Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Работа №27343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
958
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
на уроках математики в начальной школе 9
1.1. Значение формирования универсальных учебных действий у младших школьников при изучении математики 9
1.2 Алгебраический материал в курсе начальной школы и его значение
для математического развития учащихся 16
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию
универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала в начальной школе 20
2 Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения
алгебраического материала на уроках математики в начальной школе 26
2.1 Диагностика универсальных учебных действий на начало опытно-экспериментальной работы 26
2.2 Система заданий и упражнений, направленная на формирование
универсальных учебных действий (на примере алгебраического материала) 28
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 36
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Диагностическая карта 4

В наши дни российское образование в школах - это процесс, который способствует формированию личности обучающегося, которая обладает системой ценностей приемлемых для себя и общества. В условиях реализации ФГОС НОО главной целью процесса образования становится не передача социального опыта, не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности каждого ребенка. Сейчас школа в первую очередь становится учреждением, формирующим навыки самовоспитания и самообразования.
Главной задачей современной школы является формирование системы «универсальных учебных действий», которые обеспечивают компетенцию «научиться учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Безусловно, в формировании универсальных учебных действий главную роль выполняет учитель. Он осуществляет управление процессом обучения и воспитания в образовательном учреждение. Учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Поэтому современному педагогу необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения.
Мы рассмотрим подробно, как можно формировать универсальные учебные действия у младшего школьника на уроках математики при изучении алгебраического материала. Ведь учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных. Именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению систематизировать, анализировать, критиковать.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении теоретического наследия и практического опыта по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в процессе изучения алгебраического материала.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: приемы и способы формирования универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики учителем используется система последовательно усложняющихся и взаимосвязанных между собой заданий, а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то это положительно отразится на формировании универсальных учебных действий.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) определить значение формирования УУД у младших школьников при изучении математики
2) изучить содержание алгебраического материала в курсе начальной школы и выявить его значение для математического развития учащихся.
3) проанализировать методические рекомендации по формированию УУД при изучении алгебраического материала в начальной школе
4) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством алгебраического материала.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
2. педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
3. качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о теории и практики формирования учебных действий у учащихся начальной школы нашедшие отражение в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, а также основные положения о методике изучения алгебраического материала в курсе начальной школы, нашедшие отражение в работах Э.И. Александровой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона, и других ученых.
Опытно-экспериментальная база исследования: город Ачинск, МБОУ «Средняя школа № 5». В исследование приняли участие обучающиеся 4 «В» класса, в количестве 17 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь - февраль 2015 - 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, написание теоретической части.
Второй этап (март - апрель 2016) - разработка плана проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы и практическая апробация серии занятия с учащимися начальных классов в школе.
Третий этап (май 2016) - анализ результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья на тему «Способы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики» в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Наука и цивилизация», проводимой в Великобритании.
Практическая значимость нашей работы заключается в подборе и систематизации заданий, направленных на изучение алгебраического материала в курсе начальной школы, а также способствующих процессу формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка используемых источников (40 наименований) и одного приложения.
Материалы исследования представлены в двух таблицах, одном рисунке, объем работы составляет 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ теоретических источников по обозначенной проблеме позволило выявить, что предмет математики по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных универсальных учебных действий, овладение которыми в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала в начальной школе показал, что учащимся представляются достаточно большие возможности использования различных видов математических заданий, выполнение которых не только развивает математические способности, но и ведет к формированию значимых качеств личности. Успешное выполнение заданий алгебраического характера способствует развитию обобщенного характера мышления у учащихся, что положительно сказывается на формировании универсальных учебных действий.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы
Во-первых, мы выяснили, что благодаря своей обобщенности в содержании, алгебраический материал, изучаемый в курсе начальной школы, является эффективным средством в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Во-вторых, посредством алгебраического материала у младших школьников более успешно развиваются регулятивные и познавательные универсальные действия, что в целом оказывает положительное воздействие и на развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В-третьих, процесс формирования универсальных учебных действий при изучении алгебраического материала сопровождается выполнением учащимися системы разнообразных математических заданий, основным условием которой является органичное включение знаний и умений, полученных при выполнении предыдущего задания в процесс выполнения последующих.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, что если в процессе изучения алгебраического материала на уроках математики учителем используется система последовательно усложняющихся и взаимосвязанных между собой заданий, а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то положительно отразится на формировании универсальных учебных действий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



1. Аргинская, И.И. Математика. 4 класс.: учебник в двух частях / И. И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. - Самара: ИД Дом Федорова, 2014. - 128 с.
2. Асмолов, А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
A. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская,. — Москва: Просвещение, 2011. — 159 с.
3. Барсукова, Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе / Е.В.Барсукова // журнал «Начальная школа». 2012. - №7. - С. 31-34.
4. Богославец, Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в школе: учебно-методическое пособие / Л. Г. Богославец - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 210 с.
5. Волкова, С.В. Проверочные работы по математике: методическое пособие / С.В. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. -118 с,.
6. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология: учебно - методическое пособие / В.В. Гузеев - Москва: Народное образование, 2009. - 280 с.
7. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: логико¬психологические проблемы построения учебных предметов : учебное пособие /B. В. Давыдов. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.
8. Дедюхина, А. А. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов [Электронный ресурс] / А. А. Дедюхина // Информация о публикации. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17732229
9. Дубова, М. В. Начальная школа: анализ современного состояния и проблемы / М. В. Дубова // Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 3-9.
10. Зубкова, Н.М. Формируем универсальные учебные действия на уроках математики. 4 класс: пособие для учителя / Н.М. Зубкова. - Москва: Ювента, 2014. - 48 с.
11. Иванченко, М.П. Уравнения в начальных классах: методическое пособие для учителя / М.П. Иванченко. - Москва: Академия, 2016. - 45 с.
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип / Н.Б. Истомина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
13. Калинина, Н.В. Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: учебно-методическое пособие /Н.В. Калинина - Москва: «Академия», 2002. - 120 с.
14. Комплексный педагогический мониторинг процесса формирования универсальных учебных действий в начальной школе: пособие для учителя / Л.Г. Петерсон [и др.]. - НОУ Институт СДП, 2016. - 144 с.
15. Кордина, Н.Е. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения: учебное пособие для 4 класса / Н. Е. Кордина - Волгоград: Учитель, 2011. - 86 с.
16. Коростелева, О.А. Методика работы над уравнениями в начальнойшколе // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 2. - С. 36.
17. Лаврентьева, Т. И. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД. 4 класс: рабочая тетрадь / Т.И. Лаврентьева. - Волгоград: Учитель, 2015.- 241 с.
18. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / В.С. Лазарев. - Москва: Айрис - пресс, 2008. - 411 с.
19. Лукьяненко, А.В. Технологическая подготовка в системе профессионального становления учителя начальных классов в высшей педагогической школе [Электронный ресурс] / А.В. Лукьяненко // электронная библиотека диссертаций. - Славянск - на - Кубани, 2005. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tekhnologicheskaya-podgotovka-v-sisteme- professionalnogo-stanovleniya-uchitelya-nachalnykh-k
20. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л Мельникова. - Москва: Папирус Про, 2006.- 140 с.
21. Миронов, А.Н. Как построить урок в соответствии с ФГОС: пособие для учителя / А.Н Миронов. - Волгоград: Учитель, 2015 - 147 с.
22. Мишакина, Т.Л. Формируем универсальные учебные действия на уроках математики. 4 класс: тренажер / Т.Л. Мишакина. - Москва: Ювента, 2014. - 48 с.
23. Мишанова, О.Г. Комплексная субъектно-ориентированная педагогическая диагностика коммуникативных действий младших школьников: метод. рекомендации для учителей начальных классов / О.Г. Мишанова. - Челябинск: «ЧГПУ», 2012. - 31 с.
24. Мишанова, О.Г. Культура речи и этика общения: программа коммуникативного образования младших школьников: пособие для учителя / О.Г. Мишанова. - Челябинск: «ЧГПУ», 2012. - 55 с.
25. Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе : метод. пособие для учителя нач. классов / М.Ю. Демидова [и др.].- Уфа; БИРО, 2013. - 176 с.
26. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Вестник образования России. - 2013. - № 3-4. - С. 10¬159.
27. Петерсон, Л.Г. Этапы формирования у младших школьников универсальных учебных действий. // Управление начальной школой. - 2012. - №2. Москва: Издательский дом МЦФЭР, 2012. С.34-37.
28. Планируемые результаты начального общего образования/ метод. рекомендации / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. - Москва: Просвещение, 2010. - 47 с.
29. Плотникова, Е. Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие / Е.Б. Плотникова. - Москва: Академия, 2010. - 170 с.
30. Подходова, Н.С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики / Н. С. Подходова // Начальная школа : науч.-метод. журн. / Министерство образования и науки РФ. - Москва, 2011. - N 9. - С. 34-41
31. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова /С.Н. Бухалова [и др.]. - Самара: ИД Федоров, 2012. - 224 с.
32. Рудницкая, В.Н. Математика. 4 класс.: учебное пособие / В.Н Рудницкая - Москва: Вентана - Граф, 2015. - 260 с.
33. Стойлова, Л.П. Математика: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л. П. Стойлова. - Москва: «Академия», 1999. - 424с.
34. Суслов, В.Н. Личностные результаты выпускника начальной школы. Тесты для диагностики. Формируем портфолио / В.Н. Суслов. - Москва: Легион, 2015. - 96 с.
35. Тихоненко, А.В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе: пособие для учителя / А. В. Тихоненко - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 350 с.
36. Федеральный государственный стандарт начального общего
образования (1 - 4 кл.) [Электронный ресурс] Министерство образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/922
37. Хиленко, Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией: пособие для учителя / Т.П. Хиленко. - Москва: Просвещение, 2013. - 96 с.
38. Царева, С.Е. Методика преподавания математике в начальной школе: учебник / С.Е. Царева. - Москва: Академия, 2014 - 496 с.
39. Чекин, А. Л. Математика: учебное пособие / А.Л Чекин - Самара: ИД Федоров, 2012 - 256 с.
40. Шатуновский, Я.М. Математика как изящное искусство и ее роль в общем образовании. / Я. М. Шатуновский // Математика в школе. - 2001. - № 3. - С. 6-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ