технология, учреждение дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 2 приложений.
Учебное пособие характеризуется как учебное издание, которое дополняет или частично заменяет учебник и является официально утвержденным изданием.
Учреждения дополнительного образования детей являются воспитательными организациями, созданными обществом и государством, основной функцией которых является поэтапное и целенаправленное создание условий для развития ребенка. Для решения поставленных целей учреждению дополнительного образования необходимо рассматривать условия и факторы которые создают эффективную и качественную систему обучения. Организация занятия требует тщательной подготовки как со стороны администрации учреждения, так и со стороны педагогического коллектива учреждения.
В учебных пособиях заложена четкая методическая система, которая способствует формированию понимания у учителя возможности оптимально и эффективно решать учебные задачи.
Основными компонентами постановки учебного пособия являются:
1. Использование разнообразия в выборе способов и форм предоставления новой информации.
2. Разделение материала по степени его значимости при изучении нового.
3. Наличие практической деятельности для закрепления материала (решение задач, продукт деятельности и т. п.).
4. Наличие в учебных пособиях упражнений, техник, которые направлены на формирование и совершенствование всех необходимых умений и навыков.
5. Повторение и систематизация полученного материала.
6. Наличие визуальных форм.
7. Наличие материалов, которые способствуют формированию у детей общепредметных умений. Это справочные материалы, словари, ссылки позволяющие развивать самостоятельность у детей при обучении.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования в сфере фотоискусства включает в себя несколько составляющих:
• организация процесса выстраивается согласно принципам работы педагогов. Данные принципы позволяют обосновывать специфику деятельности учреждений дополнительного образования, которые формируют в организации социально-педагогическую поддержку учащихся;
• создание условий, необходимых для организации процесса. Организация деятельности в фотостудии на одну учебную группу необходимо создавать следующие условия: ухоженное, освещенное и проветриваемое помещение; цифровые и зеркальные фотоаппараты; штативы; фотовспышки; фоны и уголки для съемки; студийное световое оборудование; компьютер; фотобумага; принтер; проектор; столы, стулья, шкафы; классная или интерактивная доска; методические и дидактические материалы (учебные пособия, методички); место для выставки работ;
• методическое подкрепление (учебные пособия, методички, инструкции);
Пи исследовании понятия «технология» было выявлено, что она включает в себя способы работы, режим работы, алгоритмы действий.
Технология разработки учебных пособий основывается на специальных требованиях. Требованиями к учебному пособию принято считать условия, благодаря которым реализуются поставленные цели процесса обучения. Именно требования выступают детерминантом его функционирования и своеобразными условиями осуществления его свойств.
Требования, в данном случае, бывают двух видов: общедидактические и методические.
Общедидактические требования определяют соответствия потребностям учебного процесса.
Под структурой учебного пособия понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, которые необходимы и достаточны для достижения поставленной учебной цели, то есть целенаправленного управления когнитивной сферы учащихся.
На основании анализа учебного пособия «Начинающий фотограф», разработанный «Игрострой» МАУ ДО Г ородской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», г. Екатеринбурга, нами были определены технологии построения учебного пособия, которые мы использовали при создании своего учебного пособия «Отражая мир» (Приложение 2). Данное пособие направлено на базовое освоение детьми искусства фотографии. Пособие состоит из 7 занятий, охватывающих теоретический и практический опыт освоения искусства фотографии.
Учреждения дополнительного образования детей являются воспитательными организациями, созданными обществом и государством, основной функцией которых является поэтапное и целенаправленное создание условий для развития ребенка. Для решения поставленных целей учреждению дополнительного образования необходимо рассматривать условия и факторы которые создают эффективную и качественную систему обучения. Организация занятия требует тщательной подготовки как со стороны администрации учреждения, так и со стороны педагогического коллектива учреждения.
В учебных пособиях заложена четкая методическая система, которая способствует формированию понимания у учителя возможности оптимально и эффективно решать учебные задачи.
Основными компонентами постановки учебного пособия являются:
1. Использование разнообразия в выборе способов и форм предоставления новой информации.
2. Разделение материала по степени его значимости при изучении нового.
3. Наличие практической деятельности для закрепления материала (решение задач, продукт деятельности и т. п.).
4. Наличие в учебных пособиях упражнений, техник, которые направлены на формирование и совершенствование всех необходимых умений и навыков.
5. Повторение и систематизация полученного материала.
6. Наличие визуальных форм.
7. Наличие материалов, которые способствуют формированию у детей общепредметных умений. Это справочные материалы, словари, ссылки позволяющие развивать самостоятельность у детей при обучении.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования в сфере фотоискусства включает в себя несколько составляющих:
• организация процесса выстраивается согласно принципам работы педагогов. Данные принципы позволяют обосновывать специфику деятельности учреждений дополнительного образования, которые формируют в организации социально-педагогическую поддержку учащихся;
• создание условий, необходимых для организации процесса. Организация деятельности в фотостудии на одну учебную группу необходимо создавать следующие условия: ухоженное, освещенное и проветриваемое помещение; цифровые и зеркальные фотоаппараты; штативы; фотовспышки; фоны и уголки для съемки; студийное световое оборудование; компьютер; фотобумага; принтер; проектор; столы, стулья, шкафы; классная или интерактивная доска; методические и дидактические материалы (учебные пособия, методички); место для выставки работ;
• методическое подкрепление (учебные пособия, методички, инструкции);
Пи исследовании понятия «технология» было выявлено, что она включает в себя способы работы, режим работы, алгоритмы действий.
Технология разработки учебных пособий основывается на специальных требованиях. Требованиями к учебному пособию принято считать условия, благодаря которым реализуются поставленные цели процесса обучения. Именно требования выступают детерминантом его функционирования и своеобразными условиями осуществления его свойств.
Требования, в данном случае, бывают двух видов: общедидактические и методические.
Общедидактические требования определяют соответствия потребностям учебного процесса.
Под структурой учебного пособия понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, которые необходимы и достаточны для достижения поставленной учебной цели, то есть целенаправленного управления когнитивной сферы учащихся.
На основании анализа учебного пособия «Начинающий фотограф», разработанный «Игрострой» МАУ ДО Г ородской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», г. Екатеринбурга, нами были определены технологии построения учебного пособия, которые мы использовали при создании своего учебного пособия «Отражая мир» (Приложение 2). Данное пособие направлено на базовое освоение детьми искусства фотографии. Пособие состоит из 7 занятий, охватывающих теоретический и практический опыт освоения искусства фотографии.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ФОТОСТУДИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОТОИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Детская кино-, фото студия как средство развития художественной культуры учащихся в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЛИЦЕЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ВЫЗОВОВ: ФОТОДЕЛО 2.0
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ КОЖАНОЙ МОЗАИКИ)
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019





