Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЖИВОПИСИ

Работа №94620

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ 9
1.1. Композиционное мышление и его роль в развитии детского творчества.. 9
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 17
1.3. Анализ содержания учебных программ по живописи и изобразительному
искусству для детей младшего школьного возраста 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ 34
2.1. Характеристика дополнительных образовательных программ
«Живопись» и «Изобразительное искусство» для детей подготовительного отделения детской художественной школы 34
2.2. Методы и приемы для развития композиционного мышления
обучающихся на занятиях по изобразительному искусству и живописи 39
2.3. Ход и результаты опытной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Изобразительное искусство является эффективным средством эстетического, творческого и нравственного воспитания учащейся молодежи и занимает одно из важнейших мест в воспитании творческой личности, отличающейся мобильностью, креативностью. В дополнительное образование заложены многие эти функции. К учреждениям дополнительного образования относятся детские художественные школы, которые в свою очередь реализуют различные образовательные программы: общеразвивающие, предпрофессиональные.
Ревдинская детская художественная школа (далее - РДХШ) обеспечивает подготовку обучающихся к поступлению в ДХШ реализуя подготовительные курсы по дополнительным общеразвивающим программам. Как и на других отделениях, образовательный процесс на подготовительном отделении обеспечивается учебными программами, среди которых: «Изобразительное искусство», «Живопись», «Декоративно­
прикладное творчество», «Лепка».
На подготовительном отделении Ревдинской детской художественной школы обучающиеся в возрасте от 6 до 9 лет получают необходимые художественные навыки по программе «Изобразительное искусство» (далее - изобразительное искусство), а в возрасте от 10 до 11 лет по программе «Живопись». Программа «Живопись» из-за сложности содержания рассчитана на более старший возраст. Обучение по программам может быть как последовательным, так и параллельным.
Так, обучающийся подготовительного отделения развивает творческие способности, навыки художественного творчества, фантазию, композиционное мышление, вследствие чего по окончании учебного года ученик подготовлен к сдаче вступительных экзаменов в 1 класс на предпрофессиональную образовательную программу.
Вместе с тем такая реализация подготовительных курсов помогает детям не только подготовиться к поступлению, но и познакомиться с особенностями обучения в РДХШ. Качество реализации подготовительных курсов, а соответственно качество содержания программ влияет на подготовленность абитуриентов, их мотивацию и заинтересованность, а также дальнейшую успешность в обучении в РДХШ. Для поступления на бюджетной основе на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу «Живопись» наиболее важными выступают программы подготовительного отделения ««Изобразительное искусство», «Живопись».
Творчество для обучающихся младшего школьного возраста на подготовительном отделении, - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию окружающего мира, к душе ребенка, его нравственному чувству.
Основные цели программ для подготовительного отделения по изобразительному искусству и живописи - это развить композиционное мышление, передать основные законы изобразительной деятельности, подготовить обучающихся для поступления в детскую художественную школу г. Ревды. Также познакомить обучающихся с множеством различных графических и живописных материалов, научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы и мира вокруг нас в своих творческих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Также чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе в изобразительном искусстве и живописи.
Таким образом, весь концептуальный подход в программах способствует развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе с художественным материалом, художественного мышления, чувства композиции, предусматривая широкое привлечение жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности. Одним из приоритетных принципов преподавания в РДХШ является: развитие у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в учебную программу для Ревдинской детской художественной школы вводятся коллективные задания.
Правильно организовав образовательный процесс на предметах художественного цикла, существует реальная возможность воспитать в учащихся стремление фантазировать, творить и вдохновляться. Дети, которые занимаются творчеством, способны саморазвиваться, открывать в себе новые личностные качества. Если ребенок действительно увлечется, он сможет много трудиться, что сыграет большую положительную роль в его развитии.
Проблема композиции является одной из важнейших как в теории изобразительного искусства, так и в педагогике, и в методике обучения художественным дисциплинам.
Композиционное мышление направлено на передачу художественных образов, где особенности мышления (в общем смысле) влияют на выполнение любых задач. А также оно способствует развитию мышления ребенка и связано с умением запоминать, отбирать и изменять чувственные образы реальных объектов в соответствии с замыслом. Ведь не всегда ученик, владеющий логическими и рациональными способами постижения мира, имеет потребность выразить свое отношение к реальности целостно, ярко, насыщено - с помощью воображения и фантазии. Поэтому для детей важно, что в художественном образе сочетается осознание формы, содержания, пространства, времени, фактуры, цвета, эмоции и многое другое.
Тем самым на первый план выступает содержание учебных заданий, выполняемых обучающимися по учебным программам «Изобразительное искусство», «Живопись». Именно на этих учебных предметах закладываются
азы создания композиции живописными средствами в листе. Именно на этих учебных предметах закладываются азы создания композиции живописными средствами в листе, что в последствии сильно влияет на развитие ощущения пространства. Важным моментом также является то, что на уроках происходят первые шаги в понимании цветоведения: цвета, его
взаимодействия с другими цветами, что также формирует вкус у ребенка. В сумме это хорошо влияет на развитие у детей воображения и логического мышления, а также усидчивость и внимательность. Не стоит забывать и о физическом аспекте - моторике пальцев и координации, когда ребенок учится не заходить за контур, работать как с крупными, так и мелкими деталями в работе.
Важно понимать то, что получает и развивает ребенок на этих предметах в последствии сильно влияет на его восприятие и ощущение мира, помогает более спокойному и безболезненному включению ребенка в уже учебный школьный процесс, когда он уже умеет концентрироваться на конкретном занятии, понимать важность доведения работы до конца.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью пересмотра содержания дополнительных общеразвивающих программ и созданием комплекса эффективных упражнений для школьников Ревдинского района, обучающихся на подготовительном отделении Ревдинской детской художественной школы.
Целью выпускной квалификационной работы является: теоретическое обоснование, разработка методов и приемов развития композиционного мышления обучающихся на занятиях по живописи и изобразительному искусству...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной целью являлось создание программ развития композиционного мышления у обучающихся подготовительного отделения на занятиях по живописи и изобразительному искусству (на примере детской художественной школы г. Ревды).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно­методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста.
3. Дать понятие и раскрыть особенности развития композиционного мышления младшего школьного возраста
4. Проанализировать программы обучения по живописи и изобразительному искусству для подготовительного отделения детской художественной школы.
5. Выявить комплекс эффективных упражнений для развития композиционного мышления обучающихся подготовительного отделения детской художественной школы средствами живописи и изобразительному искусству.
6. Разработать учебные программы по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Живопись» для подготовительного отделения Ревдинской детской художественной школы.
Для решения комплекса поставленных задач в работе изучены особенности композиционного мышления как важного фактора детского творчества, рассмотрены психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста, проведен анализ содержания существующей с 2017 года учебной программы по живописи и изобразительному искусству подготовительного отделения художественной школы города Ревды.
Определено влияние упражнений «Смешанная техника», «рисование по памяти», «рисование на заданную тему из головы», «ограниченная палитра» на развитие композиционного мышления у детей.
Выполнен ход и получен результат опытной работы на примере детской художественной школы. В опытную работу входило два этапа: диагностический и формирующий эксперимент. По результатам проведенного диагностического эксперимента можно сделать вывод, что у большей части учеников средний и низкий уровень знаний по композиции. Неправильно определяют элементы в композиционном мышлении. Высокий уровень не был отмечен ни у одного учащегося.
По результату формирующего, дети не совсем рационально использовали площадь листа, не понимали где нужно выделить главное. Не все ученики использовали заслонение, упуская из внимания передачу масштаба.
Таким образом, выпускной квалификационной работы явилось создание образовательных программ для подготовительного отделения детской художественной школы. С сентября 2018 года по май 2019 года ученики обучались по новым программам, которые помогли развить композиционное мышление, творческий потенциал у детей школьного младшего возраста, а так же непосредственность восприятия и богатое воображение. Вследствие чего, в конце учебного года, был проведен повторно эксперимент. Результат ответов и процент поступивших в первый класс увеличился с 40% до 70%.


1. Алексеев, С.О. О колорите [Текст] / С.О Алексеев. - М. : Изд. Изобразительное искусство, 1974. - 169 с.
2. Беда, Г.В. Живопись [Текст] / Г.В. Беда. - М. : ГИТИС, 1986. - 234 с.
3. Бердяев, Н.А. Живопись [Текст] : учебное пособие / Н.А. Бердяев. - СПб : Кламар, 2004. - 221 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : СОЮЗ, 1997. - 245 с.
5. Воронова, О. П. Владимирские пейзажисты [Текст] / О.П Воронова. - М. : Советский художник, 1987. - 201 с.
6. Гавриков, А.В. Все о технике: цвет [Текст] / А.В.Гавриков. - М. : ГИТИС, 2002. - 232 с.
7. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н.Волков. - М. : Искусство, 1977 - 401 с.
8. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник. [Текст] / П.С.Гуревич. - М. : Юрайт, 1973. - 145 с.
9. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем [Текст] / Е.Л. Зеленина. - М. : Просвещение, 1996. - 325 с.
10. Кирилло, А.А. Учителю об изобразительных материалах [Текст] / А.А. Кирилло. - М. : ГИТИС, 1982. - 232 с.
11. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст] / Т.С.
Комарова. - М. : АО «Столетие», 1998. - 139 с.
12. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст] / М. : Просвещение, 1985. - 199 с.
13. Курчевский, В.В. А что там, за окном? [Текст] / В.В. Курчевский. - М. : Педагогика, 1985. - 345 с.
14. Молева, Н. М. Живописных дел мастера: канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века [Текст] / Н.М. Молева. - М. : Изд. Искусство, 1965. - 335 с.
15. Сальникова, М.Ю. Педагогические технологии [Текст] : учебное пособие / М.Ю. Сальникова. - М. : СОЮЗ, 1997. - 245 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ