Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94503

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..
1.1. Понятие социальных эмоций и чувств в дошкольной
психологии
1.2. Психолого-педагогическая характеристика социальных
эмоций у детей дошкольного возраста
1.3. Возможности театрализации в социальных эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
2.1. Психолого-педагогическая диагностика социальных эмоций у
старших дошкольников
2.2. Организация театрализованной деятельности старших
дошкольников
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79

Раннее детство и дошкольный возраст - это время, когда эмоции доминируют во всех сторонах жизни ребенка, контролируя и регулируя все без исключения психические функции. Воспитание чувств у ребенка, начиная с первого года его жизни, считается важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его интеллекта. То, как будут приобретаться новые знания и умения, и для каких целей они будут использоваться в дальнейшем, во многом зависит от характера взаимоотношений ребенка с людьми и с окружающей действительностью.
Проблема социально - личностного развития детей считается одной из некоторых активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность проблемы подтверждена потребностью общества в воспитании человека, показывающего социальное поведение в духе демократических ценностей и норм. Причинной выбора данной темы послужило: изучение содержания и технологии развития социальных эмоций; интерес к проявлению социальных эмоций, как они влияют на личность ребенка, как она развивается, и чувств, на разных возрастных этапах в дошкольном возрасте, к выявлению состояний детей и способности управлять чувствами и эмоциями [51].
Важность развития социальных эмоций у дошкольников отмечена в Федеральном законе «Об образовании в РФ», где одним из приоритетных направлений является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [49, с. 8]. Из формулировки данной задачи можно сделать вывод, что развитие социальных эмоций является одним из главных составляющих здоровье ребенка.
Основное направление в эмоциональной сфере - умение управлять чувствами. Эмоции и чувства отражают непосредственное переживание человеком смысла жизненных предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы проявляем и проявляем любовь к другим, совершая контролируемые и неконтролируемые действия. Навыки социального взаимодействия развиваются пожизненно, в процессе взаимодействия со взрослыми [21].
Проблема исследования заключается в поиске эффективных условий воспитания социальных эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности театрализации в воспитании социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия развития социальных эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социальных эмоций и чувств в дошкольной психологии.
2. Описать психолого-педагогическую характеристику социальных эмоций у детей дошкольного возраста.
3. Определить возможности театрализации в социальных эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать психолого-педагогическую диагностику социальных эмоций у старших дошкольников.
5. Описать организацию театрализованной деятельности старших дошкольников.
6. Осуществить сравнительный анализ результатов.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение);
эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос); анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53, город Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа научно-теоретической и психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.
В дошкольной педагогике и психологии понятие социальных эмоций рассматривается как - эмоции и чувства, обслуживающие социальное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми.
Главными особенностями эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста являются: освоение социальных форм выражения эмоций; развитие интеллектуальных, эстетических и моральных чувств; появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности.
Проанализировав примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций, можно сказать, что только авторы программ «Детство» и «Истоки» выделяют как один из аспектов полноценного развития ребенка эмоциональное развитие.
Театрализованная деятельность это деятельность по формированию личности, направленная на раскрытие творческого потенциала детей, она является неисчерпаемым источником развития чувств, эмоциональных переживаний ребенка, а также является важнейшим средством развития эмпатии.
Для изучения социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики: диагностика эмоциональной сферы ребенка Л.П.Стрелковой; методика «Сюжетные картинки» обработка Р.Р. Калининой; методика «Эмоциональная эмпатиия» В.В. Бойко.
Диагностическое исследование проводилось совместно с педагогом- психологом образовательной организации.
На основе проведения начальной диагностики, была организована работа по театрализованной деятельности, которая способствовала эмоциональному развитию детей.
Организация театрализованной деятельности по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста позволила создать позитивный настрой на совместную деятельность, доброжелательную атмосферу в группе, Познакомила детей с различными эмоциями, их внешними проявлениями в мимике и пантомимике человека.
Была создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.
На завершающем этапе исследования была проведена итоговая диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики можно отметить положительную динамику эмоционального развития. Дети стали более раскрепощенными, научились использовать мимику и пантомимику для демонстрации эмоций, научились определять эмоции по графическому изображению и внешнему проявлению.
Результаты итоговой диагностики показывают, что проведенная работа по воспитанию социальных эмоций и чувств является эффективной. Об этом можно говорить, сравнив данные начальной и итоговой диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.



1. Абдулаева, Е. Организация игры с игрушками-персонажами / Е. Абдулаева // Журнал дошкольное воспитание, 2016. - № 12. - С. 38-46.
2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - М.: Воронеж, 2000. - 256 с.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е. Е. Алексеева. - М.: Сфера, 2008. - 198 с.
4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. - М.: Творческий центр, 2003. - 128 с.
5. Антипина, Е. А. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. А. Антипина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
6. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для
воспитателя дет. Сада / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с
7. Батюта, М. Б. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / М. Б. Баюта, Е. А. Семенова - Современные научные исследования и инновации, 2016. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70633(дата обращения: 28.09.2018).
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2000. - 218 с.
9. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - М.: Академия,
2007. - 238 с.
10. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. - М.: Смысл; Академия, 2009 - 544 с.
11. Волобуева, Ю. В. Проблема развития эмоциональной
отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Международной научной конференции / Ю. В. Волобуева, Ю. Д. Антонова. - Казань: Молодой ученый, 2017. - URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/270/12846/(дата обращения: 13.11.2018).
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 96 с.
13. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 305 с.
14. Генов, Г. В. Театр для малышей. Методическое пособие / Г. В. Генов. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.
15. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - М.: Питер, 2015. - 464 с.
16. Голубков, В. О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста / В.О. Голубков // Педагогическая школа. - 2018. - № 7. - С. 1-3.
17. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 310 с.
18. Денисова, З. П. Механизмы эмоционального поведения детей дошкольного возраста. Методическое пособие / З. П. Денисова. - М.: Питер, 2012. - 367 с.
19. Дерманова, И. Б. Методика «Сюжетные картинки» // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. - СПб., 2002. - 35 с.
20. Довгая, Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: Автореф. дисс. канд. псих. наук :19.00.13 / Н. А. Довгая; С.-Петербургский гос. ун-т. - СПб, 2012. - 44 с.
21. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли / В. Е. Дружинин. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
22. Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего образования детей дошкольного возраста /Н.С. Ежкова. - М. : ТГПУ им. JI.H. Толстого, 2008. - 264 с.
23. Ежкова, Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций:
теоретико-методические основы взаимодействия: монография / Н. С.
Ежкова. - М. : ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 159 с.
24. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Н. С. Ежкова. - М: ВЛАДОС, 2010. - 127 с.
25. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. Методическое пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), -
2008. - 336 с.
26. Жиличкина, М. Развитие эмоциональной сферы детей
средствами театрализованной деятельности / М. Жиличкина, Т. Суханова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 96-103.
27. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников / А. В. Запорожец. - М. : 1985. - 198 с.
28. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1995. - 218 с.
29. Изард, К. Э. Психология эмоций. Методическое пособие / К. Н. Изард. - СПб: Питер, 2012. - 464 с.
30. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
31. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Спб.: Питер, 2014. - 752 с.
32. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками /: Автореф. дисс. канд. псих. наук : 19.00.13 / С. В. Ильина; Курск. госуд. ун-т. - Курск, 2009. - 40 с.
33. Ионова, Н. В., Трофимова, Е. И. Театрализованная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте / Н. В. Ионова, Е. И. Трофимова - Концепт: научно-методический электронный журнал, 2015. - URL: https://e-koncept.ru/2015/85531.htm(дата обращения: 10.10. 2018).
34. Кадобнова, И. В. Искусство слышать: программа / И. В.
Кадобнова. - М.: Радуница, 2004. - 180 с.
35. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации Методическое пособие / И. О. Карелина. - // М: Академия Развития, 2017. - 122 с.
36. Коломийченко, Л. М. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования. Методическое пособие / Л. М. Коломийченко. - Пермь, 2014. - 155 с.
37. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Кошелева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
38. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С. 39-44.
39. Малахова, А.Н. «Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников». / Малахова А.Н. М.: Сфера, 2008. - 90с
40. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников /
М.Маханева // Дошкольное воспитание. - 1999. - 46с.
41. Маханёва, М. Д. Пособие для работников дошкольных
учреждений / М. Д. Маханёва. - М.:ТЦ "Сфера", 2001. - URL:
http://pedlib.rU/Books/1/0403/1_0403-1.shtml(дата обращения: 02.11.2018).
42. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
43. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие / Е. В. Мигунова. - М.: ТЦ Сфера, - 2012. - 126 с.
44. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. / В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
45. Никитина, С. В. О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований / С. В. Никитина // Дошкольная педагогика. - 2014. -№ 4. - С. 7-8.
46. Новикова, Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольников / Т. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 62-65.
47. Осипова, А. А. Общая психокоррекция/ А. А. Осипова. М.: Сфера, 2012. - 510 с.
48. Пасечник, Л. А. Агрессивное поведение дошкольника / Л. А. Пасечник. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 5. - С. 73-78.
49. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования» // Гарант. - URL: https ://www. garant.ru.
50. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - М.: Центр
педагогического образования, 2014. - 32 с.
51. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2012. - 31 декабря. - № 53 (ч. 1). - URL: http://www.pravo. gov
52. Примерная образовательная программа дошкольного
образования. Детство / сост. Т. И. Бабаева [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280с. 40.
53. Примерная образовательная программа дошкольного
образования. Радуга / сост. Т. И. Гризик [и др.]. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с. 41.
54. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Истоки / сост. Е. В. Трифонова [и др.]. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с. 42.
55. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Развитие / сост. Е. В. Андреева [и др.]. - М. : НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера, 2015. - 168 с.
56. Стрелкова, Л.П. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. »/ Л.П. Стрелкова. - Москва, 1999г

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ