ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ГОВОРЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы с точки зрения обучения их иностранному
языку 6
1.2. Методика обучения говорению на уроках иностранного языка ц
1.3. Методика развития универсальных учебных действий на уроке
иностранного языка
1.4. Интернет-ресурсы при обучении иностранному языку в начальной 29
школе
Вывод по 1 главе 36
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ 38
2.1. Описание технологии применения интернет-платформы «Российская
электронная школа» для формирования универсальных учебных действий при обучении говорению на уроке иностранного языка в 3 классе
2.2. Анализ результатов апробации технологии применения
интернет-платформы «Российская электронная школа» для формирования универсальных учебных действий при обучении говорению на уроке иностранного языка в 3
классе
2.3. Методические рекомендации при реализации технологии
применения интернет-платформы «Российская электронная школа» для формирования универсальных учебных действий при обучении говорению на уроке иностранного языка в 3
классе
Вывод по 1 главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
В современном обществе произошли серьезные изменения в понимании целей образовательного процесса и путей их реализации. Если раньше итогом образовательного процесса служила оценка полученных знаний, умений и навыков, то сейчас - в современном обществе - образовательный процесс (или обучение) есть процесс подготовки учащихся ко взрослой реальной жизни, к готовности проявить все свои умения и навыки в самой активной позиции, к мобильности и молниеносной коммуникации, если того требует ситуация, к быстрой переквалификации профессиональных навыков в ответ на постоянно и быстро меняющийся мир [Беспалько 2011: 340].
Основной целью внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательные учреждения является формирование универсальных учебных действий, которые способствуют развитию вышеописанных характеристик современного учащегося. В свою очередь требования к результатам обучения посредством формирования таких универсальных учебных действий представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Отличительной особенностью данного стандарта является его системно-деятельностный характер, который во главу угла ставит целью развитие личности обучающегося [Асмолов 2010: 267].
В широком понимании - основная цель при обучении иностранному языку посвящена умению использовать его в рамках реальной жизни, т.е. моментально, корректно и адекватно реагировать в разнообразных коммуникативных ситуациях. Таким образом, коммуникативная компетенция является лидирующей среди остальных видов универсальных учебных действий.
Коммуникация - это двусторонний процесс деятельности, в которой взаимодействуют как минимум два субъекта. Чем больше субъектов, тем сложнее происходит коммуникация. Поэтому самым эффективным и динамичным способом развития речевой коммуникации является говорение. Именно этому навыку уделяется значительное внимание в современной методике преподавания иностранных языков, т.к. остро стоит вопрос о том, как же за небольшой промежуток времени выработать этот навык для конкретного уровня владения языком. Данный вопрос как раз затрагивает высокую степень актуальности выбранной нами темы [Пассов 1991: 233].
Кроме того, нужно организовать процесс обучения так, чтобы учащийся был увлечен в этом, а так же заинтересован в дальнейшем применении полученных знаний. На помощь в таком случае приходит технический прогресс в виде современных информационных технологий, в том числе и компьютерных с использованием ресурсов Интернет. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и интерактивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность образовательного процесса [Петрова 2005: 58].
Объектом исследования является процесс развития УУД при обучении говорению на иностранном языке в начальной школе с помощью интернет- ресурсов.
Предметом исследования в данной работе выступает технология применения интернет-платформы «Российская электронная школа» для формирования универсальных учебных действий при обучении говорению на уроке иностранного языка в начальной школе.
Объект и предмет в совокупности определяют цель данной работы: теоретически обосновать, разработать и доказать эффективность технологии применения интернет-ресурсов для формирования универсальных учебных действий при обучении говорению на уроке иностранного языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.
2. Описать методику обучения говорению на иностранном языке в начальной школе.
3. Проанализировать и подобрать наиболее подходящий алгоритм формирования универсальных учебных действий для обучения говорению на английском языке в начальной школе.
4. Разработать технологию применения интернет-платформы «Российская электронная школа» при обучении говорению на иностранном языке в начальной школе.
5. Проанализировать результаты апробации и дать методические рекомендации при реализации технологии применения интернет- платформы «Российская электронная школа» в 3 классе.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, моделирование, пробное обучение.
В соответствии с целью и задачами исследования структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, одного приложения, списка использованной литературы, включающего 55 источников.
Образовательный процесс на данный момент претерпевает ряд непрекращающихся изменений, как в структуре, так и в ее трактовке и восприятии. И поэтому необходимо сформировать сильную, развитую и самостоятельную личность, которая при необходимости сможет быстро адаптироваться под текущие изменения. Это и есть главная цель процесса обучения.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели развитие самостоятельной личности, с собственной позицией и стремлением научиться учиться, в системе нынешнего образования через развитие коммуникативных универсальных учебных действий при помощи внедрения технологии применения интернет-платформы «Российская электронная школа». А также поставили цель - доказать эффективность технологии применения интернет- платформы «Российская электронная школа» для формирования универсальных учебных действий при обучении говорению на уроке иностранного языка в начальной школе.
В ходе проделанной нами работы мы теоретически обосновали и разработали несколько планов уроков, основанных на материалах учебной интернет-платформы «Российская электронная школа», для обучения иностранному языку младших школьников. Чтобы достичь поставленную цель, нами было решено несколько задач. В ходе исследования мы охарактеризовали психолого-педагогическую характеристику учащихся начальной школы. Мы выяснили, что наиболее подходящий возраст для того, чтобы начать изучать английский язык, это от 4 до 10 лет. Благодаря этому факту, определили, что очень важно замотивировать и заинтересовать ученика данной возрастной категории, чтобы обучение говорению на английском языке происходило наиболее эффективно. Мы так же описали несколько вариантов методики развития обучения говорению в начальной школе, тем самым обозначив основные этапы обучения говорению и выбрав наиболее подходящий для нашего исследования вариант. Нами было обращено особое внимание на поиск эффективной методики развития коммуникативных универсальных учебных действий для обучения иноязычному общению в начальной школе.
Было выяснено, что в развитии речевых навыков и умений школьника интернет-ресурсы не могут полностью заменить живое общение с учителем, но они могут создать максимально индивидуальное обучение иностранному языку на стадиях, когда иноязычные речевые и предречевые навыки только формируются. Мы проанализировали несколько популярных Интернет- ресурсов и выбрали один для дальнейшей его апробации.
Сначала нами была проведена входная диагностика для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий при обучении говорению младших школьников. Убедившись, что результаты входного среза можно и нужно повысить, нами был описан процесс внедрения технологии применения интернет-платформы «Российская электронная школа», в ходе которого были откорректированы уроки, взятые с указанной интернет-платформы. Данные уроки были апробированы на экспериментальной группе (3 класс).
В результате апробации мы доказали эффективность разработанных нами уроков, т.к. по всем критериям оценки сформированности умений иноязычного говорения прослеживалась положительная динамика. Более того, использование данной интернет-платформы, а также компьютера и системы мультимедиа, в совокупности позволило привлечь внимание абсолютного большинства учеников (98%), в то время как процесс входной диагностики, который проводился с частичным использованием вышеперечисленных средств технического оснащения кабинета, но без «выхода» в сеть Интернет, привлек 64% учащихся. Были даны методические рекомендации по поводу технологии применения интернет-платформы «Российская электронная школа», в частности, рекомендовалось постоянно использовать визуальные опорные материалы для более эффективного обучения иноязычному общению, а затем постепенное их исключение.
Подводя итоги проделанной работы, можно заключить, что цель нашего исследования была достигнута, т.к. эффективность внедрения технологии применения Интернет-ресурса была доказана.
1. Азаровская А.Е., Кузовлева Н.Е., Пассов Е.И. Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2008. - с.130
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 136 с.
3. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью - М.: Просвещение, 2001. - 334 с.
4. Апальков В. Г. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский в фокусе». 2-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Апальков, Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2020. — 24 с.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе - М.: Просвещение, 2010. - 267 с.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М., 2011. - 340 с.
7. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. - 209 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
9. Выходцева Т.В. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 28-30.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
11. Ермаков Д.С. Информатизация образования и информационная
компетентность учащихся // Народное образование - 2009. - № 4. - С. 158-163.
12. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 49-57.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология - М.: Логос, 2004. - 383 с.
14. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. - М.: Академия, 2009. - 144 с.
15. Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию //Иностранные языки в школе. - 1991. - №1. - С. 22-26.
16. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - С. 11-12.
17. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - М.: ДРОФА, 2008. - 432 с.
18. Комаров А.С. Обучение иностранному языку в лаборатории устной речи // Иностранные языки в школе. - 2002. - №4. - С.18- 23.
...