Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза

Работа №8326

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы233стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
865
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса воспитания социальной ответственности у студентов
1.1 Состояние проблемы воспитания социальной ответственности у молодежи в гуманитарных науках
1.2 Студенчество как социальная и возрастная категория
1.3 Социально-педагогический портрет студента негосударственного вуза
Глава 2 Реализация педагогических условий воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза
2.1 Модель воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза
2.2 Характеристика педагогических условий воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


Актуальность исследования обусловлена, во-первых, теми существенными изменениями, которые в последние десятилетия произошли в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах. Переход страны к рыночным отношениям затронул все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную), привел к возникновению новых форм общественных отношений и социальных институтов, что ставит современного, особенно молодого человека, в условиях нестабильности и многообразия выборов перед необходимостью видеть проблемы, адекватно реагировать на них, принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за это, а от образовательных учреждений требует смещения акцентов в процессе воспитания на развитие самостоятельности, социальной ответственности, мобильности, компетентности.
Во-вторых, ориентация в концепции модернизации российского образования на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего знаниями, умениями в своей профессии и смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, самосовершенствованию, выбору в условиях его неопределенности также выдвигает на первый план при определении качества подготовки выпускника вуза его способность принимать ответственные решения относительно себя и других.
В-третьих, приоритетными требованиями с точки зрения социальной практики, экономики, потенциального работодателя к будущему специалисту являются сформированность не только ключевых компетентностей, но и ответственности как способности личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, сопричастность к общему

4
делу.
Особенно остро эта проблема стоит перед негосударственными вузами, чей статус еще окончательно не определился в государстве, в общественном сознании. Это, в свою очередь, требует осмысления того, как протекает процесс формирования социальной ответственности у студентов негосударственного вуза, какие факторы влияют на него и каковы пути его совершенствования.
Анализ исследований по истории философии, социологии, этике, педагогике, психологии, юриспруденции свидетельствует о том, что проблеме воспитания ответственной личности в них уделяется много внимания. Однако каждая из этих наук рассматривает данный феномен со своих позиций, исходя из специфики своей науки, что ведет к многосторонним трактовкам и требует междисциплинарного анализа данной проблемы.
Вопросы воспитания ответственности у подрастающего поколения волновали многих отечественных и зарубежных авторов (К.Н.Вентцель, И.Ф.Гербарт, С.И.Гессен, Л.Н.Толстой и др.). В научной литературе данной проблеме посвящены работы А.И.Голубева, Н.Я.Голубковой,
Н.П.Дубинина, Т.Ф.Ивановой, С.П.Капицы, Г.В.Ковалевой, К.Муздыбаева, Л.С.Славиной, Н.И.Скорбилиной, Р.Дж.Спейди и других.
Различные аспекты ответственности в разное время изучались С.Ф.Анисимовым, Ч.Беккариа, А.И.Ореховским, Р.Селманом, С.Смайлсом, Р.Дж.Спейди, В.Франклом, А.Фроммом.
В отечественной практике воспитание ответственности нашло отражение в деятельности А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского,
В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого.
Современные тенденции воспитания ответственности в разные годы исследуются Е.Д.Дорофеевым, Н.Б.Елисеевой, Л.С.Каменской, Л.А.Косолаповой, К.Муздыбаевым, И.П.Павловой, А.С.Слободской,
О.А.Юровой, С.П.Яриковой и другими. Результаты изучения социальной

5
ответственности представлены в работах И.В.Адеевой, Е.Н.Бобковой, Е.Ю.Богатской, С.Н.Васильева, М.Н.Губачева, Ю.А.Клейберга и других.
Таким образом, можно констатировать, что, с одной стороны, вопросам воспитания социальной ответственности личности в истории и теории педагогики уделялось много внимания на разных этапах ее развития, с другой, в социально-педагогической науке и практике акцент сделан преимущественно на школьный возраст, а студенчество как особый период становления личности остался вне поля зрения ученых. Нет четкой классификации факторов, влияющих на данный процесс, недостаточно исследованы социальные механизмы, при помощи которых формируется социально ответственное поведение индивидов, мало работ по вопросам соотношения и взаимодействия различных средств воспитания социальной ответственности у студентов и условий его эффективности в негосударственном учебном заведении.
Следовательно, сложились противоречия между современными требованиями общества к специалистам и ориентированностью образовательного процесса негосударственной высшей школы к их реализации; между требованиями государственного образовательного стандарта, его основных положений и готовностью профессорско- преподавательского состава негосударственного вуза к их реализации; между спецификой будущей профессиональной деятельности юристов, менеджеров, экономистов и учетом этого в организации их профессионального воспитания.
Актуальность темы исследования, её недостаточная разработанность в социально-педагогической науке, выявленные противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза будет эффективным?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия эффективности воспитания социальной ответственности у студентов

6
негосударственного вуза.
Объект исследования: процесс воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза.
В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: исходя из понимания социальной ответственности как интегративного качества личности, выступающего показателем её социальной зрелости и определяющего поведение на основе осознания социальных норм и ценностей, их принятия, способности оценивать последствия и результаты собственных действий, мы предположили, что ее воспитание у студентов негосударственного вуза будет эффективным, если реализуются педагогические условия:
□ процесс обучения и воспитания строится на основе коммуникативно-деятельностного подхода;
□ обеспечивается интеграция учебной и внеаудиторной деятельности при использовании диалога как ведущей технологии воспитания;
□ создается поле социальной ответственности через включение студентов в проектирование и реализацию социальных программ, формируется сообщество преподавателей и студентов, направленное на организацию внутренней жизнедеятельности вуза.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены и решались такие задачи:
1) . Уточнить понятие «социальная ответственность» и раскрыть его сущность.
2) . Охарактеризовать процесс воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза, выявить его особенности.
3) . Разработать модель воспитания у студентов негосударственного вуза

7
социальной ответственности.
4) . Определить и охарактеризовать педагогические условия эффективности воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза.
Методологической базой исследования стали общенаучные идеи системного (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спирин,
Э.Г.Юдин и др.); деятельностного (К.А.Абульханова-Славская,
A. А.Бодалев, С.Л.Рубинштейн, З.Ф.Чехлова и др.) и рефлексивного (А.В.Хуторской) подходов.
Теоретической основой исследования явились закономерности личностного становления молодого человека, его созревания и развития в процессе образования (А.Г.Асмолов, А.Г.Афанасьев, Л.С.Выготский,
B. В.Давыдов, Т.Ф.Иванова, А.Ф.Пахотный, Н.И.Скорбилина,
В.И.Слободчиков, К.В.Судаков, З.Фрейд, С.Холл, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.); идеи социального воспитания и процесса социализации (Г.М.Андреева, В.Г.Бочарова, А.В.Волохов, Б.З.Вульфов, Н.Ф.Голованова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик, М.Н.Рожков, В.А.Фокин и др.); выводы и результаты исследования феномена ответственности и социальной ответственности (Е.Н.Бобкова, Е.Ю.Богатская, С.Н.Васильев, М.Н.Губачев, Г.В.Ковалева, К.Муздыбаев, Л.А.Радзиховский, А.А.Реан,
А.И.Ореховский и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, моделирование, обобщение педагогического опыта, различные виды наблюдения, анкетирование, опытно-экспериментальная работа. Полученные данные обработаны математическими методами исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из кардинальных задач образовательного комплекса начала третьего тысячелетия является формирование новой системы ценностных ориентации, адекватных потребностям, не только физического выживания и материально-технического развития, но и духовного обогащения и личностного благополучия.
Человечество подошло сегодня к поистине критическому рубежу в своем развитии, когда вопрос о последствиях научно-технического прогресса оказался напрямую связанным с глубоким осознанием человеком своей сущности. Глубоко справедливой представляется в этой связи мысль исследователя А.Н.Печчеи: «Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь развитием человеческих способностей можно добиваться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке» (147, с.43).
Современная ситуация развития российского общества требует от молодого человека ответственного отношения к собственному выбору, слову, делу, его последствиям, умения совершать действия, направленные на благо окружающих его людей и себя, наличия устойчивого морального опыта, освоения эмоциональной культуры. В новых социально¬экономических условиях, одной из важнейших задач общеобразовательной и высшей школы в стране является воспитание у молодежи социальной ответственности.
Противоречивость социальных явлений, с одной стороны, недостатки воспитательного процесса в образовательных учреждениях и нестабильность семейного воспитания, с другой, новые требования к

173
качеству подготовки выпускника, с третьей, привели к необходимости дальнейшего поиска способов целесообразного педагогического воздействия на молодежь, процесс формирования и развития ее духовно¬нравственных, этических ориентиров и ценностей.
Анализ научных исследований разных лет свидетельствует, что существуют различные научные подходы к понятию «ответственность»: философский, социологический, юридический, экономический, психологический, педагогический.
В педагогике проблема ответственности имеет длительную историю. Очевидные трудности в разработке этих вопросов проистекают вследствие того, что проблема имеет исключительно сложную структуру, обусловленную не только различиями видов человеческой деятельности, субъектно-объектных отношений и способов обеспечения, но и многими другими факторами: демографическими, экономическими, психологическими, политическими и т.д.
Сложились различные точки зрения по вопросу о сущности ответственности. Для одних, ответственность - это фактор нравственной необходимости общественного развития (А.И.Ореховский); для других - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности, отражающее ее склонность придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и быть готовым дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой (Т.Ф.Иванова); для третьих - составляющая социального поведения (Н.Я.Голубкова); для четвертых - качество, определяющее направленность всей жизнедеятельности личности, формируемое и развиваемое в учебно¬воспитательном процессе (Н.И.Скорбилина); для пятых - совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам в виде моральных принципов и норм (С.Ф.Анисимов). Мы, принимая позиции рассмотренных авторов, под ответственностью будем понимать качество личности, определяющее направленность всей

174
жизнедеятельности человека на различных этапах его существования.
Социальная ответственность, как свидетельствует изучение научных публикаций, широкое понятие, которое может сравниваться с такими трудно поддающимися анализу, измерению, отчетности явлениями как социальная справедливость, равноправие, экология. Социальная ответственность личности рассматривается в них как способность человека оценивать последствия своей деятельности в отношении других людей, всего общества в целом.
На основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов, под социальной ответственностью мы будем понимать интегративное качество личности, выступающее показателем её социальной зрелости и определяющее поведение на основе осознания социальных норм и ценностей, их принятия, способности оценивать последствия и результаты собственных действий. Структура социальной ответственности представляется нам как взаимосвязь когнитивного (система усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах его регулирования), мотивационного (иерархия мотивов социально ответственного поведения, нравственные устремления к реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать свою деятельность) и деятельностного (способность и готовность человека осуществлять осознанный выбор линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия) компонентов.
Формирование социальной ответственности можно представить как непрерывный процесс принятия решений на основе трех основных параллелей: последовательности, продолжительности, повторяемости. К числу свойств социальной ответственности относится социальная заинтересованность, которая определяется стимулом к труду, росту профессиональной квалификации, социальным самосознанием личности или группы.

175
Процесс воспитания социальной ответственности базируется на принципах систематичности, преемственности, сознательности и самостоятельности, практической направленности.
Социальная ответственность выполняет многообразные функции: ценностно-ориентирующую (ориентирует в нормах, ценностях, традициях данного общества), нормативно-регулирующую (выражает нравственные отношения, комплекс моральных требований и способов регуляции поведения в данном сообществе) и преобразующую (способствует преобразованию имеющихся знаний в убеждения, систему взглядов на мир вокруг себя, на себя и свое место в этом мире). Таким образом, социальную ответственность можно характеризовать с разных позиций, как: внешнюю, внутреннюю, индивидуальную или коллективную в зависимости от субъекта ответственных действий. Интегрируясь друг с другом, они базируют новое в содержательном и структурном плане понятие «социальная ответственность», которая может проявляться на различных уровнях: личности (микроуровень), социальной группы (мезоуровень), конкретного общества (макроуровень), человечества в целом (мегауровень).
Проведенный нами анализ образовательного процесса в негосударственном вузе позволяет говорить о потенциалах такого высшего учебного заведения, которые сконцентрированы: в области задач, требующих от вуза снабдить будущих специалистов полным комплексом знаний о правах и обязанностях, ценностях, морали, нормах поведения, нравственности, допустимых и недопустимых социальных действиях; сформировать у них позитивное отношение к ответственному поведению в целом и в конкретной области профессиональной деятельности, осознанному восприятию и принятию предъявляемых обществом, социально-профессиональным сообществом, конкретным социумом требований; создать условия, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности будущего специалиста, его готовность полноценно и нравственно

176
на основе сотрудничества и партнерства строить совместную деятельность в общении; в сфере воспитания в процессе обучения (формирование самосознания, общечеловеческих норм морали, общей культуры, культуры общения и взаимодействия, приобщение к системе ценностей, истории, традициям, развитие внутренней свободы, объективной самооценки, саморегуляции поведения, самоуважения и уважения к окружающим, развитие творчества, самостоятельности); в синтезации социальной, образовательной, информационной и культурной среды негосударственного образовательного учреждения; в
высококвалифицированном профессорско-преподавательском составе; в материально-технической обеспеченности, позволяющей интеграцию и технологизацию образовательного процесса, интерактивизацию общения; в личной заинтересованности данной категории учащейся молодежи.
Процесс воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза обусловлен, с одной стороны, биологическими, психологическими, возрастными особенностями молодежи, как социальной группы, которой присущи: оригинальная форма мышления, эмоциональная избыточность, склонность к переоценке собственных возможностей, искренность, максимализм, гипертрофированная требовательность к окружающим, категоричность оценок, активное устремление к независимости и самоутверждению, зачастую некритическое следование авторитетам; с другой стороны, определяется той общественной микросферой, в которую каждодневно включена своей жизнедеятельностью молодежь, требованиями той социально¬профессиональной группы, в которой им предстоит реализовывать свои потенциалы в будущем.
Поскольку основными сферами социальной ответственности в бизнесе выступают сферы инвестиций, производства, экологии, найма и занятости, защиты общественного благополучия, заботы о материальном благополучии, социальной защищенности и профессиональной

177
квалификации своих работников, то специфика и особенности потенциала и ограничения негосударственного высшего образовательного учреждения позволяют говорить нам о необходимости таких педагогических условий, способствующих эффективности воспитания социальной ответственности у данной категории студентов, как: построение процесса обучения и воспитания на основе коммуникативно-деятельностного подхода; обеспечение интеграции учебной и внеаудиторной деятельности при использовании диалога как ведущей технологии воспитания; создание поля социальной ответственности через включение студентов в проектирование и реализацию социальных программ, формирование сообщества преподавателей и студентов, направленного на организацию внутренней жизнедеятельности вуза.
Критериями сформированности социальной ответственности и эффективности ее воспитания у студентов негосударственного вуза выступает синтез следующих компонентов: когнитивного (система усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах его регулирования в социально-профессиональном обществе, которые определялись при помощи опросных методик); мотивационного (иерархия мотивов социально ответственного поведения, нравственные устремления к реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать свою деятельность, которые замерялись методикой исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования) и деятельностного (способность и готовность человека осуществлять осознанный выбор линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия, которые диагностировались с использованием методики определения локус контроля личности, наблюдения, тестирования, методики независимых характеристик).
Сравнительно-сопоставительный анализ полученных эмпирических материалов в ходе опытно-экспериментальной работы показал позитивную

178
динамику.
Проведенное исследование и результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Социальная ответственность - это интегративное качество личности, выступающее показателем её социальной зрелости и определяющее поведение на основе осознания социальных норм и ценностей, их принятия, способности оценивать последствия и результаты собственных действий, ее особенностями являются биологические, психологические, возрастные отличия социальной группы, микросреды и социума в целом, в которые каждодневно включена своей жизнедеятельностью молодежь.
2. Процесс воспитания социальной ответственности у студентов высших учебных заведений включает в себя три взаимосвязанных этапа: их информирование о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме и способах его регулирования; актуализацию их жизненного опыта, мотивации социально ответственного поведения, нравственных устремлений к реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать свои действия в ходе создания воспитывающих ситуаций, требующих осознанного выбора линии поведения, принятия решений и оценивания их последствий, за счет организации учебного взаимодействия, сотрудничества и диалога; закрепление полученного опыта в различных формах внеаудиторной деятельности (научно-исследовательской, культурно-просветительской, спортивно-оздоровительной, участие в работе органов студенческого самоуправления, в реформировании и управлении деятельностью вуза), включение в деятельность социально-профессиональной группы.



1. Абишева А.К. О понятии ценность // Вопросы философии. - 2002. - №4.-С.139-14б.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.-330с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 178с.
4. Адеева И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе (теоретико¬методологический аспект социологического анализа): Автореф. дис. канд. соц. наук.-М., 1995.- 18с.
5. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М., 2001.-192с.
6. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - №3. - С.63-71.
7. Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. - 1998. - №7. - С.58-65.
8. Амелин В.Я. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 2003. - 312с.
9. Американская социологическая мысль: Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсон, А.Шюц / Под ред. В.И.Добренькова. - М., 1994. - 496с.
10. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1972.- 192с.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.,
1977.-346с.
12. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова,

181
В.Я.Ляудис. - М., 1981. - 346с.
13. Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2000. - 608с.
14. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2005. - 324с.
15. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2002.-264с.
16. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребности. - М., 1988.-258с.
17. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М., 1979. - 141 с.
18. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. - 1999. - №1. - С.45-48.
19. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978. - 64с.
20. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980. - 368с.
21. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979. - 151 с.
22. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность // Магистр. - 1995. -№1. - С.23-32.
23. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. - М., 1982. - С.26-46.
24. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. - М.,
1981.-250с.
25. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1988. - 279с.
26. Афасижев Т.И. О социальной защите студенчества в условиях рынка // Социальные проблемы молодежи. - Майкоп, 1993. - С.17-24.
27. Баландина О.В. Ценностные ориентации современной молодежи //Формирование гуманистического мировоззрения студентов. - Смоленск, 1991. - С.50-53.
28. Балыхин Г.А. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006-2010 годов // Высшее

182
образование сегодня. - 2005. - №12. - С.5-9.
29. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 2000. - 240с.
30. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986. - 141с.
31. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989. - 144с.
32. Бобкова Е.Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 19с.
33. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.,
1978.-381с.
34. Богатская Е.Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2005. - 27с.
35. Богатырев В.В. Изменения ценностных оснований //Социологические исследования. - 1995. - № 1. - С. 14-19.
36. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,
1982.-200с.
37. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - 245с.
38. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976. - №6. - С.45-53.
39. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4. - С.11-12.
40. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - №1. - С. 17-24.
41. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2004. - 300с.
42. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2002. - 295с.
43. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. - 216с.
44. Бусурин С.В., Токарев А.Ф. Право и ответственность.- М., 2000. -

183
136с.
45. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. - М.,1998. - 304с.
46. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 22с.
47. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994. - 702с.
48. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - М., 1923.- 186с.
49. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000. - 200с.
50. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе. - Н.Новгород, 2000. - 136с.
51. Володарская Е. Студенчество и наука: анализ социальных представлений // Высшее образование в России. - 2006. - №2. - С.90-96.
52. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
В.В. Давыдова - М., 1999. - 536с.
53. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2005. - 1136с.
54. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. - 1996. - №5. - С.46-54.
55. Гершунский Б.С., Березовский В.М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. - 1993. - №1. - С.27-32.
56. Годунов Б., Скаржинский М. Ответственность в системе социалистических и производственных отношений // Коммунист. - 1984. - №5.-С.25-26.
57. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования. - 1998. -№10. - С.77-91.
58. Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи //Социологические исследования. - 1998. - №9. - С.25-29.
59. Гребешок О.С., Гребенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности. - Калининград, 2000 - 572с.

184
60. Григорович JI.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. - М., 2004.-480с.
61. Губачев М.Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Уфа, 2004.- 17с.
62. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности. - Ярославль, 2004. - Т.2. - Кн. 1. - 384с. - Кн.2. - 480с.
63. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. - 2000. - №10. - С.45-49.
64. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 544с.
65. Давыдов Н.А. Дидактическое проектирование современной подготовки специалистов в высшей и высшей военной школе. - М., 2004. - 288с.
66. Давыдов Н.А., Угольников В.И. Методика интенсификации межпредметных связей в преподавании общественных наук в академии. - М., 1991.-242с.
67. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. - М., 1955. - Т.З. - 536с.
68. Дмитриева С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса. - Киев-Одесса, 1988. - 142с.
69. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб., 2001. - 320с.
70. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. - М., 1989. - 351с.
71. Дюркгейм Э. Социология образования. - М., 1996. - 264с.
72. Дюркгейм Э. Ценности и "реальные" суждения // Социологические исследования. - 1991. - №2. - С. 106-114.
73. Еникеев М.И. Социальная психология. - М., 2001. - 160с.
74. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания. - СПб., 2004. - 176с.

185
75. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М., 2001.-512с.
76. Ждановский А. Образовательная и научная поддержка инноваций в управлении // Высшее образование в России. - 2006. - №2. - С.55-59.
77. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001. - 208с.
78. Згага П. Современные тенденции в сфере высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. - 2005. - №12. - С.22-29.
79. Здравомыслов А.Г. Молодежь в России: что она ценит, и что она умеет? Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены. - 1998.-№4. -С.21-22.
80. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 127с.
81. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. - М., 1999¬344с.
82. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002. - 384с.
83. Зиновкина М. Вузовский педагог XXI в. // Высшее образование в России. - 1998. -№3. - С.13-15.
84. Зотова О.И., Бобнев М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - 245с.
85. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. - М., 1991.-168с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ