Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Работа №93862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Закономерности становления письменной речи в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.... 10
1.3. Характеристика нарушений письма у младших школьников 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 16
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента 16
2.2. Анализ результатов изучения моторики, звукопроизношения,
фонематических процессов у младших школьников 17
2.3. Анализ результатов обследования письма у младших школьников 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
3.1. Организация, принципы, цели и задачи логопедической работы по
коррекции артикуляционно- фонематической дисграфии 37
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 106


Основной из многих целей начального образования принято считать грамотность. Качественную подготовку позволяет получить успешное усвоение письменных навыков в период обучения в начальной школе.
Письмо является систематической, трудной, произвольной и умственной работой, которая обеспечивается участием всевозможных компонентов, как многих психологических функций, так и структурных, а кроме того функциональных. Письмо неразрывно связанно с устной речью человека и реализуется при условии достаточного уровня качества формирования и развития речи. Но также не стоит забывать, что для успешного усвоения буквы формирование устной речи ребенка является только одной из предпосылок.
На весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию обучающихся, на развитие и формирование личности младшего школьника негативно влияют часто диагностируемые в начальной школе несоблюдения орфографических, а кроме того графических навыков письма.
Если обратиться к данным доклада экспертов Европейской рабочей программы по образованию и развитию, а также принять во внимание мнение многих авторов, таких как М. М. Безруких, А. Н. Корнева, М. Грушевского, то можно увидеть, что число обучающихся с дислексией и дисграфией неуклонно растет. В школах реализующих общеобразовательные программы число таких обучающихся достигает уже более 30 %, в гимназиях - 20 %. На сегодняшний день дисграфию у обучающихся можно наблюдать не только в начальной школе, но уже и в старшем звене.
Нарушения процесса овладения письменной речью (дисграфия) в настоящее время рассматривается в нескольких аспектах:
• психолингвистическом;
• психологическом;
• нейропсихологическом;
• клиническом;
• педагогическом (Л. Н. Ефименкова, Н. А. Никашина, Т. В. Ахутина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев, С. Н. Шаховская и другие) [22].
Дисграфии (специфические расстройства письма) приводят к нарушению овладения орфографией в связи, с чем часто считаются предпосылкой отклонений в развитии личности обучающегося и к стойкой неуспеваемости [11, 15].
Коррекции дисграфий у обучающихся были освещены в научных работах А. Ф. Спировой, И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой. [27, 17, 18]. В исследованиях Р. Е. Левиной и А. Н. Корнева был представлен анализ нескольких механизмов нарушения письма [10, 12].
Для выявления артикуляционно-фонематической дисграфии существуют различные проявления и причины, как повторяющиеся ошибки в письме, которые не имеют нарушений в интеллектуальном развитии, а также зрения и слуха. В связи с этим для развития письменной речи требуется тщательно проанализировать состояние устной речи, так как письменная развивается на основе устной речи. Одинаковое проявление ошибок имеет разные механизмы. В связи с этим необходимо учитывать весь симптомокомплекс особенностей письменной речи.
Поэтому выявление и исправление артикуляционно-фонематической дисграфии при обучении младших школьников в настоящее время считается актуальным.
Данная проблема помогла определить цель исследования.
Цель исследования - на основе теоретических и экспериментальных данных определить содержание логопедической работы при артикуляционно¬фонематической дисграфии у младших школьников и проверить ее эффективность.
Объект исследования: состояние моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и письма у младших школьников при артикуляционно-фонематическая дисграфии.
Предмет исследования - процесс коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования определяются следующие задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по вопросу выявления и коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение причин, механизма и симптоматики артикуляционно-фонематической дисграфии.
3. Определить направления и содержание коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников.
4. Определить содержание логопедической работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников и проверить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (проведение констатирующего, формирующего экспериментов); интерпретационные (сравнение полученных данных).
Экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа с. Полдневая». Экспериментальную группу составили 8 обучающихся 8 - 9 лет с диагнозом ОНР III уровня, дизартрия.
Структура выпускной квалификационной работы на тему «Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях» состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ данных литературы позволил определить основные подходы к пониманию сущности дисграфий и определению путей их коррекции у младших школьников. А также показал, что письмо - это довольно сложный процесс, в его основе лежат психофизиологические механизмы. Значимость и сложность задачи по коррекции дисграфии определяются рядом различных подходов как к классификации дисграфии, так и механизмами, причинами, симптомами нарушений. В данной работе мы сосредоточились на изучении дисграфии, которая предполагает изучение особенностей письменной речи у обучающихся младших классов.
Проблема дисграфии у младших школьников, обучающихся по общеобразовательной программе, на сегодняшний день изучена достаточно широко.
Дисграфия - это состояние, при котором у ребенка, при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонетическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении.
Довольно легко овладеть навыками письма позволяют:
- формирование устной речи;
- слухово-пространственный и зрительно-пространственный гнозис;
- подвижность, переключаемость, устойчивость и формирование общего поведения;
- сомато-пространственные ощущения.
Эксперимент по коррекции дисграфии проходил в условиях сельской школы. С согласия родителей и администрации школы было проведено обследование обучающихся 2 классоыв (8 - 9 лет) по результатам которого были проведены формирующий и контрольный эксперименты.
Согласно результатам исследования, как качественным, так и количественным можно увидеть, что в условиях общеобразовательной школы в начальных классах есть обучающиеся, у которых имеются конкретные ошибки в письме. Обработав результаты исследования увидели прямую связь между нарушениями речи устными и письменными, а кроме того недостаточное развитие фонематических процессов, таких как слуха и восприятия.
У большинства испытуемых, при проведении обследования письма, показали наличие дисграфических ошибок на письме, такие как пропуск букв и слов, перестановка букв и слогов, добавление гласной буквы, неверное смягчение согласного, замена и смешение букв, орфографические ошибки, а также и ошибки, связанные с нарушением лексико-грамматического строя речи.
Согласно анализу результатов констатирующего эксперимента, мы увидели, что у всех обучающихся были трудности в обучении письму и для улучшения их речевого развития, как письменной, так и устной речи.
При проведении сравнительного анализа, констатирующего и контрольного экспериментов, подтвердилась результативность проведенного формирующего эксперимента, направленного на устранение дисграфических ошибок у младших школьников. Для каждого обучающегося был разработан перспективный план, при составлении которого учитывались выявленные потребности и правильность выбора логопедической технологии направленной на коррекцию дисграфии и устной речи младших школьников.
Согласно результатам проведенного нами контрольного эксперимента, у всех обучающихся наблюдалось в развитии общей и мелкой моторики, а также моторики артикуляционного аппарата положительная динамика, кроме того такая динамика прослеживалась и при коррекции звукопроизношения, и при развитии функций фонематических процессов.
То есть можно сделать вывод, что получилось немного скорректировать ошибки, которые были обусловлены недоразвитием фонематического слуха и фонематического восприятия, специфические ошибки обучающихся при письменных работах. В этом помогло использование логопедической технологии.
Можно считать, что такая логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы должна обеспечить эффективность данного процесса.



1. Азова, О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О. И. Азова. - Москва : ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи»: сб. ст. / отв. Ред. М. Г. Храковская. - Акционер и К, 2004. - С. 225 - 245.
3. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - Москва : Академический проект, 2004. - 175 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для педвузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : Владос, 2012. - 364 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва : Гос. учеб. пед. изд-во, 1934. - 324 с.
6. Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи: умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - Москва : Гос. Учебно-педагогическое изд-во, 1935. - 135 с.
7. Гришвина, А. В. Игры - занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития / А. В. Гришвина, Е. Я. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. - Москва : Просвещение, 1998. - 93 с.
8. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи : метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская; под ред. О. В. Защиринской. - Санкт-Петербург : Речь, 205. - 180 с.
9. Колповская, И. К. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / И. К. Колповская, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова. - Москва : Просвещение, 1989. - 305 с.
10. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-методическое / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.
11. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - Москва : Владос, 2004. - 129 с.
12. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи 73 / - Москва: АПН РСФСР, 1961. - 310 с.
13. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологического письма. Письмо и речь / А. Р. Лурия. - Москва : ИЦ «Академия», 2002. - 77 с.
14. Мисаренко, Г. Г. Коррекционно -развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы / Г. Г. Мисаренко // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 4- 10.
15. Парамонова, Л. Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. / Л. Г. Парамонова / - Санкт-Петербург - 1996. - 384 с.
16. Поваляева, М. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов: / М. А. Поваляева. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 47 с.
17. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. - Москва : Владос, 1997. - 184 с.
18. Спирова, Л. Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / И. Н. Садовникова. - Москва : Владос, 1997. - 256 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ