Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция артикуляционно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №94522

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Психофизиологическая структура процесса письма 6
1.2. Характеристика артикуляционно-акустической дисграфии 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дисграфией и псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Принципы, организация и методика констатирующего эксперимента .... 21
2.2. Анализ результатов обследования моторики, звукопроизношения
фонематических процессов и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 34
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по коррекции
артикуляционно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 34
3.2. Содержание коррекционной работы по устранению артикуляционно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной
дизартрией 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54


Письменная речь - является более поздней речью по возникновению и имеет большое значение в способах накопления, передачи и переработки информации. Письменная речь имеет важное значение в жизни человека, большую роль играет не только для передачи информации, но и влияет на непрерывное развитие культуры и науки.
В настоящее время мы часто сталкиваемся с проблемой нарушения письменной речи у младших школьников. Письмо является одним из видов психически процессов учащихся. Ученые Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, А. В. Ястребова, писали в своих работах о том, что письмо является единым психическим процессом.
Нарушение письма влияет на понимание орфографических правил, что в следствии отрицательно влияет на успеваемость и на усвоение образовательной программы. Несвоевременное развитие всех сторон устной речи является причиной несформированности навыков письма. У учащихся с псевдобульбарной дизартрией проявляются специфические ошибки, связанные с нарушением фонетической, фонематической, грамматической и лексической стороны речи.
Несформированность психических процессов, дефекты устной речи и неразвитая мелкая моторика могут являться причиной нарушения письма у младших школьников.
Актуальность данной темы связана с тем, что письмо является дальнейшем средством обучения и необходимо проводить своевременное коррекционную работу по преодолению дисграфии. У младших школьников с псевдобульбарной дизартрией наиболее часто встречается артикуляторно-акустическая дисграфия, в основе которое лежит неправильное произношение, отражающееся на письме.
Цель исследования: на основе теоретических и экспериментальных данных определить содержание логопедической работы при артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Проблема исследования: коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Объект исследования: состояние моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и письма у младших школьников при артикуляционно-акустической дисграфии.
Предмет исследования: процесс коррекции артикуляционно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по вопросу выявления и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии.
2. Провести логопедическую диагностику детей и проанализировать ее результаты.
3. Определить направления и содержание коррекции артикуляционно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Методы исследования:
• анализ педагогической и научно-методической литературы;
• проведение педагогического констатирующего эксперимента;
• анализ данных, полученных в ходе педагогического констатирующего эксперимента.
База исследования: Муниципальная общеобразовательная школа «Средняя школа № 7», г. Качканар.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, база исследования и структура работы.
В первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в современной науке и практике, проанализированы проблемы формирования письменной речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Во второй главе описан констатирующий эксперимент логопедического обследования письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
В третьей главе описаны цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, а также определены содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей данной категории.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложениях представлена речевая карта обучающегося, сводные таблицы, перспективные планы логопедической работы, конспекты логопедических занятий, игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 57 страницами печатного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В коррекционной педагогике и в логопедии проблема коррекции письменно-речевой деятельности является актуальной и на сегодняшний день. Письмо является основой в дальнейшем обучении, нарушения письменной речи, вызывают затруднения у младших школьников в усвоении школьной программы.
Анализ данных литературы показал, что письмо - это сложный процесс. В основе письма лежат психофизиологические механизмы. Сложность и значимость задачи по коррекции нарушений письма обусловлена рядом различных подходов к классификации дисграфии, причинами, механизмами и симптомами нарушений.
Письменная речь формируется на основе устной, поэтому важно вовремя проводить коррекционную работу. В данной работе изучили артикуляторно-акустическую дисграфию. Дисграфия - это нарушение, при котором у ребенка при нормальном интеллектуальном и речевом развитии, нарушается формирование символизации речи в соответствии с грамматическими правилами и фонетическим принципом написания слов в предложении. Если у ребенка хорошо развита устная речь, слохово- пространственный и зрительно-пространственный гнозис, подвижность и переключаемость общего поведения, самато-пространственные ощущения, то это позволяет довольно легко овладеть навыками письма.
Анализ результатов показал, что у исследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией нарушена письменная речь. Ошибки на замену и смешение букв по артикуляционно-акустическому сходству были отмечены всех учащихся, также некоторые учащиеся имеют смешанный вид дисграфии. Обработка результатов исследования показала прямую связь между устными и письменными нарушениями речи, а также недостаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей: раннее диагностирование нарушений и своевременная помощь, коррекция, а также работа по предотвращению возможных нарушений. У детей с артикуляционно-акустической дисграфией отмечается нарушение звукопроизношения, которое в следствии отражается на письме.
С учетом диагностики были подобраны методы и приемы коррекции выявленных нарушений, специальные упражнения и игры, направленные на уточнение артикуляции звуков, развитию фонематических процессов, формированию грамотной письменной речи.
Таким образом, нами было разработано содержание коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с артикуляционно-акустической дисграфией на логопедических занятиях. Представленная коррекционная работа позволит устранить нарушения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.


1. Акименко, В. М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2017. - 288 с.
2. Алексеева, А. Личностно дифференцированный подход в коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи / А. Алексеева // KnELifeSciences. Пятый Международный Конгресс Мемориала Лурии «Лурианский подход в международной психологической науке». - 2018- С. 59 - 70.
3. Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи:учебно- методич. пособие / Т. А. Аристова ; под ред. Н. Н. Яковлевой. - Санкт- Петербург : КАРО, 2014. - 208 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 340 с.
5. Ахутина, Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики :методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. - Санкт-Петербург : Акционер и К, 2004.
-С. 225-245.
6. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студентов дефектол. фак.пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская - Москва: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студ. дефектол. фак. пед.высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва:Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 704 с.
8. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция:учебное пособие/ под общ. ред. канд. Пед. наук, доцента О. Б. Иншаковой. - Воронеж : МОДЭК, 2001 - С. 193-199.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -Москва,1991. - 476 с.
10. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе /О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва, 2007. - 162 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова - Москва: Просвещение, 1972.-205 с.
12. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно - методическое / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с
13. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах:учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - Москва, 2009. - 216 с.
14. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Санкт- Петербург :Союз, 2003. - 224 с
15. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей:хрестоматия по логопедии / Р. Е. Левина.- Москва : ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
16. Левина, Р. Е. О перестройке принципов анализа речевых нарушений у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа. - 1960. - No 1. - С.78-85.
17. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования/ А. Р. Лурия. - Москва : ACADEMA, 2002. - 347 с.
18. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. - Москва : Союз, 2001. - 80 с.
19. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
20. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. - Москва : Владос, 1997. - 184 с.
21. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма : хрестоматия по логопедии / Л. Ф. Спирова. -Москва : ВЛАДОС, 1997. - 652 с.
22. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). Расстройства речи у детей и подростков / О. А. Токарева ; под ред. С. С. Ляпидевского. - Москва : Медицина, 1969. - 324 с.
23. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. Ун-т. Екатеринбург, 1998. - 51 с.
24. Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия : хрестоматия по логопедии /М. Е. Хватцев. - Москва, 1997. - 140 с.
25. Хватцев, М. Е. Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв : пособие для логопедов и учителей начальных классов / М. Е. Хватцев. - Москва : Просвещение, 1964. - 164 с.
26. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - Москва : МПСИ ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
27. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - Москва : ИНТОР,1998.-110
28. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы : кн. для учителя-логопеда / А. В. Ястребова. - Москва : Просвещение, 1984. - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ