Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений

Работа №108849

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы воспитания социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений
1.1 Анализ исследований процесса воспитания социальной активности подростков в научной литературе 9
1.2 Воспитательный потенциал детских общественных объединений 19
1.3 Модель воспитания социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений 30
Выводы по первой главе 39
2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию социальной активности подростков в детском общественном объединении
2.1 Выявление уровня социальной активности подростков в детском общественном объединении 41
2.2 Реализация в детском общественном объединении программы, направленной на воспитание социальной активности подростков 54
2.3 Контрольный срез 67
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Приложения 92

Закрепленное на законодательном уровне (Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года [30], Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [36]) признание актуальности формирования социально активной личности указывает на то, что данная педагогическая проблема в современном мире является значимой на государственном уровне. Социальный заказ системе образования ориентирует общее и дополнительное образование детей на обеспечение и развитие социальных качеств обучающихся и создание условий для формирования и развития социальной активности личности.
Особое внимание к вопросам воспитания и развития личности подростков обусловлено тем, что подростковая возрастная группа является одной наиболее активной и социально-динамичной группой, способной реализовать себя во всех сферах жизнедеятельности при наличии определенных условий. При отсутствии же этих условий данная возрастная группа, ввиду определенных возрастных психофизиологических факторов, становится наиболее уязвимой и наиболее подверженной негативному влиянию той культуры, в которой в качестве социальной активности пропагандируются образы жизни, не ограниченной моральными нормами.
В этом случае наблюдаются такие проявления личности, которые сочетают в себе, казалось бы, совершенно разные проявления - крайний прагматизм с откровенной инфантильностью, и следствием этого выступает социальная пассивность. Именно с этим понятием и связано определение «потерянного поколения», которое возникло на рубеже двух мировых войн, но теперь часто наблюдается и в мирное время. Во многом данная проблема вызвана затруднением формирования доверия к идее социальной активности, общественной полезности.
В реальной жизни формируется ситуация, когда дети учатся не столько у старших, но, в большей мере - у сверстников. Именно этот факт повышает значимость детских сообществ, общественных объединений и выстраивает необходимость исследования влияния этих сообществ на формирование и общее развитие подростка, в том числе и на воспитание социальной активности.
Проблемы воспитания социальной активности подрастающего поколения широко рассматривались различными специалистами: философами, социологами, педагогами и психологами. В научной литературе существует множество трудов, посвященных этой теме, например, Дж. Дьюи, В.А. Лай, А. Нейл, С. Френе, Л. Кольберг посвятили свои работы формированию социальной активности в процессе социализации человека, предлагая развивать её виды через определенную практическую деятельность.
В отечественной педагогике исследования в области воспитания социальной активности личности достаточно активно проводились в условиях воспитательных систем образовательных учреждений и детских общественных организаций (В.Г. Мордкович, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин и др.). Вместе с тем накопленные совокупности идей и конкретных решений в теории и методике воспитания социальной активности в полной мере не учитывают своеобразие социально-педагогической ситуации ввиду сложности, обусловленной многоаспектностью изучаемого явления. В частности: основное внимание уделяется развитию социальной активности детей в системе образования, где нашли отражение общие социально-педагогические и психологические положения.
В основу теоретического анализа темы положены научные исследования, в которых авторы раскрывают: общие концептуальные положения теории личности (А.В. Мудрик, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.), теории активности и деятельности (В.З. Коган, С.Л. Рубинштейн Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), теории и концепции социализации личности (Г.Е. Зборовский и др), общие положения о природе и сущности социальной активности (И.Д. Коротец, В.Г. Мордкович, В.А. Сластенин и др.), теории о субъектности педагогического процесса (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Алиева и др.).
Во многих исследованиях представления о социальной активности подростков существенно различаются, что делает проблемным обозначение условий ее воспитания. В настоящее время возникла необходимость уточнения понятия «социальная активность подростков», условий и мотивов ее воспитания.
Особую роль в работе играет значение детских общественных объединений, так как их деятельность непосредственно планируется и ведется с учетом интереса детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности (Л.В. Алиева, И.В. Руденко, И.И. Фришман и др.).
В результате проведенного анализа публикаций по теме воспитания социальной активности в детских общественных объединениях был выявлен ряд противоречий между:
• высоким потенциалом социального воспитания в детских общественных объединениях и недостаточностью использования на практике этих возможностей для воспитания социальной активности подростков;
• стремлением подростков к практическому участию в социально-значимой деятельности и преобладанием в деятельности детских общественных объединений традиционных методов работы формального характера.
Необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, необходимость детального анализа теоретических и практических аспектов данной проблемы определили выбор темы исследования: «Воспитание социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений».
Объект исследования: процесс воспитания подростков в детских общественных объединениях.
Предмет исследования: содержание и условия воспитания социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность процесса воспитания социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса воспитания социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений возможна, если:
• разработать модель воспитания социальной активности подростков в детском общественном объединении на основе деятельностного подхода;
• сформировать содержательный компонент модели воспитания на основе разработки и внедрения программы «Пионерский актив: перезагрузка»;
• определить критерии, показатели и уровни воспитанности социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений.
С учетом цели и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:
1) изучить основные тенденции в разработках теории воспитания социальной активности подростков в деятельности детского общественного объединения;
2) разработать модель воспитания социальной активности подростков в детском общественном объединении;
3) определить критерии, показатели и уровни воспитанности социальной активности подростков;
4) выявить уровень воспитанности социальной активности подростков в детском общественном объединении;
5) разработать и внедрить программу «Пионерский актив: перезагрузка», направленную на воспитание социальной активности подростков в деятельности детского общественного объединения;
6) экспериментально проверить модель воспитания социальной активности подростков в деятельности детского общественного объединения.
Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта) и эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос) методы исследования.
Экспериментальной базой исследования является Тольяттинская городская детско-молодежная общественная организация «Пионеры Тольятти» (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Диалог» г.о. Тольятти).
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и научно-обоснована модель воспитания социальной активности подростов в деятельности детского общественного объединения .
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «социальная активность подростков» и в обобщении воспитательного потенциала детских общественных объединений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Пионерский актив: перезагрузка», разработанная в процессе работы, обеспечила эффективность процесса воспитания социальной активности подростков в детском общественном объединении и может быть рекомендована для использования в работе педагогов дополнительного образования, педагогов-руководителей детских общественных объединений с целью организации процесса воспитания социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Модель воспитания социальной активности подростков в деятельности детского общественного объединения, включающая целевой, организационный, содержательный и результативный компоненты.
2. Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Пионерский актив: перезагрузка» направленная на воспитание социальной активности подростков в деятельности детского общественного объединения.
3. Критерии и показатели, уровни воспитанности социальной активности подростков в деятельности детских общественных объединений.
Структура магистратской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 62 источников, 10 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении отметим, что в результате изучения и уточнения современных тенденций в разработках теории воспитания социальной активности подростков выделенное в теоретическом анализе определение социальной активности, как интегрированного понятия, указывает на его сложность и многоплановость.
Задача воспитания социальной активности как значимого интегрированного качества личности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными и общественными институтами по ряду причин. Во-первых, социальная активность рассматривается в ракурсе повышения конкурентоспособности подрастающего поколения и потенциала фактора качества жизни. Во-вторых, социальная активность выступает как более интенсивное осмысленное участие в различных социальных проектах, направленных на общественную пользу.
Стоит добавить, что проявление социальной активности подростков может быть реализовано в разных формах. При этом главным остается то, что основным для понимания социальной активности выступает потребность подростков в усвоении и использовании опыта прошлых лет в новых, актуальных условиях современного мира.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общественно-полезная, социально-значимая, индивидуально-личностная деятельность. Именно она является способом формирования социального мышления и социального интереса растущей личности. Однако социальная активность может рассматриваться и в контексте протестных настроений и социальной нестабильности, при этом подростки всегда выступают как социальная группа, излишняя активность которой может быть использована с различными целями.
В исследовании заявленной темы автор ориентировался на те аспекты, которые могли быть рассмотрены в плане изучения влияния на воспитание социальной активности конкретной возрастной группы определенного социального феномена - детского общественного объединения. Объективный анализ воспитательного потенциала детского общественного объединения дает предпосылки к выявлению его специфической социально-педагогической роли и определения перспектив эффективного использования его возможностей в современной социально-педагогической практике. Воспитание у детей любви и преданности Отечеству, гордости за свершения своего народа, почитание национальных символов и традиций, сохранение и приумножение исторического наследия, культуры поколений, возможно в деятельности детских общественных объединений, используя их воспитательный потенциал.
Современное детское общественное объединение - это социальный институт, развивающийся в историческом пространстве, в реальном времени под влиянием социально-политических условий общества. Это особый социальный институт воспитания. В целях детских общественных объединений, отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности, заложены высокая нравственная составляющая и достаточно значительный воспитательный потенциал.
Автор в работе обосновал, разработал модель воспитания социальной активности подростков в детском общественном объединении, содержательным компонентом, которой выступила дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Пионерский актив: перезагрузка» в Тольяттинской городской детско- молодежной общественной организации «Пионеры Тольятти».
Эффективность программы была подтверждена сравнительным анализом результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза на основе выделенных критериев и показателей.
Следовательно, в работе были решены поставленные задачи, и нашла подтверждение выдвинутая ранее гипотеза. Следует отметить, что исследование, изложенное в диссертации, представляет собой только один из путей решения проблемы воспитания социальной активности подростков и не претендует на всю полноту исследования указанного аспекта ввиду сложности и многоаспектности предмета исследования.
На основании исследования были сделаны следующие выводы:
1. При неоднозначной трактовке понятия «социальная активность», в данном исследовании этот феномен был рассмотрен как интегральное понятие участия в целенаправленной социально значимой деятельности и как личностная характеристика подростка с учётом его возрастных особенностей.
2. Для подростковой категории характерен процесс воспитания социальной активности в деятельности детского общественного объединения, как особого социального института, обладающего достаточным воспитательным потенциалом.
3. По результатам опытно-экспериментальной работы было установлено, что повышение уровня воспитанности социальной активности подростков может быть достигнуто в результате разработки модели воспитания социальной активности Школа актива детского общественного объединения и реализации в рамках этой модели программы «Пионерский актив: перезагрузка».


1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Издательство «Мысль», 2000. - 158 с.
2. Алиева, Л.В. Педагогическое управление - условие реализации перспективных моделей внешкольного воспитания детей / Л.В. Алиева // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — №2. — С.31-36.
3. Баранова, Е.И. [и др.] Формотека классных дел по контролю организации жизнедеятельности детского коллектива и процесса развития его членов / Е.И. Баранова, Ю.Н. Бузницкая, Е.В. Володина, О.В. Воробьева, Л.В. Евстигнеева, Г.А. Ленская, Л.В. Михайлова, Т.В.Смирнова, С.А. Шестак, В.В. Яковлева // Классный руководитель. • 2014. — №1. — С. 5-18 — ISSN 1996-1790.
4. Бережная, И.Ф., Зыкова, А.О. Содержание категории «Социальная активность» в психологии и педагогике / И.Ф. Бережная, А.О. Зыкова // Вестник ВГТУ. 2012. — №10-2. — С.171-177.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2009. - 398 с. - ISBN 978-5-91180-846-4: 284-55.
6. Волохов, А.В., Фришман, И.И. Общественная деятельность подрастающего поколения как предмет научного исследования / А.В. Волохов, И.И. Фришман // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования». Психология развития. • Выпуск №2 Т.2 — 2013. — С.217-222.
7. Виноградова, М.А. [и др.] Современные подростки и ценности социальной активности / М.А. Виноградова, А.В. Копылова, Ю.А. Федотова // Воспитательная работа в школе. — 2015. — №1. — С. 83-87.
8. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. — 724 с.
9. Городская детская общественная организация «Пионеры г. Тольятти». Сборник нормативных документов и методических материалов. / Под. ред. И.В Руденко. - Тольятти; ТГУ , 2005. - 71 с.
10. Демидова, С.А., Сорокина, И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе [Текст]/ С.А. Демидова, И.Р. Сорокина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196.
11. Елисеева, Н.А. [и др.] Круглый стол «Нужно ли воспитывать у ребенка лидерские качества»/ Н.А. Елисеева, С.П. Файзулина, Е.П. Смолякова // Классный руководитель. — 2014. — №1. — С. 40-43— ISSN 1996-1790.
12. Ермакова, Т.И. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников / Т.И. Ермакова // Воспитательная работа в школе. — 2015. — №5. — С. 35-38.
13. Завершнева, Е.Ю. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Е.Ю.Завершенева, Ван дер Веер. - М.: Канон-Плюс, 2017. - 608 с.
14. Зборовский, Г.Е. Отечественная социология: на пути к гражданскому обществу [Текст]: Монография / Г.Е. Зборовский. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета. — 2014. — 344 с.
15. Игровые технологии в общественной деятельности поколения 20-12: учебно-методическое пособие / сост. А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, М.Р. Мирошкина, Н.Л. Ситникова, О.В. Соловьев; под ред. И.И. Фришман. — Самара, 2012. — 222 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ