Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Работа №94394

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

сервис на транспорте по видам транспорта

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 7
1.1. Понятия и категории географии транспорта 7
1.2. Показатели исследования работы транспортной системы 14
1.3. Факторы формирования транспортной системы региона 17
ГЛАВА 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ РЕГИОНА 21
2.1. Краткая характеристика Уральского Федерального округа и его
экономико-географическое положения 21
2.2. История формирования транспортной системы региона 23
2.3. Современное состояние транспортной системы региона 28
2.4. Проблемы и перспективы работы транспортной системы Уральского
Федерального округа 31
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ШКОЛЕ 41
3.1. Возможности использования материала в школьном курсе географии 41
3.2. Возможности использования материала во внеурочной деятельности в
школе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

В настоящее время состояние транспортной системы, и ее развитие имеют огромную важность для экономики, производственного потенциала, национальной безопасности страны в целом и ее регионов частности. Наряду и в тесной связи с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, другими инфраструктурными отраслями транспорт обеспечивает нормальные условия для жизни человека, функционирования общественных институтов и производства и потребления материальных благ.
Транспорт связывает между собой города и страны, обеспечивая внешнеэкономическое взаимодействие. Транспортная система, точнее степень ее развития, играет важную роль при выборе рационального места размещения предприятий, формирования логистических цепочек и т.д.Поэтому в настоящее время один даже весьма небольшой проект, касающийся расселения населения или формирования промышленного центра, не принимается без проработки вопросов касающихся транспортных связей, а, следовательно, без предварительных научно -исследовательских и проектно-изыскательных разработок.
В Российской Федерации, с учетом огромных расстояний даже внутри субъектов федерации, транспорт приобретает особую роль, так как развитая транспортная система является залогом сохранения территориальной целостности страны и устойчивого вектора развития ее экономики. Уже сейчас транспортная система приносит свой вклад в ВВП страны, ежегодная доля ее составляет не менее 8%. В отрасли занято не менее 4,6% работающего населения, а транспортная составляющая в стоимости продукции других отраслей долгое время держится на уровне 15-20%[37].
Актуальность работы заключается в том, что Уральский федеральный округ (далее - УрФО) имеет важное значение для развития экономики страны, из-за развитого производства и выгодного экономико­географического положения, и создание в нем транспортной системы, основанной на четком взаимодействии элементов между собой, является насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально -экономического развития человечества, достижения научно-технического прогресса и стратегическим интересам России. В будущем устойчивая, четко управляемая транспортная система этих регионов, позволит РФ выйти на новые рынки сбыта, и увеличить товарооборот с рынками азиатских стран.
Целью данной работы является изучение географических особенностей транспортной системы УрФО, и возможность использования полученных в результате проведения исследований материалов в школьном курсе географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретико-методологические основы исследования транспортной системы региона, для чего разъяснить понятия и категории географии транспорта, выявить показатели исследования работы транспортной системы, и факторы, влияющие на ее формирование;
• изучить и выявить особенности транспортной системы УрФО, для этого необходимо изучить историю формирования транспортных сетей вышеуказанных регионов, выявить сходства и различия, и установить существующие проблемы регионов и перспективы их развития;
• рассмотреть возможность использования материалов в школьном курсе географии, во время занятий и внеурочной деятельности.
Объектом исследования является транспортная система УрФО.
Предметом исследования являются географические особенности транспортной системы Уральского федерального округа.
Для написания работы использовались следующие методы: анализа и синтеза информации, табличного представления данных, историографический метод, метод SWOT-анализа. Для наглядной иллюстрации использовались схемы и карты.
Если говорить, о степени изученности проблемы, то в настоящее время, в связи с реализацией «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.», и расширения грузооборота со странами Азии, прежде всего с КНР, в отечественной научной литературе достаточно широко освящен вопрос транспортных сетей рассматриваемого региона. Однако вопросы использования полученных в результате исследования данных в школьном курсе географии, раскрыты в литературе недостаточно широко. Однако многие авторыГайсин и др. (2016), Дронов и др. (2018), и т.д. сходятся на том, что изучение географии требует постоянной модернизации, для того чтобы актуализировать получаемые знания согласно изменениям в социальных и экономических процессах.
Для написания работы использовалось несколько типов источников литературы: научные статьи, диссертации, методическая и учебная литература, официальные источники в сети Интернет, статистические данные, нормативные акты.
Теоретико-методические основы исследования транспортных систем изучены на основе материалов Шуравиной (2011), Галабурды (2015), Карабашевой (2018), статистического сборника «Транспорт России» (2018).
Информация о истории развития транспорта в регионе получена преимущественно из диссертации Климова (2006), и статьи Конова (2018). Современное состояние транспортной системы УрФО описано на основе статистических данных сайта Росстата (https://www.gks.ru/), данных с сайта Министерства транспорта РФ, и ряда научных работ.
Анализ проблем и перспектив развития транспортной системы рассматриваемого региона прописывался исходя из анализа статей Шуравиной (2011), Альметовой и др. (2012), Панферовой (2016) и ряда других источников, в том числе нормативных актов и информации с официальных сайтов органов государственной власти.
Способы использования полученного в ходе проведения исследования материала в школьном курсе географии разработаны с использованием материалов Репринцевой (2016), которой предложены нетрадиционные виды учебных занятий, направленные на выстраивание уникальных отношений в классе, в том числе между учителем и учениками, за счет увлечения детей предметом. Предлагается использовать деловые игры, тренинги, дискуссии. Методы внеурочной работы основаны прежде всего на проектной деятельности. То есть отмечается взаимосвязь внеурочной деятельности и работы на уроках. Кроме того, рекомендуется использовать полученный материал в кружках по географии в том числе с краеведческим уклоном.
Научная новизна работы заключается в сравнительной характеристике транспортной системы УрФО, и оценке проблем ее функционирования, развития и потенциала.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученного материала в образовательном процессе, и при построении моделей развития транспортной инфраструктуры изучаемого федерального округа.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


УрФО имеет статус особенного географического, историко - культурного и экономического региона. Еще с петровских времен Урал является одним из ведущих промышленных регионов, имеющих судьбоносное значение для России и ее развития. Для Урала всегда было характерно сочетание высокого уровня промышленного производства и динамичного развития транспортной инфраструктуры, и здесь как нигде больше, транспортно-дорожная проблема ощущалась и ощущается особенно остро.
Прежде чем проводить анализ транспортной системы региона необходимо определиться с понятием транспортная система, факторами ее формирование и методами исследования. Транспортная система, является основной категорией географии транспорта. Данная система состоит из большого числа компонентов, работа которых направлена на увеличение транспортной доступности при максимальном снижении издержек.
Исследование показателей транспортной системы можно вести двумя способами - метод «последовательных приближений», или исходя из общих принципов, дополняя их частными, или исходя из частных вопросов прийти к общему анализу - метод эмпирического исследования. В данной работе используются оба метода, так как для сравнения транспортных систем региона, необходимо изучить и структуру транспортных систем в целом, и общее направление их развития. Так и вопросы касающиеся конкретно воздушного, автомобильного и т.д. видов транспорта.
Факторами развития транспортной системы любого региона является сложная совокупность экономических потребностей и исторических особенностей территории, а также влияние таких основных факторов, как геополитический, демографический, ресурсный и географический.
Транспортная система УрФО, сложилась по большей части исходя из географического и ресурсного фактора. Исторически развитие транспортных систем на Урале можно считать с момента строительства железной дороги, так как именно сеть железнодорожных станций затем была связана автомобильными дорогами и воздушным сообщением.
В каждом из субъектов входящих в состав федерального округа железная дорога осталась основным перевозчиком грузов. Свердловская, Курганская и Челябинская области имеют выгодное экономико - географическое положение, за счет протяженной границы с Казахстаном.
Проблемы, и перспективы развития транспортных систем, Урала выстраиваются в основном на изношенности фондов, недостаточной пропускной способности существующих транспортных путей. Износ основных фондов, и подвижного состава, исчерпанная пропускная способность, высокие тарифы на перевозки, являются основными причинами, тормозящими развитие транспортной системы региона, и интеграцию их в международное инвестиционное, транспортное и торговое пространство.
Для развития транспортной системы УрФО необходимо финансировать строительство новых дорог и проводить работы по модернизации старых путей сообщения, в том числе модернизировать инфраструктуру, вкладывать деньги в подвижной состав. Одним из путей развития является полномасштабная реализация проекта «ЕвроАзиатский международный транспортно-логистический центр», который позволит данным регионам интегрироваться в мировые транспортные потоки и привлечь инвесторов как из соседних областей, так и международных.
Вся информация, полученная в рамках данной работы достаточно, полно характеризует транспортную систему УрФО, но к сожалению, из -за своей объемности, конечно не может быть дана ученикам во время учебных занятий. В лекционном материале будет использована лишь малая часть, которая помогает наиболее полно характеризовать процессы, происходящие в отрасли, в остальном лучше использовать ее во время проведения нестандартных занятий, это могут быть тренинги, деловые игры, ток-шоу, и т.д. иными словами те занятия, когда дети имеют возможность не только получить новые знания, но и осмыслить их в процессе дискуссии. Отмечается возможность включения в образовательный процесс проектной деятельности, которая с одной стороны является внеурочной, так как проект пишется детьми во время свободное от школьных заданий и самостоятельно или в группах, а с другой стороны процесс защиты проекта проходит во время уроков. В процессе презентации проекта ребенок учиться держаться перед публикой, отстаивать свое мнение и т.д. Вкупе со знаниями, полученными при работе над проектном это составляет положительный опыт, кроме того побуждает интерес к научно-исследовательской деятельности.
Однако максимально полученные данные можно использовать при построении работы географических кружков, особенно имеющих краеведческий уклон, здесь теме, которая интересна детям можно посвятить большее время, нежели оно отведено программой, что позволяет лучше понять причинно-следственные связи развития рассматриваемой отрасли экономики.
В заключение отметим, что основная задача современного учителя заключается в том, чтобы каждый ученик воспринимал каждый учебный предмет как лично значимый для него, и был максимально полно погружен в учебную деятельность.


1. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257 -ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72386/ (дата обращения: 05.12.2019).
2. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р «Об
утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 120672/f62ee45faefd8e2a11 d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения6 08.12.2019).
3. Акулова А.А. Организация процессов утилизации автомобилей в
Уральском регионе: дис. на соиск. уч. степ. к.т.н. (05.02.22)/ Анастасия Александровна Акулова. Екб.: ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». 2017. URL:
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55418/1/urfu1767 d.pdf (30.11.2019).
4. Альметова З.В., Ларин О.Н. Развитие транзитного потенциала Уральского региона // СПТКР. 2012. №2. С. 69-78.
5. Анисимова А. А., Петрова Е. Ю., Яковенко В. Н. Формирование познавательного интереса к изучению географии во внеклассной деятельности // Материалы I Всерос. учеб.-метод. конф. «Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ». 19 апреля 2007 г. Томск: ТГПУ, 2007. С. 53-56.
6. Бартенева Ю.А. Возможности использования интерактивных методов обучения в школьном курсе географии 9 класса на примере Дальнего Востока. URL: https://multiurok.ru/files/vozmozhnosti-ispol-zovaniia- intieraktivnykh-mietod.html (дата обращения 09.12.2019).
7. Бочков П.В. Пути совершенствования железнодорожного транспорта и его влияние на развитие экономики Уральского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №3. С. 34-42.
8. Виниченко В.А., Суслов С.А. Lean- менеджмент на транспорте // АНИ: экономика и управление. 2018. №1 (22). С. 243-245.
9. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И., Власова Е.И. Особенности изучения географии транспортного комплекса Приволжского федерального округа в курсе экономической географии России // MODERN HIGH TECHNOLOGIES. 2016. №5. С. 94-98.
10. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Королькова Н.В. Логистические основы управления транспортной системой: Учебное пособие. - М.: МИИТ,
2015. - 136с.
11. Галай И.П. Методика обучения географии Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. — Мн.: Аверсэв, 2006. — 157 с.
12. Гимади, И. Э., Нестерова, Н. Н. Формирование транспортно-
логистического комплекса Урала в системе торгово-экономических связей с Европейским союзом. // Россия и Европейский союз: стратегия
взаимодействия: материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 17-19 апреля 2002 г. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького; Урал. межрегион. ин-т обществ. наук. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. — С. 243-251. — (Уральский межрегиональный институт общественных наук [Вып.] 6).
13. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов- руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана.-Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. -176 с.
14. Дмитриева Т.В. История развития транспорта. Методическое пособие к специальному курсу для студентов ускоренной формы обучения и студентов 6 лет обучения заочного факультета. - Екб: УрГУПС; 2005. - 21 с.
15. Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е.
Левитина на совещании в Уральском Федеральном округе 16-17 мая 2005 года по теме: «Перспективы развития транспортной системы Уральского Федерального округа». URL: https://www.mintrans.ru/press-
center/interviews/232 (дата обращения: 03.12.2019).
16. Дороги России-2009. Инфраструктура Информационно­
аналитический каталог Издание второе, подготовлено к !Х Международной выставке-форуму «Дороги России ХХ! века» и Дню работников дорожного хозяйства. URL: http://www.dorrus.ru/images/DorRusInfra2009 201-306.pdf
(дата обращения 04.12.2019).
17. Дронов В.П., Таможняя Е.А., Лопатников Д.Л. Методика
изучения раздела «Хозяйство» в школьном курсе «география России» в условиях реализации ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=27510 (дата обращения: 07.12.2019).
18. Единая транспортная система. Часть 1.: Учебное пособие по дисциплине «Единая транспортная система и география транспорта» - М.: МГТУ ГА, 2007.- 94 с.
19. Ершова Т.В., Петрова Е.Ю. Реализация внеурочной деятельности по географии при взаимодействии школы и педагогического университета // Ped.Rev.. 2017. №3 (17). С. 162-169.
20. Зиппа С.А., Антюфеева Т.В. Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе (на примере МБОУ «Гимназия № 40» и МБОУ «Гимназия № 45», Барнаул) // Известия АО РГО. 2014. №1 (35). С. 22-25...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ