Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие композиционного мышления средствами каллиграфии у учащихся 7 класса общеобразовательной школы

Работа №107877

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО
МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КАЛЛИГРАФИИ
1.1. Проблема изучения композиции в общеобразовательной школе 17
1.2. Особенности процесса мышления обучающихся на занятиях
каллиграфией 24
1.3. Средства выразительности каллиграфической композиции 30
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА СРЕДСТВАМИ КАЛЛИГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы обучения шрифтовой каллиграфической композиции в
общеобразовательной школе 32
2.2. Теоретическое обоснование модели развития композиционного
мышления учащихся 7 класса средствами каллиграфии 63
2.3. Этапы развития композиционного мышления учащихся 7 класса
средствами каллиграфии 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список используемой литературы 89
ПРИЛОЖЕНИЯ

Магистерская диссертация посвящена развитию композиционного мышления средствами каллиграфии у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Развитие композиционного мышления учеников общеобразовательных школ является важным и сложным вопросом при обучении изобразительному искусству. Конструирование композиции позволяет развить композиционное мышление. Процесс конструирования композиции для подростка представляет собой сплав творчества и комбинаторики. При этом процессе от учащихся требуется аккумулировать весь жизненный опыт, воображение и умственную активность.
Актуальность темы обусловлена тем, что после окончания школы многие ученики стремятся получить профессии, связанные с изобразительным искусством. В Российской федерации у выпускников общеобразовательных школ пользуются популярностью такие творческие специальности как архитектура, дизайн и декоративно-прикладное творчество. В специализированных учебных заведениях композиция является одной из основополагающих дисциплин. Знания учащихся общеобразовательных школ по этой дисциплине являются не полными и обрывочными. Что бы восполнить пробелы знаний требуется разработка новых методических решений в освоении композиции.
При усвоении и изучении вопросов изобразительной композиционной грамоты учащиеся встречается с трудностями, такими являются физиологические возрастные особенности, слабая познавательная деятельность, а также слаборазвитое абстрактно-логическое и художественно-образное мышление. Среднее звено общеобразовательной школы направленно на формирование художественно-творческого потенциала личности учащихся. Именно художественно-творческий потенциал будет залогом успешной трудовой деятельности.
Изучение композиции на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах имеет широкие перспективы для развития композиционного мышления. Изучение композиции затрагивает личностные качества ученика: осмысленность, последовательность, проницательность и экспансивность.
Для осуществления такого процесса требуется разработка методологических приемов обучения совершенствование содержания учебной программы в системе общего образования.
Приобретение навыков и умений по композиции как практических, так и теоретических возможно лишь через выполнение системы заданий и упражнений.
Психологи заключают, что «Композиционное мышление», не что иное как аналитико-синтетическая деятельность сознания, оперирующая изобразительными формами содержательного обобщения. Термин «Композиционное мышление» определился благодаря характеру деятельности человека. Человек изучает объект познания через призму своего личного отношения. Передача отношения происходит с помощью изобразительных форм и их целостной композиции.
Факторы, способствующие формированию композиционное мышление, являются важнейшими для формирования успешной социальной и профессиональной будущей деятельности человека.
Актуальность
Все художественные учреждения высшего и среднего образования начинают обучение с изучения основ композиции. Именно знания правил и приемов композиции позволяют анализировать произведения искусства и развивать объемно-пространственное мышление.
Все правила и приемы композиции мы можем наблюдать не только при написании картин и создании предметов декоративно-прикладного творчества. Работа художника-каллиграфа также строится на основах формообразования при разработке шрифтовых композиций. Каллиграфия работает с текстом как графической структурой, рассматривая текстовые блоки как элементы композиции. Любой объект текстового пространства становится частью целого, и связан с остальными элементами композиции через пропорции, форму, цвет, динамику, ритм, движение. При этом даже не заполненное пространство формата является важным звеном в игре композиции. Форма письменных знаков и расположение текста на странице все это имеет значение при восприятии композиции. Каллиграфические приемы усложняют простые композиционные решения. Тем самым каллиграфия помогает закрепить ранее полученные знания о композиции, что касается письма то, оно становится психологически комфортнее для подростков. Ведь они сталкиваются в практической работе с ранее известными элементами.
Наш мир развивается со стремительной скоростью. Желание сделать как можно больше и быстрее ведет к упрощению и облегчению всех процессов. Письмо как вид коммуникации претерпело серьезные изменения. Во многом эти изменения произошли под действием технического прогресса. Быстро и удобно теперь набирать текст с помощью компьютера. Многие страны мира перешли на письмо печатными буквами, что конечно повлияли на эстетическое восприятие написанного. Главный критерий написанного правильность, а не эстетичность и не образность. Стоит ли обучать красивому письму детей в школах?
По мнению ученых детей, необходимо обучать именно красивому письму. Важность каллиграфии для физического, эмоционального и интеллектуального развития очень велика, но споров о том, как помочь ребенку усвоить каллиграфию на должном уровне ведутся до сих пор среди педагогов, врачей и исследователей как в нашей стране, так и зарубежными учеными. 25-30 % процентов детей в начальной школе имеют сложности с обучением письму. Как можно заметить эти дети имеют трудности в обучении в целом. Проблемы с почерком не исчезают по окончании начальной школы, а лишь трансформируются и сохраняются до окончания школы. Выявляют несколько причин - это медицинские, физиологические, педагогические. Системы коррекции почерка в среднем звене общеобразовательной школы практически не имеется. Как один из способов коррекции письма может быть рисование, но и здесь сталкиваемся с проблемой, когда психологически ребенок находится в стрессовом состоянии т.к. у него сформирован барьер заключающейся в наличии страха и отсутствия, по его мнению, и мнению его родителей, способностей к рисованию. Именно на этапе начальной школы у ребенка формируется отсутствие мотивации и не желание творчески развиваться. Для преодоления страха перед рисованием необходим ввод курса по каллиграфии, который частично будет развивать творческие способности детей, но при этом будет психологически более комфортный и продуктивный т.к. дети будут работать с алфавитом, который знаком им с первого класса. При изучении столь специфичной области изобразительного искусства как каллиграфия происходит изучение правил и основ композиции. Изучение правил и приемов композиции ведет к развитию композиционного мышления. Таким образом, проблема обучения каллиграфическому письму является актуальной для формирования композиционного мышления и как следствие актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проеденное исследование подтвердило гипотезу и позволило заключить следующее.
Результаты практического анализа дают основание утверждать, что проблема развития композиционного мышления у детей 12-13 лет определяется как актуальная в настоящее время.
Композиционное мышление несомненно развивается в процессе творческой практической деятельности на занятиях каллиграфии. Учащиеся наиболее полно понимают правила и приемы композиции, закрепленные на практических занятиях, что ведет к продумыванию композиции и является признаком формирования композиционного мышления. Проблемой развития мышлении занимались многие психологи и педагоги. В соответствии с поставленной целью и гипотезой был проведен констатирующий эксперимент цель которого была выявить уровень композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Развитие композиционного мышления средствами каллиграфии позволяет создавать новые композиционные решения, но с позиции функциональности. Учащиеся познают, что композиция универсальная составляющая не только для изобразительного искусства, но и имеет прикладной характер в окружающем мире. Процесс формирования мышления у детей тщательно исследуется на протяжении многих лет психологами, педагогами и художниками Л.С. Выготский, Волкова Н.Н., В.А. Фаворский, К.Ф. Юон, Кандинский В.В., Е.А. Кибрик, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Неменский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, И.М. Сеченов, Меерович М.И. и Шрагина Л.И., Малевич К.С., Б. В. Раушенбах Е. В. Шорохов, Г. К. Савицкий.
Согласно поставленной цели и сформированной гипотезой был проведен констатирующий эксперимент, цель которого была определить содержание и условия реализации серии уроков, обеспечивающих развитие композиционного мышления учащихся 7 класса общей школы средствами изучения каллиграфии.
В ходе констатирующего эксперимента были применены следующие показатели, по которым оценивались практические работы детей: введение рисованных изображений, рисование, а не письмо букв, нарушение дукта письма, нарушение пропорций букв, неточное определение роста букв по отношению к ширине пера; проведение одного штриха за несколько движений руки, неудачная композиция листа.
Выявленный уровень развития композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы показал, что большинство детей находятся на низком уровне, но при направленной практической работе по развитию композиционного мышления у детей 12 -13 лет возможно корректировка знаний и умений в композиции и как следствие развитие композиционного мышления. В соответствии с гипотезой формирующего эксперимента программа реализовывалась по следующим пунктам: 1) «Каллиграфия», 2) Элементы шрифта; 3) Каролингский минускул; 4) Каллиграфическая композиция; 5) Каллиграфическая композиция из словосочетания «Остров сокровищ»; 6) Шрифт и изображение, 7) Орнаментальные элементов в каллиграфической композиции», 8) Композиция и иллюстрации к «Острову сокровищ».
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии композиционного мышления у учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Полученные данные позволяют утверждать, что проведенный формирующий эксперимент повысил уровень композиционного мышления у учащихся в 7 классе общеобразовательной школы.



1. Барышников, Г., Бизяев, А., Ефимов В. и др. Шрифты. Разработка и использование/ Г. Барышников, А. Бизяев, В. Ефимов и др. - М.: Эком, 1997.
2. Богдеско, И. Каллиграфия/ И. Богдеско. - СПб, 2005.
3. Все о технике. Каллиграфия/ред. Т.И. Хлебнова. - М.: Арт- родник,2012.
4. Завадская, Е. Японское искусство книги У11-Х1Хвека. Е. Завадская. - М.: Книга, 1986.
5. Кауч, М. Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма/М. Кауч. - Мн, 1998.
6. Китайская каллиграфия/ авт. сост. С.В. Харевский. - Мн.: 2007.
7. Кун Мо Дин. Кай шу Чжао Ман Фу. Пер. с кит. Пономаренко Е.Б./ Кун Мо дин. - М.: Альтекс, 2002.
8. Морган М. Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия/ М. Морган. - М.: Арт-родник,2007.
9. Приобретение и развитие навыков рукописного шрифта. Латинский шрифт: Учебное пособие./ авт.-сост.Абленин Ф.М., Кравченко И.А., Чепурова О.Б.- Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2008.
10. Проненко, Л. Каллиграфия для всех/ Л. Проненко. - М.:Изд- воАртемия Лебедева, 2011.
11. Птахова, И. Простая красота буквы/ И. Птахова. - СПб: Русская графика, 1997.
12. Русский орнамент Х-ХУ1веков. По древним рукописям. Подготовлено по изданию «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям». - М.:Арт-родник,1870.
13. Смирнов, С. Шрифт в наглядной агитации/C. Смирнов. - М.: Плакат, 1987.
14. Calligraphy. A letter by letter introduction to the Art of Beautiful Writing by Barry Floyd. The Calligraphy Company Manuscript.
15. DanielT.Ames.AmesGuidetoSelfInstructionPracticalandArtistic.Penm anship. New York, Broadway, 1884.
16. Harris D. The art of calligraphy. Dorling kindersley. - London, 1995.
17. Gordie, T. Calligraphic styles. A pentalic Book/ T. Gordie. - New York.: Taplinger Publishng Company, 1979.
18. Schmidt, C. Alphabets/C. Schmidt.: L'Aventurine, PCM Lyon, 2005
19. https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/pochemu-v-shkole- net-kalligrafii
20. http ://calligraphy-expo. com/about/news/kalligrafiya-i-razvitie- funktsiy-golovnogo-mozga
21. https://www.samara.kp.ru/daily/24602/773825/
22. https:// studfiles.net/preview/4519124/
23. https://studfiles.net/preview/3053923/
24. http://elib.bspu.by/bitstream/doc/4205/1/Кашевский_Композиция_ш ри(|)товойгра(|)ики.рс1Г
25. http://mag-union.ru/wp-content/uploads/2015/09/4_composit.pdf
26. http://dodiplom.ru/ready/103284
27. http://helpiks.org/8-23167.html
28. https://www.calligraphy-museum.com
29. https:// studfiles.net/preview/5132801/page :16/
30. https://studopedia.ru/5_65245_protsessi-analitiko-sinteticheskoy- mislitelnoy-deyatelnosti. html
31. http://www.dissercat.com/content/razvitie-khudozhestvenno- tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov-v-sisteme-nepreryvnogo-estetich
32. https ://infourok.ru/ formirovanie-kalligraficheskih-navikov- mladshih-shkolnikov-1259732.html
33. http://www.yafalian.ru/konfer/086.pdf
34. http://poznayka.org/s52461t1.html
35. Наумова С.В. , Наумова П.М. Шрифт и орнамент: практикум/ С.В. Наумова, П.М. Наумова. - Екатеринбург: Архитектон, 2013. - 215 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ